ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Постановка и решение проблемы. Побуждающий к теме диалог.
методическая разработка (8, 9 класс)
Технология проблемно-диалогического обучения. Фрагменты уроков русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_i_resh._probl.pobuzhd.dial_.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент по теме:
«Морфемика. Способы словообразования» в 6 классе.
III. .Введение в тему.
Для постановки и поиска решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.
Учитель | Ученики |
- Запишите на доске слова вазочка, яблочко, белочка, бабочка. | Один ученик записывает слова на доске. |
- Разберите эти слова по составу. | Ученики производят разбор в тетрадях и на доске. Большинство учеников выделит в словах суффикс -очк-, но найдутся и такие, кто произведёт разбор иначе. |
- Сверьте свои варианты с доской. - Все ли разделили слова одинаково? | Ученики обнаруживают, что выделение произведено по-разному. |
- Какая же перед вами встала проблема? | - Как правильно выделить морфемы в словах? |
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? | - Разбор слов по составу. |
- А в каком разделе языка это изучается? | - Морфемика и словообразование (ученики могут назвать какой-то один раздел, ученик дополнит их ответ). |
- Запишите тему урока. | |
Выдвижение гипотез. - Какие же у вас были основания для выделения суффикса в записанных словах? | - Есть такой уменьшительный суффикс –очк-. |
- Действительно, такой суффикс есть. Но во всех ли словах есть это уменьшительное значение? | - Нет, уменьшительного значения нет в слове бабочка – это просто название насекомого. |
- Только ли один суффикс -очк- имеет уменьшительное значение? | - Нет, есть ещё и другие суффиксы, например, -ик- (столик), -чик- (стульчик), -к- (речка). |
- Какие ещё есть гипотезы? Как можно проверить правильность выделения суффикса? | - Нужно посмотреть, от чего образованы эти слова? |
- Как доказать правильность наших предположений в выборе образующего слова? | - Нужно дать толкование записанных слов, объяснить их. |
- Выполняйте работу. Обратите внимание! За суффиксом закреплено то значение, которое имеется в толковании слова. | Вазочка – «маленькая ваза (суффикс -очк-). Яблочко - «маленькое яблоко» (суффикс -к-, в корне яблоч чередование к/ч). Белочка – «маленькая белка» (суффикс -к-, в корне белоч чередование к/ч и о/нуль звука или беглый гласный о). Бабочка – нет в языке слова, с которым можно его соотнести по смыслу, поэтому вся основа – корень бабочк. |
- Как называется разбор, который вы сейчас производили? | - Словообразовательный. |
- Попробуйте теперь вывести закон для правильного выделения морфем в словах. | - Чтобы правильно выделить морфемы в слове, нужно установить, от какого слова данное слово образовано (произвести словообразова-тельный разбор). |
Фрагмент урока по теме:
«Сравнительный оборот» в 8 классе.
V. Открытие нового знания.
Для постановки и поиска решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.
На доске записаны предложения.
Луг, как бархат, зеленеет. – Луг как бархат.
Длинные травы колебались над ручьём, точно нечёсаная золотистая грива какого-то зверя. – Ручей пробирался среди валунов, извиваясь как змея.
Учитель | Ученики |
- Прочитайте предложения. | Читают. |
- Что общего есть во всех записанных на доске предложениях? | - В этих предложениях есть сравнительный оборот. |
- Как вы думаете, почему сравнительный оборот получил такое название? | - Потому что он называет что-то через сравнение. |
- А что отличает записанные на доске предложения? | - В одних случаях сравнительный оборот выделяется запятыми, а в других не выделяется. Разные союзы… |
- Как вы думаете, какая проблема будет стоять на уроке? | Как ставятся знаки препинания при сравнительном обороте? |
- Посмотрите на первую пару примеров. Какие у вас будут версии? | - Сравнительные обороты являются разными членами предложения. В 1-м предложении – обстоятельство, а во 2-м – сказуемое. |
- Вспомните правила о постановке знаков препинания в предложениях с этими конструкциями. | - Если обстоятельство выражено сравнительным оборотом с союзами как, словно, точно, то оно выделяется запятыми. А между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, тире не ставится, если в составе сказуемого есть сравнительный союз как, точно, словно. |
- Сравните следующую пару предложений. - Какие будут гипотезы о постановке знаков в этом случае? | - Может быть, дело в распространённости оборотов? |
- Согласны с этим? | - Но в 1-м предложении сравнительный оборот тоже был нераспространённым как бархат, а запятыми выделялся. |
- Какие будут ещё версии? - В чём особенность выражения извиваться как змея? - Верно. | - Это фразеологический оборот, устойчивое выражение. |
- А теперь сделайте вывод, когда не обособляется сравнительный оборот. Вспомните диктант вначале урока. | - Если он входит в состав сказуемого или является фразеологизмом. |
- В каких конструкциях ещё может встречаться сравнительный союз? | - Он может присоединить приложения. |
- Как в этом случае ставятся знаки препинания? | - Если союз как имеет значение причины, то запятая перед ним ставится, а если значение «в качестве», то не ставится. |
Фрагмент урока по теме:
«Сложноподчинённые предложения с придаточной частью сравнения» в 9 классе.
V. Открытие новых знаний.
1. Предлагается для постановки и поиска решения учебной проблемы побуждающий диалог.
Учитель | Ученики |
Диктует предложения. Луг как бархат. Луг, как бархат, зеленеет. Луг зеленеет, как будто кто-то расстелил нарядный бархат. | Записывают предложения в тетради. |
- Как вы думаете, что объединяет эти предложения? | - Здесь везде есть сравнение. |
- А что различает? | - Здесь разные союзы. |
- Согласны с таким различием? | В 1-м и 2-м предложениях одинаковый союз. |
- Какие ещё будут версии? | - Здесь разные предложения. |
- Конкретизируйте свой ответ. | - 1-е предложение – простое, 2-е – простое со сравнительным оборотом, 3-е – сложное. |
- Объясните пунктуацию в предложениях. | - В 1-м предложении перед союзом как нет никаких знаков, так как сравнительный союз стоит перед сказуемым, выраженным существительным. - Во 2-м предложении есть сравнительный оборот, который с обеих сторон выделяется запятыми. - 3-е предложение – сложноподчинённое. |
- Как можно назвать вид придаточной части в 3-м предложении? | - Придаточное сравнительное. |
- Какая же будет тема урока? | - «Сложноподчинённые предложения с придаточной частью сравнения». |
- Запишите её в тетради. | Записывают. |
- Докажите, что перед вами придаточная часть сравнения. Какой план вы предложите для доказательства? | - Нужно определить значение придаточной части, установить, к чему относится, задать вопрос, указать средства связи, расположение частей. |
- Постройте доказательство. | - Содержит сравнение, относится ко всей главной части, отвечает на вопрос как?, присоединяется союзом как будто, находится после главной части. |
- В чём, на ваш взгляд, заключается отличие придаточной части сравнения и сравнительного оборота? | - Сравнительный оборот выражен одним словом, а придаточная часть – это целое предложение. |
- Всегда ли сравнительный оборот выражен одним словом? | - Нет, сравнительный оборот может включать и несколько слов. |
- Посмотрите ещё раз на конструкции со сравнительным оборотом и придаточной частью сравнения. | - В сравнительном обороте нет глагола. |
- А если сказать точнее? Что делает придаточную часть предложением? | - В придаточной части есть сказуемое. |
- Верно. А теперь сформулируйте отличие придаточной части сравнения от сравнительного оборота. | Формулируют отличие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока английского языка по теме "Animals " по УМК М.З. Биболетовой "Happy English -II" с использованием технологии "проблемно- диалогическое обучение"
Конспект урока по английскому языку для 2 класса по УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English"...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках немецкого языка
В настоящее время в учебных заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится...
Использование проблемно-диалогической технологии обучения
Использование проблемно-диалогической технологии обучения на примере урока немецкого языка в 5 классе "Как выглядит город Габи в различное время года"...
«Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы».
Краткая характеристика психологического содержания операций, составляющих (УЛД)....
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
В результате системного применения проблемно-диалогического метода обучения в сочетании с интерактивными модулями реализуется комплекс средств развития познавательной самостоятельности учащихся:- для ...
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Постановка и решение проблемы. Подводящий к теме диалог.
Технология проблемно-диалогического обучения. Фрагменты уроков русского языка....