Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка с элементами проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_rya_v_5_klasse.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цель деятельности учителя | Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи; определять синтаксическую роль существительных в предложении. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила (что обозначает существительное; что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, а признак и действие могут выражаться через значение предметности); морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении; уметь рассказывать об имени существительном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интеренета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; тестирование. |
Образовательные ресурсы | http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1 september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстративный материал | Презентация |
Основные понятия | Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера) | Листы обратной связи |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение в новых ситуациях | -Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Для того чтобы узнать, как она называется, надо отгадать загадку: Давно живу я в мире этом, Даю названье всем предметам. -Что это? (Имя существительное.) -Прочитайте эпиграф к уроку (на слайде): Имя существительное – хлеб языка. Л.В.Успенский -Докажите справедливость этого высказывания. -Объясните постановку тире. -Справедливость этого утверждения подтверждают цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
3.Выявление места и причины затруднения. 4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Эвристическая беседа, игра, просмотр мультимедийной презентации «Имя существительное как часть речи», на слайдах которой представлена теоретическая информация по теме и ключи к заданиям для самопроверки. | -Что вы знаете о существительном? Отвечает на вопросы «кто?», «что?»; изменяется по падежам; имеет три склонения; изменяется по числам; имеет категорию рода; бывает одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным; в предложении бывает чаще всего подлежащим, дополнением и обстоятельством. -С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. И чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (Маршрут.) -Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти. Отправляемся в путь! | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. | Листы обратной связи. Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ текста, предложенного учителем. | 1-я остановка «Опознавательная». -Попробуем свои силы в первом испытании. Прочитайте текст на слайде, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. Стоял жаркий июльский день. Косыми лучами солнце жгло сухую землю. Путник остановился и прислушался. Птицы уже не пели, а где-то далеко гремел гром. -Проверим! (Что?) день, (чем?) лучами, (что?) солнце, (что?) землю, (кто?) путник, (кто?) птицы, (что?) гром. -Что же такое имя существительное? Как вы его обнаруживали в тексте? Что оно обозначает? (Это часть речи, которая обозначает предмет.) -Каждый из вас знает, что имя существительное, отвечая на вопросы «что?» или «кто?», обозначает предмет. Разве слова «доброта», «милосердие», «сострадание» - это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и названия предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы. -Чтобы выяснить, какие названия предметам дает имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание. 2-ая остановка «Теоретическая». -На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы. 1. Прочитайте слова: Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль. 2. Обсудите в парах и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. 1 группа – названия лиц: ребенок, девочка, юноша ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «РЕЧКА». Задание 1. Распределите существительные по родам (на слайде) и сделайте выводы (1 ряд). Какие слова вам помогали при распределении? Распределите существительные по склонениям и сделайте выводы (2 ряд). Аллея, бинокль, молодежь, Россия, вестибюль*, рысь, впечатление, коллекция, тираж*, будущее, профессия, территория, ветеран. -Проверим (1 ряд) Мужской род: бинокль, вестибюль*, тираж*, ветеран. Женский род: аллея, молодежь, Россия, рысь, коллекция, профессия, территория. Средний род: впечатление, будущее. -Проверим (2 ряд) 1 склонение: аллея, Россия, коллекция, профессия, территория. 2 склонение: бинокль, вестибюль*, впечатление, тираж*, будущее, ветеран. 3 склонение: молодежь, рысь. -Ребята, что значат звездочки возле некоторых слов? (Надо найти лексическое значение.) Кто знает их лексическое значение? А как же нам быть? (Обратиться к толковому словарю.) -Верно. Итак, 1 ряд находит в словаре значение слова «вестибюль», а 2 ряд- «тираж». (Работа со словами: омонимия, однозначность, многозначность.) Задание 2. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод. Задание 3. Распределите слова в два столбика. По какому признаку распределяли? 4-ая остановка «Синтаксическая» -Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях. Расскажите о синтаксической роли существительного. 1) Дерево отбрасывало густую тень. | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | |||
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. | -Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Составьте опорный конспект для рассказа о существительном как части речи. 1. Существительное – отвечает на вопросы … Обозначает … Пост. – собственное и …, одушевленные и …., род (….), склонение. - Думаю, эта информация поможет вам успешно справиться с тестом «Имя существительное».
-Обменяйтесь листочками с соседом, проверим. Ответы
-Эти оценки, ребята, мы поставим в журнал за работу на уроке. | Отвечают на вопросы, составляют опорный конспект, комментируют ход работы. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют ход работы. | Индивидуальная, групповая. Индивидуальная, групповая. | Познавательные: читают и сушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Листы обратной связи. Письменная работа. Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа. |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. | -Расскажите об имени существительном по опорному конспекту. | Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы. | Фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. | Оценивание работы учащихся на уроке. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам. | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появились в процессе работы? -Как их преодолевали? Дайте оценку своим знаниям и умениям, полученным на уроке. Поднимите сигнальные карточки, которые соответствуют следующим утверждениям: Зеленый кружочек – Мне все понятно было на уроке, можно переходить к следующей теме. Красный кружочек - Мне не все было понятно на уроке, надо поработать над этой темой ещё.
| Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая. | Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений и навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивационно организовывать свою деятельность. | Листы обратной связи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н. Цели урока: 1. Образ...
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."
Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....