Познавательно-развивающая игра по русскому языку в 5 классе
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Ната Николаевна Петрова

Игру можно провести как на уроке, так и как внеклассное мероприятие - турнир в рамках предметной недели гуманитарных наук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра-турнир по русскому языку23 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная игра по русскому языку в 5 классе, проведённая учителем русского языка и литературы МОУ СШ № 6 Центрального района г. Волгограда Петровой Натальей Николаевной в рамках недели историко - гуманитарных наук.

     

     Цели:

  • развивать интерес к русскому языку как национальному языку;
  • воспитывать интерес к предмету «Русский язык»;
  • развивать правильную речь учащихся, логическое мышление;
  • закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка;
  • расширить кругозор учащихся;
  • воспитать любовь и  уважение к родному языку.

     Оборудование: записи на доске, листочки  с заданиями к конкурсам; презентация

                                                         Сведения об игре:  

       Турнир проводится между командами пятых классов. Состав команды  - 10 человек

От каждой команды 5 человек -  группа поддержки.  Команды сидят  друг против друга.

Вступление

Ведущий : Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди учащихся пятых классов. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык.     Любая игра начинается с разминки. Сейчас вы должны показать, какая вы дружная команда, поэтому первый конкурс называется «Дружная семейка».

1 .Конкурс «Дружная семейка»

Ведущий:   На каждую букву написанных по вертикали слов («трудолюбие» и «литература») подберите дружную семейку. Кто быстрее подберет дружную семейку, тот и победитель.

Слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова, определяют части речи написанных ими слов.

•         «т» - труба, существительное

•         «р»  - разве, частица

•         «у» - удивляться, глагол

•         «д» - десять, числительное

•         «о» - о, предлог

•         «л»   легко, наречие

•         «ю» - юла, существительное

•         «б»  - без, предлог

•         «и» -  или, союз

•         «е»  - еловый, прилагательное

2.Конкурс « Собери текст»

Представители команд должны собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает получившийся текст вслух.

Для    команды    1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!»   -

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Для команды 2 ( текст дан уже восстановленным)

 У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер,  сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам». Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду.

3.Конкурс « Найди лишнее»

Условия игры: каждой команде выдаётся карточка с написанными четырьмя словами. Игроки должны объяснить , почему одно слово в строке является ЛИШНИМ).

              Для    команды 1  

  • Существительное, прилагательное, глагол, союз.
  • Дождь, снег, град, луна.
  • Земля, серая, желтая, зеленая.
  • Увидеть, покрасить, краска, добежать.
  • Белый, белизна, белеет, белка.

              Для    команды    2

  • Тетрадь, книга, дневник, самолет.
  • Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.
  • Касса, маска, тонна, килограмм.
  • Ночь, дочь, печь, рожь.
  • Вкусный, интересный, искусный, грустный.

4.Игра «Умеем ли слушать друг друга»

  Ведущий вызывает команду к доске и дает задание составить маленький рассказ.

Каждый должен произнести по одной фразе. Первый участник называет предложение. Второй называет первое предложение и свое, стараясь развить заданную тему. Третий повторяет два предложения и говорит третье и т.д.

1 команда тема: «Зима».                  2 команда тема: «Лето»

5.Конкурс « В гости к гласным»

         Ведущий: Вечером ребята собрались на лужайке у костра. Долго разговаривали они с гласными, пели песни, а потом стали играть. Начали гласные. Вот какое нелегкое задание предложили они детям:    

- На этой картинке десять шаров. На каждом - буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.

        С  А  М  Е  Н  Л  Р  О  П  Т

6.Конкурс «Письмо от бабушки Загадушки»

Ведущий: Отгадайте загадки. Скажите, сколько букв и звуков в словах-отгадках.

Загадка команде 1.

•    Закружится на острой ножке,

      Жужжит, как будто бы жучок.

      Захочет - вскачь пройдет немножко,

      Захочет - ляжет на бочок.

•    Команда 1. Юла. В этом слове 3 буквы, 4 звука

   Загадка команде 1.

•     Не барашек и не кот,

      Носит шубу круглый год.

      Шуба серая - для лета,

      Для зимы - другого цвета

      Команда 1. Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков

Загадка для команды 2.

•     Льется речка -

      Мы лежим.

      Лед на речке -

      Мы бежим.

•         Команда 2. Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков.

        Загадка команде 2.

•     Ее всегда в лесу найдешь -

      Пойдем гулять и встретим.

      Стоит колючая, как еж,

      Зимою в платье летнем

•         Команда 2. Это ель. В слове   3 буквы, 3 звука  

7.Конкурс «Отгадай пословицу»  

Ведущий : Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность.    Ваше задание отгадать пословицу по двум словам

Ведущий : Команда 1, слушайте: «свет», «тьма».

•         Ответ. Команда 1. Ученье - свет, а неученье - тьма.

•          «труд», «лень».

         Ответ. Труд кормит, а лень портит,

Ведущий: Слова для команды 2: «встречают», «провожают».

•         Ответ.  Команда 2. По одежке встречают, по уму провожают.

•         «погибай», «выручай».

        Ответ. Сам погибай, а товарища выручай.

8.Подведение итогов.   Награждение победившей команды

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

Урок-игра по русскому языку 7 класс Тема: «Обобщение по теме «Наречие»

Урок  в игровой форме поможет повторить материал по тме "Наречие"....

Урок-игра по русскому языку 7 класс.

Урок-игра проводится в форме путешествия двух матрёшек по городам России (Тула, Палех, Киров, Касли, Вологда). Во время игры учащиеся вместе с героинями выполняют задания по пунктуации, лексике, орфог...

презентация "Своя игра" по русскому языку, 6 класс

презентация в форме популярной телевизионной игры "Своя игра" по русскому языку  6 класс...

Интеллектуальная игра по русскому языку. 7 класс

Лингвистическая игра представляе собой вид дидактической игры, способствующий поддержанию интереса к учению и направленный на добывание знаний за счёт собственных усилий, посредством раскрытия особенн...

Внеклассное занятие «Занимательные игры по русскому языку» 7 класс, для обучающихся с ОВЗ

Внеклассное занятие для недели русского языка. Тема: «Занимательные игры по русскому языку».7 класс. конспект разработан с учетом особенностей познавательной деятельности обучающ...