Развивающая игра по русскому языку для учащихся 5 класса
материал по русскому языку (5 класс)

Мелехина Татьяна Серафимовна

Такой приём позволяет ученикам сразу же включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро помнить для понимания новой темы, а учителю - тут же диагностировать степень усвоения и, в случае необходимости, произвести коррекцию слабо осознанного материала. Данный вид работы развивает также скорость реакции, непроизвольное внимание, формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя, быть независимым от мнения других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razv.igra-5-7kl_-_rus.docx672.01 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся 5 – 7 классов

Весёлая грамматика.

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Их нам надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У теплой печи

Повторяем

Части речи!

Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.

Храбрый-сильный-гордый-мудрый-грубый-веселый-умный

крепкий

Смелый-добрый-болтливый (болтливость) -богатый-хвастливый (хвастовство)-ленивый-бедный

  1. Разминка. Ответьте, о ком или, о чём говорится.

1. «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

2. Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

3. Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

4. Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

  1. Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
  2. Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
  3. Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
  4. Как называется школьный известняк? (Мел.)
  5. Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
  6. Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)
  7. В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
  8. Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

2. «Что это? Кто это?»

В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.

Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Они слышны и здесь и там,

На улице и дома:

Одно давно привычно нам,

Другое – незнакомо...

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

Ответьте на вопросы: что это? кто это?

  1. Этот автор спит в портфеле, Авторучка.
  2. Этот пони – день недели. Понедельник.
  3. Этот плот – из полотна, Полотенце.
  4. Этот рак сильней слона, Трактор.
  5. Эта марка ест бананы, Мартышка.
  6. Этот сыр – с лесной поляны. Сыроежка.

3. Постижение народной мудрости.

В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

У него глаза велики. (У страха.)

Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

4. Расставьте гласные.

Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например, так, как показано на карточке

Букву О

КН – окно

ГРХ – горох

КЛКЛ – колокол

ТПТ – топот

БЛТ – болт

ПКЙ – покой

ГРН – горн

ТРН – трон

КРК – окорок

ГЛТК – глоток

Букву У

СД – суд

ШРП – шуруп

КСС – уксус

КСТ – куст

БРНДК – бурундук

Букву А

БРН – баран

ТК – атака

РФ – арфа

МРК – марка

СТР – астра

КРМН – карман

БРК – барак

ШЛШ – шалаш

ФНТ – фант

ШРМ – шрам, шарм

Букву И

ПРЗ – приз

PC – рис

ЛЛЯ – лилия

ФЛН – филин

PC – ирис

5. Редактор.

В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)

Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)

У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)

Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)

Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)

Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

6. Найди ошибки.

Сейчас мы сможем проверить, КТО самый внимательный и грамотный. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.

У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

  1. Устная речь.

Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность –

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

Надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.

УСТНАЯ РЕЧЬ

(соединить фразеологическое сочетание в левой части таблицы с его объяснением в правой)

1.Не ударить в грязь лицом.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.

1-Е

2.Держать себя в руках.

Б. Обязательно.

2-Д

3. Мелькнуть, как молния.

В. Очень быстро.

3-В

4. Игра не стоит свеч.

Г. Точно в цель.

4-А

5. Стрелять без промаха.

Д. Сохранять самообладание.

5-Г

6. Во что бы то ни стало.

Е. Показать себя с лучшей стороны.

6-Б

7. Не находить себе места.

Ж. Быть в состоянии большого волнения.

7-Ж

8. Вешать голову.

З. Огорчаться.

8-3

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ

  1. РАЗМИНКА

«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей.

1.

Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором».

7.

Что такое ручкохранилище?

2.

Как называется школьный известняк?

8.

Земля, которую может покрутить любой желающий.

3.

Слово белый по отношению к слову чёрный.

9.

Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника.

4.

Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей».

10.

Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге?

5.

В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега?

11.

Пишется так же, но смысл другой.

6.

Он бывает между корнем и окончанием.

12.

  1. ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?

Этот автор спит в портфеле

Этот пони – день недели

Этот плот – из полотна

Этот рак сильней слона

Эта марка ест бананы

Этот сыр – с лесной поляны

C:\Users\Танюша\Desktop\73871_156016360878805a221a988e79ef3f42d7c5bfd418.jpgC:\Users\Танюша\Desktop\10765.750x0.jpgC:\Users\Танюша\Desktop\i.jpgC:\Users\Танюша\Desktop\Screenshot_6.pngC:\Users\Танюша\Desktop\Screenshot_7.png

C:\Users\Танюша\Desktop\Screenshot_6.png

  1. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

Он здоровый в здоровом теле.

Часть одежды, которую рекомендуют держать шире.

У него глаза велики.

Только там бывает бесплатный сыр.

Её ждут, сидя у моря.

Эта часть предмета бывает золотой.

Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца?

  1. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ

Пример: Букву Е

БРТ – БеРеТ

СВР – СеВеР

ВР – ВееР

КЛЩ – КЛеЩ

Букву О

Букву У

Букву А

Букву И

КН –

ГРХ –

КЛКЛ –

ТПТ –

БЛТ –

ПКЙ –

ГРН –

ТРН –

КРК –

ГЛТК –

СД –

ШРП –

КСС –

КСТ –

БРНДК –

БРН –

ТК –

РФ –

МРК –

СТР –

КРМН –

БРК –

ШЛШ –

ФНТ –

ШРМ –

ПРЗ –

PC –

ЛЛЯ –

ФЛН –

PC –

  1. РЕДАКТОР

Найдите ошибку в каждом предложении и исправить её (правильно записать предложение)

Я одел пальто и пошел гулять.

____________________________

____________________________

____________________________

_____________________________

Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками.

___________________________

__________________________

____________________________

 Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.

______________________________

______________________________

_____________________________

Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов.

_____________________________

_____________________________

____________________________

____________________________

У дороги стоял пожилой гриб.

_______________________________

______________________________

Она уверена в свои силы.

_____________________________

_____________________________

  1. НАЙТИ ОШИБКИ

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.

У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

  1. УСТНАЯ РЕЧЬ

(соединить фразеологическое сочетание в левой части таблицы с его объяснением в правой)

1.Не ударить в грязь лицом.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.

1-

2.Держать себя в руках.

Б. Обязательно.

2-

3. Мелькнуть, как молния.

В. Очень быстро.

3-

4. Игра не стоит свеч.

Г. Точно в цель.

4-

5. Стрелять без промаха.

Д. Сохранять самообладание.

5-

6. Во что бы то ни стало.

Е. Показать себя с лучшей стороны.

6-

7. Не находить себе места.

Ж. Быть в состоянии большого волнения.

7-

8. Вешать голову.

З. Огорчаться.

8-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по русскому языку (для учащихся 6 класса)

Данную игру можно провести в 6 классе  в конце учебного года,а также можно использовать во время проведения предметной недели по русскому языку....

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта

Рабочая коррекционно-развивающая программа по русскому языку для учащихся 4-6 классов с нарушением интеллекта...

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ  ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...

Развивающая игра на коми языке для учащихся 2-4 классов "Шензьöдана ыб" (Поле чудес).

Игра поможет в изучении в начальной школе коми культуры, литературы и народных традиций. Расширит кругозор учащихся. Поможет в формировании гражданской идентичности и лингвистических компетенций....

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Познавательно-развивающая игра по русскому языку в 5 классе

Игру можно провести как на уроке, так и как внеклассное мероприятие - турнир в рамках предметной недели гуманитарных наук...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...