Урок "Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е "
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Борисова Наталья Анатольевна

Интегрированный урок раскрывает тему средствами двух дисциплин-русского языка и литературы,что обеспечиваетформирование у обучающихся целостной картины мира,способствует освоению ими соответствующих компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е»

Цель урока:

  1. формирование умения разграничивать и грамотно оформлять на
  2. письме наречия и краткие причастия.
  3. формирование умения разграничивать и грамотно оформлять на
  4. письме наречия и краткие причастия.
  5. формирование умения разграничивать и грамотно оформлять на
  6. письме наречия и краткие причастия.

формирование умения разграничивать и грамотно оформлять на письме наречия , краткие прилагательные и причастия;

 развитие речи: работа с отрывком из рассказа Д.Лондона «Мексиканец»;

 отработка мыслительных операций: анализа, сравнения, умение делать выводы и обобщать.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал.

                                             Ход урока.

I.Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Вижу, что вы все в хорошем настроении. Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке. Садитесь. Открываем тетради, записываем число.

II. Актуализация знаний

-А начнём мы сегодняшний урок с лингвистической игры " Собери слово"!

СЛАЙД 1.Слово обдуманно.

СЛАЙД 2. Слово путано.

-Запишите предложение :

 Он говорил не обдуманно , а путано.

- Какой частью речи являются слова ? ( наречия , отвечают на вопрос как ? и относятся к глаголу)

-Как написали слово "не обдуманно" с не ? (раздельно , т.к. это наречие, есть противопоставление)

- Можем ли мы объяснить почему в наречии " обдуманно" пишется  нн , а в наречии путано н? ( пока нет , т.к не знаем правило)

-Сформулируйте тему урока ( " Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е»)

- Цель урока? (знать условия написания н и нн в суффиксах наречий на- о, -е)

III.Проблемное объяснение нового материала .

1.Исследование языкового материала.  

Произведём словообразовательный разбор наречий обдуманно и путано.

Обдуманный + -О- => обдуманно.

Путаный + -О- => путано.

- Посмотрите на слово , от которого образовано наречие и на само слово . Какую закономерность вы видите?

-Сделайте вывод. В наречии пишем столько же "н" , сколько и в слове , от которого оно образовано.

IV.Закрепление.

Буквенный диктант.

- Ребята , я прочитаю словосочетания , а вы в столбик запишите только буквы н или нн.

Самоотверженно служить, ответственно отнестись, искусно рисовать, уверенно вести корабль , работать увлечённо.

Поставьте себе отметку в лист самооценки : нет ош.-"5", 1 ош.-"4" , 2-3 ош.- "3" , более-"2".

V.Работа со сходными конструкциями.

-Ребята, вспомните ,в словах каких частей речи встречалась нам эта орфограмма - правописание н и нн? (Правописание прилагательных и причастий)

- Давайте поиграем в " Верю- не верю" (в тетрадях записываем в столбик пять цифр :  верю - да , не верю -нет)

ИГРА " ВЕРЮ -НЕ ВЕРЮ"

 1.Верите ли вы , что чтобы правильно написать в слове н или нн нужно  знать , какая это часть речи?                                                                                                  

2.В кратком причастии  всегда пишется нн ?                                                                    

3.В кратком прилагательном всегда пишем н ?

4.Краткие причастия в предложении являются сказуемыми , а наречия- обстоятельством.

 5. Краткое причастие отвечает на вопрос каков ? какова? каковы ? , наречие - на вопрос как ?

Проверка (обмениваемся тетрадями). Затем обсуждаем .

Слайд 3.

Поставьте себе отметку в лист самооценки : нет ош.-"5", 1 ош.-"4" , 2-3 ош.- "3" , более-"2".

Давайте посмотрим , сумеете ли вы отличит краткие причастия и прилагательные от наречий.  

АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,

Запишите предложения. Определите часть речи. Подчеркните как член предложения.

Он слушал сосредоточенно. ( Наречие )

Лица у всех были сосредоточенны. ( Прилагательное )

 Войска были сосредоточены на равнине.( Причастие )

-Какая может возникнуть трудность при написании н и нн в наречиях? ( не всегда легко отличить от кратких причастий)

- Как отличить ? ( краткие причастия являются сказуемыми ,могут быть заменены глаголом ; наречия являются обстоятельством , можно заменить другим наречием).

VI.Работа с учебником.

Чтение параграфа учебника.

VII .Работа с текстом.  

- Ребята , вам известно имя Джек Лондон ? Что вы о нём знаете ?

