2021 год Сценарий урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Понамарева Галина Николаевна

Урок открытия нового знания по теме:  "Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е", 7 класс

По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М и др.  Учебник «Русский язык. 7 класс», М.: Просвещение, 2020г.

Для достижения цели урока и поддержания интереса обучающихся к предмету задействованы ресурсы Интернет, использован авторский методический продукт - интерактивный тест, созданный на основе предложенного для общего пользования шаблона учителя Охтеурской МОУ ОСШ ХМАО-Югра А.А. Баженова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx66.17 КБ
Файл 3._prezentatsiya.ppsx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка

Автор: Понамарева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Кожевниковская СОШ №2" Томской области

Тема урока: "Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е".

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 7 класс

Основные цели: 1) образовательные: 

  • формирование умения правильно писать Н/НН в наречиях на о-е,
  • повторение ранее изученных правил написания Н и НН в других частях речи;

2) деятельностные:

  • формирование способности к построению графической модели и алгоритма,
  • совершенствование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать;
  • развитие коммуникативных компетенций школьников.

Задачи урока:

1) сформировать понятие об условиях выбора написаний Н и НН в суффиксах наречий на –о и -е; учить применять изученное правило;

        2) повторить знания и закрепить умения объяснять аналогичную орфограмму в прилагательных и причастиях;

        3) совершенствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения;

        4) воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения. 

Планируемые результаты:

Предметные: получить знания по теме урока.

Метапредметные: участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Оборудование: компьютер, 2 ноутбука, интернет, интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки, бумага формата А3, маркеры.

Ход урока

Этап урока

Оборудование

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

I. Мотивация к учебной деятельности

3 минуты

Приложение №1

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

1. Приветственное слово.

  - Здравствуйте, ребята! Я знаю, что сегодня этот урок у вас не первый. На каких уроках вы сегодня уже побывали? Что их объединяет с нашим уроком русского языка? Какие новые знания вы сегодня уже получили? А знания нашего предмета вам сегодня потребовались?

- Действительно, урок русского языка – это продолжение ваших поисков. И я предлагаю нам, не медля, отправиться в путь открытий русского языка.

Я желаю вам всем успехов. Пожелайте и вы друг другу успехов!

2. Работа со слайдом

- На слайде известные вам пословицы.

Ученье – свет, неученье – тьма. Терпение и труд всё перетрут.

Попытка не пытка. Кто в лес, кто по дрова.

- Как их можно соотнести с нашей деятельностью на уроке? Подумайте, как они могут пригодиться нам на уроке сегодня?

- Я попыталась обобщить ваши мысли, и вот что у меня получилось. Всё верно?

Знания, приобретённые во время учёбы, помогают решать сложные жизненные задачи.

Нужно терпеливо идти к намеченной цели.

Даже если ты не уверен в своём ответе, стоит попытаться.

Несогласованные действия людей, взявшихся за одно дел, не могут привести к успеху.

- Ребята, а что объединяет подчёркнутые слова?

Перечисляют уроки;

отвечают на вопросы;

коротко делятся полученными знаниями.

Желают друг другу успехов.

Высказывают и комментируют свою предполагаемую  деятельность на уроке

Орфограмма «Правописание Н/НН в разных частях речи».

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

7 минут

Слайд 4

Слайд №5 -

компьютер - 1 человек;

на ноутбуках -

2 человека,

Разрезанные карточки со слово-сочетаниями

- Какие эталоны  и для чего пригодятся нам во время повторения данной орфограммы?

Задания на актуализацию знаний:

ИНДИВИДУАЛЬНО: Кто уверен в своих силах в написании Н и НН?  Прошу за компьютеры!

1) https://skills4u.ru/school/test_656.html

2) Интерактивный тест-презентация (Приложение №2)

ВСЕМ: разложите карточки со словосочетаниями на парте, сгруппировав их по видам орфограмм Н/НН.

Словосочетания: пламе…ая речь, безветре…ая погода, броше…ые вещи, серебря…ое кольцо, посеребрё…ая ложка,  мочё…ые яблоки, очарова…ый странник, невоспита…ый человек, пуга…ая ворона, стекля…ая трубка, нежда…ый гость.

