Методическая разработка. Конспект урока на тему "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Методическая разработка. Конспект урока на тему "Фразеологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka_bubenchikova.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | Класс – 5 | ||
Тема | Фразеологизмы | |||
Цель | Формирование у учащихся способности распознавать фразеологизмы в речи. | |||
Задачи | Образовательные: знать особенности фразеологизмов; уметь толковать значения фразеологических оборотов; учиться употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи; подбирать синонимы и антонимы к данным устойчивым словосочетаниям; Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма. Воспитательные: Воспитывать уважение друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий. | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Знать: определение «Фразеологизмы». Уметь: находить фразеологизмы в тексте и толковать их значение, уметь отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний. | Личностные УУД: проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Коммуникативные УУД: уметь участвовать в речевом общении, учиться работать в группе, представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Регулятивные УУД: искать пути решения учебной задачи; определять степень успешности работы. Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала. | Личностные УУД: проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Осознание значимости данного умения для грамотного употребления словосочетаний в речи. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формирование желания приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности. | ||
Методы обучения | Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов. Приемы: анализ, самоанализ. | |||
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | |||
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний. |
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
Организационный | -Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения: -Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся Подарками судьбы. Пусть этими подарками для вас станут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой. | Записывают число и классная работа | Личностные: стремление к получению новых знаний, познавательный интерес. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками |
Этап мотивации. | - Сегодня у нас с вами необычный урок. Я хочу вас пригласить на прогулку в волшебный лес. Во время нашей прогулки нас ждет встреча с новыми знаниями! -Тогда вперёд, навстречу новым открытиям.
| Вовлекает учащихся в учебный процесс, настраивает на благоприятную рабочую атмосферу. | Поднимают руки. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
Актуализация знаний | -Но… но не надо вешать нос и лить крокодиловы слезы, если у вас в кармане гуляет ветер. Не надо ловить гав и бить баклуши, если вам хочется интересно провести время. Не надо лететь со всех ног во время путешествия, а засучив рукава и разинув рот, зарубить себе на носу, что наше путешествие будет очень увлекательным и познавательным. -Догадались, о чем сегодня пойдет речь? - Правильно. - Запишите тему урока в тетрадь. -Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Что нам нужно узнать? Чему должны будем научиться? -Что же такое фразеологизмы? -Правильно. Слова сливаются тесно друг с другом в неделимые сочетания и употребляются только вместе. В составе фразеологизма смысл имеют не отдельные слова, а всё выражение в целом. Поэтому фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. | Приводит пример фразеологизмов в разговорной речи, тем самым ставит перед учащимися проблемный подход: определить, что такое фразеологизмы и почему их называют «устойчивыми словосочетаниями»? | Пробуют отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний. | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно Коммуникативные: определение способов взаимодействия, сотрудничество в сборе и обработке. |
Целеполагание. | - О чем же пойдет речь сегодня на уроке? Какова наша цель? -Научиться отличать фразеологизмы от других словосочетаний. Давайте сформулируем тему урока. Запишите ее в тетрадь. Что мы должны знать, чтобы найти фразеологизмы в тексте? Сформулируйте цель нашего урока. Общую цель мы сформулировали. А теперь в тетради запишите свою цель. (спросить 2-3 учеников) | Задает вопросы, Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока. | Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему и цель урока, ставят перед собой личную цель. | Регулятивные: формулировать тему и цель урока. |
Этап первичного закрепления. | - Продолжим нашу прогулку по волшебному лесу. И вот перед нами речка. Чтобы перебраться на другой берег, нам нужен мостик. Мы его построим, выполнив следующее задание. -Соедините стрелками фразеологизмы и их значения: глаза на мокром месте; душа в душу, с глазу на глаз, ломать голову, рукой подать, повесить нос – жить дружно, в согласии, думать, загрустить, близко, часто, плачет. -Давайте посмотрим, что у вас получилось? - Ребята, а трудно вам было определять значения данных фразеологизмов? -А если вы затрудняетесь определить значения фразеологизмов, где вы можете их посмотреть? | Помощь в выполнении заданий. | Анализируют материал. Сравнивают свои выводы с правилом учебника, дополняют информацией из учебника. Составляют алгоритм. | Познаватель- ные: поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений |
Физкультминутка | Я вижу, что вы немного устали. Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть(глубокий вдох и выдох) Для начала мы с тобой крутим только головой(вращение головой) Покрутили головой и усталость вся долой; Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные движения кистями рук); Встали дружно. Наклонились Раз - вперед, а два – назад. Потянулись. Распрямились. Приседаем быстро, ловко Здесь видна уже сноровка. Чтобы мышцы развивать Надо много приседать. Мы на месте снова ходим Но от парты не уходим (ходьба на месте). По местам пора садиться И опять пора учиться (дети садятся за парты). | Проводит физкультминутку | ||
Закрепление | Задания для работы в группах: 1) подберите к данным фразеологизмам синонимы, используя слова для справок; 2)замените фразеологизмы одним словом, запишите, устно объясните их смысл; 3)подберите к данным фразеологизмам антонимы; 4)подготовьте рассказ – анализ словарной статьи из словаря фразеологизмов по плану(тексты заданий напечатаны на карточках). | Самостоятель ная работа в группах. | Выполняют упражнение в соответствии с заданием. | Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению; аргументация своего мнения; учёт разных мнений. Позна-вательные: выдвижение гипотез и их обоснование Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка |
Итог урока/рефлексия | - Вот и подходит к концу наша прогулка. После путешествия, пусть даже самого маленького, надолго в памяти остаются впечатления и эмоции. Так и в учебе. Ваше желание получить новые знания открывает для вас новые горизонты. А теперь настало время оценить свою работу на уроке: выберите звездочку и напишите на ней, чему вы научились на уроке, что понравилось или нет. Учитель выбирает несколько звездочек и просит ребят зачитать их. – Вы сегодня работали не покладая рук, и я очень рада, что урок вам понравился. На уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или работал спустя рукава. Молодцы! Спасибо за работу! | Анализ рефлексии. | Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают звездочки соответствующего цвета. На оборотной стороне каждого написано: Голубые (Мне захотелось…) Красные (Теперь я могу…) Записывают домашнее задание. | Регулятивные: контроль, оценка своих достижений, осознание трудностей. Личностные: учебно – познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учёбе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке. |
Домашнее задание | Запишите, пожалуйста, домашнее задание: упр. 259. Определения, пройденные на уроке- выучить. | Комментирует выполнение домашнего задания, отвечает на вопросы учащихся | Задают вопросы | Регулятивные: умение оценивать свои возможности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»
Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...
Методическая разработка - конспект урока географии в 9 классе по теме "Население"
Данный урок был посвящен 75-летию Челябинской области. Тема - Население Челябинской области. 9 класс. На уроке использован краеведческий материал. Форма работы - групповая....
Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.
Тема урока. Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...
Методическая разработка: конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока «Вязание крючком»
Вязание крючком для начинающих. Инструменты и материалы. Охрана труда при работе с крючком....
Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс
Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...
Методическая разработка. Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс) Тема урока: «Культура Византии»
Цели урока: знакомство с культурой ВизантииЗадачи– сформирование у учащихся представление о Византии, как наследнице античной культуры, развитии образования, научных знаниях, архитектуре.Результ...
Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».
Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...