Конспект урока русского языка в 6 классе Тема: «Лексика русского. Диалектизмы. Про-фессионализмы. Термины»
план-конспект урока по русскому языку

Сеитмамбетова Ление Аблязовна

 «Лексика русского языка. Диалектизмы. Про­фессионализмы. Термины».

 

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний   о профессионализмах и о диалектных словах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов, диалектных  слов.

Задачи:  а) обучающие – дать элементарные сведения об об­щеупотребительных и профессиональ­ных словах, терминах и диалектизмах;;
       б) развивающие – формирование умения находить в художественных текстах слова-профессионализмы и диалектные слова,  определять их роль; развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта
       в) воспитывающие – привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам, способствовать формированию творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе.

Формируемые УУД

Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности

Личностные: Становление смыслообразующей функции познавательного мотива

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе

Тема: «Лексика русского. Диалектизмы. Профессионализмы. Термины»

             

Подготовила:

учитель русского языка и

литературы

Сеитмамбетова Ление Аблязовна

Тема урока:  «Лексика русского языка. Диалектизмы. Профессионализмы. Термины».

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний   о профессионализмах и о диалектных словах; научить детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов, диалектных  слов.

Задачи:  а) обучающие – дать элементарные сведения об общеупотребительных и профессиональных словах, терминах и диалектизмах;;
      б) развивающие – формирование умения находить в художественных текстах слова-профессионализмы и диалектные слова,  определять их роль; развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта
      в) воспитывающие – привитие уважения к русскому языку, его лексическим нормам, способствовать формированию творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умения работать в коллективе.

Формируемые УУД

Познавательные: Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Регулятивные: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки учебно-практической деятельности

Личностные: Становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Тип урока: устный журнал.

Формы работы – фронтальная, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

 В результате проведения  урока формируются следующие компетенции: коммуникативная, личностное самосовершенствование, самообучение и самоорганизация,

Оборудование:   карточки с заданиями, учебник русского языка для 6 класса  Презентация Microsoft Power Point, музыкальное оформление для проведения физминутки

                                                       ХОД УРОКА

I Организационный этап

Учитель: 

Громко прозвенел звонок- 
Начинается урок 
Наши ушки на макушке, 
Глазки хорошо открыты. 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минутки не теряем. 

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно 
Слушаем внимательно. 

Каждый день, всегда, везде, 
На занятиях, в игре, 
Смело, четко говорим 
И тихонечко сидим. 

   Наш урок посвящен лексике русского языка. Этот урок пройдет  в форме устного журнала. Надеюсь, что вы сумеете глубже понять эту тему. Первая страница нашего журнала посвящена общеупотребительной лексике.

А. С. Пушкин считал, что русский язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». И так начинаем.(Слайд 1-2)

Страница 1. Лексика общеупотребительная.(Слайд 3)

Учитель. Многие слова русского языка известны всему народу.

Снег идет и дождь идет,
Кружится небо и земля,        

А я иду, учу и твержу

Общеупотребительные слова.

Наша речь прежде всего строится из общеупотребительных слов назовите, ребята такие слова и запишем их.

Ученик: мама, идти, думать, говорить, земля, небо.

Страница 2. Диалог сына и отца. (Слайд 4)

  • Папа, что ты делаешь в своей бригаде?
  • Мне поручают чистить карбюратор.
  • А что это такое?
  • Карбюратор — это такой прибор в автомобиле, в котором образуется из бензина и воздуха горючая смесь. Эти слова употребляют шофера и мы, ремонтники.

Учитель. Ребята, какое слово вам незнакомо?

 Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии. называются профессиональными  (специальными). (Работа со словарём).

Страница 3. Творческая. (Слайд 5)

Класс делится на 2 группы. Каждая группа  составляет сочинение-миниатюру, используя слова: о профессии музыканта, художника, столяра.

Слова для 1-й группы

 Палитра, гуашь, акварель, мольберт.

Слова для 2-й группы

Аккорд, гамма, скрипка, ноты.

Оценивание работ учащихся

Физминутка .(Слайд 6)

Дружно по лесу гуляем

Дружно по лесу гуляем Шаги на месте.

И листочки собираем Наклоны вперед.

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! Прыжки на месте, с

хлопками в ладоши.

Страница 4. Что? Где? Когда? .(Слайд 7)

Учитель. А знаете ли вы, что в некоторых областях петух — это кочет, гутарить (говорить),  баз (двор), векша (белка), грудок (костер)?

Диалог бабушки и внука

  • Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща.
  • Что принести, бабушка?
  • Бураков.
  • А это что такое?
  • Ну, у нас так свеклу называют.

В диалоге упоминаются диалектные слова — слова, употребляемые только жителями той или иной местности. В словаре рядом с ними ты найдешь пометку (обл.).

Страница 5. Итоговая.(Слайд 8)

Все работы хороши- выбирай на вкус!

Используя изученную лексику, напишите    сочинение: «Кем я хочу быть и почему?»    

 Рефлексия. .(Слайд 9)

Опрос - итог

  • Что на уроке было главным?
  • Что было интересным?
  • Что нового сегодня узнали?
  • Чему научились?

Заполните третью графу таблицы: «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Домашнее задание: .(Слайд 10)

  • Закончить письменную работу.
  • Индивидуальное задание: подготовить сообщение об устаревших словах.

Литература:

  • Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.Авт: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г.  М.: Просвещение, 2014.        
  • Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах.-  Симферополь: Таврида,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Конспект урока русского языка "Обобщение по теме "Лексика"

Планируемые результатыПредметные: повторить и обобщить знания по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализ...

Презентация к уроку русского языка. 5 класс, тема: "Лексика"

Презентация к уроку русского языка. 5 класс, тема: "Лексика"....