Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_cheredovanie_glasnyh_v_kornyah_zar-zor.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Буквы а и о в корнях – зар - /- зор -»
Цели: познакомить учащихся с правописанием гласной в корне -зар- /-зор-, развитие орфографической зоркости, воспитание интереса к богатству языка.
Формируемые учебно-универсальные действия: познавательные - умение выделять корни с чередующимися гласными О-А от корней с проверяемыми гласными;
регулятивные - умение определять условия выбора о- а;
коммуникативные - развитие монологической речи
Планируемые результаты: знать о корнях с чередованием –зар- зор-, уметь определять условия выбора о -а, понимать важность грамматического анализа слов.
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Словарный диктант:
Обгорелый, разрастаются, водоросли, коснуться, расположиться, костлявый, гористый, косьба, сгореть, росток, наслаждаться.
-Взаимопроверка Слайд 2
-Подчеркните слова с чередующейся гласной в корне
-От чего зависит написание гласной в этих корнях?
-Почему вы не подчеркнули слова: костлявый, гористый, косьба, наслаждаться? (омонимичные корни с безударной гласной в корне) Слайд 3
3.Работа над новой темой. Слайд 4
1) Прочитайте стихотворение.
- Спишите 3 предложение, выполните его синтаксический разбор.
Вот и лето. Жарко, сухо;
От жары нет мочи.
Зорька сходится с зарею.
Нет совсем и ночи.
По лугам идут работы
В утренние росы;
Только зорюшка займется,
Звякают уж косы.
(И.Суриков)
- Выпишите однокоренные слова,
(Жарко-жара, зорька-заря, зорюшка)
- Объясните орфограммы в корнях этих слов.
- Обратите еще раз внимание на слова зорька-заря, зорюшка.
В каком из них вы не сможете пока объяснить написание гласной? А сможете предположить, почему именно эта гласная пишется в слове заря?
2)Запись темы урока («Буквы а и о в корнях –зар-, -зор-») Слайд 5
- Определите цели урока. Слайд 6
- Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
5. Открытие нового знания
1)Чтение и анализ материалов учебника, п.38, стр.108
-Какую тему мы продолжаем?
-Почему данные корни относим к корням с чередованием?
-Какие гласные чередуются?
- Подтвердились ли ваши предположения?
-От чего зависит выбор гласной?
-Обратите внимание на исключение из правила (зарево)
2)Работа в группе
- Создайте алгоритм «Буквы а и о в корнях –зар-, -зор-»
4.Закрепление
1) упр.192
Попытаемся определить смысл каждой пословицы. Что означает первая пословица
1. З…рю проспать – рубахи не достать.
Иногда говорят иначе: «Зарю проспать - рубля не достать»
Как вы думаете, смысл этих строк один и тот же или всё – таки он разный?
(Одинаковый. Означает, что чем раньше встанешь, тем больше успеешь сделать).Кто – нибудь помнит ещё пословицы с этим же смыслом?
(Кто рано встаёт, тому бог подаёт!)
2. З…ря надежду родит. ( с наступлением нового дня мы всегда верим в лучшее будущее)
3. Какова вечерняя з…ря, таков и вечерний день. (Можно сказать по-другому: «Что посеешь, то и пожнёшь»)Можно ли слова с пропусками назвать однокоренными или формами одного и того же слова?
2)Самостоятельная работа. Слайд7
- Задание «Корректор» (Спишите текст, исправляя ошибки)
- Взаимопроверка в парах Слайд 8
3) Развитие речи. Работа с рисунками упр. 196. Составление рассказа в группах. Запись полученных рассказов, употребление слов на изученное правило.
- Чтение и анализ получившихся рассказов.
- Комментированное выставление оценок
5. Рефлексия
- Продолжите предложение Слайд 9
6.Домашнее задание Слайд 10
1) С. 108 (выучить правило), упр.194 (обязательное)
2) Составить словарный диктант из 15 словосочетаний, включив в каждое слова с изученной орфограммой (по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Правописание гласной в корне с чередованием"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по программе ФГОС. Формирование универсальных учебных действий....
Конспект урока русского языка в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова
1. Систематизация и углубление знания о чередованиях гласных в корне слова.2. Развитие умения правильно писать орфограммы в корне.3. Воспитание любви к русскому слову....
Конспект урокарусского языка "Эссе"
Конспект урока русского языка для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...
Готовимся к ОГЭ. Конспект дополнительного занятия (с презентацией) по русскому языку в 6 классе «Правописание гласных в корне слова»
Данное занятие будет интересно учителям, ведущим планомерную, систематическую работу по подготовке учащихся к сдаче экзаменов....
Урок русского языка в 6 классе "Чередующиеся гласные в корнях слов" (модульная технология)
Урок обобщения и закрепления знаний построен с применением модульной технологии....
Обобщающий урок русского языка в 5 классе "Чередование гласных в корнях слов"
Урок создан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Цели: 1) повторить и систематизировать изученный материал по данной теме, проверить умения определять условия выбора гласных в корнях слов;2) развива...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе " Безударная гласная в корне слова"
Материал для урока русского языка в 5 классе...