ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Постановка и решение проблемы. Подводящий к теме диалог.
методическая разработка (6, 7 класс)
Технология проблемно-диалогического обучения. Фрагменты уроков русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_i_resh.probl_.podvod.dial_.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока по теме:
«Простое глагольное сказуемое» в 8 классе.
V. Введение нового материала.
Для постановки и поиска решения учебной проблемы используется подводящий диалог.
Учитель | Ученики |
- Прочитайте предложения, записанные на доске. | Читают. Что же ты молчишь? Старинные вязы будут попадаться вам на пути. И только небо засветилось, всё шумно вдруг засуетилось… Ты бы помирился с ней… Философ Хома пришёл в совершенное уныние от таких слов. |
- Найдите сказуемые, выпишите их вместе с подлежащими. | Находят, выписывают. Ты молчишь, вязы будут попадаться, небо засветилось, всё засуетилось, ты бы помирился, Хома пришёл в уныние. |
- Какие типы сказуемых вам встретились в этих примерах? | - Разные: простые и составные. |
- По каким признакам вы это установили? | - Есть сказуемые, которые состоят из одного слова, а 2 сказуемых состоят из двух слов: будут попадаться и пришёл в уныние… |
- Все согласны? - Все ли признаки для установления типа сказуемого вы назвали? Вспомните определение в рамке. | - Нет, нужно ещё посмотреть на выражение лексического и грамматического значения в сказуемом.
|
- Как представлено лексическое и грамматическое значение в простом сказуемом, а как в составном? | - В простом – в одном глаголе, а в составном – в разных словах. |
- Посмотрите ещё раз на сказуемые будут попадаться и пришёл в уныние. В каком наклонении и времени употреблено сказуемое будут попадаться? | - В изъявительном наклонении будущем сложном времени. |
- А в каких словах выражено лексическое значение? | - В этих же – это одна форма будущего времени. |
- Как выражено лексическое значение сказуемого пришёл в уныние? А грамматическое? | - В двух словах, т.к. это неделимое сочетание – фразеологизм (расстроился). |
- К какому же выводу мы пришли в отношении типов сказуемых в записанных предложениях? | - Все сказуемые – простые. |
- Какого вида могут быть эти сказуемые? | - Только глагольные. |
- Вспомните, какие у глаголов есть непостоянные морфологические признаки. | - Наклонение, время, лицо, число, род. |
- В каких случаях мы определяем у глаголов лицо, а в каких род? | - В настоящем и будущем времени изъявитель-ного наклонения и в повелительном наклонении – лицо, а в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении в ед.ч. - род. |
- Определите глагольные признаки у выписанных глаго-лов-сказуемых, запишите эти признаки. | - Молчишь – изъяв.накл., наст. вр., 2 л., ед.ч. Будут попадаться - изъяв.накл., буд. вр., 3 л., мн.ч. Засветилось, засуетилось - изъяв.накл., прош. вр., ед.ч., ср.р. Помирился бы - услов.накл., ед.ч., м.р. Пришёл в уныние - изъяв.накл., прош. вр., ед.ч., м.р. |
- От чего зависит выбор той или иной формы рода, лица, числа? | - От подлежащего. |
- Сделайте вывод о способах выражения простого гла-гольного сказуемого на основе рассмотренных примеров. | Делают выводы по своим наблюдениям. |
Фрагмент урока по теме:
«Сложноподчинённые предложения с придаточной частью следствия» в 9 классе.
V. Открытие новых знаний.
Для постановки и решения учебной проблемы используется подводящий диалог.
Учитель | Ученики |
Учитель диктует два предложения. Он всё сделал так, что все удивились. Он всё сделал, так что все удивились. | Ученики записывают. |
- Как вы расставили знаки препинания? | - В 1-м предложении поставили запятую после слова так, во 2-м – после слова сделал. |
- Сравните эти два предложения. Почему мы их можем сравнить? Какие будут версии? | - Состоят из одних и тех же слов, но по-разному поставлены знаки препинания. - 1-е предложение – образа действия и степени (определить второе затрудняются). |
- Какую проблему мы будем сегодня решать? | - Определять новый вид придаточных предложений. |
- Попробуйте сравнить придаточные части 1-го и 2-го предложения по значению. Что вы заметили? | - В 1-м предложении придаточное раскрывает образ, способ действия, как сделано дело, а во втором – действие выполнено, закончено полностью и что после этого последовало. |
- Какие ещё признаки нужно указать для определения вида придаточной части? (Вспоминают план.) | - Поставить вопрос, указать средство связи и расположение придаточной части. |
- Выполните эту работу. | - Вопрос задать сразу сложно (учитель может помочь): что из этого следует?, союз так что, придаточная часть находится после главной. |
- Проверьте, можно ли поменять части местами. | - Части переставить нельзя. |
- Какой же перед вами вид придаточного? | - Придаточное следствия. |
- Запишите тему урока. | Записывают тему урока в тетради «Сложно-подчинённые предложения с придаточной частью следствия». |
- Сформулируйте определение нового вида придаточных на основе проведённых наблюдений. | Формулируют определение придаточного следствия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока английского языка по теме "Animals " по УМК М.З. Биболетовой "Happy English -II" с использованием технологии "проблемно- диалогическое обучение"
Конспект урока по английскому языку для 2 класса по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках немецкого языка
В настоящее время в учебных заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится...
Использование проблемно-диалогической технологии обучения
Использование проблемно-диалогической технологии обучения на примере урока немецкого языка в 5 классе "Как выглядит город Габи в различное время года"...
«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».
Краткая характеристика психологического содержания операций, составляющих (УЛД)....
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
В результате системного применения проблемно-диалогического метода обучения в сочетании с интерактивными модулями реализуется комплекс средств развития познавательной самостоятельности учащихся:- для ...
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Постановка и решение проблемы. Побуждающий к теме диалог.
Технология проблемно-диалогического обучения. Фрагменты уроков русского языка....