ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»
план-конспект урока по химии (8, 9 класс)

Нуриева Зульфира Зуферовна

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»

1

ФИО  Нуриева Зульфира Зуферовна

2

Место работы:  МБОУ «Гимназия №175» Советского района г. Казани РТ

3

Должность:  учитель

4

Предмет:  химия

5

Класс:   8

6

Тема и номер урока в теме:  Повторение и обобщение по темам  «Кислород», «Водород». №3/26

7

Базовый учебник:  Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 8 М., «Просвещение» 2010

8    Цель  урока:   Систематизировать знания о представителях газов - водороде, кислороде.

9     Задачи:

 Образовательные задачи:

  • Актуализировать знания о составе молекул, физических свойствах, способах получения, собирания и распознавания  представителей газов - водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена.
  • Установить зависимость свойств изученных газообразных веществ от их состава и строения.
  • Рассмотреть взаимосвязь применения важнейших газов  и их свойств.

   Воспитательные задачи:

  • Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость.
  • Продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.

     Развивающие задачи:

  • Развивать  умение использовать химическую терминологию.
  • Развивать мыслительные операции (анализ, синтез,  конкретизация,  установление  причинно  -  следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение     аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного).
  • Развивать познавательный интерес, умения пользоваться химическим языком, учить   аргументированно   излагать свою точку зрения.  

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы

10.Планируемые результаты обучения.

Уметь давать характеристику изученных газов. Знать состав молекул, физические свойства, способы получения, собирания и распознавания  представителей газов - водорода, кислорода.

11 .Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

12. Формы работы учащихся: фронтальная,  индивидуальная, коллективная.

13. Необходимое техническое оборудование: компьютер, локальная сеть, магнитно-маркетная  доска, проектор.

14.Структура и ход  урока: таблица 1.Таблица 1.

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

 Актуализация знаний.

 Устная работа.

ЭУМ  И–типа.

 

                           

Презентация слайд 1,2

  На прошлых уроках мы дали характеристику газообразного вещества. Сегодня мы систематизируем знания о важнейших представителях газов, которые применяет человек в своей практической деятельности.

О каких же газах мы сегодня будем говорит?

Загадки:

В космическом пространстве я

Скитальцем вечным странствую,

Вселенная исследована мной.

Я знал вулканы грозные,

И все скопленья звёздные,

А недра Солнца мне как дом родной.

О каком газе идет речь?                                                       (Водород)

О каком газе мы будем говорить далее?

Достоин тот газ удивления -Его применяют сейчас

Для резки металлов, в сталеваренье

И в доменных мощных печах.

Берёт его лётчик в высотные дали,

Подводник с собою берёт.

Вы, верно, уже угадали,

Что этот газ -…(кислород )

Разгадывают загадки и дают ответ

2 мин.

2

Организационный момент

ЭУМ-И

 Слайд 3,4

Тема: Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды».

План урока:

1.Характеристика химических элементов

 2.Характеристика простых веществ кислорода и водорода  3.Получение этих газов в лаборатории.

4. Физические свойства кислорода и водорода.

5. Химические свойства кислорода и водорода.

6. Применение кислорода и водорода.

 Записывают тему урока в тетради,

 знакомятся с планом урока

2мин.

3

Закрепление и совершенствование приобретенных  ЗУН

 ЭУМ-И

Слайд 5

Задание 1.   Даны формулы: H,  O2,  O, H2.

 Выбери знаки химических элементов и химические формулы простых веществ.

Выполнение задания в тетради с самопроверкой

2 мин.

Слайд 6

Слайд 7

Задание 2.            Дайте характеристику химических элементов  О и Н по плану :

Хим знак

Ar(    )

Валетность

Самый распространенный элемент…

Формула простого

Вещества

 M(  )=            г/моль

Два ученика работают у доски и маркером заполняют ответы, остальные в тетрадях. Проверка правильности. Самооценка.  

4 мин.

ЭУМ К-типа

Слайд 8

Задание 3 . Кодовый диктант (сравнение физических свойств газов)  Работа по вариантам. 1 вариант пишет про кислород, II- про водород. Если ребята согласны с утверждением, то ставится знак «+», если не согласны, то знак «-».

 1.Газ легче воздуха.

 2.Малорастворимый газ в воде.

 3.Этот газ хорошо поддерживает горение.

4.Выделяется в процессе фотосинтеза.

5. Газ без цвета, запаха, вкуса.

6. В реакциях, как правило, окислитель.

7. Используется как восстановитель в металлургии.

8. Самый распространённый

9. Входит в состав воздуха.  

10. Входит в состав оксидов.

Выполняют задание.

Проверка правильности выполнения задания:

О2:   1 2 3 4 5 6 9 10                    Н2:  1 2 5 6 7 8  

4 мин.

 ЭУМ

 И -типа

Слайд 9.10

Историческая справка открытия кислорода и водорода

Знакомятся с историей открытия

3 мин.

ЭУМ  П– типа.

 Слайд 11-15

Слайд 15-16

 Задание 4  Просмотрите видеофрагменты.

  • Выберите уравнения реакций получения:

 а)газа Н2 

 б) газа О2  

  • Закончите уравнения этих  реакций. Подчеркните одной чертой простые вещества, двумя – сложные вещества. Укажите тип реакции.

1) KClO3 t  KCl + …                    

 2) … → Эл. ток H2 + O2   

 3) TiH2 →t  Ti + …                        

 4) Zn + HCl →t  ZnCl2 + …

5) H2O2  → катализатор H2O +

 6) …→t   K2MnO4 + MnO2 +O2

Какие реакции остались?                                                                          Получение каких газов они отображают?                                                          Закончите данные уравнения реакций.

  Ответьте на вопросы:

 Как собрать выделяемый газ?

 Как перелить выделяемый газ из одного сосуда в другой?

Работа на доске и в тетради.

При помощи стилуса (маркера) отмечают соответствующие уравнения

При помощи стилуса вписывают формулы, расставляют коэффициенты, подчеркивают, указывают тип реакции

Устные ответы учащихся

7 мин

 

Слайд 17-19 видео-опыты

Слайд 20

Слайд 21-24 видеоопыты

Задание 5

Запишите уравнения реакций, о которых говориться в стихотворении:

Известно, что горят отлично в нём                                                                            сера, фосфор, углерод, железо, магний,                                               энергично сгорает даже водород.

-А как горят сложные вещества? Напишите уравнения горения метана (СН4) и ацетилена (С2Н2).                                                                           Ответьте на вопросы:                                                                                               Как называются соединения элементов с кислородом?                                        Дайте определение реакциям горения.

Задание 6

Раскрасте лепестки цветка с формулами оксидов желтым цветом.

Сделайте вывод: какими свойствами обладает кислород

Задание 7                                               Химические свойства водорода.                                Посмотрите видео опыты и напишите соответствующие уравнения реакций:

а)СиО + Н2 =

  б)Н2 + CI2=                             в) Н2 + O2 = 

Какая реакция отражает восстановление металлов из их оксидов?

Сделайте вывод о свойствах водорода

 Знакомятся с заданием.

Работа на доске и в тетрадях. Запись уравнений реакций на доске и в тетради

При помощи стилуса работают у доски. Делают вывод: кислород-окислитель

Работают у доски и в тетрадях

Формулируют вывод:  водород-восстановитель

7 мин

2 мин

4мин

ЭУМ

 И–типа..

 Слайд 25-27

5   Применение  кислорода и водорода.                      

Сообщения учащихся

4 мин

Формулирование выводов урока.

Выводы по уроку.                                Кислород –                                             Водород  -                                                  Оксиды - это                                                                  

Фиксируют выводы.

2 мин

Домашнее заданое

Домашнее задание.

Домашняя контрольная работа

Записывают домашнее задание в дневниках.

1мин

Релаксация

Слайд 28

Записывают на листочках мнения о уроке и сдают учителю

1мин

Презентация прилагается.

Используемые интернет-ресурсы: http://fcior.edu.ru);

http://school-collection.edu.ru).

  http://chemistry-chemists.com/Video.html1

Домашняя контрольная работа

№1.Осуществить превращения по схеме:
А) H
2O -> H2 -> HCl -> ZnCl2
Б) KMnO
4 -> O2 -> CuO -> Cu
В) H
2 -> NaH -> H2

№2.

Составьте уравнения реакций, схемы которых даны ниже (вставьте недостающие формулы вместо точек и добавьте коэффициенты):
А) CuO+...->H
2O+Cu
Б) Na+H
2O->...+NaOH
В) Al+O
2->...
Г) H
2+N2->...
Д) Ca+H
2->...
Е) Zn+...->ZnCl
2+...
Ж) CH
4+...->CO2+...
З) H
2O2->...+...

№3.

Вычислите массу угля, который сгорел в кислороде, если при этом выделилось 33520 кДж энергии. Термохимическое уравнение сгорания угля - С (тв.) + О2 (г) = СО2 + 402,24 кДж

№4.

Вычислите массу кислорода (г), которую можно получить при разложении перманганата калия массой 100 г?

№5.

Вычислите массы водорода и кислорода, которые можно получить при электролизе воды массой540 г?



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 5

Решение экспериментальных задач по теме

«Важнейшие классы неорганических соединений»

 

Учитель химии высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Гимназия №175»

Советского района города Казани

Нуриева Зульфира Зуферовна                      

Цель: научить распознавать вещества, подбирать необходимые реактивы, самостоятельно проводить химический эксперимент. Закрепить знания о правилах безопасности при работе  с растворами кислот и щелочей.

 Задачи: 

  •  систематизировать знания о составе, свойствах, получении и  применении важнейших классов неорганических соединений; уметь экспериментальным путём подтверждать химические свойства.
  •  формировать навыки экспериментальной работы, умение строить логические связи, осмысленно двигаясь по цепочке: простое вещество - оксид - основание - соль.
  •  развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии. как к науке имеющей огромное прикладное значение.
  •  выработать  умение самостоятельно применять знания в комплексе.

Оборудования: пробирки, штатив для пробирок, химические стаканы, стеклянная палочка,

штатив, прибор для получения углекислого газа

       

 Реактивы: растворы  хлорида натрия, гидроксида натрия, соляной кислоты; оксид кальция, оксид магния, вода; мрамор, гидроксида кальция (известковая вода). Индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж.

Компьютерная презентация  к уроку.

Ход урока

Организационный момент

Слайд 1

Здравствуйте ребята!

Наш урок мне хочется начать со слов великого греческого философа Аристотеля.

«Ум заключается не только в знании, но  и в умении прилагать знания на  деле». У нас  сегодня  с вами практическая  работа, на которой мы будем решать экспериментальные задания по важнейшим классам неорганических соединений.

I. Актуализация знаний

 Давайте вспомним, с какими неорганическими соединениями на прошлых уроках вы познакомились.

Слайд 2-3.

А теперь вспомните их состав и расположите данные формулы соединений по классам

Исходя из состава веществ, дадим определение каждому классу неорганических соединений.

Молодцы! Все классы неорганических соединений вы вспомнили и теперь мы можем приступить к практической работе. Но для начала вспомним правила техники безопасности при работе с неорганическими соединениями, в частности с кислотами и щелочами.

Слайд  4

II. Инструкция по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами

- Работать в спецодежде.

-Не оставлять открытой посуду, в которой хранится кислота или  щелочь.

-При попадании кислоты на кожу промыть проточной водой и обработать 5%-ным раствором питьевой соды.

