Открытый урок по русскому языку "Самостоятельные и служебные части речи" 7 кл.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Чемезова Диана Георгиевна

План - конспект открытого урока

по русскому языку

по теме "Самостоятельные и служебные части речи"

7 «А» класс

Предмет: русский язык

Класс: 7 «А»

Учитель русского языка: Чемезова Диана Георгиевна

Программа: «Русский язык 5-9 классы». Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М.: Просвещение,2011

Учебник: Русский язык. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2019

Форма занятия: урок

Формы работы:  индивидуальная, самостоятельная работа, самооценка и взаимооценка,  самоанализ, работа по учебнику, рефлексия, обобщение.

Технология: технология развивающего обучения

Тип урока: урок-изучение нового материала

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

Место занятия в учебном процессе: первый урок в теме

Цели урока:

  • Систематизировать  и расширить знания о самостоятельных и служебных частях речи;
  • сформировать умение различать самостоятельные и служебные части   речи;
  • доказать значимость служебных частей речи в русском языке и их служебность

Задачи:

Обучающие:

  • углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи;
  • формировать знания о служебных частях речи;
  • формировать умения опознавать, различать служебные части речи от самостоятельных частей речи;
  • формировать представление о языке как единой целостной системе;

Развивающие:

  • развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, к слову;
  • воспитывать коммуникативные способности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Бажирская общеобразовательная школа»

План - конспект открытого урока

по русскому языку

по теме "Самостоятельные и служебные части речи"

7 «А» класс

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Чемезова Диана Георгиевна,

МБОУ Бажирская ООШ

с. Бажир 2022г

Предмет: русский язык

Класс: 7 «А»

Учитель русского языка: Чемезова Диана Георгиевна

Программа: «Русский язык 5-9 классы». Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. М.: Просвещение,2011

Учебник: Русский язык. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2019

Форма занятия: урок

Формы работы:  индивидуальная, самостоятельная работа, самооценка и взаимооценка,  самоанализ, работа по учебнику, рефлексия, обобщение.

Технология: технология развивающего обучения

Тип урока: урок-изучение нового материала

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

Место занятия в учебном процессе: первый урок в теме

Цели урока:

  • Систематизировать  и расширить знания о самостоятельных и служебных частях речи;
  • сформировать умение различать самостоятельные и служебные части   речи;
  • доказать значимость служебных частей речи в русском языке и их служебность

Задачи:

Обучающие:

  • углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи;
  • формировать знания о служебных частях речи;
  • формировать умения опознавать, различать служебные части речи от самостоятельных частей речи;
  • формировать представление о языке как единой целостной системе;

Развивающие:

  • развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, к слову;
  • воспитывать коммуникативные способности учащихся.

УУД:

Личностные УУД: установление учащимся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор;

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; предвосхищение результата и уровня усвоения; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование целей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Планируемые результаты:

1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной культуры учащихся, самоопределение.

2. Регулятивные:  целеполагание, планирование, контроль, оценка.

3. Познавательные: операции анализа, сравнения, обобщения, рефлексивный анализ деятельности.

4. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение точно выражать свои мысли в соответствии с целями коммуникации.

5. Предметные: совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на

какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и

служебные части речи.

Образовательные ресурсы: учебник: Русский язык. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2019; ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал, тестовые работы, презентация.

Для учеников: учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник.

Структура урока:

  1. Мотивация учебной деятельности
  2. Актуализация знаний
  3. Целеполагание и постановка проблемы
  4. Поиск путей решения проблемы. Решение проблемы
  5. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
  6. Систематизация знаний
  7. Объяснение домашнего задания
  8. Рефлексия. Подведение итогов урока
  9. Оценивание

 

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на открытом уроке русского языка.   Слово учителя:

-  У тебя на парте свеча. Посмотри на свечу. Она излучает свет, тепло, радость сегодняшнего дня, несмотря на то, что за окном морозно и холодно. У меня на столе тоже горит свеча, две свечи излучают  в два раза больше  радости, тепла, счастья и объединяют нас в единое целое. А теперь потушим свечи: выдохнем из себя всю неуверенность на них, оставим в себе желание успеха на этом уроке. (прием «Психологический тренинг»)   

Тет. Ребята, откройте  тетради, запишите дату, классная работа. Оставьте строку для темы нашего урока. Её мы запишем позже. Перед вами на партах лежат материалы, которые помогут вам справиться с сегодняшним заданием. Также перед вами лежат листы самооценивания, в которых вы будете выставлять себе оценки по мере выполнения заданий. Подпишите оба листа. Начинаем наш сегодняшний урок

  1. Актуализация знаний

Сейчас один из вас получит карточку с индивидуальным заданием, которое нужно будет выполнить у доски.

