ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»
план-конспект урока по химии (8, 9 класс)
Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»
1 | ФИО Нуриева Зульфира Зуферовна | |
2 | Место работы: МБОУ «Гимназия №175» Советского района г. Казани РТ | |
3 | Должность: учитель | |
4 | Предмет: химия | |
5 | Класс: 8 | |
6 | Тема и номер урока в теме: Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород». №3/26 | |
7 | Базовый учебник: Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 8 М., «Просвещение» 2010 |
8 Цель урока: Систематизировать знания о представителях газов - водороде, кислороде.
9 Задачи:
Образовательные задачи:
- Актуализировать знания о составе молекул, физических свойствах, способах получения, собирания и распознавания представителей газов - водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена.
- Установить зависимость свойств изученных газообразных веществ от их состава и строения.
- Рассмотреть взаимосвязь применения важнейших газов и их свойств.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость.
- Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.
Развивающие задачи:
- Развивать умение использовать химическую терминологию.
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, конкретизация, установление причинно - следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного).
- Развивать познавательный интерес, умения пользоваться химическим языком, учить аргументированно излагать свою точку зрения.
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы
10.Планируемые результаты обучения.
Уметь давать характеристику изученных газов. Знать состав молекул, физические свойства, способы получения, собирания и распознавания представителей газов - водорода, кислорода.
11 .Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
12. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
13. Необходимое техническое оборудование: компьютер, локальная сеть, магнитно-маркетная доска, проектор.
14.Структура и ход урока: таблица 1.Таблица 1.
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1. | Актуализация знаний. Устная работа. | ЭУМ И–типа.
Презентация слайд 1,2 | На прошлых уроках мы дали характеристику газообразного вещества. Сегодня мы систематизируем знания о важнейших представителях газов, которые применяет человек в своей практической деятельности. О каких же газах мы сегодня будем говорит? Загадки: В космическом пространстве я Скитальцем вечным странствую, Вселенная исследована мной. Я знал вулканы грозные, И все скопленья звёздные, А недра Солнца мне как дом родной. О каком газе идет речь? (Водород) О каком газе мы будем говорить далее? Достоин тот газ удивления -Его применяют сейчас Для резки металлов, в сталеваренье И в доменных мощных печах. Берёт его лётчик в высотные дали, Подводник с собою берёт. Вы, верно, уже угадали, Что этот газ -…(кислород ) | Разгадывают загадки и дают ответ | 2 мин. |
2 | Организационный момент | ЭУМ-И Слайд 3,4 | Тема: Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды». План урока: 1.Характеристика химических элементов 2.Характеристика простых веществ кислорода и водорода 3.Получение этих газов в лаборатории. 4. Физические свойства кислорода и водорода. 5. Химические свойства кислорода и водорода. 6. Применение кислорода и водорода. | Записывают тему урока в тетради, знакомятся с планом урока | 2мин. |
3 | Закрепление и совершенствование приобретенных ЗУН | ЭУМ-И Слайд 5 | Задание 1. Даны формулы: H, O2, O, H2. Выбери знаки химических элементов и химические формулы простых веществ. | Выполнение задания в тетради с самопроверкой | 2 мин. |
Слайд 6 Слайд 7 | Задание 2. Дайте характеристику химических элементов О и Н по плану : Хим знак Ar( ) Валетность Самый распространенный элемент… Формула простого Вещества M( )= г/моль | Два ученика работают у доски и маркером заполняют ответы, остальные в тетрадях. Проверка правильности. Самооценка. | 4 мин. | ||
ЭУМ К-типа Слайд 8 | Задание 3 . Кодовый диктант (сравнение физических свойств газов) Работа по вариантам. 1 вариант пишет про кислород, II- про водород. Если ребята согласны с утверждением, то ставится знак «+», если не согласны, то знак «-». 1.Газ легче воздуха. 2.Малорастворимый газ в воде. 3.Этот газ хорошо поддерживает горение. 4.Выделяется в процессе фотосинтеза. 5. Газ без цвета, запаха, вкуса. 6. В реакциях, как правило, окислитель. 7. Используется как восстановитель в металлургии. 8. Самый распространённый 9. Входит в состав воздуха. 10. Входит в состав оксидов. | Выполняют задание. Проверка правильности выполнения задания: О2: 1 2 3 4 5 6 9 10 Н2: 1 2 5 6 7 8 | 4 мин. | ||
ЭУМ И -типа Слайд 9.10 | Историческая справка открытия кислорода и водорода | Знакомятся с историей открытия | 3 мин. | ||
ЭУМ П– типа. Слайд 11-15 Слайд 15-16 | Задание 4 Просмотрите видеофрагменты.
