Конспект урока русского языка в 6 классе Тема: «Лексика русского. Диалектизмы. Про-фессионализмы. Термины»
план-конспект урока по русскому языку
«Лексика русского языка. Диалектизмы. Профессионализмы. Термины».
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах и о диалектных словах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов, диалектных слов.
Задачи: а) обучающие – дать элементарные сведения об общеупотребительных и профессиональных словах, терминах и диалектизмах;;
б) развивающие – формирование умения находить в художественных текстах слова-профессионализмы и диалектные слова, определять их роль; развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта
в) воспитывающие – привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам, способствовать формированию творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе.
Формируемые УУД
Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия
Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Личностные: Становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: «Лексика русского. Диалектизмы. Профессионализмы. Термины»
Подготовила: учитель русского языка и литературы Сеитмамбетова Ление Аблязовна |
Тема урока: «Лексика русского языка. Диалектизмы. Профессионализмы. Термины».
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах и о диалектных словах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов, диалектных слов.
Задачи: а) обучающие – дать элементарные сведения об общеупотребительных и профессиональных словах, терминах и диалектизмах;;
б) развивающие – формирование умения находить в художественных текстах слова-профессионализмы и диалектные слова, определять их роль; развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта
в) воспитывающие – привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам, способствовать формированию творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе.
Формируемые УУД
Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей
Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия
Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности
Личностные: Становление смыслообразующей функции познавательного мотива
Тип урока: устный журнал.
Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
В результате проведения урока формируются следующие компетенции: коммуникативная, личностное самосовершенствование, самообучение и самоорганизация,
Оборудование: карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса Презентация Microsoft Power Point, музыкальное оформление для проведения физминутки
ХОД УРОКА
I Организационный этап
Учитель:
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Наш урок посвящен лексике русского языка. Этот урок пройдет в форме устного журнала. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять эту тему. Первая страница нашего журнала посвящена общеупотребительной лексике.
А. С. Пушкин считал, что русский язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». И так начинаем.(Слайд 1-2)
Страница 1. Лексика общеупотребительная.(Слайд 3)
Учитель. Многие слова русского языка известны всему народу.
Снег идет и дождь идет,
Кружится небо и земля,
А я иду, учу и твержу
Общеупотребительные слова.
Наша речь прежде всего строится из общеупотребительных слов назовите, ребята такие слова и запишем их.
Ученик: мама, идти, думать, говорить, земля, небо.
Страница 2. Диалог сына и отца. (Слайд 4)
- Папа, что ты делаешь в своей бригаде?
- Мне поручают чистить карбюратор.
- А что это такое?
- Карбюратор — это такой прибор в автомобиле, в котором образуется из бензина и воздуха горючая смесь. Эти слова употребляют шофера и мы, ремонтники.
Учитель. Ребята, какое слово вам незнакомо?
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. называются профессиональными (специальными). (Работа со словарём).
Страница 3. Творческая. (Слайд 5)
Класс делится на 2 группы. Каждая группа составляет сочинение-миниатюру, используя слова: о профессии музыканта, художника, столяра.
Слова для 1-й группы
Палитра, гуашь, акварель, мольберт.
Слова для 2-й группы
Аккорд, гамма, скрипка, ноты.
Оценивание работ учащихся
Физминутка .(Слайд 6)
Дружно по лесу гуляем
Дружно по лесу гуляем Шаги на месте.
И листочки собираем Наклоны вперед.
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! Прыжки на месте, с
хлопками в ладоши.
Страница 4. Что? Где? Когда? .(Слайд 7)
Учитель. А знаете ли вы, что в некоторых областях петух — это кочет, гутарить (говорить), баз (двор), векша (белка), грудок (костер)?
Диалог бабушки и внука
- Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.
- Что принести, бабушка?
- Бураков.
- А это что такое?
- Ну, у нас так свеклу называют.
В диалоге упоминаются диалектные слова — слова, употребляемые только жителями той или иной местности. В словаре рядом с ними ты найдешь пометку (обл.).
Страница 5. Итоговая.(Слайд 8)
Все работы хороши- выбирай на вкус!
Используя изученную лексику, напишите сочинение: «Кем я хочу быть и почему?»
Рефлексия. .(Слайд 9)
Опрос - итог
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового сегодня узнали?
- Чему научились?
Заполните третью графу таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Домашнее задание: .(Слайд 10)
- Закончить письменную работу.
- Индивидуальное задание: подготовить сообщение об устаревших словах.
Литература:
- Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авт: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. М.: Просвещение, 2014.
- Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах.- Симферополь: Таврида,2007
- nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/2...-russkomu-yazyku-v-6
- botan.cc/prepod/russkii_yazyk_literatura/oz207aqx.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...
Конспект урока русского языка "Обобщение по теме "Лексика"
Планируемые результатыПредметные: повторить и обобщить знания по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализ...
Презентация к уроку русского языка. 5 класс, тема: "Лексика"
Презентация к уроку русского языка. 5 класс, тема: "Лексика"....