Рабочая программа по подготовке к ГИА по русскому языку для учащихся 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Календарно - тематический план «ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_oge.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРО-ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАИГРАЕВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета № ________ от «____» __________ 20____г. | Утверждаю Директор школы ___________/А.А. Еграшина/ Приказ №______от «______» ________20_____ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по подготовке к ГИА по русскому языку
для учащихся 9 класса
Срок реализации программы
(на 2021/2022 учебный год)
Уровень базовый
Составитель: учитель русского языка
высшей категории,
Рупышева Наталья Николаевна.
с. Старый Онохой
2021г.
1. Пояснительная записка.
Календарно - тематический план «ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ. В данной программе большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Календарно - тематический план позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).
Программа КТП предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению на лингвистическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5- 9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению творческой части.
Целъ: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку;
Задачей уроков является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
- научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
- владеть формами обработки информации исходного текста;
- через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и
систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и
текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
- работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- работать с бланками экзаменационной работы;
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Программа рассчитана на 17 часов из расчета 0,5 час в неделю.
Темы уроков соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Основные формы организации занятий - лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.
Формы текущего контроля
оценка аналитической работы учащихся; оценка тестов; оценка изложений, сочинений Форма итогового контроля - контрольная работа в форме ОГЭ.
КТП «ОГЭ: подготовка к экзамену по русскому языку в новой форме» состоит из трех основных разделов:
- Сжатое изложение.
- Сочинение на лингвистическую тему.
- Решение тестовых заданий формата ОГЭ.
- Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе - это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение - это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства
обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация - то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия консультаций посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
- Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в консультациях особое место отводится подготовке к сочинению- рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
3.Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом. При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Задания 2 части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурноценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений;
проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое - составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
II. Учебно-тематический план.
Раздел | Кол-во часов | В том числе | |
Практические работы | Контрольные работы | ||
1. Введение. Значение курса, его задачи. | 1 | ||
2. Текст. Сжатое изложение | 5 | 3 | 1 |
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему | 5 | 1 | |
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий. | 4 | 1 | |
5. Заключение. Итоговый контроль. | 2 | ||
ИТОГО | 17 | 4 | 2 |
III. Содержание программы курса.
- Введение. (1 час).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2022 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
- Текст. Сжатое изложение (5 часов).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
- Текст. Сочинение на лингвистическую тему (5 часов).
Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки 15го задания.
- Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (4 часа).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные
предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
- Заключение. Итоговый контроль (2 часа).
Диагностическая работа. Анализ ошибок.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и
терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста»,
«микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;
- лексические явления в языке;
- грамматические явления в языке.
Учащиеся должны уметь:
- создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста;
- аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
- последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в
соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по
русскому языку в 9 классе.
• уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
Тематическое планирование уроков в 9 классе «ОГЭ:
подготовка к экзамену по русскому языку» на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Тема занятия | дата по плану | дата по факту | ||||
1. Введение. | |||||||
1 | Особенности ОГЭ по русскому языку в новой форме: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Организация и технология проведения ОГЭ по русскому языку в новой форме. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. | ||||||
2. Текст. Сжатое изложение | |||||||
2 | Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | ||||||
3 | Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | ||||||
4 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | ||||||
5 | Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. | ||||||
6 | Контрольная работа 1. Написание сжатого изложения. | ||||||
3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему | |||||||
7 | Сочинение. Структура сочинения | ||||||
8 | Учимся формулировать тезис. | ||||||
9 | Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста. | ||||||
10 | Учимся писать вывод сочинения | ||||||
11 | Практическая работа 4: Создание сочинения-рассуждения | ||||||
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий | |||||||
12 | Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Лексическое значение слова. Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание 1-3 | ||||||
13 | Звуки речи и буквы. Звуковой анализ слова. Правописание безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся). Правописание приставок. Правописание суффиксов. Задание 4-6 | ||||||
14 | Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Грамматическая основа предложения. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными и уточняющими членами.
Предложения с вводными словами и обращениями. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Сложные предложения с различными видами связи. Задание 7-8 | ||||||
15 | Контрольная работа 3. Тест. | ||||||
5. Заключение. Итоговый контроль | |||||||
16 | Диагностическая работа в форме ОГЭ | ||||||
17 | Анализ ошибок. |
- Перечень учебно-методического обеспечения.
- С.В. Драбкина, Д.И.Субботин. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект- Центр», 2019.
- ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2011.
- Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2020
- И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2020
- Т.Н. Мамона, рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс./ М., «Экзамен».
Словари и справочники
- Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. - М., 1998.
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. - М., 1988.
- Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. - М., 1994.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. - М., 1989.
- Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М., 1991.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
- Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). - М., 1984.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа объединения «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс
ГИА в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знани...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное ...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образов...
Рабочая программа для подготовки к ЕГЭ по русскому языку для 11 класса ( формат 2015 г)
Рабочая программа по русскому языку соответствует демоверсии 2015 года и может быть полезна учителю русского языка, работающему в выпускных классах. Программа рассчитана на 34 часа (1 час внеделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и Календарно - тематическое планирование по русскому языку для учащихся 7 класса
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образов...
Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
Данная рабочая программа продолжает серию коррекционных программ для учащихся с ЗПР VII вида...