2021 год Сценарий урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок открытия нового знания по теме: "Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е", 7 класс
По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М и др. Учебник «Русский язык. 7 класс», М.: Просвещение, 2020г.
Для достижения цели урока и поддержания интереса обучающихся к предмету задействованы ресурсы Интернет, использован авторский методический продукт - интерактивный тест, созданный на основе предложенного для общего пользования шаблона учителя Охтеурской МОУ ОСШ ХМАО-Югра А.А. Баженова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 66.17 КБ |
3._prezentatsiya.ppsx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока русского языка
Автор: Понамарева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Кожевниковская СОШ №2" Томской области
Тема урока: "Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е".
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 7 класс
Основные цели: 1) образовательные:
- формирование умения правильно писать Н/НН в наречиях на о-е,
- повторение ранее изученных правил написания Н и НН в других частях речи;
2) деятельностные:
- формирование способности к построению графической модели и алгоритма,
- совершенствование умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщать;
- развитие коммуникативных компетенций школьников.
Задачи урока:
1) сформировать понятие об условиях выбора написаний Н и НН в суффиксах наречий на –о и -е; учить применять изученное правило;
2) повторить знания и закрепить умения объяснять аналогичную орфограмму в прилагательных и причастиях;
3) совершенствовать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и самоконтроль, строить рассуждения;
4) воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Планируемые результаты:
Предметные: получить знания по теме урока.
Метапредметные: участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, определять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.
Оборудование: компьютер, 2 ноутбука, интернет, интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки, бумага формата А3, маркеры.
Ход урока
Этап урока | Оборудование | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |||||
УЧИТЕЛЯ | ОБУЧАЮЩИХСЯ | ||||||
I. Мотивация к учебной деятельности 3 минуты | Приложение №1 Слайд №1 Слайд №2 Слайд №3 | 1. Приветственное слово. - Здравствуйте, ребята! Я знаю, что сегодня этот урок у вас не первый. На каких уроках вы сегодня уже побывали? Что их объединяет с нашим уроком русского языка? Какие новые знания вы сегодня уже получили? А знания нашего предмета вам сегодня потребовались? - Действительно, урок русского языка – это продолжение ваших поисков. И я предлагаю нам, не медля, отправиться в путь открытий русского языка. Я желаю вам всем успехов. Пожелайте и вы друг другу успехов! 2. Работа со слайдом - На слайде известные вам пословицы. Ученье – свет, неученье – тьма. Терпение и труд всё перетрут. Попытка не пытка. Кто в лес, кто по дрова. - Как их можно соотнести с нашей деятельностью на уроке? Подумайте, как они могут пригодиться нам на уроке сегодня? - Я попыталась обобщить ваши мысли, и вот что у меня получилось. Всё верно? Знания, приобретённые во время учёбы, помогают решать сложные жизненные задачи. Нужно терпеливо идти к намеченной цели. Даже если ты не уверен в своём ответе, стоит попытаться. Несогласованные действия людей, взявшихся за одно дел, не могут привести к успеху. - Ребята, а что объединяет подчёркнутые слова? | Перечисляют уроки; отвечают на вопросы; коротко делятся полученными знаниями. Желают друг другу успехов. Высказывают и комментируют свою предполагаемую деятельность на уроке Орфограмма «Правописание Н/НН в разных частях речи». | ||||
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. 7 минут | Слайд 4 Слайд №5 - компьютер - 1 человек; на ноутбуках - 2 человека, Разрезанные карточки со слово-сочетаниями | - Какие эталоны и для чего пригодятся нам во время повторения данной орфограммы? Задания на актуализацию знаний: ИНДИВИДУАЛЬНО: Кто уверен в своих силах в написании Н и НН? Прошу за компьютеры! 1) https://skills4u.ru/school/test_656.html 2) Интерактивный тест-презентация (Приложение №2) ВСЕМ: разложите карточки со словосочетаниями на парте, сгруппировав их по видам орфограмм Н/НН. Словосочетания: пламе…ая речь, безветре…ая погода, броше…ые вещи, серебря…ое кольцо, посеребрё…ая ложка, мочё…ые яблоки, очарова…ый странник, невоспита…ый человек, пуга…ая ворона, стекля…ая трубка, нежда…ый гость. | 1. «Части речи»: для определения причастия, отымённого и отглагольного прилагательного; 2. «Правописание Н/НН в разных частях речи»: для повторения условий правописания и графического обозначения орфограммы. | ||||
Слайд №6 Слайд №7 Слайд №7/1 | Группы: 1) Отглагольные прилагательные с Н 2) Отыменные прилагательные с Н 3) отыменные прилагательные с НН 4) Причастия и отглагольные прилагательные с НН 5) Исключения из правил. Проверка по образцу (слайд проецируется на интерактивной доске, и в каждой группе слов учащиеся по очереди обозначают орфограмму, остальные отмечают орфограмму в карточках). - Каковы результаты проходивших тестирование? Учебный диалог - Какие ошибки и сложности нужно учитывать при применении данных орфограмм? - Зачем нам нужно их учитывать? (Чтобы не испытывать дополнительных трудностей при выполнении пробного действия. Чтобы наше путешествие в поисках знаний продолжилось, нам нужно выполнить задание на пробное действие. Задание на пробное действие: выпишите из предложения наречия и вставьте пропущенные буквы. Кстати, на какие вопросы отвечают наречия? В поле было ветре..о, сыро. Зеле..о и празднич..о светился вдали лес. Над деревней же было безветре..о и тума..о. Проверьте себя: ветреНо, зелеНо, праздничНо, безветреННо, тумаННо. - У кого получилось? У кого нет | Работают в парах и индивидуально. Проверяют по образцу: Осуществляют самопроверку, Сравнивают с эталоном выполнения. Отвечают на вопросы. | |||||
III. Выявление места и причины затруднения. 1 минута | Учебный диалог - Что вы не смогли? Что стало причиной неправильного написания? Какие затруднения испытали при выполнении задания? - А почему? В чём причина затруднения? Чего мы не знаем? | Отвечают на вопросы | |||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения. 5 минут | Слайд №8 Слайд №8/1 Записываем тему в тетрадях. Учебник - §40 Слайд №9 Бумага формата А3, маркеры. Проектор отключен | - Каковы же цели нашей деятельности сегодня? - Ребята, давайте уточним тему сегодняшнего урока? Мы будем анализировать орфограмму во всех частях речи? - Какие средства для достижения цели мы будем использовать?
