Введение 1 час. |
УУД Познавательные Совершенствует навыки смыслового чтения. Определяет главную информацию в тексте. Выделяет главное, сворачивает информацию до ключевых слов. Регулятивные Ставит учебную задачу на основе соотнесения известного и неизвестного. Коммуникативные Вступает в диалог, участвует в коллективном обсуждении. Устанавливает рабочие отношения, учится эффективно сотрудничать. Личностные Происходит освоение личностного смысла учения, желания учиться, определение границы знания и незнания, а также формирование бережного отношения к слову и эстетического вкуса. |
№ урока | Сроки (неделя, месяц) | Тема урока | Содержание темы | Коррекционная работа | Формы контроля | Планируемые предметные результаты | Домашнее задание |
Развитие речи | Развитие ВПФ |
1 | 09. 1 нед. | Русский язык как развивающееся явление
| Классификация современных славянских языков, сравнительный анализ соответствий славянских языков на всех уровнях, особенно в лексике | Работа с текстом. Работа в парах (составление диалогов) | Коррекция памяти, мыслительных процессов. Коррекция фонематической стороны речи. | Лекция с элементами беседы | Уметь выделять ключевые слова в тексте, уметь объяснять орфограммы, уметь подбирать синонимы | Упр. 4, 5 (устно)
|
Повторение изученного в 5-6 классе. Всего: 18 часов (13 ч. + 5ч. развитие речи) |
УУД Познавательные Совершенствует навыки смыслового чтения. Находит общее и отличное, самостоятельно делает выводы. Извлекает необходимую информацию о порядке морфологического, словообразовательного и синтаксического разбора. Выделяет главное, сворачивает информацию до ключевых слов. Анализирует, сравнивает, делает выводы. Регулятивные Формулирует вопрос (проблему) урока. Высказывает предположения на основе наблюдений. Определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознает качество и уровень усвоения, дает оценку своим знаниям. Вырабатывает способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта. Учится осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные Устанавливает рабочие отношения, работает в паре, учится договариваться и приходить к общему решению. Умеет представлять конкретное содержание в форме устного высказывания. Старается с достаточной полнотой выражать свои мысли и чувства. Участвует в коллективном диалоге на уроке. Личностные Происходит освоение личностного смысла учения, формируется устойчивый интерес к учебной деятельности, уважительное отношение к родному языку и его реформаторам. Реализуется потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании, оптимистичном восприятии мира. |
№ урока | Сроки (неделя, месяц) | Тема урока | Содержание темы | Коррекционная работа | Формы контроля | Планируемые предметные результаты | Дом. задание |
Развитие речи | Развитие ВПФ |
2-3 | 09. 1 нед. | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор | Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения Синтаксический и пунктуационный разборы. | Конструирование предложений по схемам
| Коррекция фонематической стороны речи. | Практикум, самостоятельная работа
| Знать, чем отличаются: - словосочетания от предложений, - - простые предложения от сложных, - главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы. Для ознакомительного изучения: составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосоче-тания по предложенным схемам, определять синтак-сическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила. | П.1, 2 Стр.6 -7 (вопросы), Упр.8, упр.12 |
4-5 | 09. 1 нед | Лексика и фразеология | Лексический состав языка. Лексические нормы.
| Работа в парах (составление диалогов) | Коррекция фонематической стороны речи, коррекция внимания. | Устное и письменное высказывание | Знать определения, уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, пользоваться словарями, соблюдать лексические нормы, проводить анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении. | П.3 Упр.15, 16 |
6-7 | 09. 2 нед | Фонетика и орфография | Систематизация изученного о звуковой системе языка. Звуки речи. Звуки речи: гласные-согласные, сильные-слабые позиции. | Работа с текстом
| Коррекция памяти, логического мышления | Анализ текста, фонетический разбор | Знание терминологии, умение характеризовать звуковой строй языка. Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов. Пользоваться орфоэпическим словарём. Обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи. | П.4 Упр. 18, 21 |
8-9 | 09. 2 нед | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем. | Работа со словарями. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | Объяснительный диктант, морфемный разбор, словарный диктант | Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки. | П.5 Упр. 26, упр. 28 |
10 -11 -12 | 09. 2 -3 нед | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка. | Работа с текстом | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти | Самостоятельная работа, практикум. | Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологичес-кие признаки, уметь выпол-нять морфологический разбор, правильно, уместно употреб-лять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения. | П.6 Упр.36, 42, 46 |
13 - 14 | 09. 3 нед. | Контрольный диктант на повторение пройденного материала. Анализ контрольного диктанта. | Изученные орфограммы и пунктограммы за 5 -6 класс. | Аналитическая работа с текстом диктанта | Коррекция лингвистического мышления, долговременной памяти, а также коррекция навыков каллиграфии. | Диктант | Знание изученных орфограмм и пунктограмм за 5 -6 класс. Умение распознавать орфограммы и пунктограммы, правильно писать слова. | Составить словарный диктант, упр.41
|
15-16 | 09. 3 нед | Урок развития речи РР Текст. Диалог как текст. Виды диалога. | Текст. Средства связи предложений в тексте. Особенности текста по форме, виду речи, по типу речи. | Работа в парах (составление диалогов)
| Коррекция фонематической стороны речи, мыслительных процессов и долговременной памяти. | Работа с текстом | Знать признаки текста; уметь определять стиль и тип текста, аргументировать свою точку зрения, уметь понимать авторскую позицию.
| П.7, 8, 9 Упр.54, 60 (устно) |
17 | 09. 4 нед | Урок развития речи РР Подготовка к сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью» | Текст. Средства связи предложений в тексте. Особенности текста по форме, виду речи, по типу речи. | Работа с текстом. Редактирование своего текста. | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | Сочинение по картине. | Уметь описывать картину, выбирая языковые средства в соответствии с темой, соблюдать орфографические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы. | Упр.48 Дописать сочинение |
18. | 09. 4 нед | Урок развития речи РР Стили литературного языка | Стили литературного языка. Стилевые черты текста. Авторская позиция.