Карточка №1. (Кузнецова Инга) Выполнить синтаксический разбор предложения.

               Осенью бродят по лесу медведи, накапливая жир. (выполняет у доски)

               Некоторые ребята получат карточку для работы на своём месте.

      Карточка №2.  Выполнить синтаксический разбор предложения.

                 Перепадали частые дожди, и на березках появилась нежная желтизна. Найти и обозначить орфограммы.

    Тет.  Пока один из учеников работает у доски, запишем в тетради «терминологический диктант». (прием «Терминологический диктант»).  Он называется «Узнай часть речи». На вопрос нужно написать только определение нужной части речи. Это поможет нам определить тему нашего урока, понять, чем мы сегодня с вами будем заниматься. Итак, начали:

Обозначает предмет (существительное)

Обозначает признак предмета (прилагательное)

 Обозначает действие предмета (глагол)

Обозначает состояние внешней среды или состояние человека (категория состояния)

Обозначает число, количество предметов, порядок при счете (числительное)

Указывает на предмет, на признак предмета, на количество (местоимение)

Обозначает признак действия, признак предмета, признак другого признака (наречие)

Обозначает признак предмета по действию (причастие)

Обозначает добавочное действие при основном (деепричастие)

Связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного предложения и предложения в тексте (союз)

Выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении (предлог)

Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов (частица)

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения (междометие)

(ответы выведены на слайд, 0-2 ошибки – «5», 3-4 ошибки – «4», 5-6 ошибок – «3»)

   

 А теперь проверим себя. Поменяйтесь тетрадями и посмотрите на доску. Если нужно, исправьте ошибки у соседа, поставьте оценку за работу. Внесите в листы самооценки свою оценку за эту работу.

     Проверим работу у доски. Молодец. Присаживайся и поставь себе оценки за выполнение этого задания, по тем же критериям, что на слайде.

3. Целеполагание и постановка проблемы    

     Ребята, какие части речи мы сейчас повторяли? На какие группы делятся все части речи? (на самостоятельные и служебные). Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Правильно, Самостоятельные и служебные части речи (вывожу слайд). Тет. Давайте запишем её в тетрадь на пропущенную строку. Какие тогда цели мы поставим перед собой? Что нам нужно сделать, чтобы хорошо разобрать эту тему? (обобщить все, что мы знаем о частях речи, систематизировать знания о них, различать по определенным признакам самостоятельные и служебные части речи) (прием «Подводящий диалог») (вывожу слайд) 

4.Поиск путей решения проблемы. Решение проблемы

     Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? (слайд)  Какие служебные части речи вы знаете? (слайд).

     Обратимся к учебнику п. 51, стр. 134 и поработаем с текстом. Прочитайте его самостоятельно….Теперь найдем ответы на вопросы.(слайд)

     - В чем отличие самостоятельных частей речи от служебных?  

     - Какая разница существует в сфере употребления служебных и самостоятельных частей речи? служебные части речи не употребляются без самостоятельных частей речи и не бывают членами предложения.

— Попробуйте составить текст, не используя служебные части речи. (высокий, дом, стоял, мальчик, зимняя, куртка, тепло, шея, идти, школа) (слайд) Получится ли он у вас? Почему? А теперь попробуйте составить текст со служебными частями речи. (прием «Домысливание») слайд

Для того, чтобы узнать, какую роль играют служебные части речи в тексте, надо отгадать загадки. Пусть они нам о себе расскажут. (прием «Проблемный поиск»)

Предлог.

        В предложении на службе

        С падежом всегда он в дружбе,

        На него показывает

        И слова все связывает.

                        Союз.

        Объединять и связывать стараюсь

        Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

                Частица.

        Могу оттенки придавать значеньям,

        Могу усилить их без напряженья.

        Могу помочь я форм образованью,

         Когда глагол на службу призовёт,

        Могу вообще подвергнуть отрицанью

        Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Молодцы! Всё правильно угадали.   

  1. Самостоятельная работа  с использованием полученных знаний

   

 А теперь давайте сравним самостоятельные и служебные части речи. Перед вами лежат листы под №1. В первом столбике записаны признаки. В остальных будем ставить + или -.Если признак встречается, то +, если отсутствует, то -. Понятно? Приступим (слайд)      (прием «+» - « - »

                   Признаки

Самостоятельные

части речи

Служебные   части речи

Называют   предмет,

признак,   действие и т.д.

+

-

Можно   задать вопрос

+

-

Являются   членами предложения

+

-

Могут   употребляться

 самостоятельно

+

-

Изменяются

+

-

      

Теперь мы знаем, чем отличаются самостоятельные части речи от служебных.

Физкультминутка

   

Выполняя эти задания, вы немного устали. Я предлагаю вам сейчас выполнить зарядку с частицами.


1.Поднимите вверх правую руку ТОЛЬКО те, кто заботится о своем здоровье.
2.Погладьте себя по голове ЛИШЬ те, кто сегодня чистил зубы.
3.Погладьте себя по животу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО те, кто сегодня завтракал.
4.Возьмите себя за нос ИМЕННО те, кто не соблюдает режим дня.


Ну, а раз таких нет, мы переходим к следующему заданию.

  1. Систематизация знаний

     

А теперь задание по вариантам. Тетр. Работаем в тетради. Составить  по  2 предложения с союзом но 1 вариант, с предлогом из-за 2 вариант, с частицей не 3 вариант, с предлогом около 4 вариант (задание на слайде).  (прием «Свои примеры»)

Зачитать с места. Оцените себя в листах по следующему принципу: если составили 2 предложения правильно, то 5, если два, но с недочетами, то 4, если одно – 3.

     

Перед вами таблица №2

     Данными словами необходимо заполнить таблицу. Слайд

 (прием «Найди соответствие»)

самостоятельные

служебные

сущ.

прилаг.

мест.

числ.

глаг.

нареч.

предлоги

союзы

частицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Женщины, русские, в, селенье, не, заметить, говорит, они, к, ним, громко, красивая, мне, над, восемь, красиво, но, девять, из-за, а, и.

Проверим (слайд)

СУЩ: Женщины, селенье,

ПРИЛ: русские, красивая

ГЛАГ: заметить, говорит

МЕСТ: они, ним, мне

ЧИСЛ: восемь, девять

НАР: громко, красиво

ПРЕДЛ: в, к, над, из-за         Как пишется предлог из-за?

СОЮЗ: но, а, и

ЧАСТ: не

     

 Поменяйтесь листами с работой, Оцените своего соседа, а сосед вашу оценку внесет в свой лист контроля. Всё правильно  или две ошибки – «5», три – четыре – «4», пять-шесть – «3» (слайд)

     А теперь перед вами тестовая работа. Посмотрите на  листы №3

Тест (слайд)        

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет       б) признак предмета       в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый         б) бегать, играть         в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть         в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть           в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

     а) дом, мама, весёлый             б) бегать, но, из         в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

     а) меч, из, красиво       б) и, не, да         в) дверь, звезда, думать

 Обратим внимание на ответы и выставим оценки в листы контроля в соответствии с критериями (слайд)

Ключ:      1 – а

     2 – б

     3 – в

     4 – в

     5 – а

     6 – б

     7 – а

     8 – б

Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»     

  1. Объяснение домашнего задания.

(домашнее задание  дифференцированное)

Откройте дневники и запишите домашнее задание (слайд):

  1. П. 51,  упр. 325
  2. Составить сказку (5-7) предложений о роли сам. и служ. частей речи в русском языке.
  3. Придумать 5-6 предложений, содержащих все части речи.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

   

 Вот и подошел к концу наш урок. Вы хорошо потрудились на нем. Мы выяснили, что:

- самостоятельные части речи – …

- служебные части речи – это…

- как отличить самостоятельные части речи от служебных

- каково значение служебных частей речи в языке

На листах контроля у вас есть небольшая табличка. Довольны ли вы тем, как прошел урок? Было ли трудно?

Заполните предлагаемую вам таблицу по итогам урока. Она находится у вас внизу оценочного листа (слайд)          (прием «Таблица «+» - «?»

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

  1. Оценивание

После этого сдайте свои листы оценки и работы, которые вы выполняли в течение урока. Я проверю и на следующий урок выставлю вам оценки.

      Этот урок мне хотелось бы завершить словами чешского педагога Яна Амоса Коменского:

     «Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».    