Джек Лондон -это американский писатель, родился в Сан-Франциско.                       В юности он сменил много профессий : работал на консервном заводе, электростанции, джутовой фабрике, уходил в плаванье на промысел морских котиков. В 1893г. он принял участие в литературном конкурсе - его очерк      " Тайфун у берегов Японии" завоевал первый приз. Так началась его писательская деятельность.                                                                     Большинство его работ написаны простым языком, они легко читаются, и каждый находит в них что-то свое. Детям интересно, как герои Лондона справляются с трудностями, как ищут приключения. Воспитанные на его книгах люди умеют ценить доброту, справедливость. Ну а читателям старшего возраста Лондон близок потому, что он очень хорошо чувствовал дикую природу и понимал суть природы человеческой.

Я советую вам прочитать рассказы Д.Лондона .Уверена , они не оставят вас равнодушными.

А сейчас я прочитаю отрывок из его рассказа "Мексиканец ", и мы поработаем с текстом этого рассказа.

Чтение отрывка из рассказа Д.Лондона " Мексиканец" .

Появление Риверы на ринге осталось почти незамеченным. В знак приветствия раздались только отдельные жидкие хлопки. Публика не верила в него. Он был ягненком, отданным на заклание великому Дэнни. Кроме того, публика была разочарова(н/нн)а. Она ждала эффектного боя между Дэнни Уордом и Биллом Карти, а теперь ей приходилось довольствоваться этим жалким маленьким новичком. Неодобрение ее выразилось в том, что пари за Дэнни заключались два, даже три против одного. А на кого поставле(н/нн)ы деньги, тому отда(н/нн)о и сердце публики.

      Юный мексиканец сидел в своем углу и ждал. Медле(н/нн)о тянулись минуты. Дэнни заставлял дожидаться себя. Это был старый трюк, но он неизме(н/нно) действовал на начинающих бойцов. Новичок терял душевное равновесие, сидя вот так, один на один со своим собственным страхом и равнодушной, утопающей в табачном дыму публикой. Но на этот раз испытанный трюк себя не оправдал. Робертс оказался прав: Ривера не знал страха. Более организованный, более нервный и впечатлительный, чем кто бы то ни было из боксеров, этого чувства он не ведал. Атмосфера заранее предрешенного поражения не влияла на него. Его секундантами были гринго- подонки, грязные отбросы этой кровавой игры, бесчестные и бездарные. И они тоже были увере(н/нн)ы, что их сторона обрече(н/нн)а на поражение.                                                                                                                                 -  Ну, теперь смотри в оба!- предупредил его Спайдер Хэгерти. Спайдер был главным секундантом. Старайся продержаться как можно дольше -такова инструкция Келли. Иначе растрезвонят на весь Лос Анджелес, что это опять фальшивая игра.

Вопросы по тексту.

- Как вы поняли, о ком этот текст?

-Какова тема? -К какому стилю относится ?

-Как можно озаглавить?

VIII. Работа с таблицей.

Озаглавьте текст. Распределите слова с выбором букв в нужную колонку . Раскройте скобки. Объясните правописание слов.

Краткие причастия

Наречия  на -о, -е

Проверка работы. Самооценка. Нет ош.-"5", 1 ош.-"4" , 2-3 ош.- "3" , более-"2".

Дополнительное задание .

-В тексте выделено красным слово организованный . К какой части речи оно относится? Почему в нём пишется нн?

-Обратите внимание на последний абзац . Какое наречие вы в нем видите? ( в оба). Как оно пишется ? Почему? В какой дом мы заселим это наречие? ( на предыдущих уроках ученики выполняли творческую работу " Город наречий" по теме " Слитное и раздельное правописание наречий , образованных от имён существительных") . Ответы учеников.

IX.Выставление итоговой отметки за работу на уроке в лист самооценки.

X.Рефлексия.

Подведём итог уроку.

- Что нового вы узнали?

XI. Домашнее задание.

Работа в рабочей тетради.

Лист самооценки.
Ф.И.ученика _______________________

Вид работы

Отметка

Отметка за урок

Буквенный диктант

Верю-не верю

Работа с текстом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Одна и две буквы Н в наречиях на –О и – Е".

Знакомство с одной и двумя буквами Н в наречиях на –О и -Е....

Правописание одной и двух букв "н" в наречиях

презентация к уроку Правописание одной и двух букв "н" в наречиях...

Одна и две буквы Н в наречиях на -о, -е

Правописание суффиксов наречий...

Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е".

Урок изучения нового материала по теме "Одна и две буквы н в наречиях на -О,-Е"...

Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.

Цель: познакомить учащихся с правописанием одной и двух букв н внаречиях на –о, -е.Задачи:1) рассмотреть алгоритм написания н, нн в наречиях на –о, -е;2) формировать навык написания н, нн ...

2021 год Сценарий урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е".

Урок открытия нового знания по теме:  "Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е", 7 классПо программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М и др.  Учебник «Русский язык. ...