1. «Части речи»: для определения причастия, отымённого и отглагольного прилагательного;

2. «Правописание Н/НН в разных частях речи»: для повторения условий правописания и графического обозначения орфограммы.

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №7/1

Группы: 1) Отглагольные прилагательные с Н

2) Отыменные прилагательные с Н

3) отыменные прилагательные с НН

4) Причастия и отглагольные прилагательные с  НН

5) Исключения из правил.

Проверка по образцу (слайд проецируется на интерактивной доске, и в каждой группе слов учащиеся по очереди обозначают орфограмму, остальные отмечают орфограмму в карточках).

- Каковы результаты проходивших тестирование?

Учебный диалог

- Какие ошибки и сложности нужно учитывать при применении данных орфограмм?

- Зачем нам нужно их учитывать? (Чтобы не испытывать дополнительных трудностей при выполнении пробного действия.

Чтобы наше путешествие в поисках знаний продолжилось, нам нужно выполнить задание на пробное действие.

Задание на пробное действие: выпишите из предложения наречия и вставьте пропущенные буквы. Кстати, на какие вопросы отвечают наречия?

В поле было ветре..о, сыро. Зеле..о и празднич..о светился вдали лес. Над деревней  же было безветре..о и тума..о.

Проверьте себя: ветреНо, зелеНо, праздничНо, безветреННо, тумаННо.

- У кого получилось? У кого нет

Работают в парах и индивидуально.

Проверяют по образцу:

Осуществляют самопроверку,

Сравнивают с эталоном выполнения.

Отвечают на вопросы.

III. Выявление места и причины затруднения.

1 минута

Учебный диалог

- Что вы не смогли? Что стало причиной неправильного написания? Какие затруднения испытали при выполнении задания?

- А почему?  В чём причина затруднения? Чего мы не знаем?

Отвечают на вопросы

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

5 минут

Слайд №8

Слайд №8/1

Записываем тему в тетрадях.

Учебник -  §40

Слайд №9

Бумага формата А3, маркеры.

Проектор отключен

- Каковы же цели нашей деятельности сегодня?

- Ребята, давайте уточним тему сегодняшнего урока? Мы будем анализировать орфограмму во всех частях речи?

- Какие средства для достижения цели мы будем использовать?

  • Графическую схему
  • Алгоритм
  • Таблицу
  • Характеристики  частей речи

Работа с учебником - стр.139.

Материал для наблюдения - Упр.265

1. Понаблюдаем за образованием и правописанием наречий.

2. От слов каких частей речи и каким способом образованы данные наречия?

3. От чего зависит употребление Н/НН в наречиях?

Разработка проекта выхода из затруднения (группы выбирают свои проекты)

Проекты – средства достижения цели:

1 группа - графическая схема; 2 группа – алгоритм; 3 группа - таблица.

1. Узнать СПОСОБ написания Н/НН в наречиях.

2. Научиться этот способ применять.

Нас интересуют наречия, значит, тема урока «Правописание Н/НН в наречиях».

Работают в трёх группах, которые формируются перед уроком. Руководители групп организуют работу групп.

V. Реализация построенного проекта

6 минут

Вывешивают плакаты

на доску

Приложение №3

1. Защита проектов

(Сквозные вопросы: какие плюсы и минусы использования такого способа?)

1 вариант. Графическая схема.

E:\н нн в наречиях.jpg

2 вариант. Алгоритм.

  1. Задаю вопрос наречия и нахожу его.
  2. Устанавливаю, от какого слова оно образовано.
  3. Определяю, сколько букв Н пишется в слове.
  4. Делаю вывод для наречия: пишется столько же Н, сколько в исходном слове.

3 вариант. Включение в общую таблицу с наращиванием эталона

Данная таблица составлялась на уроках при изучении тем, пустым был столбец «Наречия».

- Какой эталон мы выбираем для последующей работы? Почему?

- Мы с успехом преодолели затруднение. Что будем делать дальше?