Работа с учебником - стр.139. Материал для наблюдения - Упр.265 1. Понаблюдаем за образованием и правописанием наречий. 2. От слов каких частей речи и каким способом образованы данные наречия? 3. От чего зависит употребление Н/НН в наречиях? Разработка проекта выхода из затруднения (группы выбирают свои проекты) Проекты – средства достижения цели: 1 группа - графическая схема; 2 группа – алгоритм; 3 группа - таблица. | 1. Узнать СПОСОБ написания Н/НН в наречиях. 2. Научиться этот способ применять. Нас интересуют наречия, значит, тема урока «Правописание Н/НН в наречиях». Работают в трёх группах, которые формируются перед уроком. Руководители групп организуют работу групп. | ||||
V. Реализация построенного проекта 6 минут | Вывешивают плакаты на доску Приложение №3 | 1. Защита проектов (Сквозные вопросы: какие плюсы и минусы использования такого способа?) 1 вариант. Графическая схема. 2 вариант. Алгоритм.
3 вариант. Включение в общую таблицу с наращиванием эталона Данная таблица составлялась на уроках при изучении тем, пустым был столбец «Наречия». - Какой эталон мы выбираем для последующей работы? Почему? - Мы с успехом преодолели затруднение. Что будем делать дальше? | Защищают проекты Учащиеся сталкиваются с тем, что 1 и 2 вариант применить возможно, только если абсолютно нет затруднений с правописанием причастий и прилагательных, поэтому выбирается эталон №3. | ||||
VI. Первичное закрепление во внешней речи 5 минут | Интерактивная доска | Задание: образуйте от данных слов наречия, анализируя и графически обозначая выбор Н/НН. 1) Искусстве…ый, медле…ый, традицио…ый, ветре…ый, неожида…ый, взволнова…ый. 2) Тума…ый, беше…ый, скова…ый, безветре…ый. | По одному учащиеся выходят к интерактивной доске, проговаривают правило и обозначают орфограмму по эталону. Со 2-й группой слов работают в парах. | ||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 6 минут | Учебник Проектор отключен Слайды №10 Инструктаж по д/з Слайд №11 Дистанционное образование | Задание. ВСЕМ: упражнение №266 Эталон для самопроверки
Подводим итог самостоятельной работы - У кого всё получилось? А у кого нет? - Что у вас не получилось и на что надо обратить внимание при выполнении домашнего задания? Инструктаж по вариативному домашнему заданию 1. Для тех, у кого остались вопросы: типовое упражнение (на выбор) из учебника стр.140. 2. Группа 4, 4+. Самодиктант: составь и запиши десять словосочетаний «глагол + наречие с Н/НН». 3. Группа 5, 5+. Составь словосочетания «глагол + наречие с Н/НН». Используя свои словосочетания, составь текст из 8-10 предложений на тему «2021 год - год науки и технологий». Желающим предлагаю посетить интересное онлайн-занятие https://yandex.ru/video/preview/ | Самопроверка по алгоритму 1. Посмотри, что нужно было сделать в упражнении, какая была цель, что нужно было получить? 2. Сверь задание и результат, сделай вывод – найдено решение или нет? 3. Определи и оцени: справился полностью правильно (5+), с незначи-тельной ошибкой (5), с одной грубой ошибкой (4+), с одной незначительной и одной грубой ошибкой (4). 4. Поставь вопросы там, где задание осталось невыполненным. Оценивают уровень полученных знаний и выбирают домашнее задание. | ||||
VII. Включение в систему знаний и повторение. 5 минут | Диктовка учителя Слайды №12, 12/1 | Диктовка с грамматическим заданием: к словосочетаниям подобрать антонимы – наречия, графически обозначить условия выбора орфограммы -Н и -НН в наречиях. Идти быстро, вести себя робко, вернуться в разное время, говорить безучастно, присутствовать иногда, работать спустя рукава, небо чисто. Для справок: постоя…о, увере…о, пламе…о, медле…о, одновреме…о, напряжё…о, тума…о. | Выполняют контрольное задание. Взаимопроверка. Критерии оценки: «5» – 7 правильных ответов; «4» – 5 правильных ответов; «3» – 4 правильных ответа. | ||||
IX. Рефлексия учебной деятельности 2 минуты | Слайд №13 Слайд 14 Слайд №15 | - Ребята, давайте вспомним, какие цели мы сегодня поставили перед собой. - Все ли этих целей достигли? - Определите уровень своих знаний по слайду «Моя позиция». - Какая работа была сегодня самая интересная? - Последняя пословица была о работе в группе. Руководители, предлагаю вам оценить работу и ответить на вопрос: «Можно ли сказать о вашей группе, что она работала кто в лес, кто по дрова»? Спасибо за урок! До новых встреч! | - Узнать СПОСОБ написания Н/НН в наречиях. - Научиться этот способ применять. Дают оценку в соответствии с требованиями, необходимыми для работы в группе. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Готовимся к работе Ученье – свет, а неученье – тьма. Терпение и труд всё перетрут. Попытка не пытка. Кто в лес, кто по дрова.
