Конспект урока "Одна и две буквы Н в наречиях на –О и – Е".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Одна и две буквы Н в наречиях на –О и – Е.
ФИО Безкоровайная Ирина Викторовна | ||
Место работы МАОУ СОШ №3 станица Брюховецкая | ||
Должность учитель | ||
Предмет русский язык и литература | ||
Класс 7 | ||
Тема и номер урока в теме № | ||
Базовый учебник «Русский язык 7 класс» (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов) |
- Цель и задачи урока
Цель: Знакомство с одной и двумя буквами Н в наречиях на –О и -Е
Задачи:
- обучающие:
1) познакомить учащихся с условиями выбора правописания Н и НН в суффиксах наречий на –О и –Е;
2) повторить написание Н и НН в прилагательных и причастиях;
3) Р.р. обучать конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями;
-развивающие:
1) развивать умение последовательно излагать свои мысли, используя учебную терминологию;
2) развивать умение обобщать изученный материал;
-воспитательные:
1) воспитание навыков самоконтроля, развитие самостоятельности и творчества;
2) воспитывать бережное отношение к языку, правильно и грамотно звучащей речи.
- Урок первичного восприятия (изучение нового материала)
- Формы работы учащихся: групповые и индивидуальные, тестирование, наблюдение языковых явлений, работа с учебником, самостоятельная работа.
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, интернет-ресурсы, мультимедийная установка.
- Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.
№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (в минутах) |
1 | Оргмомент | Организация учащихся, проверка готовности к уроку. | Подготовка к уроку | 2 | |
2 | Повторение | Повторение сведений о написание Н и НН в прилагательных и причастиях. Тест. | Опрос учащихся | Выполнение тестов | 5 |
3 | Объяснение нового материала | Наблюдение, беседа. | Объяснение нового материала | Ответы на вопросы, чтение для развития речевой деятельности | 8 |
4 | Закрепление | Закрепление умений составлять предложения с наречиями на –О и -Е | Определяет степень освоенности нового материала | Р. р. составление предложений с данными словами | 5 |
4.2. | Коллективная работа | ЭУМ Закрепление умений применять изученное правило | Определяет ЭУМ П-типа, (при наличии вариативных ЭУМ определяет их индивидуально для каждого учащегося) | Анализ условий задания и правильная постановка вопросов по его условию | 5 |
4.3. | Выполнение заданий учащимися | ЭУМ Закрепление умений подбирать синонимы с Н и НН | Анализирует результаты выполнения учащимися заданий | Самостоятельное выполнение задания | 5 |
5 | Выводы по уроку | Беседа | Определяет ЭУМ К-типа, (при наличии вариативных ЭУМ опреде ляет их инди видуально для каждого учащегося) | Ответы на поставленные вопросы | 3 |
6 | Выполнение учащимися контрольного задания | тесты | Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность | Самостоятельное выполнение задания | 5 |
7 | Домашнее задание | Выводы по уроку | Формулирует выводы. Выставление отметок. Комментарий домашнего задания. | Фиксируют выводы | 2 |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях | Информационный | Тесты | |
2 | Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях | Информационный | Тесты | |
3 | Н и НН в суффиксах наречий | Информационный | тесты |
Русский язык. 7 класс.
Тема: Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.
Цели: Знакомство с одной и двумя буквами Н в наречиях на –О и -Е
Задачи:
- обучающие:
1) познакомить учащихся с условиями выбора правописания Н и НН в суффиксах наречий на –О и –Е;
2) повторить написание Н и НН в прилагательных и причастиях;
3) Р.р. обучать конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями;
-развивающие:
1) развивать умение последовательно излагать свои мысли, используя учебную терминологию;
2) развивать умение обобщать изученный материал
-воспитательные:
1) воспитание навыков самоконтроля, развитие самостоятельности и творчества;
2) воспитывать бережное отношение к языку, правильно и грамотно звучащей речи.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, интернет-ресурсы, мультимедийная установка.
Ход урока.
1. Оргмомент. Организация учащихся по подготовке к уроку.
- 2. Повторение. Повторение сведений о написании Н и НН в прилагательных и причастиях (слайд 1)
- http://www.fcior.edu.ru/card/23804/pravopisanie-n-i-nn-v-prichastiyah-i-otglagolnyh- prilagatelnyh.html
Тест.(Слайд 2) prilagatelnyh.htmlhttp://www.fcior.edu.ru/card/23569/pravopisanie-n-i-nn-v-prichastiyah-i-otglagolnyh-prilagatelnyh.html
- Объяснение новой темы с целью познакомить учащихся с написанием Н и НН в наречиях на –О и –Е; формирование представления о Н и НН в наречиях на –О и –Е.
1).Чтение и наблюдение записанных на доске пар слов:
Обдуманный - обдуманно;
Восторженный – восторженно;
Искусный - искусно
Интересный – интересно.
2.) Беседа:
- Слова каких частей речи записаны в левом и правом столбиках?
- Каким способом образованы данные наречия?
- Чем обусловлено употребление одной и двух букв Н в наречиях на –О и –Е?
3). Чтение материала учебника с последующим ответом на вопрос:
- Что нужно знать, чтобы правильно выбрать написание в наречиях Н и НН?
Следует отличать наречия от кратких страдательных причастий среднего рода.
Запись на доске:
Зрители слушали удивлённо. Собрание удивлено сообщением.
- На какие вопросы отвечают одинаково звучащие слова в первом и втором предложениях?
- Какими членами предложения являются эти слова?
- От каких частей речи зависят?
Вывод: в первом предложении удивленно – наречие образа действия, вопрос (как?) задаётся от глагола, является обстоятельством; во втором предложении удивлено – краткое причастие, является сказуемым.
- Закрепление темы.
- Р.р. Составьте предложения со следующими словами:
Обоснованно – обосновано; сдержанно – сдержано; сосредоточенно –сосредоточено; Обеспеченно – обеспечено.
2) Коллективная работа. Выполнение упражнения учебника на доске. Цель: умение применять изученное правило.
3) Самостоятельная работа. Цель: умение подобрать к наречиям синонимы, в которых пишутся НН и Н.
Спокойно, тревожно, невнимательно, быстро, смело, напрасно.
(Синонимы: безмятежно, беспокойно, рассеянно, мгновенно, бесстрашно, бесполезно).
5. Выводы по уроку. Беседа.
- От чего зависит употребление одной и двух Н в наречиях на –О и –Е?
- Как отличить краткое причастие в предложении от наречий на –О и –Е? .
Наречия, оканчивающиеся на -о, в основном образовались суффиксальным способом от имён прилагательных и причастий: красивый (цвет) - (рисовать) красиво, ветреный (человек) - (поступать) ветрено, взволнованный (ребёнок) - (отвечать) взвалнованно.
В суффиксе таких наречий пишется одна буква Н, если они образованы от прилагательных с одной Н, и пишется НН, если они образованы от прилагательных и страдательных причастий с НН, например: ветреный человек - поступать ветрено, путаный ответ - отвечать путано, запутанный ответ - отвечать запутанно.
Такие наречия на -о в предложении омофоны кратких страдательных причастий или отглагольных прилагательных среднего рода, где в суффиксе пишется одна или две буквы Н.
Проверка - вопросы от главного слова в словосочетании к наречию или причастию. Наречия отвечают на вопросы как?, каким образом?, которые ставятся в основном от глагола, а краткие причастия и прилагательные среднего рода отвечают на вопрос каково?, который ставится от существительного. Сравните:
1. Ученик отвечал (как?, каким образом?) запутанно. - Наречие, образовалось от причастия запутанный
2. Ученик отвечал (как?, каким образом?) сбивчиво и путано. - Наречие, образовалось от отглагольного прилагательного путаный
3. Моё дело (каково?) запутано (чем?) следствием. - Краткое причастие: есть зависимое слово
4. Моё дело (каково?) сложно и запутанно. - Краткое отглагольное прилагательное: нет зависимых слов и не подразумевается производитель действия - существительное или местоимение в творительном падеже
6. Контроль полученных знаний. Контрольный тест (слайд 3). Правописание наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О –Е.Приставки НЕ и НИ отрицательных наречий. Н/НН в наречиях на О (Е). К3
7. Домашнее задание. Комментирование домашнего задания
1) Выучить правило. Выполнить упр. учебника.
2) Образовать от данных прилагательных наречия, объяснив условия выбора Н/НН в наречиях на –О и –Е (торжественный, ценный, памятный, естественный, честный, полезный, естественный).
3) Р.р. Составить предложения, используя образованные наречия, графически обозначить изученную орфограмму.
Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание одной и двух букв "н" в наречиях
презентация к уроку Правописание одной и двух букв "н" в наречиях...
Одна и две буквы Н в наречиях на -о, -е
Правописание суффиксов наречий...
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е".
Урок изучения нового материала по теме "Одна и две буквы н в наречиях на -О,-Е"...
конспект урока на тему "Буквы О и А на конце наречий"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Буквы О и А на конце наречий" разработан в соответствии с программой общеобразовательных учреждений...
Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.
Цель: познакомить учащихся с правописанием одной и двух букв н внаречиях на –о, -е.Задачи:1) рассмотреть алгоритм написания н, нн в наречиях на –о, -е;2) формировать навык написания н, нн ...
Технологическая карта урока по русскому языку тема урока "Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е".
Одна и две буквы Н в наречиях на -О и _Е....
2021 год Сценарий урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е".
Урок открытия нового знания по теме: "Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е", 7 классПо программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М и др. Учебник «Русский язык. ...