а)газа Н2 б) газа О2
1) KClO3 →t KCl + … 2) … → Эл. ток H2 + O2 3) TiH2 →t Ti + … 4) Zn + HCl →t ZnCl2 + … 5) H2O2 → катализатор H2O + 6) …→t K2MnO4 + MnO2 +O2 Какие реакции остались? Получение каких газов они отображают? Закончите данные уравнения реакций. Ответьте на вопросы: Как собрать выделяемый газ? Как перелить выделяемый газ из одного сосуда в другой? | Работа на доске и в тетради. При помощи стилуса (маркера) отмечают соответствующие уравнения При помощи стилуса вписывают формулы, расставляют коэффициенты, подчеркивают, указывают тип реакции Устные ответы учащихся | 7 мин | ||
| Слайд 17-19 видео-опыты Слайд 20 Слайд 21-24 видеоопыты | Задание 5 Запишите уравнения реакций, о которых говориться в стихотворении: Известно, что горят отлично в нём сера, фосфор, углерод, железо, магний, энергично сгорает даже водород. -А как горят сложные вещества? Напишите уравнения горения метана (СН4) и ацетилена (С2Н2). Ответьте на вопросы: Как называются соединения элементов с кислородом? Дайте определение реакциям горения. Задание 6 Раскрасте лепестки цветка с формулами оксидов желтым цветом. Сделайте вывод: какими свойствами обладает кислород Задание 7 Химические свойства водорода. Посмотрите видео опыты и напишите соответствующие уравнения реакций: а)СиО + Н2 = б)Н2 + CI2= в) Н2 + O2 = Какая реакция отражает восстановление металлов из их оксидов? Сделайте вывод о свойствах водорода | Знакомятся с заданием. Работа на доске и в тетрадях. Запись уравнений реакций на доске и в тетради При помощи стилуса работают у доски. Делают вывод: кислород-окислитель Работают у доски и в тетрадях Формулируют вывод: водород-восстановитель | 7 мин 2 мин 4мин | |
ЭУМ И–типа.. Слайд 25-27 | 5 Применение кислорода и водорода. | Сообщения учащихся | 4 мин | ||
Формулирование выводов урока. | Выводы по уроку. Кислород – Водород - Оксиды - это | Фиксируют выводы. | 2 мин | ||
Домашнее заданое | Домашнее задание. Домашняя контрольная работа | Записывают домашнее задание в дневниках. | 1мин | ||
Релаксация | Слайд 28 | Записывают на листочках мнения о уроке и сдают учителю | 1мин |
Презентация прилагается.
Используемые интернет-ресурсы: http://fcior.edu.ru);
http://school-collection.edu.ru).
http://chemistry-chemists.com/Video.html1
Домашняя контрольная работа
№1.Осуществить превращения по схеме:
А) H2O -> H2 -> HCl -> ZnCl2
Б) KMnO4 -> O2 -> CuO -> Cu
В) H2 -> NaH -> H2
№2.
Составьте уравнения реакций, схемы которых даны ниже (вставьте недостающие формулы вместо точек и добавьте коэффициенты):
А) CuO+...->H2O+Cu
Б) Na+H2O->...+NaOH
В) Al+O2->...
Г) H2+N2->...
Д) Ca+H2->...
Е) Zn+...->ZnCl2+...
Ж) CH4+...->CO2+...
З) H2O2->...+...
№3.
Вычислите массу угля, который сгорел в кислороде, если при этом выделилось 33520 кДж энергии. Термохимическое уравнение сгорания угля - С (тв.) + О2 (г) = СО2 + 402,24 кДж
№4.
Вычислите массу кислорода (г), которую можно получить при разложении перманганата калия массой 100 г?
№5.
Вычислите массы водорода и кислорода, которые можно получить при электролизе воды массой540 г?
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 5
Решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие классы неорганических соединений»
Учитель химии высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Гимназия №175»
Советского района города Казани
Нуриева Зульфира Зуферовна
Цель: научить распознавать вещества, подбирать необходимые реактивы, самостоятельно проводить химический эксперимент. Закрепить знания о правилах безопасности при работе с растворами кислот и щелочей.
Задачи:
- систематизировать знания о составе, свойствах, получении и применении важнейших классов неорганических соединений; уметь экспериментальным путём подтверждать химические свойства.
- формировать навыки экспериментальной работы, умение строить логические связи, осмысленно двигаясь по цепочке: простое вещество - оксид - основание - соль.
- развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии. как к науке имеющей огромное прикладное значение.
- выработать умение самостоятельно применять знания в комплексе.
Оборудования: пробирки, штатив для пробирок, химические стаканы, стеклянная палочка,
штатив, прибор для получения углекислого газа
Реактивы: растворы хлорида натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты; оксид кальция, оксид магния, вода; мрамор, гидроксида кальция (известковая вода). Индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж.
Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент
Слайд 1
Здравствуйте ребята!
