Разработка урока по русскому языку в 6 классе "Окончания прилагательных женского рода"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок разработан для обучающихся 6 класса с нарушением интеллекта в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_okonchaniya_prilagatelnyh_zhenskogo_roda.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Окончания имён прилагательных женского рода
Цель: знакомство учащихся с окончаниями имён прилагательных женского рода.
Задачи: формировать умение ставить вопрос и выделять окончания имён прилагательных женского рода;
- развивать и корригировать грамматический строй речи, через проговаривание алгоритма работы с именами прилагательными женского рода; память через повторение изученного материала; зрительную память через использование наглядного материала; умение связно и развёрнуто излагать свои мысли через построение полных ответов на поставленные вопросы.
- воспитывать самостоятельность, желание добиться лучших результатов, чувство взаимопомощи.
Оборудование: демонстрационные таблицы, индивидуальные карточки для дифференцированной работы на уроке, мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Орг. момент.
1. Приветствие. Здравствуйте, я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.
2. Проверка готовности к уроку. Для того , чтобы начать наш урок, нам нужно проверить, всё ли готово у нас к уроку. Для работы на уроке нам понадобится: рабочая тетрадь, учебник русского языка, ручка с синим стержнем и ручка с зелёным стержнем, простой карандаш, дневник, лист самооценки, карточки с заданием и сигнальные карточки. А ещё нам понадобиться желание трудится!
План урока. На уроке мы:
- вспомним и закрепим пройденный материал;
- познакомимся с новой темой
- выполним задания и закрепим полученные знания;
- подведём итог нашей работы.
Знакомство с критериями оценивания. Во время урока мы будем использовать самооценку, взаимооценку, а так же вас буду оценивать я, по трёх бальной системе. Давайте проговорим критерии оценки.
В тетради пишу чисто, аккуратно, без ошибок; на вопросы отвечаю правильно, полным ответом;задание выполнил правильно, самостоятельно -3б
В тетради допустил 1-2 ошибки; на вопросы отвечаю правильно, но не всегда полным ответом, при выполнении задания потребовалась небольшая помощь - 2б
В тетради пишу неаккуратно, допускаю ошибки, исправления; затрудняюсь отвечать на вопросы; задания выполняю с помощью-1б
В конце урока подсчитаем набранные баллы и по результатам работы подведём итог.
Кто наберёт за урок 11-12б- за урок получит оценку "5"
8-10б-за урок получит оценку"4"
4-7б-за урок получит оценку "3"
Я уверена, что в конце урока у всех будут только хорошие и отличные оценки.
На уроке мы будем работать, у доски и в тетрадях, все вместе, самостоятельно и в парах. Всё готово. Можно начинать урок.
II. Повторение
Откройте тетради, запишем сегодняшнюю дату, и название работы. Для того чтобы дату записать правильно и без ошибок, давайте все вместе проговорим её /Проговаривание хором/
Чтобы перейти к изучению новой темы, вспомним ранее изученный материал. Для этого выполним тестовое задание и задание по карточкам.
Каую часть речи мы с вами изучаем? /прилагательное/
Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке. /Окончания прилагательных мужского рода/
Начинаем работу с тестового задания. Каждый будет работать самостоятельно. Я буду зачитывать вопрос и три варианта ответа, вам нужно выбрать тот вариант который вы посчитаете верным и поднять сигнальную карточку того-же номера, что и выбранный вами вариант ответа.
Каждый оценит себя сам по критериям
Правильно ответили на все вопросы – 3 балла.
1- неправильных ответа– 2 балла.
2-неправильных ответа – 1 балл.
- Как изменяются прилагательные?
1. По временам
2. По родам
3. По именам
- От чего зависит род прилагательного?
1. От существительного
2. От глагола
3. От вопроса
- На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?
1. Кто?
2. Какой?
3. Куда?
Самооценка. Свои устные ответы оценим в листах самооценки.
3. Выполнение задания
А сейчас мы с вами поработаем по карточкам №1.
Работать будем по группам.
Оценивать будем друг друга.
Если выполнили без ошибок, то ставим 3 балла.
Если допустили 1-2 ошибки, то ставим 2 балла.
Если допустили 3 и более ошибок, то ставим 1 балл.
Будьте внимательны и постарайтесь заработать высокий балл.
I группа | II группа |
Задание: списать словосочетания, вставить пропущенные окончания у прилагательных и выделить их, подчеркнуть прилагательное и указать род. Сильн.. ветер, липк.. снег, больш.. сугроб. | Задание: списать словосочетания, выделить окончания у прилагательных, подчеркнуть прилагательные, указать род. Сильный ветер, липкий снег, большой сугроб. |
- Каким вопросом можно проверить окончания имён прилагательных мужского рода?
Обменяйтесь карточками с заданием, проверьте правильнось выполнения задания по слайду. Оцените работу друг друга по критериям. Поставьте карандашом заработанный балл на карточке. Ребята, в листах самооценки поставьте тот балл, который стоит у вас в карточке
Взаимопроверка и взаимооценка.
III. Актуализация знаний.
- Какое явление природы описывают эти словосочетания? /метель/
- Подберите к существительному метель слова, близкие по значению /вьюга, буран, пурга…/
-В какое время года происходят эти явления природы? /зимой/
-определите род существительного ЗИМА /женский род/
-подберите прилагательные к существительному ЗИМА /ученики подбирают/
Слайд зима( какая?) холодн , снежн
-Какого рода будут прилагательные холодная, снежная?
-Кто догадался над какой темой урока мы будем сегодня работать?
-Тема урока"Окончания прилагательных женского рода"
Определите цель нашего урока
- Что мы должны узнать сегодня на уроке?
/ узнать, какие окончания имеют прилагательные женского рода/
- Чему будем учиться на уроке?
/учимся находить и выделять окончания прилагательных женского рода/
- Что должны сделать, чтобы этому учиться? / Выполнить упражнения и задания/.
Для чего нам нужны знания об окончаниях прилагательных женского рода? /Что бы уметь правильно и красиво говорить и писать/
IV. Изучение новой темы
Ребята, сейчас мы узнаем на какой вопрос отвечают прилагательные женского рода и какие окончания они имеют. Для этого выполним задание на карточках№2
- Работать будем все вместе, я у доски а вы в тетрадях. После выполнения я оценю вашу работу по трёхбалльной системе, а вы поставите эти баллы в свои листы самооценки.
1. Выполнение задания
- На уроке внеклассного чтения мы с вами читали стихотворение Константина Бальмонта, сейчас я вам зачитаю отрывок из этого стихотворения. Внимательно послушайте и скажите, что автор имеет в виду под хрустальной звездой /снежинку/
…Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда хрустальная.
К. Бальмонт
- Выпишем выделенные имена прилагательные вместе с именами существительными, к которым они относятся. Для этого зададим вопрос от существительного к прилагательному. Определим род прилагательных. Выделим окончание.
Дорога (какая?) дальняя, звезда (какая?) хрустальная.
2. - Ответьте на вопросы:
- Прилагательные какого рода мы выписали? /женского рода/
-От чего зависит род прилагательного?
- Как определить род прилагательного? /по существительному, к которому оно относится/
- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода? /какая?/
- Какие окончания имеют прилагательные женского рода? /-ая, -яя/
Вывод: Прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя.
-Для чего нам это нужно знать и уметь?
/Чтобы использовать в речи прилагательные в правильной форме, правильно писать окончания прилагательных женского рода/
Оценивание учащихся.
ФИЗМИНУТКА Вы много работали, писали, давайте дадим нашим глазам отдохнуть. Закройте глаза и представьте снежинку.
"Снежки"-гимнастика для глаз
V. Закрепление.
Закрепим полученные знания. Для этого мы поработаем по учебнику и выполним упражнение. Работать будем у доски и в тетрадях.
Свою работу оценим в листах самооценки.
2. Работа по учебнику с.158, упр. 212.
Я зачитаю текст, а вы внимательно послушайте и скажите о ком он.
- О ком этот текст? /о птицах/
- Как живётся птицам зимой? /плохо, голодно птицам зимой/
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму? /нужно делать кормушки, подкармливать птиц крошками хлеба, семечками, пшеничной крупой/
Задание найти в предложении словосочетание существительного с прилагательными женского рода. Выписать словосочетания, от существительного ставим вопрос к прилагательным, выделить окончания прилагательных женского рода.
1е предложение у доски.
Далее работать будем самостоятельно по группам.
2 и 3 предложение.
(1 группа – самостоятельно находит в предложении словосочетание существительного с прилагательными женского рода. Выписывает словосочетания, от существительного ставим вопрос к прилагательным женского рода, выделить окончания прилагательных женского рода.
2 группа работает по карточкам Выписать с карточки существительное с вопросом, с опорой на текст найдёт и выпишет из предложения прилагательные женского рода которые относятся к этому существительному, выделит окончания прилагательных женского рода.
3 группа работает по карточкам. Записать словосочетания существительного с прилагательным женского рода, с опорой на учебник, найти и вставить окончания прилагательных женского рода.
Задание. Списать текст. Выделить окончания прилагательных женского рода отметить значком существительное, от которого ставишь вопрос (какая?) к прилагательному. (1 – 3 предложение у доски, 4 самостоятельно)
- Проверьте свою работу. Оцените работу по критериям.
Проверка выполненного задания. Самооценка. Оценивание педагога.
- Чему мы учились выполняя это упражнение?
- На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?
- Назови окончания прилагательных женского рода.
3. Объяснение домашнего задания. с. 158, упр. 211.
I группа. Задание: выпиши прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся. В скобках ставь вопрос к прилагательному. Укажи род прилагательных. Выдели окончание.
II группа. Задание: выпиши прилагательные. Укажи род прилагательных. Выдели окончание.
VI. Итог урока.
- Над какой темой работали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Что для этого сделали?
-Для чего нам нужно это знать?
На следующем уроке мы продолжим работу над темой «Окончания имён прилагательных» и разберём прилагательные среднего рода.
VII. Выставление оценок.
У кого больше по 3балла – получают оценку 5.
У кого больше по 2 балла – получают за урок оценку 4.
У кого больше по 1 баллу, те получают оценку -3.
Урок окончен. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Повторение об имени прилагательном"
Данный материал можно использовать на уроках русского языка в национальной школе....
Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Путешествие в страну "Имя прилагательное" (игровая технология).
Урок с применением игровых технологий позволяет учащимся быстро и эффективно включиться в работу. На уроке повторяется материал по теме "Имя прилагательное"....
Разработка урока по русскому языку "Имена существительные мужского рода"
Тип урока – урок изучения новой темы...
Разработка урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в причастиях и отглагольных прилагательных»
Цель урока:Закрепить навыки правописания по теме « Н и НН в суффиксах разных частей речи» ;уметь различать прилагательные, образованные от имен существительных( отыменные прилагательные) и образованны...
Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".
Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока с презентацией....
методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"
технологическая карта урока по ФГОС с применением технологии проблемного обучения...
Конспект урока по русскому языку «Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода»
Конспект урока по русскому языку «Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода» (коррекционная школа, 6 класс)...