Элективный курс «Современная русская орфография. Правописание служебных частей речи»
элективный курс по русскому языку (7 класс) на тему
Настоящий курс предназначен для учащихся 7 классов, заинтересованных в углублении и расширении знаний по русскому языку, качественной подготовке к ЕНТ, ликвидации пробелов в знаниях по теме «Служебные части речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs7_klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса
«Современная русская орфография.
Правописание служебных частей речи»
Учитель русского языка и литературы
Педан Марина Викторовна
2012год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса составлена с учетом требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Качественное знание языка, умение учиться, добывать из разных источников знания, умение систематизировать материал, работа с лингвистической литературой способствуют привитию интереса к научной деятельности, профессиональному самоопределению.
Настоящий курс предназначен для учащихся 7 классов, заинтересованных в углублении и расширении знаний по русскому языку, качественной подготовке к ЕНТ, ликвидации пробелов в знаниях по теме «Служебные части речи».
Коммуникативно -деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова - функциональной грамотности.
Курс развивает содержание базисного курса русского языка, изучение которого осуществляется на минимальном уровне, что позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи ЕНТ по русскому языку. Для достижения основных целей курса применяются эффективные приемы: работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; работа с разнообразными лингвистическими словарями.
В элективном курсе изучается отдельная тема основного курса русского языка, которая входит в обязательную программу данного предмета.
Тема выбрана с учетом итогов мониторинга проблемных зон в 7-8 классе. Последовательность изложения материала соответствует его изложению в учебных пособиях по русскому языку.
Цели и задачи:
- Формировать интерес к работе исследователя языка, закладывать профессиональный интерес к занятиям наукой, дать направленность на получение в дальнейшем гуманитарного образования.
- Формировать критическое мышление через чтение и письмо; самостоятельность, инициативность в поиске, добывании, анализе информации.
- Развивать любовь к русскому языку, уважение к труду ученых – исследователей языка, уважение к русскому народу как творцу языка.
- Развивать эстетический вкус, желание обогатить словарный запас.
- Повысить культуру речи, орфографическую зоркость.
- Совершенствовать умение работать с источниками, учебными пособиями, словарями.
Достижение цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс рассчитан на 35 часов (1 урок в неделю в течение учебного года)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Планируемые результаты
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Предметные: знать/ понимать/ уметь
знать:
- правописание служебных частей речи;
- основные правила слитного и раздельного написания частиц не и ни;
- значение морфологических особенностей разных частей речи;
- правила написания производных предлогов, союзов тоже, также, чтобы;
- основные лингвистические справочники по правописанию.
понимать:
- как моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- как расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- как совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их.
уметь:
- пользоваться специальными словарями (морфемный, орфоэпический, иностранных слов).
- различать, к какой части речи относится слово.
- в соответствии с правилом писать слитно или раздельно.
- аргументировать выбор способа написания слов (дефисное, слитное, раздельное).
- выбирать необходимую информацию из текста.
- конспектировать основные положения лекции.
- владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
- самостоятельно решать поставленные задачи (подготовка сообщения по заданной теме, выполнение самостоятельной работы, теста, написание сочинения).
- применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Контрольные задания предназначаются для выявления умений:
- соблюдать правила орфографии;
- производить различные разборы;
- выполнять творческие задания;
- работать со словарями.
В связи с этим использовать следующие виды проверки и контроля знаний и умений:
- выполнение дифференцированных самостоятельных работ по нарастающей сложности;
- мини-диктанты (проверочные, выборочные, объяснительные);
- тесты.
- сочинения
Возможные критерии оценивания:
Оценка «отлично» (5): учащийся блестяще освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при выполнении конкретных заданий. В процессе подготовки сообщений, работы над домашними заданиями продемонстрировал умение работать с литературными, лингвистическими источниками. Ученик отличается активным участием в обсуждениях проблем, поставленных и решаемых в данном курсе; его речь грамотна и содержательна, доказательна примерами; ученик отличился творческим подходом и большой заинтересованностью при изучении курса.
Оценка «хорошо» (4): учащийся усвоил программу данного курса в такой степени, что может справиться со стандартным заданием; можно сказать, что оценка «хорошо» - это оценка за усердие и прилежание, которые привели к определенным положительным результатам, свидетельствующим об интеллектуальном росте, о возрастании общих учебных умений слушателя курса.
Оценка «удовлетворительно» (3): учащийся освоил наиболее простые темы и идеи программы, что позволило ему выполнять стандартные задания от 40% до 60 %.
Оценка «неудовлетворительно» (2): нежелательна, так как учащийся по собственному желанию выбрал и прослушал курс.
«Зачет», «Незачет»
Примечание: При организации контроля полученных знаний, умений, компетенций использовать и групповые выполнения заданий. Такая форма работы позволит охватить больший по объему материал, учитывая уровень подготовленности учащихся.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1. В результате изучения курса обучающиеся смогут различать слова с различными способами написания; соотносить их с частями речи.
- Смогут грамотно пользоваться научно-технической, общественно-политической терминологией, необходимой для овладения другими учебными дисциплинами.
- Приобретут информационные компетенции (давать развернутый ответ на вопрос, обосновывать его примерами; извлекать необходимую информацию из источников различного типа), коммуникативного типа (владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности; владеть таким видом выступления как монолог), познавательные (участвовать в учебно-исследовательской работе; создавать собственные тексты с включением максимума сложных слов), культурологические (широкий кругозор, развитая речь).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Понятие о служебных частях речи (на материалах сказок А.С.Пушкина)
- Предлог как служебная часть речи
- Производные и непроизводные предлоги
- Правописание предлогов (ОСК)
- Самостоятельная работа
- Сочинение - описание
- Союз как служебная часть речи
- Сочинительные союзы (компьютерная технология)
- Подчинительные союзы
- Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы (на материалах писателей 80-х годов)
- Употребление союза в речи (инсценирование сказки)
- Частица как служебная часть речи (на материалах поэтического творчества писателей XIX- XX веков)
- Формообразующие частицы
- Отрицательные частицы не-ни. Правописание частиц с разными частями речи
- Модальные частицы
- Омонимия частиц
- Междометия
- Стили речи (на материалах творчества Петрушевской, Кружкова). Сочинение
- Словообразовательный анализ как путь объяснения правописания слов
- Синтаксическая роль служебных частей речи. Словосочетания.
- Простые и сложные предложения
- Сочинение – рассуждение «Для чего я учу русский язык?!»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Учебный материал | Количество часов | Дата |
1 | Понятие о служебных частях речи (на материалах сказок А.С.Пушкина) | 1 | |
2 | Предлог как служебная часть речи | 1 | |
3 | Производные и непроизводные предлоги | 1 | |
4 | Правописание предлогов (ОСК) | 2 | |
5 | Самостоятельная работа | 1 | |
6 | Сочинение - описание | 2 | |
7 | Союз как служебная часть речи | 1 | |
8 | Сочинительные союзы (компьютерная технология) | 2 | |
9 | Подчинительные союзы | 2 | |
10 | Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы (на материалах писателей 80-х годов) | 2 | |
11 | Употребление союза в речи (инсценирование сказки) | 1 | |
12 | Частица как служебная часть речи (на материалах поэтического творчества писателей XIX- XX веков) | 1 | |
13 | Формообразующие частицы | 1 | |
14 | Отрицательные частицы не-ни Правописание частиц с разными частями речи | 2 | |
15 | Модальные частицы | 1 | |
16 | Омонимия частиц | 1 | |
17 | Междометия | 2 | |
18 | Стили речи (на материалах творчества Петрушевской, Кружкова). Сочинение | 2 | |
19 | Словообразовательный анализ как путь объяснения правописания слов | 2 | |
20 | Синтаксическая роль служебных частей речи. Словосочетания. | 2 | |
21 | Простые и сложные предложения | 2 | |
22 | Сочинение – рассуждение «Для чего я учу русский язык?!» | 2 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Перечень учебно-методического обеспечения
- Алексеева Т. В. Как научиться писать сочинение на «отлично». – СПб., 2000.
- Калганова Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М, 1997.
- Махницкая Е. Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ОГЭ. – Ростов-на-Дону, 2004.
- Энциклопедический словарь юного филолога. – М.: Педагогика, 1984.
- .Шапиро Н.А. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика.- М,:Педагогический университет «Первое сентября», 2011г
- Добротина И.Г. Практические занятия по русскому языку. Подготовка к ГИА. -М.: Астрель, 2010г
- Добротина И.Г. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА.- ООО «Академия развития», 2011г
Материально-техническое обеспечение
Конкретное количество указанных в рекомендациях средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в таблице используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | |||
Основная школа | ||||||
1 | ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | |||||
Таблицы по литературе по основным разделам курса литературы | Д/Ф | Таблицы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. | ||||
Портреты писателей (русских и зарубежных) | Д | |||||
Альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и проч.) | Д/Ф | Иллюстрации могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях. | ||||
Альбомы раздаточного изобразительного материала | Д | Может использоваться при построении межпредметных связей (соотнесение художественных произведений с произведениями живописи, графики, архитектуры). | ||||
2 | ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА | |||||
Мультимедийные обучающие программы по основным разделам курса литературы и электронные учебники | Д/П | Мультимедийные обучающие программы могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся. | ||||
3 | ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ | |||||
Аудиозаписи и фонохрестоматии по литературе | Д | |||||
Слайды (диапозитивы) по литературе | Д | |||||
4 | ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | |||||
Мультимедийный компьютер | Д | Тех.требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможности выхода в Интернет. Оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ(текстовых, графических и презентационных). | ||||
Мультимедиапроектор | Д | Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения. | ||||
Экран на штативе или навесной | Д | Мин. размеры 1,25х1,25 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Рабочая программа элективного курса "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 класса
Цели и содержание программы "Современный русский язык. Орфография и пунктуация" для 10-11 классов соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профиль...
Самостоятельная работа по теме «Правописание служебных частей речи» 11 класс ЕГЭ
Самостоятельная работа по теме "Правописание слкжебных частей речи" 11 класс ЕГЭ 7 вариантов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа элективного курса «Современный русский язык. Орфография и пунктуация» предназначена ...
Дистанционный урок русского языка "Повторение правописания служебных частей речи". 7 класс
Дана инструкция учащимся для самоподготовки по теме, даны ссылки на интернет-ресурсы информативного и контрольного характера, прикреплен тест для обязательного выпонения....
ПК2/17.02.2021/русский язык/тест служебные части речи
выполнить предложенные задания...
Презентация "Правописание служебных частей речи"
Данную презентацию можно использовать как при изучении темы "Правописание служебных частей речи", так и в качестве самостоятельной подготовки студента к занятию....