Наш урок мне хочется начать со слов великого греческого философа Аристотеля.
«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле». У нас сегодня с вами практическая работа, на которой мы будем решать экспериментальные задания по важнейшим классам неорганических соединений.
I. Актуализация знаний
Давайте вспомним, с какими неорганическими соединениями на прошлых уроках вы познакомились.
Слайд 2-3.
А теперь вспомните их состав и расположите данные формулы соединений по классам
Исходя из состава веществ, дадим определение каждому классу неорганических соединений.
Молодцы! Все классы неорганических соединений вы вспомнили и теперь мы можем приступить к практической работе. Но для начала вспомним правила техники безопасности при работе с неорганическими соединениями, в частности с кислотами и щелочами.
Слайд 4
II. Инструкция по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами
- Работать в спецодежде.
-Не оставлять открытой посуду, в которой хранится кислота или щелочь.
-При попадании кислоты на кожу промыть проточной водой и обработать 5%-ным раствором питьевой соды.
- При попадании на кожу раствора щелочи промыть проточной водой и обработать 2%-ным раствором уксусной кислоты.
- При разбавлении концентрированной серной кислоты сначала наливают воду, потом – кислоту.
III. Ход практической работы:
Слайд 5
Задание 1. Перед вами три пронумерованные пробирки, в которых содержатся растворы:
А) хлорида натрия;
Б) гидроксида натрия;
В) соляной кислоты.
Опытным путем докажите, в каких пробирках находятся данные растворы.
Свои наблюдения и результаты опыта учащиеся записывают в тетрадях для практических работ (в произвольной форме)
Слайд 6
Задание 2. В двух стаканах даны:
а) оксид кальция; б) оксид магния.
Определите в каком стакане находится каждое из этих веществ.
- Почему оксид магния не растворяется в воде?
Учащиеся опытным путем распознают в каком стакане находится какой оксид. Уравнение практически осуществимой реакции и результаты эксперимента записывают в тетрадях для практических работ
Слайд 7
Задание 3. Дан раствор гидроксида кальция (известковая вода). Получите карбонат кальция.
Учащиеся получают углекислый газ и пропускают его через раствор известковой воды. Записывают уравнения соответствующих реакций в тетрадях для практических работ:
СаСО3 + НСL →
Са(ОН)2 + СО2 →
Итак ребята, чему мы научились сегодня на уроке? (Беседа с учащимися)
Проделав экспериментальные задания, мы еще раз вспомнили свойства неорганических соединений (оксидов, оснований, кислот и солей). Мы на уроках изучаем состав и свойства веществ, их превращения, а также явления, сопровождающие эти превращения, а в жизни, ребята, вы должны уметь правильно применять эти знания.
Внимание на экран.
IV. Применение неорганических соединений в жизнедеятельности человека.
Слайд 8
Значение химии в жизни человека очень трудно переоценить, ведь эти процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая сложнейшими биологическими процессами в организме.
V. Рефлексия
А теперь открываем конверты с картинками. Это картинки, иллюстрирующие применение веществ в жизнедеятельности человека. Внимательно рассмотрите эти картинки и распределите их по классам (на магнитной доске).
Итак, вы еще раз убедились, что все изучаемые нами вещества так широко применяются в нашей жизни.
VI. Домашнее задание. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) Сu → СuО → СuSО4 → Сu(ОН)2
б) АL → АL2О3 → АLCL3 → АL(ОН)3
Слайд 9
Итог урока
Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью стикеров (на обложке тетради)
«Зеленый» - «Я молодец, у меня все получилось»
«Желтый» - «Мне надо еще поработать»
«Красный»- «Мне было трудно»
Спасибо всем за активное участие на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Повторение и обобщение по теме «Союз»»
Это обобщающий урок в 7 классе. Он предусматривает повторение и систематизацию сведений о союзе; учит детей 7 класса ставить знаки препинания в сложном предложении; способствует развитию монолог...
Урок повторения и обобщения по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Урок предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы....
Урок повторения и обобщения по теме "Производная и ее вычисление"
Данная тема рассматривалась на предыдущих уроках и была полностью изучена, а этот урок посвящен повторению и обобщению, подготовке учащихся к контрольной работе. На уроке используется групповая работа...
Открытый урок повторения и обобщения по теме "Наречие" в 6 классе
Урок содержит методы и приемы технологии развития критического мышления...
Урок повторения и обобщения на тему: Петр Великий. Значение петровских реформ". 7 класс
на уроке используется раздаточный материал с отрывками исторических источников и вопросами....
План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл
материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...
Тема урока Повторение и обобщение по теме «Свойства степени с натуральным показателем» 7 класс
Тема урока : Повторение и обобщение по теме «Свойства степени с натуральным показателем» 7 класс...