| Работа с текстом.
| Коррекция аналитического мышления и памяти. Коррекция зрительной памяти. | Составление таблицы, практикум. | Уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения, уметь понимать авторскую позицию. | П.10 Упр. 62,63 |
19. | 09 4 нед | Урок развития речи РР Публицистический стиль | Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
| Редактирование своего текста. | Коррекция фонематической стороны речи, коррекция долговременной памяти. | Работа с текстом, практикум.
| Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы. Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать, уметь читать и воспринимать текст публицистического характера на слух, определять языковые средства, характерные для этого стиля. | Подобрать из газет или журналов текст, составить рассказ о публицистическом стиле, используя таблицу и материал параграфа. Инд. задание: упр.71 (по желанию) |
Морфология. Орфография. Культура речи. Всего: 138 часов |
| Работа с текстом | Коррекция фонематической стороны речи, коррекция долговременной памяти |
ПРИЧАСТИЕ Всего: 29 часов (24 ч. + 5 ч. развитие речи) УУД Познавательные Совершенствует навыки смыслового чтения. Формирует умение анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию, строить логические рассуждения; выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умеет определять тему и основную мысль теста, составлять план, писать сочинение; оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Регулятивные Формулирует проблему урока и его цель. Определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учится составлять план, вносить коррективы и дополнения в составленные планы и рабочие материалы. Проектирует маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Осуществляет контроль и взаимоконтроль полученных знаний. Коммуникативные Учится оформлять свои мысли в устной форме, владеть грамотной монологической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других, работать в парах и группах, договариваться о совместной деятельности, соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы языка. Вырабатывает критерии оценки и степень успешности. Личностные Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по индивидуальному плану. Оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; формирует чувство прекрасного через творческую деятельность эстетического характера. |
|
|
|
№ урока | Сроки Неделя месяц | Тема урока | Содержание темы | Коррекционная работа | Формы контроля | Планируемые предметные результаты | Дом. задание |
Развитие речи | Развитие ВПФ |
19 | 09 4 нед | Причастие как часть речи | Морфологические признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль причастия в предложении. | Работа в группах. Развитие речи через постановку вопросов.
| Коррекция актуализации памяти, фонематической стороны речи, коррекция внимания. | Беседа. | Знать определение причастия, грамматические признаки. Для ознакомительного изучения: уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять причастия в речи. | П.12, упр.76 |
21 | 10 1 нед | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Работа с текстом | Коррекция актуализации памяти, коррекция внимания. | Самостоятельная работа.
| Знать, что причастия склоняются так же, как прилагательные. Уметь определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять изученную орфограмму. | П.13, упр.82 |
22 | 10 1 нед | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Одиночные причастия. | Конструирование предложений по схемам. | Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания. | Практикум, объяснительный графический диктант.
| Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми ПО. Уметь выделять причастный оборот запятыми; строить предложения с причастным оборотом. | П.14, упр.85 |
23 | 10 1 нед | Урок развития речи РР Описание внешности человека | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные слова») | Работа с новой лексикой и текстом, пересказ. | Коррекция творческого воображения и пространственного представ-ления. Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук. | Сочинение-описание «Литературный портрет друга». | Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своём тексте прилагательные и причастия, основные средства связи предложения; местоимение, подбор слов, синонимы, описательные обороты | П.15 Домашнее сочинение. Подготовить описание внешности человека по фотографии с использованием ПО. |
24 | 10 1 нед | Действительные и страдательные причастия | Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления.
| Работа с текстом. | Коррекция актуализации памяти, развитие слухового и зрительного внимания. | Выборочно-распределительный диктант.
| Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания. | П.16 Упр.101 |
25 | 10 1 нед | Краткие и полные страдательные причастия | Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении | Развитие устной и письменной речи; пересказ. | Развитие артикуляционной моторики. Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Практикум. Свободный диктант.
| Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль. | П.17, упр.104 |
26 | 10. 2 нед | Действительные причастия настоящего времени. | Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий | Работа с текстом. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Практикум, работа по карточкам. | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ/ющ-,- ащ/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать. | П.18, упр.106 |
27 | 10. 2 нед | Действительные причастия прошедшего времени | Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы | Развитие речи через постановку вопросов. | Развитие артикуляционной моторики. Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Эвристическая беседа, практикум.
| Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределённой форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом. | П.19, упр.113 стр.16-51, выучить словарные слова. Инд.задание: упр.110 (по желанию) |
28 - 29 |
10. 2 нед | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия. | Работа с текстом. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Лингвистическая задача, самостоятельная работа | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласных в окончаниях глаголов и суффиксов –ом- (-ем-), -им- причастий; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом | П.20, упр. 119,121 |
30. | 10. 2 нед | Урок развития речи РР Изложение с изменением формы действующего лица | Изложение с изменением формы действующего лица | Работа с текстом, пересказ. | Коррекция творческого мышления, развитие слухового и зрительного внимания. | Изложение | Адекватно понимать содержание текста, воспринимать его на слух, составлять план. Необязательный компонент: уметь излагать текст от 3-го лица. | П.19, упр.116 |
31-32 | 10. 2 -3 нед | Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед одной Н в полных и кратких страдательных причастиях | Образование страдательных причастий прошедшего времени | Работа с текстом. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Лингвистическая задача. | Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий. | П.21, упр.125,127 П.22, упр.129
|
33-34-35- 36 | 10 3 нед. | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных | Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция актуализации памяти, мыслительных процессов. Коррекция зрительного и слухового внимания. | Лингвистическая задача, свободный диктант. | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи. Для ознакомительного изучения: уметь различать краткие страд. причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи. | Учить схему-алгоритм по данной теме П.23, упр.134 упр.137 П.24, упр.142 П.24, упр.146, 147 |
37- 38 | 10 4 нед | Уроки развития речи РР Выборочное изложение с описанием внешности | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека | Работа с новой лексикой и текстом, выборочный пересказ. | Коррекция творческого воображения, зрительного и слухового внимания. Развитие мелкой моторики и пальцев рук. | Изложение | Адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности. | Упр. 151
|
39 | 10 4 нед | Морфологический разбор причастия | Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль | Работа с текстом. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Самостоятельная работа, словарный диктант. | Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи | Повторить П. 12-24 Упр.152 (додел.) |
40 -41 | 10 4 нед | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция монологической и диалогической речи. | Лингвистическая задача. Словарный диктант
| Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ- приставку, НЕ- часть корня, НЕ- частицу; обозначать условия выбора орфограммы. Необязательный компонент: составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы | П.26, Упр.154 Упр.156, 158 |
42 | 11 1 нед | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий | Работа с текстом. Развитие речи через постановку вопросов
| Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Практикум. | Знать условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих | П.27 Упр.162, 164 Составить словарный диктант |
43-44 | 11 1 нед | Уроки развития речи РР Сочинение по личным впечатлениям на тему «Вы с ним знакомы» | Описание внешности человека | Развитие лексической стороны речи. Работа с текстом, редактирование текста | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук. | Сочинение | Знать определение «литературный портрет», структуру, языковые особенности текста-описания внешности человека; определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал. Необязательный компонент: использовать полные и краткие причастия в речи. | П.27 Упр. 167 |
45 -46 | 11 1 нед | Повторение по теме «Причастие» | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий
| Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция мыслительных процессов. | Словарный диктант, выполнение предложенных упражнений, заданий | Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом. | Повторить п.12-27; Контрольные вопр. и зад. Упр. 171, 177 Упр.172 |
47 | 11 2 нед | Контрольный тест по теме «Причастие» | Орфограммы и пунктограммы, изученные по теме «Причастие» | Аналитическая работа с текстами заданий. | Коррекция долговременной памяти и аналитического мышления. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Контрольный тест | Уметь отличать страдательные причастия от действительных, правильно находить их в заданных текстах. | повторение |
48 | 11 2 нед | Анализ контрольного теста. Работа над ошибками.
| Орфограммы и пунктограммы, изученные по теме «Причастие» | Аналитическая работа с текстами. | Коррекция пробелов в знаниях. Коррекция адекватной реакции на критику. | Работа над ошибками, самостоятельная работа, работа с тестом. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры.
| Составить словарный диктант по изученным темам. |
Тема. ДЕЕПРИЧАСТИЕ Всего: 11 часов (9 ч. + 2 ч. развитие речи) |
УУД Познавательные Ориентируется в своей системе знаний, задает вопросы. Пользуется разными приемами смыслового чтения, разграничивают основную и дополнительную информацию, адекватно понимает информацию, представленную в разных формах. Умеет определять тему и основную мысль теста, составлять план, писать сочинение. Учится оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Регулятивные Формулирует проблему урока, ищут пути решения проблемы. Осознает качество и уровень усвоения учебного материала, корректирует свою работу. Осуществляет самоконтроль полученных знаний. Учатся осознавать самого себя как движущую силу своего научения. Осуществляет речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. Коммуникативные Умеет представлять конкретное содержание в устной форме. Учится владеть грамотной монологической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, быть готовой корректировать свою точку зрения, работать в паре, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению, осуществлять взаимный контроль. Совершенствует навыки использования адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей. Личностные Осваивает личностный смысла учения, желания учиться, самостоятельно определяет границы знания и незнания. Высказывает собственное мнение, учится критично относиться к своему и чужому мнению. Осознает ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Стремится к речевому самосовершенствованию, формируя чувство прекрасного через творческую деятельность эстетического характера. |
№ урока | Сроки Неделя месяц | Тема урока | Содержание темы | Коррекционная работа | Формы контроля | Планируемые предметные результаты | Дом. задание |
Развитие речи | Развитие ВПФ |
49- 50- -51 | 11 2 нед | Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастия, деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми | Развитие устной и письменной речи. | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция монологической и диалогической речи. | Объяснительный диктант. | Знать лексическое и грамматическое значение деепричастий. Знать определение «деепричастный оборот»; выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям с деепричастиями и деепричастными оборотами. Отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий. Для ознакомительного изучения: уметь разграничивать основное и добавочное действия, понимать, что действие производится одним и тем же лицом, что и основное. | П.28, 29 упр.181 Найти в повести Н.В.Гоголя предложения с деепричастными оборотами. Упр.186, 187 Упр.240 |
52 | 11 2 нед | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | Правописание НЕ с деепричастиями и словами других частей речи. | Работа со словарем | Коррекция мыслительных процессов. Коррекция лингвистического мышления. | Практикум, индивидуальная работа по карточкам | Знать правило правописания НЕ с деепричастиями, уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему. | П.30, упр.195 Составить связный рассказ о деепричастии. |
53-54- 55 | 11 3 нед | Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида | Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование | Развитие устной и письменной речи. | Коррекция монологической и диалогической речи. Коррекция словесно-логического мышления. | Диктант «Проверь себя» | Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, безошибочно писать суффиксы деепричастий, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом | П.31, упр.197 П.32, упр.207 П.32, упр. 208 |
56- 57 | 11 3 нед. | Уроки развития речи РР Сочинение-рассказ на основе картины С.Григорьева «Вратарь». | Текст. Средства связи предложений в тексте. Особенности текста по форме, виду речи, по типу речи. | Работа с текстом, редактирование текста. | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов, развитие наглядно-образного мышления. | Рассказ по картине | Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения. | П.26-31 - повторить |
58 | 11 4 нед | Морфологический разбор деепричастия | Деепричастие как часть речи, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. | Развитие речи через постановку вопросов.
| Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Практикум
| Уметь отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи. Для ознакомительного изучения: уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов. | П.33 Упр. 211 (выписать дееприч., указать их вид) Сочинение-миниатюра «Зимние забавы». |
59 | 11 4 нед | Повторение по теме «Деепричастие» | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом | Развитие устной и письменной речи. | Коррекция долговременной памяти. Коррекция аналитического мышления и фонематической стороны речи. | Словарный диктант, выполнение предложенных упражнений, заданий | Уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания. | П.28-33 – повторить Упр.216 |
60 | 11 4 нед | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом
| Аналитическая работа с текстом диктанта. | Коррекция лингвистического мышления, долговременной памяти, а также коррекция навыков каллиграфии. | Контрольный диктант. | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи. | Повторить словарные слова |
Тема. Наречие Всего: 35 часов (27 ч. + 8ч. развитие речи)
УУД Познавательные Самостоятельное выделение познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Выбор оснований и критериев для сравнения. Совершенствует навыки смыслового чтения. Анализирует, перерабатывает и сравнивает информацию. Определяет тему и основную мысль текста, составляет план, совершенствует умение писать сочинение и изложение. Оформляет письменный текст в соответствии с правилами письма. Регулятивные Формулирует проблему урока и его цель. Определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учится составлять план, вносить коррективы и дополнения в составленные планы и рабочие материалы. Проектирует маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Осуществляет контроль и взаимоконтроль полученных знаний. Коммуникативные Учится владеть грамотной монологической и диалогической формами речи в соответствии с основными грамматическими нормами родного языка, высказывать свою точку зрения; формирует навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой деятельности. Совершенствует навыки использования языковых средств для отображения своих чувств и мыслей. Личностные Формируются ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов. Осознает ценность русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей. Стремится к речевому самосовершенствованию в процессе наблюдения за языковыми явлениями. |
61-62 | 12 1 нед. | Наречие как часть речи | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль
| Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция мыслительных процессов. | Лингвистическая задача. Практикум, самостоятельная работа | Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных признаков | П.34 Упр. 221 Упр.223 Составить предложения с наречиями.
|
63-64 | 12 1 нед. | Смысловые группы наречий | Разряды наречий по значению. Употребление наречий
| Развитие устной и письменной речи. | Коррекция словесно-логического мышления и фонематической стороны речи. | Практикум. Самостоятельная работа
| Знать разряды наречий по значению. Уметь находить наречия в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли | П.35 Упр.227 Упр.230, 232 (устно) |
65 | 12 1нед | Урок развития речи РР Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И.Попова «Первый снег») | Текст. Средства связи предложений в тексте. Особенности текста по форме, виду речи, по типу речи – дневниковые записи. | Работа с текстом, редактирование текста. | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов, развитие наглядно-образного мышления. | Сочинение в форме дневниковых записей | Уметь отбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись). Уметь работать с черновиками | Дописать сочинение (по упр. 233) |
66-67 | 12 2 нед | Степени сравнения наречий | Образование степеней сравнения наречий
| Развитие устной и письменной речи. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция монологической и диалогической речи. | Самостоятельная работа. Объяснительный диктант.
| Знать способы образования степеней сравнения, критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий. Для ознакомительного изучения: приёмы распознавания морфологических омонимов; употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков. | П.36, упр. 235
Упр.236 |
68 | 12 2 нед | Морфологический разбор наречия | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи
| Развитие устной и письменной речи. | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция фонематической стороны речи, коррекция эмоционально-волевой сферы. | Практикум, самостоятельная работа
| Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов | П.37, упр.240 (выполнить морфологический разбор наречий из стих. М.Ю.Лермонтова) |
69 | 12 2 нед | Урок развития речи РР Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» | Текст. Средства связи предложений в тексте. Особенности текста по форме, виду речи, по типу речи –рассуждение. | Работа с текстом, редактирование текста. | Коррекция творческого воображения, пространственного представления, а также коррекция навыков каллиграфии. | Сочинение-рассуждение | Уметь выражать свои мысли по затронутой проблеме, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. Уметь работать с черновиком. | Дописать сочинение (по упр. 239) |
70-71- 72 | 12 2-3 нед. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | Высказывает предположения на основе наблюдений. | Развитие артикуляционной моторики. Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Лингвистическая задача, практикум, самостоятельная (фронтальная и индивидуальная) работа | Знать морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания НЕ с наречиями на О-Е. Уметь составлять связный рассказ на грамматическую тему. | П.38, упр.242 Подгот. сообщение на лингвистическую тему. Упр.245,247 |
73-74- 75 | 12 3 нед | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий | Правописание отрицательных наречий | Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция монологической речи. Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Лингвистическая задача, самостоятельная работа.
| Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-НИ, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-НИ в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях | П.39 составить 10 словосочетаний Упр.251 Упр. 254 |
76-77 | 12 4 нед | Одна и две буквы Н в наречиях | Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на О-Е
| Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция фонематической стороны речи, коррекция эмоционально-волевой сферы. | Лингвистическая задача, самостоятельная работа
| Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия | П.40, упр.258 Придумать 4 предложения с краткими прилагательными. |
78-79 | 12 4 нед | РР Описание действий | Текст. Средства связи предложений в тексте. Особенности текста по форме, виду речи, по типу речи. | Развитие лексической стороны речи. Работа с текстом, пересказ. | Коррекция творческого воображения и мыслительных процессов, развитие наглядно-образного мышления. | Сочинение-описание действий (на основе наблюдений)
| Уметь создавать текст описания действий: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание, готовить рабочие материалы, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать языковые нормы. Уметь работать с черновиком. | П.41 Дописать сочинение (по упр. 264) |
80 | 12 4 нед | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий | Работа с текстом | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Самостоятельная работа. Словарная работа.
| Знать правила выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограммой, определять общее в написании разных частей речи с О-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщённое правило | П.42, упр.267 |
81-82 | 01 2 нед. | Буквы О и А на конце наречий | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С, В, НА, ЗА
| Развитие речи через постановку вопросов. | Развитие артикуляционной моторики. Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Лингвистическая задача, самостоятельная работа
| Уметь определять способ образования наречий от прилагательных, знать правило выбора и написания букв О и А на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограммой. | П. 43 Упр. 270 Упр. 271 Выписать из толкового словаря по 2 слова с разными приставками |
83 | 01 2нед | Урок развития речи РР Подробное изложение с элементами сочинения | Текст. Средства связи предложений в тексте. Композиционные элементы рассказа, порядок следования частей рассказа. | Развитие лексической стороны речи. Работа с текстом, подробный пересказ. | Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Изложения с элементами сочинения | Уметь пересказывать исходный текст подробно, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями собщения, соблюдать орфографические,граммматические и пунктуационные нормы. Необязательный компонент: Уметь выполнять творческое задание – написание по заданным критериям элемента сочинения. | Составить словарный диктант. |
84-85- 86 | 01 2-3 нед. | Дефис между частями слова в наречиях | Дефис между частями слова в наречиях | Развитие лексической стороны речи. Работа с текстом. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Практикум. Словарный диктант. | Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой | П.44 упр.275 упр.277 упр.279, 280 |
87 | 01 3нед | Урок развития речи РР Описание животного, человека и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья» | Описание животного, человека и действий человека. Текст. Средства связи предложений в тексте. Композиционные элементы описания, порядок следования частей в сочинении-описании. | Работа с текстом, редактирование текста. | Коррекция творческого воображения и мыслительных процессов, развитие наглядно-образного мышления. | Сочинение-описание. | Уметь формулировать замысел, тему, основную мысль сочинения. Уметь создавать текст описания животного и действий человека: определять тему, обдумывать содержание, готовить рабочие материалы, включая в него описание, соблюдать орфографические, граммати-ческие и пунктуационные нормы. Уметь работать с черновиком. | Дописать сочинение (по упр. 273) |
88- 89 | 01 3нед | Слитное,раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
| Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция мыслительных процессов. | Лингвистические задачи, самостоятельная работа | Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом | п.45 упр. 285 упр. 286 Заполнить таблицу своими примерами |
90 | 01 3нед | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Работа с текстом. | Коррекция словесно-логического мышления. | Практикум. Работа по карточкам.
| Знать правило, уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию в предложениях. | П.46, Упр. 290 составить 5 предложений |
91 – 92 | 01 4нед | Повторение по теме «Наречие» | Повторение по теме «Наречие» Орфограммы, изученные по теме «Причастие» | Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Словарный диктант, выполнение предложенных упражнений, заданий | Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать, применяя изученные правила. Для ознакомительного изучения: различать наречия и созвучные слова других частей речи; использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий. | Повторить п.34-46 Контрольн. вопросы и зад. (устно) (стр.119) Упр.294 Упр. 297 (составл. обобщающей таблицы) |
93 | 01 4нед | Контрольный тест по теме «Наречие» | Орфограммы, изученные по теме «Причастие» Правописание наречий | Работа с текстом. | Коррекция лингвистического мышления. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Контрольная работа | Знать изученные правила, применять правила при написании работы. Уметь безошибочно выполнять тесты | Повторение Составить словарный диктант на изученные орфограммы (объем -40 слов)
|
94-95 | 01 4нед | Урок развития речи РР Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. | Текст. Признаки текста, типы текста. Средства связи предложений в тексте. Стили литературного языка. Стилевые черты учебно-научного текста. | Устное публичное выступление (доклад) | Коррекция творческого воображения. Коррекция монологической речи. Коррекция фонематической стороны речи. | Практикум по написанию учебно-научного текста. | Уметь создавать собственный текст по заданной теме, составлять план, выбирать стиль и тип речи, определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки; соблюдать нормы литературного языка. | П.47, 48 Подготовить доклад (на выбор) по упр. 311 или упр.312 |
Тема. Категория состояния
Всего: 5 часов (4 час. + 1ч. развитие речи) |
|
|
|
|
|
УУД Познавательные Ориентируется в своей системе знаний. Адекватно понимает информацию, представленную в разных формах. Анализирует, задает вопросы, делает выводы. Совершенствует приёмы отбора и систематизации материала. Выделяет главное, раскрывает информацию на основе ключевых слов; сжато передает содержание текста, составляет тексты различных типов речи, соблюдая стилистические и грамматические нормы языка. Регулятивные Формулирует тему и проблему урока. Ищет пути решения проблемы. Высказывает предположения на основе наблюдений. Самостоятельно составляет план на основе предположений. Вырабатывает способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта. Коммуникативные Оформляет свои мысли в устной форме. Владеет монологической и диалогической речью; адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач. Учится работать в группах,обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Осуществляет речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике Личностные Осознается ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развивается интерес к языку и языковым явлениям. Происходит формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
|
№ урока | Сроки Неделя месяц | Тема урока | Содержание темы | Коррекционная работа | Формы контроля | Планируемые предметные результаты | Дом. задание |
Развитие речи | Развитие ВПФ |
|
96 – 97- 98 | 01 4нед. 02 1 нед. | Категория состояния как часть речи | Сведения о словах категории состояния. | Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция фонематической стороны речи. Развитие артикуляционной моторики. | Лингвистическая беседа, самостоятельная работа. | Знать общее значение слов категории состояния, уметь сопоставлять наречия и эту группу слов на основе анализа их синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова категории состояния в тексте. | П.49, составить 5 предложений со словами категории состояния. Упр.315. Упр.317 |
99 | 02 1 нед | Морфологический разбор категории состояния | Морфологические признаки категории состояния, синтаксическая роль | Работа с текстом | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Практикум, морфологический разбор. | Знать порядок разбора слов категории состояния, уметь разбирать слова морфологически
| П.50, упр.321 |
100 | 02 1нед | Урок развития речи РР Сжатое изложение с описанием состояния природы (по тексту К.Г.Паустовского) | Текст. Описание состояния природы как тип текста. Средства связи предложений в тексте. Основные приемы сжатия исходного текста: исключения, обобщения. | Работа с текстом, редактирование текста. | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов, развитие наглядно-образного мышления. | Сжатое изложение с описанием состояния природы
| Уметь пересказывать прослушанный текст, выбирать необходимую информацию, применяя основные приемы сжатия исходного текста. Необязательный компонент: использовать наречия и слова категории состояния для описания природы. | Контрольные вопросы (стр. 133) - устно
|
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
|
101 | 02 2 нед | Самостоятельные и служебные части речи | Служебные части речи. Служебные слова и их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи | Работа с текстом | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Практикум, самостоятельная работа | Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы и частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи | П.51, написать сочинение-миниатюру «Утро в городе |
Предлог Всего: 13 часов (11 час. + 2 час. развитие речи)
УУД Познавательные Ориентируется в своей системе знаний, задает вопросы. Пользуется разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), разграничивают основную и дополнительную информацию, адекватно понимает информацию, представленную в разных формах. Умеет определять тему и основную мысль теста, составлять план, писать сочинение. Учится строить логические рассуждения и оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Регулятивные Формулирует проблему урока, ищут пути решения проблемы. Осознает качество и уровень усвоения учебного материала, корректирует свою работу. Осуществляет самоконтроль полученных знаний. Учатся осознавать самого себя как движущую силу своего научения. Осуществляет речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. Коммуникативные Учится оформлять свои мысли в устной форме, владеть грамотной монологической речью, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других, работать в парах и группах, договариваться о совместной деятельности, соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного литературного языка. Личностные Осваивает личностный смысла учения, желания учиться, самостоятельно определяет границы знания и незнания. Учится критично относиться к своему и чужому мнению. Осознает ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Стремится к речевому самосовершенствованию, формируя чувство прекрасного через творческую деятельность эстетического характера. |
102- 103 | 02. 2 нед | Предлог как часть речи | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении
| Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция творческого воображения, коррекция монологической и диалогической речи. | Лингвистическая задача, самостоятельная работа
| Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Правильно писать предлоги с существительными,прилагатель-ными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями. Необязательный компонент: уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок. | П.52, упр.328 Упр.329 |
104- 105 | 02. 2 нед | Употребление предлогов | Употребление предлогов с существительными, числительными. Предлоги однозначные и многозначные. | Работа с текстом | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Практикум, работа с карточками. | Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки. Для ознакомительного изучения: знать об однозначных и многозначных предлогах; нормах употребления с различными частями речи. | П.53, упр.332 Упр.335 |
106- 107 | 02. 3 нед | Непроизводные и производные предлоги | Непроизводные и производные предлоги
| Работа с текстом. | Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Лингвистическая задача. Самостоятельная работа | Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи | П.54, упр.338 Упр.342, 343 (устно) |
108
| 02. 3 нед | Простые и составные предлоги | Простые и составные предлоги
| Развитие устной и письменной речи. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Практикум, самостоятельная работа | Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные» предлоги | П.55, упр.344 Упр.346 |
109 | 02. 3 нед | Морфологический разбор предлога | Морфологические признаки предлога | Работа с текстом. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы. | Практикум. | Знать порядок морфологического разбора предлога, уметь выполнять морфологический разбор | П.56, упр.347 |
110-111 | 02. 4 нед | Уроки развития речи РР Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу | Рассказ на основе увиденного на картине
| Развитие лексической стороны речи. Работа с текстом. | Коррекция творческого воображения, коррекция монологической и диалогической речи. | Сочинение- рассказ | Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами заметок (репортаж), строить своё высказывание с использованием сложных композиционных форм, соблюдать стилевое единство текста, использовать изобразительные средства языка | Повторить п.52-56 |
112-113 | 02. 4 нед | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах. | Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Самостоятельная работа с текстом. | Знать условия слитного, раздель-ного, дефисного написания предлогов. Для ознакомительного изучения: уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосно-вывая свой выбор; употреблять их в речи. | П.57, упр.351 Упр.352 |
СОЮЗ Всего: 17 часов (15 час. + 2 час. развитие речи)
УУД Познавательные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Совершенствует навыки смыслового чтения. Анализирует, перерабатывает и сравнивает информацию. Определяет тему и основную мысль текста, составляет план, совершенствует умение писать сочинение и изложение. Оформляет письменный текст в соответствии с правилами письма. Регулятивные Формулирует вопрос (проблему) урока. Высказывает предположения на основе наблюдений. Определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Вырабатывает способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта. Учится осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные Учится владеть грамотной монологической и диалогической формами речи в соответствии с основными грамматическими нормами родного языка; формирует навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой деятельности. Совершенствует навыки использования языковых средств для отображения своих чувств и мыслей. Личностные Формируются ценностные ориентиры и смыслы учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов. Осознает ценность русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей. Стремится к речевому самосовершенствованию в процессе наблюдения за языковыми явлениями. |
| Работа с текстом. | Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
114 | 02. 4 нед | Союз как часть речи | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. | Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция долговременной памяти. Коррекция фонематической стороны речи. Развитие артикуляционной моторики. | Лингвистическая беседа. Практикум. | Знать о союзе как служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при одно-родных членах предложения и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении. | П.58, упр.358 |
115-116 | 03. 1 нед | Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. | Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. | Работа с текстом. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы. | Практикум. | Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы | П.59, упр.360 П.60, упр.363 |
117- 118 | 03. 1 нед | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | Запятая перед союзами в простом и сложном предложении | Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция долговременной памяти. Коррекция фонематической стороны речи. Развитие артикуляционной моторики. | Практикум. Графический диктант. | Уметь правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями
| П.61 Упр. 364, 367 (составить 5 предложений по схемам) |
119-120 | 03. 1-2 нед | Сочинительные союзы | Группы сочинительных союзов, их назначение
| Конструирование предложений по схемам. | Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Практикум. Графический диктант. | Знать группы сочинительных союзов, их назначение; выби-рать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями | П.62, упр.323 упр.326 |
121-122 | 03. 2 нед | Подчинительные союзы | Группы подчинительных союзов по значению
| Работа с текстом. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Практикум, самостоятельная работа. | Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, упот-реблять для связи предложений | П.63, упр.379, 381 |
123-124 | 03. 2 нед. | Уроки развития речи РР Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему | Стили речи. Особен-ности публицисти-ческого стиля речи. Текст. Типы текстов. Структурные компо-ненты сочинения –рассуждения. Средства связи предложений и абзацев в сочинении-рассуждении. | Работа с текстом. | Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему
| Знать особенности публицисти-ческого стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение, аргументировать свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с высказываниями: «Чтение – роскошь» (И.А.Гончаров «Обломов»); «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать» (Дидро). Уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами. Необязательный компонент: использовать в сочинении сложные предложения с разными группами союзов. | Повторить п.58 - 64 |
125-126-127 | 03. 3 нед. | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же | Работа с текстом. | Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Лингвистическая задача, самостоятельная работа.
| Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме | П.65, упр.386 Упр. 389 Упр. 392 |
128-129 | 03. 3 нед. | Повторение темы «Предлог», «Союз» | Повторение сведений о предлогах и союзах. Общее и отличное между предлогами и союзами. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. | Развитие устной и письменной речи. | Коррекция внимания. Развитие артикуляционной моторики. | Самостоятельная работа. Индивидуальные сообщения. | Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски | П.58-65 – повторить. Упр.400 |
130 | 04. 1 нед. | Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы» | Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. | Работа с текстом диктанта. | Коррекция лингвистического мышления, долговременной памяти, а также коррекция навыков каллиграфии. | Диктант. | Уметь опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме | Составить словарный диктант по П.58-65 и изученным орфограммам |
ЧАСТИЦА Всего: 22 часов (18 час. + 4 час. развитие речи)
УУД Познавательные Совершенствует навыки смыслового чтения. Формирует умение анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию, выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. Умеет определять тему и основную мысль теста, составлять план, писать сочинение; оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма. Регулятивные Учится соотносить цели и результаты своей деятельности. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему урока. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Составлять план и последовательность действий. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Вносить коррективы и дополнения в составленные планы и рабочие материалы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного литературного языка. Личностные Происходит формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Осознает ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развивается интерес к языку и языковым явлениям. |
| Работа с текстом. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. |
131-132-133 | 04. 1 нед. | Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы
| Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. Разряды частиц. Формообразующие частицы
| Анализ текста | Коррекция фонематической стороны речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Практикум, самостоятельная работа.
| Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них. Для ознакомительного изучения: знать разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий. | П.66, 67 упр.402 (устно), 403 Сочинение-миниатюра «Если бы я был…». |
134-135-136 | 04. 1-2 нед. | Смыслоразличительные частицы
| Разряды смыслоразличительных частиц. | Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов. | Практикум. Работа с карточками. | Знать разряды частиц по значению, роль смысловых частиц, уметь распознавать частицы; отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки | П.68, упр.411, Упр.415 Упр.418, 419 |
137-138 | 04. 2 нед. | Раздельное и дефисное написание частиц
| Способы образования частиц (суффиксальный, приставочный). Омонимия самостоятельных и служебных частей речи. | Развитие речи через постановку вопросов. | Коррекция долговременной памяти. Коррекция фонематической стороны речи. | Лингвистическая задача, самостоятельная работа
| Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами | П.69, упр.422 Упр.424, 425 |
139-140 | 04. 2-3 нед. | Уроки развития речи РР Сочинение-рассказ с использованием картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | Текст. Средства связи предложений в тексте. Композиционные элементы рассказа, порядок следования частей рассказа в тексте. | Работа с текстом, пересказ. | Развитие артикуляционной моторики. Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Сочинение-рассказ | Уметь описывать произведение живописи, правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами. | Выписать словарные слова по п. 66-70 |
141 | 04. 3 нед. | Морфологический разбор частицы
| Общее значение, правописание частиц | Работа с текстом. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Практикум, самостоятельная работа. | Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать | П.70, упр.427 |
142-143 | 04. 3 нед. | Отрицательные частицы НЕ и НИ
| Отрицательные частицы. Роль отрицательных частиц
| Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция долговременной памяти. Коррекция фонематической стороны речи. Развитие артикуляционной моторики. | Лингвистическая задача, практикум.
| Понимать смысловое значение и роль частиц НЕ и НИ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ, правильно писать частицу НЕ с различными частями речи. Уметь понимать смысловое значение частицы НИ. Уметь определять смысловое значение частицы НИ, уметь различать частицу НЕ и НИ на письме, приставку НЕ и частицу НЕ. | П.71, составить 6 предложений (со словами по изуч. теме) Упр. 431
Упр.436 |
144-145 | 04. 3-4 нед. | Различение частицы и приставки НЕ
| Правописание НЕ с разными частями речи. Орфоэпические нормы | Высказывает предположения на основе наблюдений.Работа со словарем
| Коррекция фонематической стороны речи, творческого воображения, мыслительных процессов. | Лингвистическая задача, самостоятельная работа.
