Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Подробное описание урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Класс: 5класс
УМК: Русский язык 5 класс.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Тема урока: Существительное как часть речи.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая называет предмет.
Задачи урока:
1.Организовать наблюдение над существительным через нахождение их в тексте, дать понятие о грамматических признаках существительного (род, число, падеж), познакомить с разрядами существительных: собственное -нарицательное, одушевленное-неодушевленное;
2.Создать условия для формулировки цели урока, рефлексии;
3.Развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;
4.Формировать работу в парах постоянного состава, самостоятельную работу.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности, определение целей (5 мин) Цель:
| Приветствие учащихся. - Прозвенел звонок наш в срок. Вы готовы начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник и тетрадка? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться. - Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие. (на экран проецируется изображение сказочного государства) мы совершим путешествие в княжество МОРФОЛОГИЯ. Дайте определение этому понятию . -С давних пор в княжестве живут волшебные части речи, одни из них очень знаменательные , самостоятельные (назовите их), а прислуживают им служебные части речи (назвать). ). Несмотря на разницу в знаменательном положении, все части речи дружат между собой, особенно все дружат со старым волшебником. А как его зовут, вы должны сказать сами, отгадав загадку, которая дана в эпиграфе к уроку. (Я в языке одни предметы называю, Запомните, друзья, - вот главный мой секрет: Когда процесс и признак я обозначаю, То их всегда вам представляю как предмет. П. Чесноков) Верно, этот волшебник - Имя Существительным (Слайд 4). И он приглашает нас к себе в гости, чтобы мы смогли ближе познакомиться с ним. Из этого путешествия вы вернетесь с новыми знаниями. - Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять? | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Дают определение: «Морфология - раздел науки о языке, который изучает части речи Называют самостоятельные и служебные части речи Определяют цели: познакомиться с морфологическими признаками имени существительного, его синтаксической функцией | Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
2. Повторение | Вы знаете, как в любой сказке,никакое путешествие не обходиться без препятствий. Перед вами камень (СЛАЙД), за ним три дорожки. Куда пойдем?
Налево пойдешь непременно» .
И ждет его диктант распределительный.
Если знаешь, четко, ясно Где писать какую букву, То направо ты пойдешь. | Учащиеся поднимают руку, выбирают дорожку и выполняют задания соответствующей дорожки: Синтаксический разбор предложения по карточке. Пишут распределительный диктант, взаимопроверка в парах. Индивидуальная работа по карточкам. | Работать в парах |
.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| Вот и пришли мы в гости. И вот старый волшебник хочет проверить, что вы уже знаете об имени существительном. (Слайд) Все любовались бегом юного спортсмена. -Разбирая слово «бегом» как часть речи, Коля назвал его глаголом. Верно? (Нет.) - Почему? Ведь спортсмен бежал, а бежать – глагол, обозначает действие. Докажите, что это имя существительное. - Давайте проверим свои суждения и прочитаем правило | Объясняют , что слово «бегом» обозначает предмет, относится к одному из трех родов (м.р.), в Т.п. Чтение и пересказ правила | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. |
Открытие нового знания | Слайд8 - Посмотрите внимательно на рисунок: у Существительного много гостей. -К каким словам на картинке можно поставить вопрос «Кто?» (к живым существам) -К каким поставим вопрос «Что?» (К неживым предметам.) -Пользуясь подсказкой, дайте определение одушевленным и неодушевленным существительным. Слайд -Посмотрите: на рисунке изображены животные. Много ли на свете кошек и собак? О любой кошке мы говорим – кошка, о любой собаке – собака. Это существительные нарицательные. Но у каждой кошки и собаки есть свое, собственное имя (Мурзик, Шарик). Как мы назовем такие существительные? (Собственными) | Дают определение одушевленные –неодушевленные существительные, собственные-нарицательные | |
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. Упражнение 453 | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) | |
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | |||
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | - На доске записаны существительные: сила, цирк, Москва, помощь, журнал, Кавказ, баян, Америка, Енисей. - Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, какие возможно. -какие из этих слов превратились из собственных в нарицательные ? (Москва, Кавказ) - А теперь Имя существительное предлагает отправиться на сказочный луг .(Слайд10). Представьте: лето, поют птицы, порхают бабочки. А весь луг усыпан одуванчиками. (Фонограмма «Звуки природы») -На что похожи цветы одуванчика? (На солнце). - Запишем предложение: Одуванчик – солнышко на ножке. (Повеств.,невоскл.,простое,распр.) Незабудки –кусочки голубого неба. На лугу растут колокольчики. . | Преобразовывают неодушевленные существительные в одушевленные( Силач, циркач, москвич, помощник, журналист, кавказец, баянист, американец). Находят собственные и нарицательные Делают вывод о том, какими членами предложения может быть существительное | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, |
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| Мини-тест На какие вопросы отвечают имена существительные? 3. В каком ряду все существительные одушевленные а)Киев, житель, народ б)музыкант, казак, учитель. в)школьник, школа, одноклассник. 4. В каком ряду все существительные нарицательные а)поезд, газета, Москва б)Краснодар, город, Екатерина в)пейзаж, родина, семья. -Наше путешествие подходит к концу Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… Вы хорошо поработали. Добрый волшебник Имя существительное вами доволен. (Отметки за урок). Но лучшая награда для вас – знания, которые сегодня вы получили на уроке. | Работают с системой голосования. Учащиеся имеют возможность поставить себе отметки Проводят самоанализ. | Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.
Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования представления...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"
В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»
Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"
Технологическая карта урока соответсвует требованиям ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка "Имя числительное как часть речи" (6 класс)
quot;Имя числительное как часть речи"...
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Стили речи. Композиционные и языковые признаки стилей речи."
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к р...