Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Сошина Марина Владимировна

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                         «Заборско – Никольская  средняя общеобразовательная школа»

       

«Рассмотрено на заседании методического совета школы»

Протокол № 1

от «23» августа 2021 г.

«Согласовано»           Заместитель директора по УВР

____________/Власова Н. А./

«27» августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ             «Заборско – Никольская СОШ»

________/Трищенкова И. В./

Приказ №  127 – О

от «30» августа 2021 г.

Рабочая программа по русскому языку

5 класс

(общеобразовательный)

                                       

 Учитель: Сошина Марина Владимировна

                                   Высшая квалификационная категория

Программа принята к реализации педагогическим советом.

Протокол от «30» августа 2021 года № 1

 

  2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

      Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
  • Учебным планом МБОУ «Заборско - Никольская СОШ» на 2021-2022 учебный год;
  •  Годовым календарным графиком на 2021-2022 учебный год;
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2021-2022 учебный год;
  • Авторской программой для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классы. Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2017.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:                                                                                                              

1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. /

Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2016.

2. Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2016.

                             

Основная цель:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов.

                   

  Задачи:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

                 

 Базисный федеральный учебный (образовательный) план на изучение русского языка в 5 классе отводит 6 часов в неделю, всего 210 часов.  

Учебный план МБОУ «Заборско – Никольская СОШ» предусматривает 210 часов на изучение русского языка в 5 классе, из расчёта 6 часов в неделю.                                                                                                                                                                           Из них 9 часов предусмотрено на контрольные работы, 3 часа - на проверочные работы, 38 часов - на уроки развития речи, 2 часа - на тестирование.

     Планируемые результаты изучения учебного предмета:

 

Личностные результаты: 

осознание российской гражданской идентичности;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

ценность самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Метапредметные результаты:

освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Предметные результаты:

 сформированность умений:
 различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: монолог
(монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог;
 распознавать основные признаки текста, условия членения текста на абзацы;
 использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части;
 распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова,
однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова);
использовать их при создании собственного текста (устного и письменного);
 владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
 понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов);
 анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам
(наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи (повествование); использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смыслового типа речи в практике его создания; распознавать тексты различных функциональных
разновидностей;
 составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения   содержания текста в устной и письменной форме;
 устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;
 создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование);
 участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик;
 осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом;
 создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений; классного сочинения объемом 0,5–1,0 страницы);
 восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец;
 соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности;
 характеризовать звук как единицу языка; объяснять соотношение звуков и букв, характеризовать систему звуков, в том числе гласных и согласных звуков, делить слова на слоги;
 различать способы обозначения [й'], мягкости согласных, использование прописных и строчных букв;
 распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; проводить фонетический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
 использовать понятие орфограммы, различать буквенные и небуквенные орфограммы;
 применять знание о правописании разделительных ъ и ь; ы и после ц;
 распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания;
 различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту);
 распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;
 проводить лексический анализ слова;
 применять знания по лексике при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
 использовать разные виды лексических словарей и понимать их роль в овладении словарным богатством родного языка;
 характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;
 распознавать виды морфем в слове; находить чередование звуков в морфемах (в том числе чередование гласных с нулем звука);
 проводить морфемный анализ слова; применять знания по морфемике при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания, неизменяемых на письме приставок и приставок на з (с); ы – и после приставок; корней с безударными проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), чередующимися гласными; корней с проверяемыми, непроверяемыми (в рамках изученного), непроизносимыми согласными; ё – о после шипящих в корне слова;
 уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка;
 понимать грамматическое значение слова, части речи как лексико-грамматические разряды слов, систему частей речи в русском языке (распознавать имена существительные, имена  прилагательные, глаголы);
 определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи; определять лексико-грамматические разряды имен существительных; различать типы склонения имен существительных, выявлять разносклоняемые и несклоняемые имена существительные; характеризовать синтаксическую роль имени существительного;
 соблюдать нормы словоизменения, произношения имен существительных, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен существительных (безударных окончаний, о е (ё) после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, суффиксов –чик – (-щик-); –ек- – -ик, корней с чередованием о//а: -лаг- – -лож-; -раст- – -ращ- – -рос-; -гор- – -гар-, -зор- – -зар-; употребления/неупотребления ь на конце имен существительных после шипящих; слитное и раздельное написание не с именами существительными, правописание собственных имен
существительных);
 определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи; различать полную и краткую форму имён прилагательных; соблюдать нормы словоизменения имен прилагательных, произношения, постановки в них ударения (в рамках изученного), правописания имен прилагательных (безударных окончаний, о е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, кратких форм имен прилагательных с основой на шипящие; слитное и раздельное написание не с именами
прилагательными);
 определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, объяснять его роль в словосочетании и предложении, а также – в речи; различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные; называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу; выделять основу настоящего (будущего простого времени) глагола;
определять спряжение глагола, распознавать разноспрягаемые глаголы, уметь спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием
е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-;
личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -
л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);
 проводить морфологический анализ имен существительных, имен прилагательных, глаголов;
 применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
 распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, называть средства связи слов в  словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; характеризовать интонацию
предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены
предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них; находить предложения с обращением, с прямой речью;
 соблюдать на письме пунктуационные нормы при постановке тире между подлежащим и сказуемым, выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; с обращением; в предложениях с прямой речью; в сложном предложении; оформлять на письме диалог;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и простого предложения; проводить пунктуационный анализ простого осложненного и сложного предложений;
 применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
 соблюдать на письме нормы современного русского литературного (в том числе во время списывания текста объемом 90–100 слов; словарного диктанта объемом 15–20 слов; диктанта на основе связного текста объемом 90–100 слов, содержащего не более 12 орфограмм и 2-3 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями).                   

Содержание  учебного  предмета

                             Введение (3ч+2ч)

 «Язык и языкознание» (§1)

Введение. «Язык и общение» (§2)

Текст.  Основные типы речи (§3)

Знакомство с учебником. Язык как система знаков и средства человеческого общения. Основные разделы языкознания (лингвистики). Осознание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; красоты, богатства, выразительности языка.

Совершенствование умений читать, писать, слушать и говорить: составление схем, словарная работа, выполнение Определение главной мысли прослушанного текста, составление схем и плана.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Определение типовой принадлежности текста. Усвоение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста», умение определять основные типы речи текста.

                       Фонетика, графика, орфография (17 ч + 1ч)

Буква и звук. Алфавит. Транскрипция §4)

Согласные звуки и буквы (звонкие/глухие, парные/непарные). (§5)

Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные.  (§6)

Гласные звуки и обозначающие их буквы. (§7)

 Слог и ударение. (§8)

Правописание безударных гласных в корне слова. (§9)

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография». (§10)-

Различие звуков и букв. Состав алфавита. Особенности произношения. Транскрипция. Система согласных звуков (звонкие/глухие, парные/непарные). Возможности изменения звуков в речевом потоке. Анализ звуков в речевом потоке. Выявление связи между фонетикой и орфографией.

Умение строить слово по модели или её части, анализировать средства художественной выразительности

Система гласных звуков. Ударение. Ударные и безударные звуки. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Усвоение понятий «слогообразующий звук», «дифтонг». Русское ударение. Фонетический слог. Слоги для переноса. Углубление знаний о слоге, ударении, совершенствование правописных умений. Усвоение роли ударения в слове, понятий «слог, ударение, сильная и слабая позиция слога». Умение проверять безударную гласную.

Правописание безударной гласной корня слова. Совершенствование правописных умений, умений выполнять фонетический разбор слова. Выполнение письменных упражнений и тестовых заданий. Диктант.

                        Морфемика.  Словообразование(11ч+5ч)

Корень слова. Родственные слова. (§11)

Окончание и основа слова. (§12)

Приставки. (§13)

Суффиксы. (§14)

Сложные слова. (§15)

Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16)

 Состав слова. Однокоренные слова. Морфемы. Омоформы. Умение разделять слово на морфемы, подбирать проверочные (однокоренные) слова. Окончание как формообразующая морфема. Нулевое окончание. Усвоение понятий «окончание и основа слова».  Умение выделять основу слова и видеть окончание.

Выполнение упражнений и лингвистических задач. Структура сочинения-рассуждения. Создание текста-рассуждения. Приставка как словообразующая морфема. Отличие приставки от предлога. Суффикс как словообразующая и формообразующая морфема. Умение различать суффиксы от омонимичных им частей слова. Морфемный разбор

Текст как речевое произведение Заголовок, тема текста, опорные слова.

Развитие умений определять тему, озаглавливать текст, находить опорные слова. Умение читать и создавать тексты в соответствии с заданной темой и типом текста.

Слова, имеющие в составе два корня. Сложение как способ словообразования. Умение образовывать сложные слова

Проверка умений записывать (списывать) текст без ошибок; графически объяснять условия выбора орфограмм.

                 

                 Лексикология (43ч +10ч)

Лексическое значение слова. (§17)

Устная и письменная речь. Разговорная, книжная и нейтральная лексика. (§18)

Толковые словари (§19)

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова. (§20)

Однозначные и многозначные слова. (§21)

Лексическая сочетаемость. (§22)

Тематическая группа (§23)

Синонимы (§24)

Антонимы (§25)

Омонимы. Паронимы (§26)

Повторение по теме «Лексикология». (§35)

Лексикология. Лексическое значение слова. Развитие орфографической зоркости. Умение объяснять лексическое значение слова разными способами, понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

Особенности устной и письменной речи. Знание особенностей устной и письменной речи и умение выделять их в тексте и доказывать свою точку зрения. Речевое высказывание с точки зрения соответствия языковым нормам и ситуации общения.

Развитие орфографической зоркости.  Работа с текстами. Умение устанавливать принадлежность текста к определённой разновидности, оценивать речевые высказывания.

Лексический анализ слова.

Развитие умений использовать словари. Работа со словарными статьями и схемой.

 Правописание букв О и Ё после шипящих в корне слова.

Совершенствование правописных умений, развитие умений опознавать орфограмму. Умение опознавать орфограмму и использовать добытые знания в практике, на письме.

Понятие о значении слова. Прямое и переносное значение слова. Умение объяснять лексическое значение слов разными способами, различать однозначные и многозначные слова.

Понятие о лексической сочетаемости. Ограниченная сочетаемость. Совершенствование умения выбирать слова, опираясь на контекст.

Определение слова. Общее и частное в значении слов одной тематической группы.

Умение группировать слова по тематическим группам, выделять общее и частное в словах одной тематической группы.

Смысловые и стилистические различия синонимов.

Работа со словарём. Умение опознавать синонимы в тексте, различать их, определять принадлежность к разным пластам лексики. Смысловые различия антонимов у многозначных слов. Умение опознавать антонимы в тексте, устанавливать смысловые различия антонимов у многозначных слов.

Омонимия и паронимия как языковые явления. Сочетаемость паронимов. Умение опознавать омонимы в тексте, различать паронимы.

 Функционально-смысловые типы речи. Совершенствование умения подбирать слова, опираясь на заданные параметры текста.

 Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы.

Морфемный анализ слова.

Правописание букв Е//И в корнях с чередованием. Умение различать омонимичные корни.

Правописание букв А//О в корнях с чередованием.

Выполнение упражнений. Проверочная работа.

Умение передавать содержание текста подробно, находить ключевые слова текста, продолжить текст по заданному началу.

Правописание букв Ч//Щ в суффиксах. Синонимичность и омонимичность морфем.

Правописание букв И//Ы в приставках.

Правописание букв З//С в конце приставок.

Фразеологический оборот. Различие свободного сочетания слов и фразеологизма. Стилистическая окраска фразеологизмов.  Толкование значений выражений. Работа с текстами, словарями. Крылатые слова и их источники. Умение опознавать крылатые слова, отличать их от фразеологических выражений.

                 

                               Морфология (52ч +12ч)

Морфология как раздел науки о языке.

Части речи. (§36)

 Имя существительное как часть речи. (§37)

Род имён существительных (§38)

Склонение имён существительных.  Падеж имён существительных Число имён существительных. (§39)

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных (§40)

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных (§41)

Правописание НЕ с именами существительными (§42)

 Имя прилагательное как часть речи.  (§43) Правописание окончаний имён прилагательных. (§44)

Краткие прилагательные. (§45)

Правописание НЕ с именами прилагательными (§46)

Имя числительное как часть речи (§47)

Местоимение как часть речи (§48)

Контрольная работа по теме «Части речи. Местоимение».

Глагол как часть речи. (§49)

Инфинитив.  (§50)

Время глагола. (§51)

Тип текста. Время в предложении и тексте.  (§51)

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение. (§52)

Правописание окончаний глаголов (§53)

Наречие как часть речи (§54)

Служебные части речи. Роль служебных частей речи в тексте. (§55)

Повторение материала по теме «Морфология». (§56)

Морфологические признаки слов. Грамматическое значение. Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки частей речи, умение читать и понимать текст.

Морфологические признаки имени существительного. Имена собственные и нарицательные. Морфологические признаки имени существительного. Мужской, женский, средний и общий роды имён существительных. Падеж и число имён существительных. Разносклоняемые имена существительные.

Морфологический разбор имён существительных.

Правописание падежных окончания имён существительных.  

Правописание окончаний имён существительных.

Морфологический анализ слов. Морфемный анализ.

Правописание НЕ с именами существительными.

Подбор антонимов и синонимов к словам. Умение опираться на морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Морфологические признаки имён прилагательных. Синтаксическая роль прилагательного в тексте. Умение анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имени прилагательного Правила написания гласных в безударном окончании имён прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль кратких прилагательных. Умение распознавать краткие и полные имена прилагательные, произносить прилагательные в краткой форме, определять роль полной и краткой форм прилагательных Морфологические признаки имён числительных.

 Роль числительных в тексте.

 Умение отличать числительные от других частей речи со значением количества, анализировать и характеризовать морфологические признаки числительных.

Морфологические признаки местоимений. Роль местоимений в тексте. Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки местоимения, его синтаксическую роль.

 Морфологические признаки глагола. Роль глагола в тексте.

Морфологический разбор. Анализ и характеристика значений и признаков глагола. Личные и неопределённая формы глагола. Суффиксы инфинитива. Классификация суффиксов инфинитива. Категория времени глагола. Умение определять время глаголов, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте Типы спряжения глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Умение определять тип спряжения глаголов по временам, соотносить личные формы глагола с инфинитивом, составлять рассказ с использованием слов одной тематической группы. Правила написания личных окончаний глагольных форм. (Ь, Е//Ё//И после шипящих).

 Морфологические признаки наречия. Роль наречий в тексте. Умение опознавать наречия в тексте, анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки наречия, его синтаксическую роль.

 Предлоги, союзы, частицы и междометия как части речи. Морфологические признаки служебных частей речи. Их роль в тексте.

Умение характеризовать служебные части речи, обосновывать их отличия от самостоятельных частей речи, прогнозировать продолжение текста.

Создание текста с использованием предлагаемых словосочетаний. Умение читать текст художественного произведения и передавать его содержание письменно.

Текст сочинения. Умение анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу речи, передавать содержание текста с учётом заданного стиля и типа речи.

                     Синтаксис. Пунктуация (46ч+8ч)

Что изучает синтаксис? (§57)

Словосочетание.  Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

Нормы сочетания слов. (§58)

Предложение – основная единица речевого общения.  Роль предложений в формировании и выражении мысли (§59)

Главные и второстепенные члены предложения. (§59)

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении? (§60)

Грамматическая основа предложения.  Двусоставные и односоставные предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего в предложении.  Сказуемое. Способы выражения сказуемого в предложениях.  Тире между главными членами предложения. (§63)

Второстепенные члены предложения. (§64)

 Определение. (§65)

Дополнение. (§66)

Обстоятельство. (§67)

Однородные члены предложения. (§68)

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.  Пунктуация в предложениях с однородными членами и обобщающим словом (§69)

Обращение в предложении: его функции и способы выражения. Формы обращения. (§70)

Прямая речь. (§71) 

Сложное предложение. Виды сложных предложений. Знаки препинания и интонация в сложном предложении. (§72)

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (§73)

Основные понятия синтаксиса. Роль синтаксиса в формировании и выражении мысли. Умение отличать словосочетания от предложений, выполнять действия согласованно, планировать общие цели и результат работы. Умение разграничивать словосочетания и сочетания слов, определять виды словосочетаний по главному слову.

Моделирование словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний

Понятие о предложении. Границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.  Умение определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи, отличать предложение от других языковых единиц. Предложение как основная единица речевого общения. Порядок слов в предложении. Умение распознавать главные и второстепенные члены предложений Виды предложений по цели высказывания. Интонационные и смысловые особенности предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Риторический вопрос.

Умение анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложений Интонационные и смысловые особенности предложения.  Умение распознавать виды предложений по эмоциональной окраске, анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Смысловая и грамматическая связь в предложении. Умение определять способы выражения подлежащего и сказуемого, ставить тире между главными членами предложения.

Способы выражения дополнения, определения и обстоятельства в предложениях. Распространённые и нераспространённые предложения синтаксический разбор.

Определение как член предложения, способы его выражения. Роль определения в предложении. Эпитеты, синтаксический разбор.

Дополнение как член предложения, способы его выражения. Роль дополнения в предложении. Синтаксический разбор.

Обстоятельство как член предложения, способы его выражения. Роль обстоятельства в предложении.

Умение осознавать условия однородности членов предложения, интонировать предложения с однородными членами, моделировать и использовать в речи предложения с однородными членами. Анализ предложений и текста. Синтаксический разбор. Моделирование предложений. Умение пунктуационно оформлять предложения с однородными членами и обобщающим словом, моделировать и использовать в речи предложения с однородными членами.

Умение определять обращение в предложениях и выделять их пунктуационно, правильно интонировать предложения с обращением, анализировать уместность форм обращения.

Пунктуация и интонация в предложениях с прямой речью. Косвенная речь.

                                                                                 

                                 

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Дата

по плану

Дата

факт.

Введение

3+2

Введение. Язык и языкознание

1

Введение. Язык и языкознание

1

Введение. Язык и общение

1

Р.Р. Введение. Текст

1

Р.Р. Введение. Текст

1

Фонетика, графика, орфография

17+1

Буква и звук. Алфавит

1

Буква и звук. Алфавит

1

Буква и звук. Алфавит

1

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные

1

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные

1

Согласные звуки и буквы. Глухие и звонкие согласные

1

Согласные звуки и буквы.  Твёрдые и мягкие согласные Непроизносимые согласные

1

Согласные звуки и буквы.  Твёрдые и мягкие согласные Непроизносимые согласные

1

Гласные звуки и обозначающие их буквы

1

Гласные звуки и обозначающие их буквы

1

Слог и ударение

1

РР Устный рассказ по картине Б. М. Кустодиева «Масленица»

1

Правописание безударных гласных в корне слова

1

Правописание безударных гласных в корне слова

1

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография»

1

Повторение по теме «Фонетика, графика, орфография»

1

Контрольный диктант № 1  по теме «Фонетика, графика, орфография»

1

 Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Морфемика. Словообразование. Орфография

11+5

Корень слова. Родственные слова

1

Окончание и основа слова

1

Окончание и основа слова

1

РР Подготовка к сочинению – рассуждению по данному началу

1

РР Сочинение - рассуждение по данному началу

1

Приставки

1

Приставки

1

Суффиксы

1

Суффиксы

1

РР  Заголовок текста. Опорные тематические слова текста

1

Сложные слова

1

Сложные слова

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

1

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

1

РР Подготовка к написанию изложения с продолжением

1

РР Изложение с продолжением

1

                 Лексикология

43+10

Лексическое значение слова

1

Лексическое значение слова

1

Промежуточная контрольная работа за 1 четверть

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

РР Устная и письменная речь

1

Разговорная, книжная и нейтральная лексика

1

Разговорная, книжная и нейтральная лексика

1

Толковые словари

1

Толковые словари

1

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

1

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова

1

Однозначные и многозначные слова

1

Однозначные и многозначные слова

1

РР  Лексическая сочетаемость

1

Тематическая группа

1

Тематическая группа

1

Синонимы

1

Синонимы

1

Антонимы

1

Антонимы

1

Омонимы. Паронимы

1

Омонимы. Паронимы

1

Омонимы. Паронимы

1

РР  Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи

1

РР Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи

1

Проверочная работа по теме «Лексика»

1

Проверочная работа по теме «Лексика»

1

Понятие о чередовании

1

Буквы Е//И в корнях с чередованием

1

Буквы Е//И в корнях с чередованием

1

Буквы А//О в корнях с чередованием

1

Буквы А//О в корнях с чередованием

1

Буквы А//О в корнях с чередованием

1

РР Подготовка к написанию изложения с продолжением

1

РР Изложение с продолжением

1

Суффиксы -чик-//-щик-

1

Суффиксы -чик-//-щик-

1

Буквы И//Ы после приставок на согласные

1

РР  Обучающее сочинение «Как я первый раз...»

1

РР  Обучающее сочинение «Как я первый раз…»

1

Особенности написания приставок на З//С

1

Особенности написания приставок на З//С

1

Особенности написания приставок на З//С

1

Фразеологизмы

1

Промежуточная контрольная работа за 2 четверть

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Фразеологизмы

1

Крылатые слова

1

РР Подготовка к написанию изложения

1

РР Изложение прочитанного текста

1

Повторение по теме «Лексикология»

1

Повторение по теме «Лексикология»

1

Повторение по теме «Лексикология»

1

Морфология

52+12

Части речи

1

Части речи

1

Имя существительное

1

Имя существительное

1

Род имён существительных

1

Род имён существительных

1

РР  Обучение выборочному изложению

1

Склонение имён существительных

1

Склонение имён существительных. Падеж. Число

1

Морфологический разбор имени существительного

1

РР Письменная работа по проверке навыков аудирования

1

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных

1

Буквы Е//И в падежных окончаниях имён существительных

1

Буквы О//Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

1

Буквы О//Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных

1

НЕ с именами существительными

1

НЕ с именами существительными

1

Контрольный диктант № 2 по теме "Имя существительное"

1

Анализ диктанта. Работа над ошибками

1

Имя прилагательное

1

Имя прилагательное

1

Р Р Повествование с элементами описания

1

Р Р Повествование с элементами описания

1

Правописание окончаний имён прилагательных

1

Правописание окончаний имён прилагательных

1

Краткие прилагательные

1

НЕ с именами прилагательными

1

НЕ с именами прилагательными

1

РР Подготовка к написанию изложения

1

РР Изложение прочитанного текста

1

Контрольная работа № 1  по теме «Имя прилагательное»

1

 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Имя числительное

1

Имя числительное

1

Местоимение

1

Местоимение

1

Местоимение

Тестирование  по теме «Имя числительное. Местоимение»

1

Анализ тестирования. Работа над ошибками

1

Глагол

1

Инфинитив

1

Инфинитив

1

РР Средства связи предложений в тексте

1

РР Средства связи предложений в тексте

1

Время глагола

1

РР Тип речи. Время в предложении и тексте

1

РР Сочинение -  описание

1

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

1

Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение

1

Правописание окончаний глаголов

1

Правописание окончаний глаголов

1

Правописание окончаний глаголов

1

Наречие

1

Наречие

1

Наречие

1

Служебные части речи

1

Служебные части речи

1

Служебные части речи

РР Подготовка к написанию сочинения по картине И. Билибина «Гвидон и царица»

1

РР Сочинение по картине И. Билибина «Гвидон и царица»

1

Повторение материала по теме «Морфология»

1

Повторение материала по теме «Морфология»

1

Контрольная работа № 2 по теме «Морфология»

1

  Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Синтаксис и пунктуация

46+8

Что изучает синтаксис?

1

Словосочетание

1

Словосочетание

1

Словосочетание

1

Предложение

1

Предложение

1

Главные и второстепенные члены предложения

1

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

1

Сообщение, вопрос, побуждение к действию. Как они выражаются в предложении?

1

Проверочная работа по теме «Словосочетание. Предложение»

1

РР  Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи

1

РР Эмоции и их отражение в предложении

1

Повторение по теме «Предложение»

1

  Контрольный диктант №  3  по теме «Предложение»                                                                            

1

  Анализ диктанта. Работа над ошибками                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

1

РР Как писать отзыв

1

Грамматическая основа предложения

1

Грамматическая основа предложения

1

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

1

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

1

Подлежащее и сказуемое. Средства их выражения

1

Второстепенные члены предложения

1

Второстепенные члены предложения

1

Определение

1

Дополнение

1

Обстоятельство

1

РР Подготовка к написанию изложения по тексту упр. 521

1

РР Изложение по тексту упр. 521

1

Однородные члены предложения

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

РР Вопросный план текста

1

Обращение

1

Обращение

1

Обращение

1

Прямая речь

1

Прямая речь

1

РР План текста. Подготовка к написанию изложения  с элементами сочинения

1

РР Изложение с элементами сочинения

1

 Контрольная работа № 3 по теме «Пунктуация в простом осложнённом предложении»

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Сложное предложение

1

Сложное предложение

1

Сложное предложение

1

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

Тестирование  по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

1

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

1

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

1

Итоговый урок

1

           

Лист регистрации изменений к рабочей программе

по русскому языку 5 класса в 2021-2022учебном году

Учитель     Сошина М.В.

№ урока (ов)

по плану КТП

Тема (ы)

Дата проведения по плану КТП

Причина корректировки

Корректирующие действия

Дата проведения по факту

Согласовано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...