Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное - как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Подробное описание урока в соответствии с  требованиями  ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Класс: 5класс

УМК: Русский язык 5 класс.

Учебный предмет: русский язык 

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Тема урока: Существительное как часть речи. 

Цель урока: организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая называет предмет.

Задачи урока:
1.Организовать наблюдение над существительным через нахождение их в тексте, д
ать понятие о грамматических признаках существительного (род, число, падеж), познакомить с разрядами существительных: собственное -нарицательное, одушевленное-неодушевленное;

2.Создать условия для формулировки цели урока, рефлексии;

3.Развивать речь учащихся, внимание, память, мышление; коммуникативные навыки;

4.Формировать работу в парах постоянного состава, самостоятельную работу.

                                 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности, определение целей (5 мин)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся. 

- Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник  и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок-путешествие. (на экран проецируется изображение сказочного государства) мы совершим путешествие в княжество МОРФОЛОГИЯ. Дайте определение этому понятию .

-С давних пор в княжестве живут волшебные части речи, одни из них очень знаменательные , самостоятельные (назовите их),  а прислуживают им служебные части речи (назвать). ). Несмотря на разницу в знаменательном положении, все части речи дружат между собой, особенно все дружат со старым волшебником. А как его зовут, вы должны сказать сами, отгадав загадку, которая дана в эпиграфе к уроку.

(Я в языке одни предметы называю,

Запомните, друзья, - вот главный мой секрет:

Когда процесс и признак я обозначаю,

То их всегда вам представляю как предмет.

П. Чесноков)

Верно, этот волшебник - Имя Существительным (Слайд 4). И он приглашает нас к себе в гости, чтобы мы смогли ближе познакомиться с ним. Из этого путешествия вы вернетесь с новыми знаниями.

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? Предположите, какие задания мы будем сегодня выполнять?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Дают определение: «Морфология - раздел науки о языке, который изучает части речи

Называют самостоятельные и служебные части речи

Определяют цели: познакомиться с морфологическими признаками имени существительного, его синтаксической функцией

 Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2. Повторение

Вы знаете,  как в любой сказке,никакое путешествие не обходиться без препятствий. Перед вами камень (СЛАЙД), за ним три дорожки. Куда пойдем?

  • «Если синтаксис учил примерно,

                Налево пойдешь непременно» .

  •  Кто прямо идет, тот неосмотрительный

                 И ждет его диктант распределительный.

  •   О и Ё после шипящих.

                 Если знаешь, четко, ясно

                 Где писать какую букву,

            То направо ты пойдешь.

Учащиеся поднимают руку, выбирают дорожку   и выполняют задания соответствующей дорожки: Синтаксический разбор предложения по карточке.

Пишут распределительный диктант, взаимопроверка в парах.

Индивидуальная работа по карточкам.

Работать в парах

.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Вот и пришли мы в гости. И вот старый волшебник хочет проверить, что вы уже знаете об имени существительном. (Слайд)

Все любовались бегом юного спортсмена.

-Разбирая слово «бегом» как часть речи, Коля назвал его глаголом. Верно? (Нет.)

- Почему? Ведь спортсмен бежал, а бежать – глагол, обозначает действие. Докажите, что это имя существительное.

- Давайте проверим свои суждения и прочитаем правило

Объясняют , что слово «бегом» обозначает предмет, относится к одному из трех родов (м.р.), в Т.п.

Чтение и пересказ правила

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

Открытие нового знания

Слайд8

- Посмотрите внимательно на рисунок: у Существительного много гостей.

-К каким словам на картинке можно поставить вопрос «Кто?» (к живым существам)

 -К каким поставим вопрос  «Что?» (К неживым предметам.)

-Пользуясь подсказкой, дайте определение одушевленным и неодушевленным существительным.

Слайд

-Посмотрите:  на рисунке изображены животные. Много ли на свете кошек и собак? О любой кошке мы говорим – кошка, о любой собаке – собака. Это существительные нарицательные. Но у каждой кошки и собаки есть свое, собственное имя (Мурзик, Шарик). Как  мы назовем  такие существительные? (Собственными)

Дают определение одушевленные –неодушевленные существительные, собственные-нарицательные

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.                          

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

Упражнение 453

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция  (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

- На доске записаны существительные: сила, цирк, Москва, помощь, журнал, Кавказ, баян, Америка, Енисей.

- Превратите неодушевленные существительные в одушевленные, какие возможно.

-какие из этих слов превратились из собственных в нарицательные ? (Москва, Кавказ)

- А теперь Имя существительное предлагает отправиться  на сказочный луг .(Слайд10). 

Представьте: лето, поют птицы, порхают бабочки. А весь луг усыпан одуванчиками. (Фонограмма «Звуки  природы»)

-На что похожи цветы одуванчика? (На солнце).

- Запишем предложение:

Одуванчик – солнышко на ножке. (Повеств.,невоскл.,простое,распр.)

Незабудки –кусочки голубого неба.

На лугу растут колокольчики.

.

Преобразовывают неодушевленные существительные в одушевленные( Силач, циркач, москвич, помощник, журналист, кавказец, баянист, американец).

Находят собственные и нарицательные

Делают вывод о том, какими членами предложения может быть существительное

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки,

7.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

Мини-тест    На какие вопросы отвечают имена существительные?
а) кто? что? 
б) что делает? что сделает?
в) какой? какая? какие? 
г) как? каким образом?

2. К какому склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием. 
а) к 1 скл.
б) ко 2 скл.
в) к 3 скл.

3. В каком ряду все  существительные одушевленные

а)Киев, житель, народ

б)музыкант, казак, учитель.

в)школьник, школа, одноклассник.

4. В каком ряду все  существительные нарицательные

а)поезд, газета, Москва

б)Краснодар, город, Екатерина

в)пейзаж, родина, семья.

-Наше путешествие подходит к концу Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные….

Я вспомнил(а) о том, что существительные…

Мне необходимо повторить материал о…

Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что…

 Вы хорошо поработали. Добрый волшебник Имя существительное вами доволен. (Отметки за урок). Но лучшая награда для вас  – знания, которые сегодня вы получили на уроке.

Работают с системой голосования. Учащиеся имеют возможность поставить себе отметки

Проводят самоанализ.

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное как часть речи"

В архиве технологическая карта урока и презентация. Урок разработан по учебнику под ред. А. Д. Шмелёва...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.«Имя прилагательное как часть речи.»

Урок служит для актуализации и востановления знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прильных....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе "Причастие как часть речи"

Технологическая карта урока соответсвует требованиям ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Стили речи. Композиционные и языковые признаки стилей речи."

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к р...