     Очень хочется, чтобы на каждом уроке ты усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Надеюсь, что этот урок не стал исключением.

      Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

 

                                  Карточка №1.

Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения. Найти и обозначить все орфограммы

Осенью бродят по лесу медведи накапливая жир.

                                     

                                Карточка №2

 Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения

 

Перепадали частые дожди и на березках появилась нежная желтизна.

                             Карточка №3

Составить предложения со словами

солнце, воздух, светит, нести, яркое, свежий. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

                         

                             Карточка №4

Составить предложения со словами

горизонт, видно, земля, небо, низко, долгий, ездить. 

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Предлог.

        В предложении на службе

        С падежом всегда он в дружбе,

        На него показывает

        И слова все связывает.

                        Союз.

        Объединять и связывать стараюсь

        Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

                Частица.

        Могу оттенки придавать значеньям,

        Могу усилить их без напряженья.

        Могу помочь я форм образованью,

         Когда глагол на службу призовёт,

        Могу вообще подвергнуть отрицанью

        Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Лист №1

                   Признаки

Самостоятельные

части речи

Служебные   части речи

Называют   предмет,

признак,   действие и т.д.

Можно   задать вопрос

Являются   членами предложения

Могут   употребляться

 самостоятельно

Изменяются

Лист №2

самостоятельные

служебные

сущ.

прилаг.

мест.

числ.

глаг.

нареч.

предлоги

союзы

частицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист №3

Тест        

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет       б) признак предмета       в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый         б) бегать, играть         в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть         в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть           в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

     а) дом, мама, весёлый             б) бегать, но, из         в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

     а) меч, из, красиво       б) и, не, да         в) дверь, звезда, думать

Лист №1

                   Признаки

Самостоятельные

части речи

Служебные   части речи

Называют   предмет,

признак,   действие и т.д.

Можно   задать вопрос

Являются   членами предложения

Могут   употребляться

 самостоятельно

Изменяются

Лист №2

самостоятельные

служебные

сущ.

прилаг.

мест.

числ.

глаг.

нареч.

предлоги

союзы

частицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист №3

Тест        

1. Что обозначает имя существительное?

а) предмет       б) признак предмета       в) действие предмета

2. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

3. Что обозначает глагол?

а) предмет         б) признак предмета       в) действие предмета

4. Из данных слов выберите имена существительные:

а) светлый, добрый         б) бегать, играть         в) солнце, свет

5. Из данных слов выберите имена прилагательные:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть         в) солнце, свет

6. Из данных слов выберите глаголы:

а) светлый, добрый             б) бегать, играть           в) солнце, свет

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

     а) дом, мама, весёлый             б) бегать, но, из         в) я, около, вчера

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

     а) меч, из, красиво       б) и, не, да         в) дверь, звезда, думать

Лист №2

самостоятельные

служебные

сущ.

прилаг.

мест.

числ.

глаг.

нареч.

предлоги

союзы

частицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Лист самооценки (ФИ ученика_________________________________)

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке соответствующую оценку

Этап

Учебная деятельность

Справился на «5»

Справился на «4»

Справился на «3»

Не справился

1

Терминологический диктант (карточки)

 

 

 

2.

Составление предложений

3.

Таблица частей речи

 

 

 

4.

Тестовое задание

 

 

 

 Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

 

Лист самооценки (ФИ ученика_________________________________)

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке соответствующую оценку

Этап

Учебная деятельность

Справился на «5»

Справился на «4»

Справился на «3»

Не справился

1

Терминологический диктант (карточки)

 

 

 

2

Таблица частей речи

 

 

 

3

Тестовое задание

 

 

 

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ 0-2 ОШИБКИ – «5» 3-4 ОШИБКИ – «4» 5-6 ОШИБОК – «3» БОЛЬШЕ 6 – «-» 7 . НАРЕЧИЕ 8. ПРИЧАСТИЕ 9. ДЕЕПРИЧАСТИЕ 10. СОЮЗ 11. ПРЕДЛОГ 12. ЧАСТИЦА 13. МЕЖДОМЕТИЕ

Слайд 3

Самостоятельные и служебные части речи

Слайд 4

Цели урока: 1) Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; 2) Сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи; 3) доказать значимость служебных частей речи в русском языке и их служебность. Цели урока:

Слайд 5

Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?

Слайд 6

Правы ли вы? Самостоятельные части речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Категория состояния Все они: - являются членами предложения; - имеют морфологические признаки; - отвечают на вопросы.

Слайд 8

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ УЧЕБНИКА - В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ОТ СЛУЖЕБНЫХ? - КАКАЯ РАЗНИЦА СУЩЕСТВУЕТ В СФЕРЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ?

Слайд 9

ПОПРОБУЙТЕ СОСТАВИТЬ ТЕКСТ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ВЫСОКИЙ, ДОМ, СТОЯЛ, МАЛЬЧИК, ТЕПЛО, ЗИМНЯЯ, КУРТКА, ШЕЯ, ШАРФ, ОН, СОБИРАТЬСЯ, ИДТИ, ШКОЛА.

Слайд 10

У ВЫСОКОГО ДОМА СТОЯЛ МАЛЬЧИК В ТЕПЛОЙ ЗИМНЕЙ КУРТКЕ, С ШАРФОМ НА ШЕЕ. ОН СОБИРАЛСЯ ИДТИ В ШКОЛУ.

Слайд 11

ПРЕДЛОГ В ПРЕДЛОЖЕНИИ НА СЛУЖБЕ С ПАДЕЖОМ ВСЕГДА ОН В ДРУЖБЕ, НА НЕГО ПОКАЗЫВАЕТ И СЛОВА ВСЕ СВЯЗЫВАЕТ.

Слайд 12

СОЮЗ ОБЪЕДИНЯТЬ И СВЯЗЫВАТЬ СТАРАЮСЬ Я РАВНЫХ И НЕРАВНЫХ В НУЖНЫЙ ЧАС. ПОРОЮ Я СОВСЕМ НЕ ПОВТОРЯЮСЬ, ПОРОЮ ПОВТОРЯЮСЬ МНОГО РАЗ.

Слайд 13

ЧАСТИЦА МОГУ ОТТЕНКИ ПРИДАВАТЬ ЗНАЧЕНЬЯМ, МОГУ УСИЛИТЬ ИХ БЕЗ НАПРЯЖЕНЬЯ. МОГУ ПОМОЧЬ Я ФОРМ ОБРАЗОВАНЬЮ, КОГДА ГЛАГОЛ НА СЛУЖБУ ПРИЗОВЁТ, МОГУ ВООБЩЕ ПОДВЕРГНУТЬ ОТРИЦАНЬЮ ВСЁ ТО, ЧТО КТО-НИБУДЬ ПРОИЗНЕСЁТ.

Слайд 14

ЛИСТ №1 Признаки Самостоятельные части речи Служебные части речи Называют предмет, признак, действие и т.д. Можно задать к ним вопрос Являются членами предложения Могут употребляться самостоятельно Изменяются

Слайд 15

1 вариант – союз НО 2 вариант – предлог ИЗ-ЗА 3 вариант – частица НЕ 4 вариант – предлог ОКОЛО Если 2 предложения правильно, то «5». Если 2 предложения с недочетами, то «4», Если 1 предложение, то «3»

Слайд 16

ЛИСТ №2 ЖЕНЩИНЫ, РУССКИЕ, В, СЕЛЕНЬЕ, НЕ, ЗАМЕТИТЬ, ГОВОРИТ, ОНИ, К, НИМ, ГРОМКО, КРАСИВАЯ, МНЕ, НАД, ВОСЕМЬ, КРАСИВО, НО, ДЕВЯТЬ, ИЗ-ЗА, А, И. Самостоятельные служебные Сущ. Прил. Мест. Числ. Глаг. Нареч. Предлоги Союзы Частица

Слайд 17

СУЩ: ЖЕНЩИНЫ, СЕЛЕНЬЕ, ПРИЛ: РУССКИЕ, КРАСИВАЯ ГЛАГ: ЗАМЕТИТЬ, ГОВОРИТ МЕСТ: ОНИ, НИМ, МНЕ ЧИСЛ: ВОСЕМЬ, ДЕВЯТЬ НАР: ГРОМКО, КРАСИВО ПРЕДЛ: В, К, НАД, ИЗ-ЗА СОЮЗ: НО, А, И ЧАСТ: НЕ 0-2 ОШИБКИ – «5» 3-4 ОШИБКИ – «4» 5-6 ОШИБОК – «3»