Защищают проекты

Учащиеся сталкиваются с тем, что 1 и 2 вариант применить возможно, только если абсолютно нет затруднений с правописанием причастий и прилагательных, поэтому выбирается эталон №3.

VI. Первичное закрепление во внешней речи

5 минут

Интерактивная доска

Задание: образуйте от данных слов наречия, анализируя и графически обозначая выбор Н/НН.

1) Искусстве…ый, медле…ый, традицио…ый, ветре…ый, неожида…ый, взволнова…ый.

2) Тума…ый, беше…ый, скова…ый, безветре…ый.

По одному учащиеся выходят к интерактивной доске, проговаривают правило и обозначают орфограмму по эталону. Со 2-й группой слов работают в парах.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

6 минут

Учебник

Проектор отключен

Слайды №10

Инструктаж по д/з

Слайд №11

Дистанционное

образование

Задание.  ВСЕМ: упражнение №266

Эталон для самопроверки

Подробный образец

Алгоритм

Глядеть грустНо

взволноваННо рассказывать

испугаННо вздрогнуть

принуждёННо улыбаться

дружелюбНо взглянуть

пристальНо посмотреть

глядеть внимательНо

1. Задаю вопрос наречия и нахожу его.

2. Устанавливаю, от какого слова оно образовано.

3. Определяю, сколько букв Н пишется в слове.

4. Делаю вывод для наречия: пишется столько же Н, сколько в исходном слове.

Подводим итог самостоятельной работы

- У кого всё получилось? А у кого нет?

- Что у вас не получилось и на что надо обратить внимание при выполнении домашнего задания?

Инструктаж по вариативному домашнему заданию

1. Для тех, у кого остались вопросы: типовое упражнение (на выбор) из учебника стр.140.

2. Группа 4, 4+. Самодиктант: составь и запиши десять словосочетаний «глагол + наречие с Н/НН».

3. Группа 5, 5+. Составь  словосочетания «глагол + наречие с Н/НН». Используя свои словосочетания, составь текст из 8-10 предложений на тему «2021 год - год науки и технологий».

Желающим предлагаю посетить интересное онлайн-занятие  https://yandex.ru/video/preview/

Самопроверка по алгоритму

1. Посмотри, что нужно было сделать в упражнении, какая была цель, что нужно было получить?

2. Сверь задание и результат, сделай вывод – найдено решение или нет?

3. Определи и оцени: справился полностью правильно (5+), с незначи-тельной ошибкой (5), с одной грубой ошибкой (4+), с одной незначительной и одной грубой ошибкой (4).

4. Поставь вопросы там, где задание осталось невыполненным.

Оценивают уровень полученных знаний и выбирают домашнее задание.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

5 минут

Диктовка учителя

Слайды №12, 12/1

Диктовка с грамматическим заданием: к словосочетаниям подобрать антонимы – наречия, графически обозначить условия выбора орфограммы -Н и -НН в наречиях.

Идти быстро, вести себя робко, вернуться в разное время, говорить безучастно, присутствовать иногда, работать спустя рукава, небо чисто.

Для справок: постоя…о, увере…о, пламе…о, медле…о, одновреме…о, напряжё…о, тума…о.

Выполняют контрольное задание.

Взаимопроверка.

Критерии оценки:

«5» – 7 правильных ответов;

«4» – 5 правильных ответов;

«3» – 4 правильных ответа.

IX. Рефлексия учебной деятельности

2 минуты

Слайд №13

Слайд 14

Слайд №15

- Ребята, давайте вспомним, какие цели мы сегодня поставили перед собой.

- Все ли этих целей достигли?

- Определите уровень своих знаний по слайду «Моя позиция».

- Какая работа была сегодня самая интересная?

- Последняя пословица была о работе в группе. Руководители, предлагаю вам  оценить работу и ответить на вопрос: «Можно ли сказать о вашей группе, что она работала кто в лес, кто по дрова»?

Спасибо за урок! До новых встреч!

- Узнать СПОСОБ написания Н/НН в наречиях.

- Научиться этот способ применять.

Дают оценку в соответствии с требованиями, необходимыми для работы в группе.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понамарева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Кожевниковская СОШ №2». Кожевниково 2021 Урок русского языка 7 класс

Слайд 2

Готовимся к работе Ученье – свет, а неученье – тьма. Терпение и труд всё перетрут. Попытка не пытка. Кто в лес, кто по дрова.

Слайд 3

Знания, приобретённые во время учёбы, помогают решать сложные жизненные задачи. Нужно терпеливо идти к намеченной цели. Даже если ты не уверен в своём ответе, стоит попытаться. Несогласованные действия людей, взявшихся за одно дело, не могут привести к успеху.

Слайд 4

Эталоны 1. Части речи: для определения причастия, отымённого и отглагольного прилагательного . 2. Правописание Н/НН в разных частях речи: для повторения условий правописания и графического обозначения орфограммы.

Слайд 5

Индивидуальная работа https://skills4u.ru/school/test_656.html

Слайд 6

Отглагольные прилагательные с -Н Отымённые прилагательные с –Н Отымённые прилагательные с -НН Причастия и отглагольные прилагательные с –НН Исключения из правил Группы:

Слайд 7

Пробное действие Задание: выпишите из предложения наречия и вставьте пропущенные буквы. В поле было ветре..о, сыро. Зеле..о и празднич ..о светился вдали лес. Над деревней же было безветре ..о и тума ..о. ВетреНо , зелеНо , праздничНо , безветреННо , тумаННо . Проверим!

Слайд 8

Наши цели: 1. Узнать СПОСОБ написания Н/НН в наречиях на –О и -Е. 2. Научиться этот способ применять. Формулируем тему урока Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е

Слайд 9

Материал для наблюдений Учебник: упр.265 стр.139 1. Понаблюдаем за образованием и правописанием наречий. 2. От слов каких частей речи и каким способом образованы данные наречия? 3. От чего зависит употребление Н/НН в наречиях? Самостоятельная работа Учебник, упражнение 266.

Слайд 10

Эталон для самопроверки Подробный образец Алгоритм Глядеть грустНо взволноваННо рассказывать испугаННо вздрогнуть принуждёННо улыбаться дружелюбНо взглянуть пристальНо посмотреть глядеть внимательНо 1. Задаю вопрос наречия и нахожу его. 2. Устанавливаю, от какого слова оно образовано. 3. Определяю, сколько букв Н пишется в слове. 4. Делаю вывод для наречия: пишется столько же Н, сколько в исходном слове.

Слайд 11

Домашнее задание 1. Для тех, у кого остались вопросы : типовое упражнение (на выбор) из учебника стр.140 - 141. 2. Группа 4, 4+. Самодиктант: составьте и запишите десять словосочетаний «глагол + наречие с Н/НН». 3. Группа 5, 5+. Составьте словосочетания «глагол + наречие с Н/НН». Используя свои словосочетания, составь текст из 8-10 предложений на тему «2021 год - год науки и технологий». Желающим предлагаю посетить интересное онлайн-занятие https://yandex.ru/video/preview/

Слайд 12

Включение нового знания в систему знаний и повторение Диктовка с грамматическим заданием Для справок : постоя…о, увере …о, пламе …о, медле …о, одновреме …о, напряжё …о, тума …о . Взаимопроверка Критерии оценки: « 5» – 7 правильных ответов; «4» – 5 правильных ответов; «3» – 4 правильных ответа. -Н и –НН в наречиях

Слайд 13

Рефлексия Наши цели: 1. Узнать СПОСОБ написания Н/НН в наречиях на –О и -Е. 2. Научиться этот способ применять. Ученье – свет, а неученье – тьма. Терпение и труд всё перетрут. Попытка не пытка. Кто в лес, кто по дрова.

Слайд 14

Рефлексия «Моя позиция»

Слайд 15

Спасибо за урок! Всего доброго! До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый....

Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Буквы  о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...

Сценарий урока русского языка в 7 классе "Степени сравнения наречия"

Пакет материалов содержит технологическую карту урока, презентацию к уроку и раздаточный дидактический материал. Урок разработан в соответствии с требованиями к современному уроку в аспекте ФГОС ООО....

Сценарий урока русского языка 6 класс

Конспект урока в 6 классе...

Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".

Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс....