Разработка урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в причастиях и отглагольных прилагательных»
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему

Левкина Светлана Георгиевна

Цель урока:

Закрепить навыки правописания по теме « Н и НН в суффиксах разных частей речи» ;

уметь различать прилагательные, образованные от имен существительных( отыменные прилагательные) и образованные от глаголов( отглагольные прилагательные).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_nestandartnogo_uroka_po_rus.yaz_.doc51.5 КБ
Файл prichastie.pptx500 КБ

Предварительный просмотр:

        

Новороссийский колледж Строительства и Экономики

                

        

        Разработка        

урока по русскому языку

«Одна и две буквы Н в причастиях и отглагольных прилагательных»

        Преподаватель

                                                                              Лёвкина С.Г.

                                    2013 год

   

Цель урока:

Закрепить навыки правописания по теме « Н и НН в суффиксах разных частей речи» ;

уметь различать прилагательные, образованные от имен существительных( отыменные прилагательные) и образованные от глаголов( отглагольные прилагательные).


«КУЛИНАРНЫЙ» УРОК ПО ТЕМЕ «ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В ПРИЧАСТИЯХ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

   Ход урока.

Пишется на Н

Пишется НН

      Прилагательные, образованные от существительных

  1. –ан-, -ян-, -ин-

(гусиный, земляной, кожаный).

  1. –енн-, -онн-
    (утренний, лекционный)
  2. На стыке корня и суффикса
    (карти
    н-ный).

Прилагательные, образованные от глаголов, причастия

  1. От глагола несовершенного вида (жареный от жарить(несов.вид)).
  2. От глагола без приставки.
  3. Нет зависимых слов.
  4. В кратких причастиях.

  1. От глагола совершенного вида(купленный от купить (сов.вид).
  2. От глагола с приставкой

( пожаренный)

  1. Есть зависимость слова (жаренный на сковородке)
  2. Есть суффикс –ова-/-ева- (шлифованный)

Наречия

  1. Наречия образовано от прилагательного с Н в суффиксе (искусно от искусный).

1.Наречение образовано от прилагательного с НН в суффиксе (взволнованно от взволнованный).

стр.1

-Сегодня урок  русского языка будет необычным. Мы не только научимся правильно писать названия новых блюд, но даже поговорим о том, как их готовить.(Алгоритм-рассуждение по теме: «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий»  в таблице на доске или в электронном виде).

На этом уроке нам придется часто употреблять слова: кулинария (ранее - кулинария), блюда (мн.ч.). (Слова написаны на доске.) Запомните их произношение. Запишите слова в тетрадь, составьте с ними словосочетания.

       -Из одного и того же продукта можно приготовить множество разнообразных блюд. Что, например, можно приготовить из капусты?

                                   капуста

1.вареная

2.соленая

3.квашеная

4.тушеная

5.маринованная

6.жареная

 -Объясните, почему именно так написаны слова. К какой части речи они относятся? А можно ли изменить написание слов, не меняя самого блюда?

-Теперь сравните следующие выражения:

   Мясо тушеное с овощами.

   

   Мясо, тушенное с овощами.

   

стр.2

(Разница в написании слов, как ни странно, зависит от «способа» приготовления блюда: в первом случае мясо тушится без овощей, они подаются уже к готовому блюду, поэтому перед нами отглагольное прилагательное, в котором пишется одна буква н. В другом – мясо тушится вместе с овощами, и так как слово, образованное от глагола тушить, имеет  зависимое слово, то в нем пишется  - нн.)

-Найдите подобные примеры в кулинарных книгах, которые вы принесли на урок. Объясните написание н или нн.        

Грибы, тушенные в сметане.

Макароны, запеченные с сыром.

Тетерев шпигованный, в сметане.

Ставрида, рубленная с морской капустой.

-Учимся писать названия кулинарных блюд. Объясните правописание причастий и отглагольных прилагательных:

Жареная рыба, нежареная рыба, свежемороженая рыба; рыба, жаренная в тесте; фаршированные помидоры, запеченное мясо, печеные пирожки, выпеченный без муки торт, печенный в духовке яблочный         пирог, жаренная в сухарях рубленая котлета, сваренный борщ, засахаренная вишня, солёный пирог, солёные огурцы, некипячёное молоко, концентрированный сок.

-Очень много причастий и отглагольных прилагательных мы можем встретить и в кулинарных рецептах. Запишите рецепт, графически объясняя орфограммы.

 стр.3

Смешанный салат.

Вареный картофель, невареную морковь, моченые яблоки, соленые огурцы нарежьте и добавьте квашеную шинкованную капусту. Заправьте соусом, приготовленным из горчицы, масла и уксуса, или майонеза.

-Следующий этап нашего «вкусного» урока – работа с прилагательным масляный и отглагольным прилагательным масленый.

В каком случае мы употребляем то или иное слово? Давайте разберемся сначала в значении этих слов. (Учитель открывает запись, заранее сделанную на доске.)

Масляный – состоящий из масла (масляное пятно);

                    - работающий на масле (масляный двигатель);

                    - сделанный на основе масла (масляные краски).

! Прилагательное (образовано от существительного масло).

Масленый – запачканный маслом (масленые руки);

                   - смазанные маслом (масленая каша);

                   - пропитанный маслом (масленый лист).

! Отглагольное прилагательное (образовано от глагола маслить).

- Запишите и запомните слова, которые употребляются в переносном значение: масленые глаза, Масленая неделя.

- А теперь я вас приглашаю к адмиралу Рожественскому на званый обед, который описал А. С. Новиков-Прибой в романе «Цусима».

стр.4

Итак, объяснительный диктант.

Званый обед.

    Сначала были поданы закуски: иссиня- черная икра, смазанная сливочным маслом, разделанным под цветы; салаты, украшенные букетами из овощей; помидоры, прослоенные луком; омары, сваренные в соленом растворе; селедка, распластанная на длинном серебряном лотке; заливной поросенок, разрезанный на порции и снова сложенный; прожаренная темно- коричневая глухарка.

 Весь стол был похож на яркую разноцветную клумбу.

 Затем по традиции шел куриный бульон со слоёными пирожками. ( По Новикову- Прибою).

      - Самостоятельная работа по карточкам.

Вставьте пропущенные буквы.

    Салат из кваше..ой капусты;  соле..ые баклажаны;  мороже..ое мясо;  туше..ый картофель с копче..ой грудинкой;  компот из суше..ых фруктов;  быстрозамороже..ая фасоль; утка,фарширова..ая яблоками, с лимо..ым  соусом;  пече..ые яблоки;  рыба, жаре..ая в тесте;  рубле..ая сельдь;  маринова..ые помидоры;  голубцы с варе..ым мясом;  пше..ая каша из поджаре..ой крупы;  каша из дробле..ой овся..ой крупы; газирова..ый напиток;  горячий кофе со сгуще..ым молоком;  поджаре..ые кури..ые окорочка;  клюкве..ая вода;  салака жаре..ая;  мясо, туше..ое с шампиньонами;  туше..ое  лоси..ое мясо;  яйца, варе..ые вкрутую;  слое..ый торт;  хорошо промасле..ый.

     - Домашнее задание после «вкусного» урока можно дать по кулинарным книгам: найти 15- 20 словосочетаний с прилагательными и причастиями, где пишется н или нн, и графически объяснить правописание.

                                       

стр.5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастие как часть речи

Слайд 2

Жили-были суффиксы УЩ, ЮЩ АЩ, ЯЩ ВШ, Ш ОМ, ЕМ, ИМ ЕНН, (А,Я)НН, Т Были они одинаковые, ничего не значащие. Бредут они по стране Грамматике и плачут. А навстречу им Глаголы «лететь, плачут, нести». - Почему, суффиксы, плачете? - Бедные мы, одинокие, ничего не значащие. Другие суффиксы новые слова помогают образовывать. Вон –чик, - щик , -ан, - ян … всех не перечислишь, а мы живем без слов. - А вы попытайтесь формы образовывать. Возьмите мою основу, - предложил Глагол.

Слайд 3

Лететь – лете - Плачут – плач- Нести – нес- Обрадовались суффиксы. Основу лете - подхватил - вш - , основу плач- - суффикс - ущ - , суффиксу - ш - досталась глагольная основа нес -. Летевш -, плачущ-, несш - Рано обрадовались суффиксы: слова-то не получились, какие-то они куцые. Снова расстроились суффиксы. А тут, к счастью, навстречу идут Прилагательные «синий, большая, яркое». Рассказали суффиксы им о большой беде, и Прилагательные подарили им свои окончания – ий , - ая , - ое

Слайд 4

Вот и появились, родились на земле Грамматике новые слова: летевшее, плачущая, несший. Как их назвать? Собирается грамматический совет, на котором решается вопрос об имени. Морфология предложила назвать родившиеся слова Причастиями, так как они причастны и к Глаголу, и к Прилагательному, в них часть и тех, и других, и считать новые слова самостоятельной частью речи.

Слайд 5

Изучение самостоятельной речи Причастие будет проходить по плану: 1.Вопрос. Значение. 2. Морфологические признаки: а) постоянные, б) изменяемые 3. Синтаксическая функция: а) сочетаемость, б) член предложения 4. Образование 5. Правописание 6. Употребление в речи

Слайд 6

Самостоятельные части речи Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Глагол Наречие Имя числительное

Слайд 7

Причастие Деепричастие

Слайд 8

Сравните: Жёлтый (лист) Желтеет (лист) Желтеющий (лист) 1. Каково лексическое значение однокоренных слов? Обозначает цвет 2. Каково грамматическое значение?

Слайд 9

Желтый – Признак предмета Какой? Желтеет - Действие предмета Что делает? Желтеющий – Признак предмета Какой? Глагол Имя прилагательное

Слайд 10

Жёлты й постоянный признак (лист, который цвет не изменит, цвет постоянен) Желтеющий непостоянный признак (цвет листа находится в процессе изменения, действия) Имя прилагательное Причастие

Слайд 11

Сходство Различие Вопрос (какой?) Имя прилагательное Признак предмета, постоянный признак (ровный, вечерний, золотой…) Причастие Признак предмета по действию, признак проявляется не постоянно, а во времени (выровненный, вечереющий , позолоченный…) Имя прилагательное - причастие

Слайд 12

Причастие = глагол + прилагательное Время (настоящее, прошедшее время) Вид Род Число Падеж Синтаксическая роль

Слайд 13

1. Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? ( ая , ие ). 2. Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам, по родам (только в ед. числе!). 3. В предложениях причастия обычно бывают определениями, реже – сказуемыми.

Слайд 14

Подсказка! Причастие можно заменить синонимичным сочетанием (существительное + «который» + глагол) Желтеющий лист = лист , который желтеет Засеянное поле = поле , которое засеяли

Слайд 15

Образование причастий Действительные причастия Страдательные причастия Настоящее время ущ , ющ – от гл. I спр . ащ , ящ – от гл. II спр . Борющийся, клеящий Прошедшее время вш , ш Засмотревшийся, унесший Настоящее время ом , ем - от гл. I спр . им - от гл. II спр . Одеваемая, гонимый Прошедшее время енн , ённ , нн , т Увиденный, услышанный, пригретый

Слайд 16

Практическая работа № 1 Распредели в два столбика данные слова, в левый – прилагательные, в правый - причастия Зеленый луг, построенное здание, плачущий ребенок, грязная лужа, вкусный крыжовник, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, легкая задача, резкий звук, немигающий взгляд, цветущий луг, развесистый клен, величайшее открытие

Слайд 17

Проверим Имя прилагательное Зеленый луг, грязная лужа, вкусный крыжовник, легкая задача, резкий звук, развесистый клен, величайшее открытие Причастие построенное здание, плачущий ребенок, бушующее море, связанная кофта, вымытые руки, немигающий взгляд, цветущий луг

Слайд 18

Практическая работа № 2 Укажи прилагательные и причастия. Подчеркни причастия как член предложения. По небу плыли светлые облака. – На светлеющем небосклоне начала гаснуть вечерняя звезда. – В светлевшем небе показались стаи птиц. В вечернем воздухе долго то раздавались, то замирали звуки знакомой мелодии. – В густом вечереющем воздухе летали грачи. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. – Люблю дымок спаленной жнивы… и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез. – На полях лежал белейший снег.

Слайд 19

Практическая работа № 3 Выполни упражнение № 56. Выпиши из текста сначала прилагательные (вместе с существительными), затем – причастия (вместе с существительными)

Слайд 20

Проверим Имя прилагательное бойкая пристань тысячеголосая волна синевато-грязный рыхлый лед жёлтые наледи черные полыньи густой ельник могучая зеленая щетка первая весенняя травка березы голы красноватые ветви Причастие расстилавшейся картиной пристани, залитой волной собравшегося народа лед, покрытый наледями загораживавшие горы снег, изъеденный червями припухшие ветви


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык"  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...

конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Страдательные причастия и отглагольные прилагательные"

Конспект урока по программе  Никольской Г. для школ с русским (неродным) родным (нерусским) языком обучения. По учебнику Ашуровой Д....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Страдательные причастия и отглагольные прилагательные"

Урок с использованием ИКТ - отличный способ повышения качесвта образования в современной школе....

Методическая разработка урока по русскому языку для 7 класса «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий»

Методическая разработка урока по русскому языку для 7 класса поможет учащимся познакомиться с условиями выбора написания букв о и е после шипящих на конце наречий; разноуровневые задания, направленные...

Открытый урок по русскому языку "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"

Открытый урок по русскому языку "Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных"...