- При попадании на кожу раствора щелочи промыть проточной водой и обработать 2%-ным раствором уксусной кислоты.

- При разбавлении концентрированной серной кислоты сначала наливают воду, потом – кислоту.

III. Ход практической работы:

Слайд 5

Задание 1.  Перед вами три пронумерованные пробирки, в которых содержатся растворы:

                    А) хлорида натрия;

                    Б) гидроксида натрия;

                    В) соляной кислоты.

                  Опытным путем докажите, в каких пробирках находятся данные растворы.

Свои наблюдения и результаты опыта учащиеся записывают в тетрадях для практических работ (в произвольной форме)

Слайд 6

Задание 2.   В двух стаканах даны:

                    а) оксид кальция; б) оксид магния.  

                    Определите в каком стакане находится каждое из этих веществ.

                    - Почему оксид магния не растворяется в воде?

Учащиеся опытным путем распознают в каком стакане находится какой оксид. Уравнение практически осуществимой реакции и результаты эксперимента записывают в тетрадях для практических работ

Слайд 7

Задание 3.  Дан раствор гидроксида кальция (известковая вода). Получите карбонат кальция.

Учащиеся получают углекислый газ и пропускают его через раствор известковой воды. Записывают уравнения соответствующих реакций в тетрадях для практических работ:

СаСО3 + НСL →

Са(ОН)2 + СО2 →

Итак ребята, чему мы научились сегодня на уроке? (Беседа с учащимися)

Проделав экспериментальные задания, мы еще раз вспомнили свойства неорганических соединений (оксидов, оснований, кислот и солей). Мы на уроках изучаем состав и свойства веществ, их превращения, а также явления, сопровождающие эти превращения, а в жизни, ребята, вы должны уметь правильно применять эти знания.

Внимание на экран.

IV. Применение неорганических соединений в жизнедеятельности человека.

Слайд 8

Значение химии в жизни человека очень трудно переоценить, ведь эти процессы окружают нас повсюду: начиная от элементарного приготовления пищи и заканчивая сложнейшими биологическими процессами в организме.

V. Рефлексия

А теперь открываем конверты с картинками. Это картинки, иллюстрирующие применение веществ в жизнедеятельности человека. Внимательно рассмотрите эти картинки и распределите их по классам (на магнитной доске).

Итак, вы еще раз убедились, что все изучаемые нами вещества так широко применяются в нашей жизни.

VI. Домашнее задание. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

а) Сu → СuО → СuSО4 → Сu(ОН)2 

б) АL → АL2О3 → АLCL3 → АL(ОН)3 

Слайд 9

Итог урока

Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью стикеров (на обложке тетради)

«Зеленый» - «Я молодец, у меня все получилось»

«Желтый» - «Мне надо еще поработать»

«Красный»- «Мне было трудно»

Спасибо всем за активное участие на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Повторение и обобщение по теме «Союз»»

Это обобщающий урок в 7 классе. Он предусматривает повторение и систематизацию сведений о союзе; учит детей 7 класса ставить знаки препинания в сложном предложении; способствует развитию монолог...

Урок повторения и обобщения по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии"

Урок предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы....

Урок повторения и обобщения по теме "Производная и ее вычисление"

Данная тема рассматривалась на предыдущих уроках и была полностью изучена, а этот урок посвящен повторению и обобщению, подготовке учащихся к контрольной работе. На уроке используется групповая работа...

Открытый урок повторения и обобщения по теме "Наречие" в 6 классе

Урок содержит методы и приемы технологии развития критического мышления...

Урок повторения и обобщения на тему: Петр Великий. Значение петровских реформ". 7 класс

на уроке используется раздаточный материал с отрывками исторических источников и вопросами....

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

Тема урока Повторение и обобщение по теме «Свойства степени с натуральным показателем» 7 класс

Тема урока : Повторение и обобщение по теме «Свойства  степени с натуральным показателем» 7 класс...