| Уметь применять правила написания НЕ с различными частями речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях, неопределённых местоимениях | П.72, упр.439 Упр.443 |
146-147 | 04. 4 нед | Уроки развития речи РР Сочинение-рассказ по данному сюжету
| Текст. Средства связи предложений в тексте. Композиционные элементы рассказа, порядок следования частей рассказа в тексте. | Развитие лексической стороны речи. Работа с текстом, редактирование текста | Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Сочинение-рассказ по данному сюжету | Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логич-ности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания; распространять текст характеристикой героев, элементами описания, диалогом, сохраняя при этом его целостность; правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка. | Повторить п.66-73 |
148-149 | 04. 4 нед | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ
| Правописание НИ с разными частями речи. | Работа со с ловарем Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания. | Лингвистическая задача, задания по карточкам. | Уметь различать частицу НИ, приставку НИ, союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения. | П.73, упр.448 Упр.450 |
150 | 05. 1 нед | Повторение по теме «Частица» | Обобщение и систематизация знаний по теме «Частица». Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. | Развитие устной и письменной речи. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция зрительного и слухового внимания. | Словарный диктант, выполнение предложенных упражнений, заданий | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи | Повторить п.66-73 Упр.452, 453письмо по памяти |
151 | 05. 1 нед | Контрольный тест по теме «Частица»
| Правописание частиц. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ-НИ. Роль частиц в предложении. Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. | Анализ текстовых заданий. | Коррекция аналитико-синтезирующего мышления, коррекция зрительного внимания и памяти. | Тест. | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи, проводить грамматический разбор представленных в тестах предложений. | Повторить п. 66-73 |
152 | 05. 1 нед. | Анализ контрольного теста. Работа над ошибками. | Классификация и исправление допущенных ошибок. | Развитие письменной речи. | Коррекция долговременной памяти. Коррекция аналитического мышления. | Индивидуально-коррекционная работа. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры. | Составить словарный диктант «Мои ошибки». |
МЕЖДОМЕТИЕ Всего: 3 часа
УУД Познавательные Совершенствует навыки работы с разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, смысловым), вычитывает и разграничивает основную и дополнительную информацию. Учится перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.), строить логические рассуждения. Регулятивные Соотносить цели и результаты своей деятельности. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности. Высказывать предположения на основе наблюдений. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Вносить коррективы и дополнения в составленные планы и рабочие материалы. Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного литературного языка. Личностные Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Стремиться к речевому самосовершенствованию. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей. Критично относиться к своему и чужому мнению. |
153 | 05. 2 нед. | Междометие как часть речи
| Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий
| Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция долговременной памяти. Коррекция фонематической стороны речи. Развитие артикуляционной моторики. | Практикум. | Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи | П.74, упр.460, 461 Написать лирическую миниатюру «Весенняя капель». Подготовить устное высказывание о группах междометий |
154- 155 | 05. 2 нед. | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометии.
| Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях | Анализ текста. | Коррекция аналитико-синтезирующего мышления, коррекция зрительного внимания и памяти | Практикум. | Знать условия дефисного написания междометий, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия
| П.75 Упр.464 |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ
Всего: 14 часов (12 час. + 2 час. развитие речи) |
УУД Познавательные. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. Пользоваться разными видами чтения (смысловым и ознакомительным). Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма Регулятивные. Формулировать проблему и тему урока. Высказывать предположения на основе наблюдений. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Осуществлять способность к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта. Коммуникативные. Строить связное монологическое высказывание. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению. Личностные. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. Развитие интереса к языку и чувства языка. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями. Развитие чувства прекрасного – умения чувствовать красоту и выразительность русской речи.
|
156 | 05. 2 нед | Разделы науки о русском языке.
| Разделы языкознания. | Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция долговременной памяти. Коррекция фонематической стороны речи. Развитие артикуляционной моторики. | Практикум, работа с текстами.
| Знать разделы языкознания. Необязательный компонент: уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста. | П.76 Упр.423
|
157-158 | 05. 2 нед | Уроки развития речи Текст и стили речи. Учебно-научная речь.
| Текст. Признаки текста, типы текста. Средства связи предложений в тексте. | Развитие лексической стороны речи. Работа с текстом. | Коррекция творческого воображения и мыслительных процессов, развитие наглядно-образного мышления. | Практикум, работа с текстами.
| Уметь создавать собственный текст по заданной теме, составлять план, выбирать стиль и тип речи, определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки; соблюдать нормы литературного языка | П.77 Упр. 469 (устно) Подготовить доклад (по упр.476) |
159 | 05. 3 нед | Фонетика. Графика
| Фонетический разбор | Работа с текстом, пересказ. | Коррекция мыслительных процессов, коррекция долговременной памяти. | Практикум, самостоятельная работа. | Уметь разбирать слова фонетически, работать с орфоэпическим словарем. | П. 78 Упр.480 Фонетический разбор трех слов. |
160-161 | 05. 3 нед | Лексика и фразеология
| Лексические группы слов | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция фонематической стороны речи, творческого воображения, мыслительных процессов. | Практикум, самостоятельная работа с текстом. | Уметь определять лексические группы слов, работать со словарями | П.79Упр.484Написать рекомендации своим одноклассникам «Как не допускать лексических ошибок». |
162 | 05. 3 нед | Морфемика. Словообразование
| Словообразовательный разбор, разбор слова по составу | Работа с текстом. | Коррекция фонематической стороны речи, творческого воображения, мыслительных процессов. Развитие артикуляционной моторики. | Практикум, самостоятельная работа. | Уметь производить словообразовательный разбор, разбор слова по составу | П.80 Упр.488 |
163-164 | 05. 2-3 нед | Морфология
| Самостоятельные и служебные части речи
| Высказывает предположения на основе наблюдений. | Коррекция долговременной памяти. Коррекция фонематической стороны речи. Развитие артикуляционной моторики. | Практикум, самостоятельная работа. | Уметь различать слова разных частей речи, делать морфологические разборы | П.81Упр.493Определить части речи в тексте. Упр.495 |
165-166 | 05. 3 нед. | Орфография
| Виды орфограмм | Работа со словарем | Коррекция аналитического мышления, коррекция – развитие зрительного внимания. | Практикум, самостоятельная работа.
| Уметь владеть правильным способом применения изученных правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания | П.82Упр.502Упр.499 Подобрать 5 примеров на разные правила. |
167-168 | 05. 4 нед | Синтаксис и пунктуация. | Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор. Знаки препинания в простом осложнённом и в сложном предложениях | Анализ текста. | Коррекция аналитико-синтезирующего мышления, коррекция зрительного внимания и памяти. | Практикум, самостоятельная работа.
| Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы
| П.83, 84 Упр.509 Упр.513 Составить 4 предложения по схемам. |
169 | 05. 4 нед | Итоговое тестирование за курс русского языка седьмого класса. | Изученные орфограммы и пунктограммы за 7 класс. | Работа с тестом | Коррекция долговременной памяти. Коррекция - развитие мелкой моторики. Коррекция эмоционально-волевой сферы. | Тест. | Уметь работать с тестовыми заданиями | Индивидуально-коррекционные задания |
170 | 05. 4 нед | Обобщающее повторение | Изученные орфограммы и пунктограммы за 7 класс. | Развитие лексической стороны речи. | Коррекция аналитико-синтезирующего мышления. | Практикум. |
| Индивидуально-коррекционные задания |