Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Мастерская слова"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс)
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Мастерская слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Мастерская слова" | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса « Мастерская слова»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мастерская слова» для обучающихся 10 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и является средством фиксации содержания образования, планируемых результатов, предусмотренных учебным планом ГБОУ СОШ №539 с углубленным изучением иностранных языков. Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в образовательную структуру.
Формирование культуры речи и развитие речевой компетенции учащихся - это важные задачи, стоящие перед учителями русского языка и литературы в современной школе. Проблема речевой культуры в условиях модернизации российского образования приобретает особое значение.
Все программы по русскому языку предполагают обращение к вопросам речевой культуры. Эти вопросы в центре внимания и на уроках подготовки к сочинениям, когда проводится работа по предотвращению речевых ошибок.
Поэтому обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.
Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой орфографических и пунктуационных навыков.
В материалы и тесты централизованного аттестационного тестирования по русскому языку включены задания на определение и устранение ошибок разных типов. Поэтому возникает необходимость целенаправленной систематической работы по привитию навыков правильной речи и знакомству с языковыми нормами, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Работа на уроке не всегда оказывается достаточной для решения этих задач. Поэтому элективный курс открывает возможности для углубления содержания лингвистического образования в становлении личности учащихся.
Главная идея курса русского языка – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся – нашла отражение в примерной программе
Программа данного курса берет за основу развитие связной культурной речи учащихся путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления школьников с системой речеведческих понятий, что позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно.
Углубляется работа над понятиями «стилистика», «культура речи», «речевые нормы», «текст». В ходе работы над понятием «стилистика» учащиеся убеждаются в том, что на характер высказывания всегда влияют условия и задачи общения, поэтому они учатся ориентироваться в речевой ситуации и учитывать ее при создании собственных высказываний. Такая работа позволяет приблизить учебную речевую деятельность школьников к речевой практике, сделать более продуктивным процесс обогащения лексического и грамматического строя речи учащихся.
Опора на понятие «текст» открывает богатые возможности для формирования у школьников умения развивать мысль в тексте, оформлять ее в соответствии с замыслом, демонстрировать свои творческие способности.
Результат работы курса – публичные выступления учащихся, написание сочинений, приобретение информационных, познавательных, коммуникативных, культурологических компетенций.
В целом вся программа направлена на то, чтобы помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно пользоваться богатством родного языка для выражения своих мыслей и чувств, определиться с выбором будущей профессии, развивать свои творческие способности.
Данный курс рассчитан на 68 часов
Цели и задачи курса:
Программа курса «Мастерская слова» включает в себя дифференцированные материалы, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по русскому языку, способствует воспитанию речевой культуры школьников.
цели и задачи:
- знакомить учащихся с языковыми нормами русского литературного языка;
- уметь выявлять, исправлять и устранять речевые ошибки;
- научить пользоваться справочной литературой
- научить механизму предупреждения и исправления речевых ошибок
- формировать интерес к изучению важной области знаний словесности.
В итоге изучения основ культуры речи учащиеся должны овладеть такими знаниями, умениями, навыками:
- знать действующие языковые нормы в разделах словообразование, морфология, синтаксис, лексика, фразеология;
- уметь понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого
потока нужную информацию (слушание);
- уметь вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);
- уметь создавать собственные письменные тексты на разные темы с
использованием необходимых языковых средств (письмо).
- уметь классифицировать речевые ошибки, проводить анализ речи, оценивать её с точки зрения правильности;
- уметь пользоваться различными видами справочной литературы
- владеть навыками правильной устной и письменной речи
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: написание изложений различного вида, сочинений, эссе, практических работ.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: конференция, презентация.
Предметные планируемые результаты
Обучающийся на углубленном уровне научится:
− воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
− рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
− распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
− анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой речи;
− комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
− отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; − использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
− иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
− выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
− дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
− проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
− оценивать стилистические ресурсы языка;
− сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
− владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
− создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
− соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
− соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
− соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
− осуществлять речевой самоконтроль;
− совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
− использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
− оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
− понимать роль слова в современном мире;
– понимать принципы коммуникативного сотрудничества и использовать их при определении стратегий речевого поведения;
− уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.;
− уметь принимать участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
− уметь строить устные учебно-научные сообщения различных видов, писать рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
− владеть умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;
− создавать устные и письменные тексты аргументативного типа (рассуждение, доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
− создавать текст как результат проектной (исследовательской) деятельности;
− оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Жанр – это относительно устойчивый в тематическом, композиционном и стилистическом планах высказываний речевых произведений.
Стиль – это исторически сложившийся и социально осознанный результат отбора языковых средств в соответствии с содержанием высказывания аудиторией, местом, временем речи, формой общественного сознания (политика, право наука и искусство) а также сферой бытовых отношений.
Функциональные стили (стиль языка, стиль речи) – разговорный стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, стиль художественной литературы.
Разговорный стиль используется для повседневного общения, в неофициальной обстановке (беседа, записки, частные письма и т.д.).
Научный стиль используется в официальной обстановке (научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация, реферат).
Официально-деловой стиль используется в сфере законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности (законы, приказы, постановления, резолюции, протоколы, акты, справки, объявления, деловые бумаги).
Публицистический стиль используется в газетах и журналах, выступлениях на радио и телевидении, на митингах, собраниях (статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь).
Стили художественной литературы: роман, повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, драма, комедия, трагедия.
Текст – это словесное устное или письменное произведение, представляющее собой единство некоторой информации содержания и речи, формирующей и выражающей это содержание (категории текста: завершенность, цельность, связность, информативность).
Тема – это предмет, понятие, явление, вопрос, проблемы, которые лежат в основе содержания текста.
Основная мысль – тот главный смысл, который вытекает из всего сообщения. По типу речи различают текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение.
Повествование – рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. Повествовательный текст весь в целом, отвечает на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Как? На первый план в повествовании выдвигается развитие действия – сюжет.
Описание – изображение какого-либо явления путем перечисления его признаков.
Рассуждение – тип текста, в котором что-то доказывается, объясняется какое-то положение, мысль.
Композиция текста – построение. В тексте выделяют экспозицию (то, что предшествует началу), завязку, развитие действия, кульминацию (наивысшую точку действия), развязку.
Выразительные средства создания текста – тропы, стилистические фигуры.
Троп- употребление слова в переносном значении. Виды тропов используются и рассматриваются в художественной литературе (аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет).
Метафора – перенос названия предмета на основании сходства.
Сравнение – сопоставление одного понятия с другим.
Эпитеты – красочные определения, слова, которые художественно определяют предмет или действие.
Стилистические фигуры речи (от латинского figura – очертание, изображение) – особая форма синтаксических конструкций, усиливающих выразительность (анафора, антитеза, градация, инверсия, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора, парцелляция).
Инверсия – изменение порядка слов с целью увеличить выразительность речи.
Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
Параллелизм – аналогия, сходство, общность характерных черт; одинаковое синтаксическое и интонационное построение следующих друг за другом предложений.
Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Эпифора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце стиха, строфы, предложения.
Синекдоха – вид метонимии, употребление названия большого в значении меньшего, целого в значении части, и наоборот.
Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия.
Литература для учащихся
- Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.
- Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962.
- Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002.
- Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М., 1998.
- Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996.
- Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, "Просвещение", 1997.
- Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
Литература для учителя
1.Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.
- Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик Н.С. Развитие речи. Теория и практика обучения, 2-е издания. М.: Линка-пресс. 1994 – 191 с.
- Капинос В.И.работа по развитию речи учащихся в свете совершенствования речевой деятельности // РЯШ в школе -1978 - №4 – с.58-67.
- Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе – 1996 - №3 – с.3-8.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
- Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену. – М., ЭКСМО, 2007.
- Панова Е.А., Позднякова А.А. «Справочные материалы по русскому языку» М., АСТ, 2004.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:- Просвещение, 1985 – 399 с.
Примерный тематический план
№ | ТЕМА | ТИП УРОКА | МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | Содержание работы | РАЗВИТИЕ РЕЧИ | Речевые знания, умения | |
1 | Введение в спецкурс. Знакомство с программой.
| Урок усвоения новых знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Знакомство с программой |
| ||
2 | Текст. Тема и основная мысль текста. | Урок повторения ранее изученных знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Разбор текстов, теория | Анализ текста | Умение определять тему и основную мысль текста | |
3 | Средства связи между частями текста. Способы связи предложений в тексте. | Урок повторения ранее изученных знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Разбор текстов, теория | Анализ текста | Знать средства связи между частями текста и способы связи между предложениями текста | |
4 | Практическое занятие. Создание текста | Урок - практикум | Тренировочные задания | Разбор текстов, теория | Анализ текста | Умение создавать текст | |
5 | Выделение микротем в тексте. | Урок - практикум | Тренировочные задания | Разбор текстов | Анализ текста | Умение создавать текст, выделять микротемы | |
6 | Типы речи | Урок повторения ранее изученных знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Разбор текстов, теория | Анализ текста | Умение определять типы текста | |
7 | Стили речи | Урок повторения ранее изученных знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Разбор текстов, теория | Анализ текста | Умение определять стили текста | |
8 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение | Урок повторения ранее изученных знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ средств художественной выразительности, теория | Анализ текста | Умение анализировать поэтический текст. Знать выразительные средства языка | |
9-10 | Анализ изобразительно-выразительных средств | Урок - практикум | Тренировочные задания | Анализ средств художественной выразительности, теория | Анализ текста | Умение анализировать поэтический текст. Знать выразительные средства языка | |
11 | Фонетические средства выразительности | Урок повторения ранее изученных знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ средств художественной выразительности, теория | Анализ текста | Умение анализировать поэтический текст. Знать выразительные средства языка | |
12-13 | Тропы | Урок повторения ранее изученных знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ средств художественной выразительности, теория | Анализ текста | Умение анализировать поэтический текст. Знать выразительные средства языка | |
14-15 | Стилистические фигуры речи | Урок повторения ранее изученных знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ средств художественной выразительности, теория | Анализ текста | Умение анализировать поэтический текст. Знать выразительные средства языка | |
16 | Типичные речевые ошибки в устной и письменной речи | Урок усвоения новых знаний | Лекция, беседа, проблемные задания Тестирование | Анализ речевых ошибок и пути их устранения | Сообщения учащихся по данной теме | Знать основные лексические и морфологические нормы русского литературного языка | |
17 | Классификация речевых ошибок. Логические ошибки. | Практикум. Работа с текстом. Тестирование на знание русского языка | Редактирование текста, комментарий учителя, тест | Редактирование. Приёмы исправления ошибок | Владение монологической и диалогической речью | Уметь редактировать ошибки в тексте , употреблять лексические формы различных частей речи в соответствии с нормами русского литературного языка | |
18 | Нормы литературного языка. Словари и справочники | Практикум | Выступление учащихся, элементы анализа текста | Знакомство с нормами языка. Работа со словарями. | Владение монологической и диалогической речью | Совершенствование навыков работы с книгой, словарем Уметь редактировать ошибки в тексте , употреблять лексические формы различных частей речи в соответствии с нормами русского литературного языка | |
19-20 | Образование новых слов | Практикум | Лекция, беседа, проблемные задания Тестирование | Пути устранения ошибок при словообразовании. | Знать основные виды словообразования, уметь образовывать новые слова | ||
21 | Имя существительное. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм существительных | Усвоения нового материала | Сообщения учащихся. Практикум. Работа со словарём | Ошибки, связанные с образованием форм рода, число, падежа, с понятием одушевлённости и неодушевлённости | Сообщения учащихся по данной теме | Знать лексикограмматические разряды существительных, правила написания сложных существительных | |
22 | Имя прилагательное. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм прилагательных | Усвоения нового материала Повтори-тельно-обобщающий урок | Сообщения учащихся. Практикум. Работа со словарём | Ошибки, связанные с образованием полной и краткой форм, степеней сравнения. Пути их устранения. Работа со словарём | Сообщения учащихся по данной теме | Знать разряды прилагательных, стилистические особенности использования имён прилагательных в речи | |
23 | Местоимения. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм местоимений | Практикум | Рассказ учителя, словарная работа, беседа по вопросам. | Ошибки, связанные с употреблением местоимений себя, свой; указательных и притяжательных местоимений. Пути их устранения. Работа со словарём | Мини-сочинение | Знать прямой и обратный порядок слов в предложении. Уметь определять стилистические функции местоимений разных разрядов | |
24 | Глагол. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм глагола. | Практикум | Сообщения уч-ся, словарная работа, работа с тестами | Ошибки, связанные с употреблением видовых пар глагола, временных форм. Пути их устранения. Редактирование текстов | Сообщения учащихся по данной теме | Систематизация знаний о глаголе как части речи, грамматическая норма языка | |
25 | Причастие. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм причастия. | Урок - практикум | Тестирование, Аналитическая беседа | Ошибки, связанные с употреблением действительных и страдательных причастий. Пути их устранения. Редактирование текстов | Сообщения учащихся по данной теме | Умение находить в речи случаи нарушения формы и исправлять их | |
26-27 | Причастные обороты. Речевые ошибки в предложениях | Урок - практикум | Тренировочные упражнения. Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов. Редактирование. | Знать правила употребления причастного оборота в речи, анализировать структуру текста | ||
28-29 | Деепричастие. Речевые ошибки в употреблении грамматических форм деепричастия | Урок - практикум | Объяснение нового материала, Аналитическая беседа, проблемные вопросы | Ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. Редактирование. | Сочинение | Знать правила употребления деепричастного оборота в речи, анализировать структуру текста | |
30-31 | Числительное. Ошибки при склонении. | Урок - практикум | Тренировочные упражнения. Работа с текстом, проблемные вопросы | Тренировочные задания | Уметь правильно образовывать падежные формы имён числительных и использовать их в речи. Написание порядковых и количественных числительных | ||
32-33 | Что такое проблема текста? Проблемы в художественных текстах | Урок усвоения новых знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ текста | Умение формулировать проблему текста | ||
34 | Определение авторской позиции | Урок усвоения новых знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ текста | Умение определять авторскую позицию текста | ||
35 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции | Урок усвоения новых знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ текста | сочинение | Умение выполнять языковой анализ текста | |
36 | Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении | Урок усвоения новых знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ текста | Составление вступления, работа над ошибками | Умение составлять вступление и заключение | |
37 | Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений | Урок усвоения новых знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ текста | Составление вступления, работа над ошибками | Умение составлять вступление | |
38 | Разные способы построения вступления к сочинению | Урок усвоения новых знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ текста | Составление вступления, работа над ошибками | Умение составлять вступление | |
39-41 | Основная часть сочинения. Определения авторской и собственной позиции по проблеме | Урок усвоения новых знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ текста | Составление основной части, работа над ошибками | Умение составлять основную часть; умение определять авторскую позицию; умение формулировать собственное мнение | |
42 | Заключительная часть сочинения. Цель и форма сочинения. | Урок усвоения новых знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ текста | Составление заключения, работа над ошибками | Умение формулировать заключение; работа над ошибками | |
43 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | Урок усвоения новых знаний | Лекция учителя, Опорные записи. | Анализ текста | Составление целостного текста | Умение составлять целостный текст; работа над ошибками | |
44-46 | Тренировочные сочинения | Урок - практикум | Тренировочные задания | Анализ текста | Составление целостного текста | Умение составлять целостный текст; работа над ошибками | |
47 | Синтаксис. Словосочетание. Речевые ошибки в управлении, согласовании. | Урок систематизации знаний | Рассказ учителя, Сообщение учащихся. Тренировочные упражнения. | Виды связи словосочетаний. Ошибки, связанные с употреблением видов связи словосочетаний. Редактирование | Сообщения учащихся по данной теме | Связность текста. Средства связи в словосочетании, умение определять вид связи | |
48-49 | Однородные члены предложения. Речевые ошибки при употреблении их в речи. | Урок - практикум | Тренировочные задания | Классификация ошибок. Пути их устранения. | Владение монологической и диалогической речью. | Умение конструировать текст из данных фрагментов, делить текст на абзацы, правильно использовать в речи однородные члены предложения | |
50-51 | Виды предложений. Сложносочинённые предложения. Речевые ошибки в них. | Урок систематизации знаний | Редактирование текстов. Тренировочные упражнения | Роль сочинительных союзов и ошибки при конструировании предложений. Редактирование текстов. | Владение монологической и диалогической речью. | Умение определять вид сложных предложений. Исправлять речевые и пунктуационные ошибки | |
52-53 | Сложноподчинённые предложения. Ошибки при употреблении местоимений в качестве союзных слов | Усвоения нового материала | Рассказ учителя, беседа по вопросам Редактирование текстов. Тренировочные упражнения | Ошибки, связанные с употреблением в сложных предложениях союзных слов который, какой, чей | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов | Умение определять вид сложных предложений. Исправлять речевые и пунктуационные ошибки | |
54-55 | Синонимы. Ошибки, связанные с употреблением синонимов. Синонимия и стилистика. | Уроки- практикумы | Сообщения учащихся Рассказ учителя, беседа по вопросам, тестирование Комплексный анализ текста | Ошибки, связанные с употреблением синонимов. Комплексный анализ текста – путь устранения стилистических ошибок. | Анализ текста, подбор аргументов, формулирование выводов | Умение подбирать синонимический ряд словосочетаниям | |
56 | Лексика. Заимствованные слова. Исконно русские, заимствованные слова в русской речи. | Урок- практикум | Рассказ учителя , сообщения учащихся, пересказ и выразительное чтение текста | Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью, тавтологические ошибки. Редактирование. | Сообщения учащихся по данной теме Владение монологической и диалогической речью. | Знать основные группы слов, роль заимствованных, исконно русских слов как отражение развития русского языка | |
57-58 | Фразеологические ошибки. Работа словарём. | Урок- практикум | Рассказ учителя, сообщения учащихся, пересказ и выразительное чтение текста. | Ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний. Пути их устранения. | Сообщения учащихся по данной теме Владение монологической и диалогической речью. | Фразеологизмы как средства художественного выражения, уметь подбирать фразеологические обороты, синонимичные данным выражениям | |
59-60 | Орфоэпия. Нормы произношения. Орфоэпический словарь | Урок- практикум | Рассказ учителя , сообщения учащихся | Ошибки, связанные с постановкой ударения, произношения твёрдых и мягких согласных. Пути их устранения. | Знать правила постановки ударения в сложных словах. Уметь исправлять орфоэпические ошибки в речи | ||
61-62 | Стилистика. Стилистические ошибки. | Урок- практикум | Рассказ учителя , сообщения учащихся, пересказ и выразительное чтение текста | Ошибки, связанные с употреблением разных стилей, смешение их. Редактирование. | Сообщения учащихся по данной теме Владение монологической и диалогической речью. | Знать стилистические правила построения связного текста, стилистические нормы | |
63-64 | Создание текста. Способы связи предложений в тексте. | Урок- практикум | Рассказ учителя , сообщения учащихся, пересказ и выразительное чтение текста | Ошибки, связанные с непоследовательностью изложения мысли, нарушением логики. Роль логического ударения в речи. Работа с текстом. | Владение монологической и диалогической речью. Работа с текстом | Уметь создавать связный текст, определять тип и вид текста. Знать способы связи предложений в тексте | |
65-68 | Подготовка к проведению заключительного занятия | Урок- практикум | Лингвистический анализ текста | Лингвистический анализ текста | Умение анализировать текст, проводить комплексный анализ на основе изученного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Федерального государственного образовате...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся 5 или 6 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.
Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....
Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Живое слово"
Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочно...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 6 классов "К тайнам слова"
Работа по данной программе в способствует созданию деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лекси...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку в 8 классе «От слова - к тексту».
Фаил содержит рабочую программу, рассчитанную на 34 часа в год для учащихся 8 классов. Данный курс поможет учащимся подготовиться у к успешной сдаче ГИА по русскому языку....