Слайд 18

ТЕСТ 1. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ? А) ПРЕДМЕТ Б) ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА В) ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА 2. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? А) ПРЕДМЕТ Б) ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА В) ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА 3. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ГЛАГОЛ? А) ПРЕДМЕТ Б) ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА В) ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА 4 . ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ВЫБЕРИТЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: А) СВЕТЛЫЙ, ДОБРЫЙ Б) БЕГАТЬ, ИГРАТЬ В) СОЛНЦЕ, СВЕТ 5. ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ВЫБЕРИТЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ : А) СВЕТЛЫЙ, ДОБРЫЙ Б) БЕГАТЬ, ИГРАТЬ В) СОЛНЦЕ, СВЕТ 6. ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ВЫБЕРИТЕ ГЛАГОЛЫ: А) СВЕТЛЫЙ, ДОБРЫЙ Б) БЕГАТЬ, ИГРАТЬ В) СОЛНЦЕ, СВЕТ 7. ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ВЫБЕРИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: А) ДОМ, МАМА, ВЕСЁЛЫЙ Б) БЕГАТЬ, НО, ИЗ В) Я, ОКОЛО, ВЧЕРА 8. ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ВЫБЕРИТЕ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: А) МЕЧ, ИЗ, КРАСИВО Б) И, НЕ, ДА В) ДВЕРЬ, ЗВЕЗДА, ДУМАТЬ

Слайд 19

КЛЮЧ К ТЕСТУ 1- А 2 – Б 3 – В 4 – В 5 – А 6 – Б 7 – А 8 – Б НЕТ ОШИБОК – «5» 1-2 ОШИБКИ – «4» 3-4 ОШИБКИ – «3»

Слайд 20

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( НА ВЫБОР ) 1. П. 51, УПР. 325 2. СОСТАВИТЬ СКАЗКУ (5-7 ПРЕДЛОЖЕНИЙ) О РОЛИ САМ. И СЛУЖ. ЧАСТЕЙ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. 3. ПРИДУМАТЬ 5-6 ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ВСЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

Слайд 21

Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!

Слайд 22

«Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».



Предварительный просмотр:

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…



Предварительный просмотр:

МБОУ Бажирская основная общеобразовательная школа

Учитель русского языка: Чемезова Диана Георгиевна

Самоанализ урока русского языка в 7 классе

по теме «Самостоятельные и служебные части речи»

При разработке данного урока учитывались реальные возможности

обучающихся 7 класса, их работоспособность.

Данный урок является вводным занятием в теме «Служебные части речи». Он опирается на знания, умения, полученные ранее по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Местоимение», «Имя числительное» и «Наречие». Специфика урока в использовании индивидуальной работы. Применяется технология развивающего обучения. Тип урока - изучение нового материала. Структура урока полностью соответствует его типу.

Цели урока:

  • Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи;
  • сформировать умение различать самостоятельные и служебные части   речи;
  • доказать значимость служебных частей речи в русском языке и их служебность

Задачи:

Обучающие:

  • углубить знания о самостоятельных и служебных частях речи;
  • формировать знания о служебных частях речи;
  • формировать умения опознавать, различать служебные части речи от самостоятельных частей речи;
  • формировать представление о языке как единой целостной системе;

Развивающие:

  • развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, к слову;
  • воспитывать коммуникативные способности учащихся.

Была обеспечена комплексность и взаимосвязь целей, их «триединство». Выбранная структура урока:

  1. Мотивация учебной деятельности
  2. Актуализация знаний
  3. Целеполагание и постановка проблемы
  4. Поиск путей решения проблемы. Решение проблемы.
  5. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
  6. Систематизация знаний
  7. Объяснение домашнего задания (домашнее задание дифференцированное)
  8. Рефлексия. Подведение итогов урока.
  9. Оценивание

 была рациональна для решения задач. Этапы урока взаимосвязаны между собой, способствовали повышению работоспособности учащегося. Правильно было выбрано место для опроса учащегося, закрепления изученных вопросов, самостоятельной работы, работы по учебнику.

Рационально распределено время на этапы урока, «связки» между ними логичны.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

С целью экономии времени некоторые задания на уроке выполнялись учащимся на специальных листах.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. В ходе урока осуществлялись внутрипредметные и межпредметные связи: с литературой (стихотворения, отгадывание загадок).

Для закрепления материала использовались следующие формы работы:

индивидуальная

- самостоятельная работа

- самооценка и взаимооценка,  

- самоанализ

- работа по учебнику

- рефлексия

- обобщение

Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, тестовых заданий, самоконтроля по образцу и самооценки, взаимооценки.

Для проведения урока использовался учебный кабинет школы, технические средства обучения – ноутбук, мультимедийный проектор. Это было необходимо для создания увлекательной атмосферы учебной игры, диалога между учащимся и учителем.

Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности.

Для поддержания положительного эмоционального настроя урок был начат с использованием приема «Психологический тренинг». Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный. Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами индивидуальной работы, так как снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным.

Урок отвечал гигиеническим нормам. За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику было обеспечено рациональное использование времени.

Каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения, получить одобрение педагога. На протяжении всего урока он был достаточно активен, проявлял самостоятельность, отвечал на поставленные вопросы, выполнял задания, оценивал свою работу. При этом происходило систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.

Все поставленные задачи удалось реализовать и, соответственно, удалось достичь цели.

Данный урок является дальнейшим толчком по изучению служебных частей речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ 0-2 ОШИБКИ – «5» 3-4 ОШИБКИ – «4» 5-6 ОШИБОК – «3» БОЛЬШЕ 6 – «-» 7 . НАРЕЧИЕ 8. ПРИЧАСТИЕ 9. ДЕЕПРИЧАСТИЕ 10. СОЮЗ 11. ПРЕДЛОГ 12. ЧАСТИЦА 13. МЕЖДОМЕТИЕ

Слайд 3

Самостоятельные и служебные части речи

Слайд 4

Цели урока: 1) Систематизировать знания о самостоятельных и служебных частях речи; 2) Сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи; 3) доказать значимость служебных частей речи в русском языке и их служебность. Цели урока:

Слайд 5

Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются?

Слайд 6

Правы ли вы? Самостоятельные части речи: Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие Категория состояния Все они: - являются членами предложения; - имеют морфологические признаки; - отвечают на вопросы.

Слайд 8

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ УЧЕБНИКА - В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ОТ СЛУЖЕБНЫХ? - КАКАЯ РАЗНИЦА СУЩЕСТВУЕТ В СФЕРЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ?

Слайд 9

ПОПРОБУЙТЕ СОСТАВИТЬ ТЕКСТ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ ВЫСОКИЙ, ДОМ, СТОЯЛ, МАЛЬЧИК, ТЕПЛО, ЗИМНЯЯ, КУРТКА, ШЕЯ, ШАРФ, ОН, СОБИРАТЬСЯ, ИДТИ, ШКОЛА.

Слайд 10

У ВЫСОКОГО ДОМА СТОЯЛ МАЛЬЧИК В ТЕПЛОЙ ЗИМНЕЙ КУРТКЕ, С ШАРФОМ НА ШЕЕ. ОН СОБИРАЛСЯ ИДТИ В ШКОЛУ.

Слайд 11

ПРЕДЛОГ В ПРЕДЛОЖЕНИИ НА СЛУЖБЕ С ПАДЕЖОМ ВСЕГДА ОН В ДРУЖБЕ, НА НЕГО ПОКАЗЫВАЕТ И СЛОВА ВСЕ СВЯЗЫВАЕТ.

Слайд 12

СОЮЗ ОБЪЕДИНЯТЬ И СВЯЗЫВАТЬ СТАРАЮСЬ Я РАВНЫХ И НЕРАВНЫХ В НУЖНЫЙ ЧАС. ПОРОЮ Я СОВСЕМ НЕ ПОВТОРЯЮСЬ, ПОРОЮ ПОВТОРЯЮСЬ МНОГО РАЗ.

Слайд 13

ЧАСТИЦА МОГУ ОТТЕНКИ ПРИДАВАТЬ ЗНАЧЕНЬЯМ, МОГУ УСИЛИТЬ ИХ БЕЗ НАПРЯЖЕНЬЯ. МОГУ ПОМОЧЬ Я ФОРМ ОБРАЗОВАНЬЮ, КОГДА ГЛАГОЛ НА СЛУЖБУ ПРИЗОВЁТ, МОГУ ВООБЩЕ ПОДВЕРГНУТЬ ОТРИЦАНЬЮ ВСЁ ТО, ЧТО КТО-НИБУДЬ ПРОИЗНЕСЁТ.

Слайд 14

ЛИСТ №1 Признаки Самостоятельные части речи Служебные части речи Называют предмет, признак, действие и т.д. Можно задать к ним вопрос Являются членами предложения Могут употребляться самостоятельно Изменяются

Слайд 15

1 вариант – союз НО 2 вариант – предлог ИЗ-ЗА 3 вариант – частица НЕ 4 вариант – предлог ОКОЛО Если 2 предложения правильно, то «5». Если 2 предложения с недочетами, то «4», Если 1 предложение, то «3»

Слайд 16

ЛИСТ №2 ЖЕНЩИНЫ, РУССКИЕ, В, СЕЛЕНЬЕ, НЕ, ЗАМЕТИТЬ, ГОВОРИТ, ОНИ, К, НИМ, ГРОМКО, КРАСИВАЯ, МНЕ, НАД, ВОСЕМЬ, КРАСИВО, НО, ДЕВЯТЬ, ИЗ-ЗА, А, И. Самостоятельные служебные Сущ. Прил. Мест. Числ. Глаг. Нареч. Предлоги Союзы Частица

Слайд 17

СУЩ: ЖЕНЩИНЫ, СЕЛЕНЬЕ, ПРИЛ: РУССКИЕ, КРАСИВАЯ ГЛАГ: ЗАМЕТИТЬ, ГОВОРИТ МЕСТ: ОНИ, НИМ, МНЕ ЧИСЛ: ВОСЕМЬ, ДЕВЯТЬ НАР: ГРОМКО, КРАСИВО ПРЕДЛ: В, К, НАД, ИЗ-ЗА СОЮЗ: НО, А, И ЧАСТ: НЕ 0-2 ОШИБКИ – «5» 3-4 ОШИБКИ – «4» 5-6 ОШИБОК – «3»

Слайд 18

ТЕСТ 1. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ? А) ПРЕДМЕТ Б) ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА В) ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА 2. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ? А) ПРЕДМЕТ Б) ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА В) ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА 3. ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ГЛАГОЛ? А) ПРЕДМЕТ Б) ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА В) ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА 4 . ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ВЫБЕРИТЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: А) СВЕТЛЫЙ, ДОБРЫЙ Б) БЕГАТЬ, ИГРАТЬ В) СОЛНЦЕ, СВЕТ 5. ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ВЫБЕРИТЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ : А) СВЕТЛЫЙ, ДОБРЫЙ Б) БЕГАТЬ, ИГРАТЬ В) СОЛНЦЕ, СВЕТ 6. ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ВЫБЕРИТЕ ГЛАГОЛЫ: А) СВЕТЛЫЙ, ДОБРЫЙ Б) БЕГАТЬ, ИГРАТЬ В) СОЛНЦЕ, СВЕТ 7. ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ВЫБЕРИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: А) ДОМ, МАМА, ВЕСЁЛЫЙ Б) БЕГАТЬ, НО, ИЗ В) Я, ОКОЛО, ВЧЕРА 8. ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ВЫБЕРИТЕ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ: А) МЕЧ, ИЗ, КРАСИВО Б) И, НЕ, ДА В) ДВЕРЬ, ЗВЕЗДА, ДУМАТЬ

Слайд 19

КЛЮЧ К ТЕСТУ 1- А 2 – Б 3 – В 4 – В 5 – А 6 – Б 7 – А 8 – Б НЕТ ОШИБОК – «5» 1-2 ОШИБКИ – «4» 3-4 ОШИБКИ – «3»

Слайд 20

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( НА ВЫБОР ) 1. П. 51, УПР. 325 2. СОСТАВИТЬ СКАЗКУ (5-7 ПРЕДЛОЖЕНИЙ) О РОЛИ САМ. И СЛУЖ. ЧАСТЕЙ РЕЧИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ. 3. ПРИДУМАТЬ 5-6 ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ВСЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

Слайд 21

Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!

Слайд 22

«Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 7 классе "Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве". (Повторение по теме Служебные части речи Предлоги и союзы)

Представляется методическая разработка урока русского языка по теме: «Заочная экскурсия в Дом-музей М.Ю. Лермонтова в Москве» (Повтор...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Элективный курс «Современная русская орфография. Правописание служебных частей речи»

Настоящий курс предназначен для учащихся 7  классов, заинтересованных в углублении и расширении знаний по русскому языку, качественной подготовке к ЕНТ, ликвидации пробелов в знаниях по теме «Слу...

Конспект открытого урока по русскому языку" "Союз как часть речи"

Конспект открытого урока по русскому языку  "Союз как часть речи"...

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

Открытый урок по русскому языку " Приставка как часть слова"

Открытый урок по русскому языку для учеников 6 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе на тему: "Приставка как часть слова"....