Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цель: познакомить учащихся с правописанием одной и двух букв н в
наречиях на –о, -е.
Задачи:
1) рассмотреть алгоритм написания н, нн в наречиях на –о, -е;
2) формировать навык написания н, нн в наречиях на –о, -е;
закрепить умение различать написание н, нн в суффиксах разных
частей речи;
развивать устную и письменную монологическую речь учащихся;
3) прививать любовь к родному языку, учить бережному отношению к
русскому слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n_i_nn_v_narechiyah.docx | 19.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е.
Цель: познакомить учащихся с правописанием одной и двух букв н в
наречиях на –о, -е.
Задачи:
1) рассмотреть алгоритм написания н, нн в наречиях на –о, -е;
2) формировать навык написания н, нн в наречиях на –о, -е;
закрепить умение различать написание н, нн в суффиксах разных
частей речи;
развивать устную и письменную монологическую речь учащихся;
3) прививать любовь к родному языку, учить бережному отношению к
русскому слову.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Межпредметные связи: литература.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент.
1. Приветствие учителя.
2. Сообщение цели и задач урока (высвечивается на доске).
2. Проверка домашнего задания (упражнение 255) (по цепочке).
1. Спишите текст, раскрывая скобки. В случаях слитного написания не с наречиями укажите, если сможете, синоним без не или отметьте, что
наречие не употребляется без не.
Иван (не) складно взмахнул руками и (не) ожиданно сорвался вниз. Когда чувство страха прошло, он понял, что упал на песок, (не) глубоко и не ушибся. Ему небольно, но досадно и непонятно, как отсюда выбраться…Иван (не) весело размышляет о своем приключении, но уже карабкается вверх, слишком спешит, срывается и потому продвигается (не)быстро, а медленно. Наконец, он ухватился за ветку и (не) медленно оказался на прежнем месте.
2. Выпишите столбиком наречия без не в составе словосочетаний и
укажите их разряд.
3. Охарактеризуйте звуки [ы], [с]. Примеры приводите из текста, выбирая слова с не.
4. Сделайте вывод о правописании не с наречмями.
3. Повторение изученного ранее материала.
1. Тестирование (ответы высвечиваются)
Вставьте одно или два н:
местность пусты…а отчеты собра…ы
песча…ый берег свящ…ый долг
оборудова…ый кабинет речь торжестве…а
жева….ый лист краш…ый забор
скоше….ая трава ране…ый под Киевом боец
Ответ:
местность пустынна отчеты собраны
песчаный берег священный долг
оборудованный кабинет речь торжественна
жеваный лист крашеный забор
скошенная трава раненный под Киевом боец
2. Работа с классом.
Выборочный диктант.
Выпишите из предлагаемых пословиц в два столбика прилагательные и причастия с –н- и –нн.
а) С умом задума…о, да без ума сдела…о.
б) В ветре…ый день муку не продают.
в) Всегда имей свое сердце смолоду расположе…ым к добру, а дух мужестве…ый.
г) Согласие крепче каме…ых стен.
д ) Оси…ое гнездо не трогай.
е) Только тот человек це…ый, кто работать привык.
н нн
Задумано (кр. причастие) Расположенный (причастие)
Сделано ( кр. причастие) Мужественный (прилагательное)
Ветреный (искл., прилагательное) Каменных (прилагательное)
Осиное гнездо (прилагательное) Ценный (прилагательное)
Работа по вопросам:
- В каком еще случае пишется одна и две буквы н в прилагательных?
( Одна буква н пишется в прилагательных, образованных от глаголов
несовершенного вида, не имеющих зависимых слов: печь- печеные
пирожки, варить- вареные овощи. Две буквы н пишутся в
прилагательных, образованных от глаголов, имеющих суффиксы –ова, - ева, -ирова: организовать – организованный).
- Всегда ли в причастиях пишется две буквы н? ( Нет, в кратких
причастиях пишется одна буква н: сожженные письма- письма сожжены).
- Назовите прилагательные – исключения, в которых пишется две буквы н.
(Священный, желанный, негаданный, нечаянный, нежданный, медленный).
- Как вы понимаете смысл выделенных пословиц?
Произведите морфологический разбор слова смолоду. Подберите к нему антоним.
4. Объяснение нового материала.
1) Запись на доске:
уверенный – уверенно, искусный – искусно, обиженный – обиженно
искренний – искренне, стеклянный------
- Слова каких частей речи записаны в левом столбике? А в правом? ( В
левом столбике – прилагательные и причастия, в правом – наречия)
- Каким способом образованы наречия? ( Суффиксальным)
- От чего зависит написание н, нн в этих наречиях? (В наречиях на –о, -е
пишется столько н, сколько их в том слове, от которого они
образованы).
- От какого прилагательного вы не смогли образовать наречие и почему?
( От относительного прилагательного стеклянный невозможно
образовать наречие, так как наречия образуются только от
качественных прилагательных).
5. Закрепление материала.
1.Первичное закрепление. Учащиеся выполняют упражнение 260 (по
цепочке).
Спишите, в скобках указывая имена прилагательные, от которых
образованы наречия. Сколько букв н следует писать в каждом случае и почему?
Сочувстве(нн)о отнестись к беде, искре(нн)е помочь, торжестве(нн)о
поздравлять, искус(н)о рисовать, безнравстве(нн)о поступать, опас(н)о
ехать, вдохнове(нн)о читать стихи, раскова(нн)о себя вести, пута(н)о
рассказывать, воинстве(нн)о размахивать руками.
2. Самостоятельная работа.
Предупредительный диктант. (Один ученик у доски, остальные в тетради).
Ночной холодный ветер с моря внезапно залетает в бор;
Он беше..о кружась бросает В костер и..тлевший хвойный сор –
И пламя в..пыхивает жадно. (И.Бунин).
а) Спишите, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания. Объясните правописание пропущенных орфограмм и
пунктограмм.
б) Подчеркните грамматические основы, определите структуру
предложения.
в) Какое средство выразительности использует автор, создавая образ
ветра? ( Автор использует олицетворение: вспыхивает жадно).
3. Творческая работа.
Напишите сочинение-миниатюру (4-6 предложений), раскрывающее смысл пословиц:
1 вариант Согласие крепче каменных стен.
2 вариант Всегда имей свое сердце расположенным к добру, а дух мужественный.
Смысл пословиц раскройте с опорой на литературные произведения,
изученные ранее.
6. Подведение итогов урока.
1. Каким был для вас данный урок: познавательным, интересным,
скучным?
2. Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
3. Какие задания были для вас сложными, а какие - интересными?
7. Выставление и комментирование оценок.
8 . Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Одна и две буквы Н в наречиях на –О и – Е".
Знакомство с одной и двумя буквами Н в наречиях на –О и -Е....
Правописание одной и двух букв "н" в наречиях
презентация к уроку Правописание одной и двух букв "н" в наречиях...
Одна и две буквы Н в наречиях на -о, -е
Правописание суффиксов наречий...
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е".
Урок изучения нового материала по теме "Одна и две буквы н в наречиях на -О,-Е"...
Технологическая карта урока по русскому языку тема урока "Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е".
Одна и две буквы Н в наречиях на -О и _Е....
2021 год Сценарий урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы Н в наречиях на - О и - Е".
Урок открытия нового знания по теме: "Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е", 7 классПо программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М и др. Учебник «Русский язык. ...
Одна и две буквы н в наречиях на –о, -е/
Познакомить учащихся с правилом правописания н-нн в наречиях на –о,-е; научить различать сходные по форме части речи ( краткие отглагольные прилагательные, краткие причастия, наречия);развивать ...