Конспект открытого урока по русскому языку" "Союз как часть речи"
план-конспект урока (7 класс) на тему
Конспект открытого урока по русскому языку "Союз как часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Зубово-Полянская основная общеобразовательная школа»
Конспект открытого урока
русского языка в 7 классе
«Союз как часть речи»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Саликова Анастасия Петровна
2015г.
Урок-путешествие
Тема урока: Союз как часть речи»
Цели урока:
-совершенствовать умения и навыки,
-обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать
-определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
-правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике
-повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках, роли в предложении.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете по теме «Союз».
2.Объявление темы урока, постановка цели.
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
- Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие - в страну русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.
3,4 слайды
И первая остановка - деревня Теоретическая.(1)
5 слайд
3. Фронтальный опрос.
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2. Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….
8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....
9. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
6 слайд
Следующая остановка — «Литературная» (2)
4. Слово учителя.
- Не многие знают, что союз - древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений:
7 слайд
- На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.
8 слайд
- А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.
9 слайд
- Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
- Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)
- А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза И)
- Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)
10слайд
Следующая станция «Весенняя». (3)
─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна.
11слайд
Работа с текстом.
Карточка № 1
Задание: Восстановите в данном тексте союзы.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Для справок: и, но, которые, что.
Проверка карточки № 1 – 12 слайд
Карточка № 2
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Карточка № 3
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Веселая минутка.
- Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.
ШАРАДЫ.
1. Две ноты, союз,
Все вместе - игра,
В которую любит
Играть детвора. (До-ми-но)
2. Мой первый слог - на дереве.
Второй мой слог - союз.
А в целом я материя
И на костюм гожусь. (Сук-но)
3. Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения. (а-на-нас)
14 слайд
Здесь мы мечтали отдохнуть. Но не тут-то было! Лишь только мы прибыли в деревню, как нас окружили плачущие люди.
Они просили нашей помощи. Оказалось, они потеряли ключи грамотности и теперь говорят и пишут с ошибками. Вот такие стишки они сочиняли.
15 слайд (шуточные задания)
III этап: На этом этапе работы проверяется умение учащихся использовать союзы в собственной речи.
Следующая остановка « Творческая» (4)
а) Работа по развитию речи.
- Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи, потому что они помогают нам соединить однородные члены и части сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее, богаче, но иногда мы допускаем ошибки.
16слайд
Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки, заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями (сложными предложениями или предложениями с однородными членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.
1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и рассказал об этом людям.
3. Художник, тщательно прописав каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
КЛЮЧ 17 слайд
1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и рассказал об этом людям.
3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
б) Работа с разноуровневыми карточками.
- Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу «Слитное написание союзов также, тоже, зато»
Карточка 1. Раскройте скобки.
Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода.
Карточка 2. Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.
Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же) вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.
Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.
Карточка 3. Сделать синтаксический разбор. Определить разряд союза.
Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.
Итоги урока.
Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно употреблять их в речи, кроме того мы вспомнили тему «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато». А еще мы познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Выставление оценок.
Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".
Материал для проведения урока в 5 классе....
Открытый урок на тему "Междометие - особая часть речи" (с использованием технологии сотрудничества). Технологическая карта(паспорт) урока
Применение технологии сотрудничества на уроке русского языка в 7 классе по теме "Междометие - особая часть речи" для развития способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми ка...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное как часть речи».
Урок по русскому языку - знакомство с именем числительным. Адаптирован для учащихся шестого класса (I отделение) коррекционной школы II вида....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Имя числительное как часть речи"
Методическая разработка открытого урока по теме "Имя числительное как часть речи".(Конспект,презентация,приложения к уроку)...
Технологическая карта открытого урока по теме "Наречие как часть речи". 7 класс
Цель урока: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении....
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Текст. Стили речи"
дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные текст...