Знания, приобретённые во время учёбы, помогают решать сложные жизненные задачи. Нужно терпеливо идти к намеченной цели. Даже если ты не уверен в своём ответе, стоит попытаться. Несогласованные действия людей, взявшихся за одно дело, не могут привести к успеху.
Эталоны 1. Части речи: для определения причастия, отымённого и отглагольного прилагательного . 2. Правописание Н/НН в разных частях речи: для повторения условий правописания и графического обозначения орфограммы.
Индивидуальная работа https://skills4u.ru/school/test_656.html
Отглагольные прилагательные с -Н Отымённые прилагательные с –Н Отымённые прилагательные с -НН Причастия и отглагольные прилагательные с –НН Исключения из правил Группы:
Пробное действие Задание: выпишите из предложения наречия и вставьте пропущенные буквы. В поле было ветре..о, сыро. Зеле..о и празднич ..о светился вдали лес. Над деревней же было безветре ..о и тума ..о. ВетреНо , зелеНо , праздничНо , безветреННо , тумаННо . Проверим!
Наши цели: 1. Узнать СПОСОБ написания Н/НН в наречиях на –О и -Е. 2. Научиться этот способ применять. Формулируем тему урока Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е
Материал для наблюдений Учебник: упр.265 стр.139 1. Понаблюдаем за образованием и правописанием наречий. 2. От слов каких частей речи и каким способом образованы данные наречия? 3. От чего зависит употребление Н/НН в наречиях? Самостоятельная работа Учебник, упражнение 266.
Эталон для самопроверки Подробный образец Алгоритм Глядеть грустНо взволноваННо рассказывать испугаННо вздрогнуть принуждёННо улыбаться дружелюбНо взглянуть пристальНо посмотреть глядеть внимательНо 1. Задаю вопрос наречия и нахожу его. 2. Устанавливаю, от какого слова оно образовано. 3. Определяю, сколько букв Н пишется в слове. 4. Делаю вывод для наречия: пишется столько же Н, сколько в исходном слове.
Домашнее задание 1. Для тех, у кого остались вопросы : типовое упражнение (на выбор) из учебника стр.140 - 141. 2. Группа 4, 4+. Самодиктант: составьте и запишите десять словосочетаний «глагол + наречие с Н/НН». 3. Группа 5, 5+. Составьте словосочетания «глагол + наречие с Н/НН». Используя свои словосочетания, составь текст из 8-10 предложений на тему «2021 год - год науки и технологий». Желающим предлагаю посетить интересное онлайн-занятие https://yandex.ru/video/preview/
Включение нового знания в систему знаний и повторение Диктовка с грамматическим заданием Для справок : постоя…о, увере …о, пламе …о, медле …о, одновреме …о, напряжё …о, тума …о . Взаимопроверка Критерии оценки: « 5» – 7 правильных ответов; «4» – 5 правильных ответов; «3» – 4 правильных ответа. -Н и –НН в наречиях
Рефлексия Наши цели: 1. Узнать СПОСОБ написания Н/НН в наречиях на –О и -Е. 2. Научиться этот способ применять. Ученье – свет, а неученье – тьма. Терпение и труд всё перетрут. Попытка не пытка. Кто в лес, кто по дрова.
Рефлексия «Моя позиция»
Спасибо за урок! Всего доброго! До встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс
Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый....
Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...
Сценарий урока русского языка в 7 классе "Степени сравнения наречия"
Пакет материалов содержит технологическую карту урока, презентацию к уроку и раздаточный дидактический материал. Урок разработан в соответствии с требованиями к современному уроку в аспекте ФГОС ООО....
Технологическая карта урока русского языка 1 класс "Согласные звуки, обозначение их буквами."
Разработка урока в форме технологической карты...
Сценарий урока русского языка 6 класс
Конспект урока в 6 классе...
Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".
Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс....