Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 11 класа
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Костыгина Наталья Владимировна
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования РФ, Федерального Государственного стандарта общего образования РФ, новых Требований к результатам основного общего образования РФ, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Т.М. Воителевой. Программа составлена с учетом индивидуально-психологических особенностей данного класса. Программа призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, что предопределяет направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по русскому языку для 11 класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования РФ, Федерального Государственного стандарта общего образования РФ, новых Требований к результатам основного общего образования РФ, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Т.М. Воителевой.

      Программа составлена с учетом индивидуально-психологических особенностей данного класса. Психологическая характеристика класса прилагается.

            ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

      Программа призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, что предопределяет направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности.

      Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми учебными предметами и влияет на качество их усвоения.

      Содержание обучения русскому языку в старших классах на базовом уровне представлено в программе в соответствии с обязательным минимумом государственного стандарта на основе к о м п е т е н т н о с т н о г о подход. В соответствии с этим в старшей школе развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

      Основной целью обучения русскому языку в старших классах на базовом уровне являются: совершенствование общеучебных умений и навыков обучающихся: речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических; формирование всех видов компетенции (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой), функциональной грамотности; совершенствование умений кадет осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать единицы языка в устной и письменной речи.

       Русский язык в программе представлен перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития кадет. Программа включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода, его углубления при изучении русского языка в средней школе. В основу программы положен текстоцентрический принцип обучения русскому языку, который предполагает, что основной единицей обучения становится текст как результат речевой деятельности, как основная дидактическая единица, средство обучения, формирования языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 102 часа (3 часа в неделю).

Срок реализации–1 учебный год.                                                                                                                                                                                   

Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий:

-комбинированный урок;                                                                                                                                                                                                           - продвинутая лекция;                                                                                                                                                                                                                              - урок-практикум с использованием электронных тренажеров;                                                                                                                                              - урок развития речи;                                                                                                                                                                                                                  - мастерская творческого письма.

Целями изучения русского языка на базовом уровне в средней школе являются:

-  расширение знаний о единстве и многообразии языового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;

- овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

- формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;

- приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;

- расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;

-  развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.               

      Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе, как и на предыдущем этапе, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который находит дальнейшее развитие в 10—11 классах и обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

      Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.

        Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык». С этих позиций определение результатов освоения программы на базовом уровне, отражающих уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, осуществляется на двух уровнях — метапредметном и предметном.

       Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

       Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения. Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладении культурой межнационального общения.

       Коммуникативно-деятельностный подход в обучении русскому языку определяет особенности предъявления материала в примерной программе: содержание представлено не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

      Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. Совершенствование речевой деятельности, развитие общей речевой культуры учащихся строится на базовом уровне прежде всего на основе усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности (раздел «Речь. Речевое общение»), а также в процессе многоаспектного языкового анализа речевого высказывания и практического овладения всеми типами норм современного русского литературного языка (языковыми, коммуникативными и этическими);

        Цели изучения курса русского языка (для базового уровня) максимально приближены к жизненным потребностям выпускника, отражают жизненные ориентиры обучающихся. Основное внимание на заключительном этапе изучения русского языка уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих успешную коммуникацию в различных ситуациях общения. Старшеклассники учатся осознанному выбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства речевого высказывания. В связи с этим центральными разделами лингвистики становятся «Функциональная стилистика» и «Культура речи», изучение которых поможет учащимся осознать закономерности организации языковых средств в разных стилях речи и вооружить их основными способами употребления этих средств для достижения максимальной эффективности общения в разных коммуникативных условиях.

        Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10—11 классах; во втором — определена лингворечевая деятельность обучающихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.

        Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у обучающихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей. Главное направление программы — проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, на персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен с точки зрения как полноценного восприятия художественного произведения (а этому работа над художественным стилем должна способствовать прежде всего), так и более глубокого понимания роли слова в художественном произведении.

        Содержание работы по русскому языку в связи с изучением литературы отражено в программе в требованиях к знаниям, умениям и навыкам обучающихся по окончании 11 класса и ориентировочном планировании. Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых являются чтение и работа с текстом, работа с художественно-языковыми средствами, разнообразные виды переложения текста (передачи его содержания) в устной и письменной формах, самовыражение и литературное творчество обучающихся, публичная речь.

         Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления обучающихся, занимают межпредметные связи. Они охватывают и лексику текстов по разным предметам (терминологию и общую лексику), и сам текст — его строение применительно к разным учебным предметам.

 РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ  ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностными результатами освоения выпускниками средней  школы программы базового уровня по русскому языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

-  разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками  научно-технической информации;

- умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

- умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

- разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

- адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

- осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

- способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

- владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

- создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

- соблюдение норм речевого поведения в социально- культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса  русского языка 11 класса ученик должен с учетом формирования универсальных учебных действий  знать/понимать:                                                                                                                                                                                                                           - роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;                                                                                                                                                                                                     - основные уровни языка и языковые единицы, предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах  русского языка, о тексте и стилях речи;                                                                                                                                                            - взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;                                                                                                                                          - имена выдающихся ученых - лингвистов;                                                                                                                                                                                          - типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические,   грамматические, стилистические, орфографические,   пунктуационные) ;                                                                                                                                                                                                                               - источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно- выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);                                                                                                                                                                                 - лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и ее компоненты, культура речи);                                                                                                                                                                                                      уметь:                                                                                                                                                                                                                                                          - различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;                                                                                                                           - определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;                                                                                                                                                                                                                                                - опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;                                                                                                                                   - объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;                                                                                  аудирование и чтение                                                                                                                                                                                                                       - адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);                                                                                                                           - извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной  литературой, поисковой системой Интернета;                                                                                                                

говорение и письмо                                                                                                                                                                                                                     - воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);                                                                                                                                                                      - создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);                                                                                                                                    

- осуществлять  выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;                                                                                                                  

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);                                                                                                                                                

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;                                                                                                                                        - соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;                                                                                                                                                                                                                 - соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;                                                                                                                      - соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;                                                                        

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:                                                                                                                                                      - осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности;                                                                                                                                                          - значения родного языка в жизни человека и общества;                                                                                                                                                         - развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;                                                                                                                                                                                                                                      - удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;                                                                                                                  

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;                                                                                                                                                                                            - использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Повторение изученного по орфографии, лексике, словообразованию и              морфологии:

- Комплексное повторение орфографии и пунктуации на основе работы с текстом.

- Обобщающее повторение лексики и фразеологии.

- Обобщающее повторение  морфемики и словообразования.

- Обобщающее повторение морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.

 Синтаксис и пунктуация

 Словосочетание и простое предложение:

-Основные единицы синтаксиса.

- Словосочетание. Виды синтаксической связи.

- Простое предложение. Простое неосложненное предложение. Грамматическая основа предложения.

- Подлежащее и сказуемое и способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.

- Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия      согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средства связи предложений в тексте.

- Односоставное предложение.

- Полные и неполные предложения.

- Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения.

- Однородные и неоднородные определения.

- Предложения с обособленными членами. Обособление определений и приложений, дополнений и обстоятельств.

- Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

Сложное предложение:

- Сложное предложение. Виды сложных предложений. Постановка знаков препинания в сложносочиненных,        сложноподчиненных, бессоюзных предложениях и сложных предложениях с разными видами связи. Использование в речи сложных предложений разных видов.

- Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью и при цитировании.

 

Культура речи и стилистика

-  Культура речи и ее свойства. Речевой этикет. Функциональные стили речи и их особенности.

- Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы языка. Стилистические фигуры. Стилистический анализ текста.

-  Переработка текста. Виды переработки текста.

 Функционирование языковых единиц в речи

-  Употребление лексических единиц в речи.

-  Употребление грамматических форм в речи.

-  Употребление единиц синтаксиса в речи. Словосочетания и простые предложения. Сложное предложение. Синтаксическая синонимия  СПП

Форма контроля достижений обучающихся

Текущий и промежуточный контроль осуществляется в ходе занятий при написании контрольных диктантов, сочинений и по вопросам тестирования.                                                                                                                                                                                                                       Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года в виде итоговой контрольной работы.                                                                                                                                  Возможны административные контрольные работы и мониторинг знаний учащихся.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

на 2021-2022 учебный год

11  КЛАСС

№ п/п

Кален

дарные сроки

Тема урока, основное содержание

Количество

часов

               

Планируемые результаты   обучения

КПУ

Освоение предметных знаний  (базовые понятия)

Универсальные учебные действия

1.

02.09

Комплексное повторение орфографии и пунктуации на основе работы с текстом.

1

Знать основные нормы литературного русского языка.                                      Уметь применять изученные правила на практике.

Соблюдать в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;                                                                                                                                                        уметь находить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

2.

03.09

Обобщающее повторение лексики и фразеологии.

1

Уметь использовать синонимы, антонимы, паронимы в текстах разных функциональных стилей

Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, давать монологически связный ответ, опираясь на план ответа и схемы. Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.   Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности.                                                                                                                                                                                                               Решать тестовые задания с последующей корректировкой своих результатов.

Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

3.

06.09

Обобщающее повторение

морфемики и словообразования.

1

Знать виды морфем, основные способы образования слов.                    Уметь применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов,

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

4.

07.09

Обобщающее повторение

морфологии. Самостоятельные и служебные части речи.

1

Знать термины.                      Уметь характеризовать предложения, пунктуационно верно оформлять текст.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов,

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

5.

10.09

Стартовая  контрольная работа

1

Определение уровня усвоения темы.

Уметь работать с тестовыми заданиями.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов,

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

6.

13.09

Анализ стартовой контрольной работы. Основные единицы синтаксиса

1

Знать принципы русской пунктуации.                         Уметь выполнять пунктуационный и синтаксический разбор предложений.

Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, давать монологически связный ответ, опираясь на план ответа и схемы.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов,

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

7.

14.09

Словосочетание. Виды синтаксической связи

1

Знать типы связи слов в словосочетании.

Уметь строить словосочетания по типу согласования и управления, употреблять предлоги в составе словосочетания

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

8.

17.09

Предложение как основная

синтаксическая единица.

1

Знать признаки и функциональные разновидности простого и сложного предложений.

Уметь пользоваться в речи различными типами предложений.

Соблюдать в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;                                                                                                                                                        Уметь находить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

9.

20.09

Простое предложение. Простое неосложненное предложение. Грамматическая основа предложения.

1

Знать структуру простого  предложения, его основные грамматические характеристики, способы выражения подлежащего и сказуемого.                     Уметь определять грамматическую основу предложения, способы выражения подлежащего и сказуемого. Выполнять синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

10.

21.09

Подлежащее и способы его выражения.

1

Использовать приемы просмотрового и изучающего чтения, анализ и монологическое воспроизведение теоретического материала. Построение логической цепи рассуждения.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

11.

24.09

Сказуемое и его типы. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

12.

27.09

Второстепенные члены предложения. Определение и приложение.

1

Знать и уметь опознавать эти виды определений. Оформлять их пунктуацию на письме.

Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

13.

28.09

Второстепенные члены предложения. Дополнение и обстоятельство.

1

Знать: виды второстепенных членов предложения, способы выражения определения, роль определения в речи.

Использовать приемы просмотрового и изучающего чтения, анализ и монологическое воспроизведение теоретического материала.

14.

01.10

Односоставное предложение. Односоставные именные предложения.  

1

Знать: основные единицы языка и их признаки.

Уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа; различать виды односоставных предложений.

Уметь находить односоставные предложения по смыслу и структурным особенностям. Употреблять их в речи в соответствии с нормами. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Владеть приемами самоконтроля усвоения изученного.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

15.

04.10

Односоставные глагольные предложения.

1

16.

05.10

Полные и неполные предложения.

1

Знать: особенности и функции неполных предложений.

Уметь: находить их в тексте, заменять неполные предложения синонимичными полными.

Владеть монологической и диалогической формами письменной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами, современными средствами коммуникации.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

17.

08.10

К/Р № 2. Тест в формате ЕГЭ.

1

Уметь выполнять тестовые задания.

Решать тестовые задания с последующей корректировкой собственных результатов.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов,

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

18.

11.10

Р.р. Композиция сочинения ЕГЭ

1

Знать: композицию сочинения-рассуждения.

Уметь: определять проблемы, заявленные в тексте, комментировать их, определять позицию автора.

Создавать собственный текст в соответствии с правилами и нормами его построения. Уметь аргументировать свою точку зрения, вступать в диалог со сверстниками.

Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать письменные высказывания  различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

19.

12.10

Р.р. Композиция сочинения ЕГЭ (продолжение)

1

20.

15.10

Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

Знать признаки однородности.

Значение в речи однородных членов.                                    Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами без обобщающих слов и с обобщающими словами.

Уметь структурировать знания, выбирать способы действия для выполнения задания. Овладевать приемами  контроля и самоконтроля усвоения изученного. Выразительное чтение с акцентом на правильном интонировании. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде с помощью схем.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

21.

18.10

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.

1

Знать: особенности данной конструкции. Правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

22.

19.10

Однородные и неоднородные определения.

1

Знать и уметь опознавать эти виды определений. Оформлять их пунктуацию на письме.

Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

23.

22 10

Предложения с обособленными членами. Обособление определений и приложений.

1

Знать: основные правила постановки знаков препинания в предложениях с определениями и приложениями.

Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, передавать ее  в сжатом или развёрнутом виде с помощью схем.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

24.

25.10

Обособление дополнений и обстоятельств.

1

Знать: способы выражения  обстоятельства и условия их обособления.

Использовать приемы просмотрового и изучающего чтения, анализ и монологическое воспроизведение теоретического материала. Читать и составлять  опорные схемы  и таблицы.

Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

25

26.10

АКР за 1 четверть.

1

Урок контроля

26

27.10

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

27.

08.11

Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения.

1

Знать: отличие уточняющих членов от обособленных оборотов, условия обособления уточняющих членов предложения.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

28.

09.11

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

1

Знать смысловые отличия вставных конструкций от вводных слов и предложений.

Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности. Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, передавать ее  в сжатом или развёрнутом виде с помощью схем

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

29.

10.11

Вводные слова и вводные предложения.

1

Знать группы вводных слов по значению.

Уметь опознавать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания.

30.

15.11

Знаки препинания при обращении.

1

Знать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

31-32

16.11

17.11

К/р Тест «Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения, приложения, дополнения»

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

2

Знать: условия обособления определения, приложения, дополнения.

Уметь: уметь  применять изученные правила, работать с тестовыми заданиями, графически объяснять выбранный вариант ответа.

Уметь структурировать знания, выбирать способы действия для выполнения задания. Овладевать приемами  контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов,

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

33

17.11

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

Знать особенности и виды сложного предложения, классификацию сложных предложений.                          Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков в них.

Использовать приемы просмотрового и изучающего чтения, анализ и монологическое воспроизведение теоретического материала. Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности. Чтение и составление  опорных схем  и таблиц. Овладение приемами самоконтроля усвоения изученного.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать письменные высказывания  различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

34-35

22.11

23.11

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (продолжение)

2

36 - 37

24.11

29.11

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Виды придаточных предложений.

2

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать письменные высказывания  различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

38

30.11

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.

1

Знать отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным.                      Уметь видеть в предложении указательные слова и определять в соответствии с этим вид придаточного предложения.                          

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать письменные высказывания  различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

39.

01.12

Практикум. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать письменные высказывания  различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

40

06.12

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.

1

41.

07.12

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными (продолжение)

1

42.

08.12

Контрольная работа. Тест (задания  по синтаксису и пунктуации).

1

Уметь выполнять тестовые задания.

Решать тестовые задания с последующей корректировкой собственных результатов.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

43.

13.12

Р/Р. Подготовка к ЕГЭ (часть С). Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы. Речевое оформление сочинения.

1

Знать признаки текста и его смысловых типов, способы и средства связи предложений в тексте. Структуру сочинения – рассуждения части С (ЕГЭ)                                   Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, Соблюдать нормы построения текста. Уметь создавать тексты разных жанров. Совершенствовать и редактировать собственный текст.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

44.

14.12

Р/Р. Подготовка к ЕГЭ (часть С). Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы. Речевое оформление сочинения (продолжение)

1

45.

15.12

Р.Р.   Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

2

Композиция сочинения, особенность языковых средств.

Создавать собственный текст в соответствии с правилами и нормами его построения.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

46.

20.12

Р.Р.     Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (продолжение)

47.

21.12

Бессоюзное сложное предложение.

1

Знать основные признаки БСП.                                                   Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте БСП.

Использовать приемы просмотрового и изучающего чтения, анализ и монологическое воспроизведение теоретического материала. Читать и составлять  опорные схемы  и таблицы.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

48.

22.12

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

1

Знать правило постановки двоеточия и тире в БСП.        Уметь применять это правило на письме.

Уметь работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приемов учебной деятельности. Овладевать приемами самоконтроля усвоения изученного

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

49.

27.12

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (продолжение)

50.

28.12

АКР за 1 полугодие

1

Знать основные пунктуационные правила.

Уметь применять их при решении тестовых задач.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

51.

29.12

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1

Знать виды орфографических и пунктуационных правил, графический комментарий орфограмм и пунктограмм.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Владеть приемами самоконтроля усвоения изученного.

Извлекать информацию из различных источников, создавать письменные высказывания различных типов и жанров

52.

10.01

Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

1

Знать основные правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст

53.

11.01

Знаки препинания при цитировании.

1

Знать о постановке знаков препинания при цитировании.

Уметь применять это правило.

Уметь цитировать различные устные и письменные высказывания с соблюдением норм письменной и устной речи.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст

54.

12.01

Культура речи и ее свойства. Речевой этикет. Функциональные стили речи и их особенности.

1

Знать признаки текста и его функционально-смысловые типы, функциональные стили речи и их особенности.                                        Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Читать тексты разных стилей и жанров. Владеть разными видами чтения. Уметь различать стили речи. Представлять информацию в развернутом виде с использованием опорных схем.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, осуществлять речевой самоконтроль; разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения, владеть основными приемами информационной переработки письменного текста

55.

17.01

Разговорный стиль речи.

1

Знать основные признаки разговорного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов.                             Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать его структуру.

Осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из разных источников. Создавать собственный текст в соответствии с правилами и нормами его построения. Уметь работать в группе.

56.

18.01

Научный стиль речи. Лексические, морфологические  и синтаксические особенности научного стиля речи.

1

Знать основные признаки научного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов.             Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать его структуру.

Создавать текст заданного стиля, определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности научных и научно-популярных текстов.

57.

19.01

Официально-деловой стиль речи.

1

Знать:  признаки официльно-делового стиля речи, сферу его использования, назначение

Составлять деловой документ определенного делового жанра

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

58.

24.01

Публицистический стиль речи. Основные признаки текста публицистического стиля речи.

1

Знать основные признаки публицистического стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов.                                     Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать его структуру. Владеть лексико – стилистическим анализом.

Читать тексты разных стилей и жанров. Владеть разными видами чтения. Уметь различать стили речи. Представлять информацию в развернутом виде с использованием опорных схем.

59.

25.01

Лексические и синтаксические  особенности публицистического стиля речи.

1

60.

26.01

Художественный стиль речи.

1

Знать отличительные черты художественного стиля речи как одного из основных видов информационной переработки текста.                  

Уметь создавать и редактировать текст художественного стиля.

Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, передавать ее  в сжатом или развёрнутом виде с помощью схем.

61-62

31.01

01.02

Стилистический анализ теста.

Практикум.

2

63

02.02

Переработка текста. Виды переработки текста.

1

Знать: виды информационной переработки текста: план, тезисы, конспект, реферат, аннотация

Определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста

Извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст

64 -65

07.02

08.02

К/Р. Комплексный анализ текста с тестовыми заданиями.

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками

2

Уметь выполнять тестовые задания.

Решать тестовые задания с последующей корректировкой собственных результатов.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

66.

09.02

Употребление лексических единиц в речи.

1

Уметь: использовать синонимы, антонимы, паронимы в текстах разных функциональных стилей

Анализировать, выбирать, использовать выразительные средства лексики

Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

67-68

14.02

15.02

Употребление грамматических форм слов в речи. Именные части речи.

2

Знать: языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм.

Различать смысловые и синтаксические конструкции, применять синтаксические синонимы в речи

Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

68-69

16.02

21.02

Употребление грамматических форм слов в речи. Глагол, причастие и деепричастие.

2

Знать: морфологические признаки глагола, причастия и деепричастия, правила написания.                            Уметь: видеть причастие и деепричастие в тексте, применять изученные  правила.

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Владеть приемами самоконтроля усвоения изученного. Осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из разных источников. Уменить работать в группе.

Извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка, соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

70-71

22.02

23.02

Употребление единиц синтаксиса в речи. Словосочетания и простые предложения.

2

Знать: основные единицы синтаксиса.

Уметь:  грамотно, в соответствии с нормами, употреблять их в речи

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

72-73

28.02

01.03

Употребление единиц синтаксиса в речи. Сложное предложение. Синтаксическая синонимия  СПП.

1

Знать: основные единицы синтаксиса.

Уметь: различать на практике синтаксическую синонимию ССП

Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, давать монологически связный ответ, опираясь на схемы и таблицы.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

74 -75

02.03

03.03

К/Р. Комплексный анализ текста с тестовыми заданиями.

Анализ контрольной работы.

Работа над ошибками

2

Уметь выполнять тестовые задания.

Решать тестовые задания с последующей корректировкой собственных результатов.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

76

09.03

Употребление предложений с однородными членами

1

Знать: основные единицы синтаксиса.

Уметь: различать на практике синтаксическую синонимию ССП

Уметь структурировать знания, самостоятельно выделять необходимую информацию, давать монологически связный ответ, опираясь на схемы и таблицы.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

77

10.03

Употребление сложных предложений

1

78

15.03

Синтаксическая синонимия сложных предложений.

1

79.

16.03

Р.Р.   Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

2

Композиция сочинения, особенность языковых средств.

Создавать собственный текст в соответствии с правилами и нормами его построения.

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов, извлекать информацию из различных источников, использовать основные виды чтения,создавать письменные высказывания различных типов и жанров, редактировать собственный текст, применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

80.

17.03

Р.Р.     Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (продолжение)

81-83

31.03

01.04

05.04

Тропы языка

3

Знать особенность текстов по стилю и типу

Давать развернутый ответ, работать с текстом

Отмечать стилевые черты, языковые средства текста; проводить лингвистический анализ текстов  различных стилей

84-86

06.04

07.04

12.04

Стилистические фигуры

3

87-88

13.04

14.04

Изобразительно-выразительные средства языка. Практикум.

2

89

19.04

Язык как историческое и развивающееся явление.

1

Некоторые особенности развития русского языка что такое речь, формы речи речевая ситуация

Оперировать с терминами при анализе языкового явления, иметь представление о социальной сущности языка

Читать статью учебника, отвечать на вопросы

90

20.04

Язык и культура.

1

91

21.04

Литературный язык и язык художественной литературы.

1

92-93

26.04

27.04

Практическая работа по теме «ИВС языка. Культура речи».

2

Знать особенность текстов по стилю и типу

Отмечать стилевые черты, языковые средства текста; проводить лингвистический анализ текстов  различных стилей

Давать развернутый ответ, работать с текстом

94-98

28.04

04.04

10.05

11.05

12.05

Готовимся к экзаменам. Повторение   изученного в 5-11 классах.

5

Основные  нормы русского литературного языка

Применять изученные орфограммы;  соблюдать основные правила орфографии

99-100

17.05

18.05

Итоговая контрольная работа.

Анализ итоговой контрольной работы.

Работа над ошибками.

2

Знать особенность текстов по стилю и типу

Отмечать стилевые черты, языковые средства текста; проводить лингвистический анализ текстов  различных стилей

Давать развернуты ответ, работать с текстом, анализировать

101-102

19.05

24.05

Готовимся к экзамену.

Рекомендации по подготовке к экзамену.

Заключительный урок.

2

                                                     

Учебно – методическое обеспечение

1.Воителева Т.М. Русский язык. 11 класс. «Академия», 2018

2. Воителева Т.М. Русский язык в старших классах. «Академия», 2018

3. Воителева Т.М., Орг А.О., Мачулина А.В. Русский язык. 10 класс. Сборник упражнений. Базовый уровень. «Академия», 2018

4.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. «Академия», 2018

5.Львова С.И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 классы. М.: Мнемозина, 2015

6. Авторские презентации к урокам русского языка в 11-м классе.

Литература

Для преподавателя

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.                                                                                                                БыстроваЕ. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А.   Быстровой. — М., 2012.                                                        

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.                                                                                                                                            Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. — М., 1982.                                                                                                                                        ЕГЭ - 2016. Русский язык. Тренировочные задания / И. П. Цыбулько и др. — М., 2015.                                                                                                      Иванов В. В., ПотихаЗ.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.                                

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.                                                                                                                                          Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. — М., 2012.                                                                                                       Купалова А. Ю. Текст в занятиях родным языком. — М., 1996.                                                                                                                               Львова С.И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2014.                                                                                          Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. — М., 2014.                                                                                

Львова С.И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2014.                                                                                                                                                                                                                          Львова С.И. Язык в речевом общении. — М., 2013.                                                                                                                                                Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. — М., 2013.                                                                Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Часть 1. Часть 2. — Тольятти, 2014.                                                                                      

 Окунцова Е.А. Ударение диктору, лектору, оратору, учителю, школьнику. Словарь-справочник. Издательство Московского университета, 2010.                                                                                                                                                                                                                              Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 2012.                                                                                                                                                                                                       

Для обучающихся

Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 2011.                                                                                                                    

 Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.                                                                                                     Горбачевич К.С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.                                                                                                                                                                Граник Г. Г., Бондаренко СМ., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 2014.                                                                                      Граник Г. Г., Бондаренко СМ., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 2012.                

Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.                                                                                                                         Журавлев А. П. Звук и смысл. — М., 1991.                                                                                                                                                         Журавлев А. П., Павлюк Н. А. Язык и компьютер. — М., 1989.                                                                                                              Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.                                                                                                                                           Колосов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.                                                                                                                                      К р ы с и н Л. И. Жизнь слова. — М., 1980.                                                                                                                                                                   Львова СИ. «Позвольте пригласить вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.                                                                                                     Львова СИ. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2014.                                                                                                                                    Львова СИ. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 2014.                                              

Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. — М., 2012.                                                                       Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М„ 2012.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Откупщиков Ю. Н. К истокам слова. — М., 1986.                                                                                                                                     Сергеев В. Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.                                                                                                         Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 2012.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 2013.                                                                                                                                                          Успенский Л. В. По дорогам и тропам языка. — М., 2000.                                                                                                                Успенский Л.В. Слово о словах. (Любое издание.)                                                                                                                                       Чуковский К. И. Живой как жизнь. (Любое издание.)                                                                                                                                                                                                                                                             Шанский Н.М. Занимательный русский язык: В 2 ч. — М., 1996.

Школьные словари русского языка                                                                                                                                                                                 Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.                                                                           

Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М., 1997.                                                                                                     Быстрова Е. А., Окунева А.П., Каратева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.                                                       

Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.                                         

Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998. (Любое последующее издание.)                                                               

Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997. (Любое последующее издание.)                                                                 

Лапатухин М. С, Скорлуповская Е. В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1999.                                                                                                                                                                                                                                  Леденев С. Д., Ледовских И. В. Школьный орфографический словарь русского языка. — М., 1997.                                                       

Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2006.                                                                                                          Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998.                                                                    

Львова СИ. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.                                                                

Львова СИ. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.                                                                                                              Окунцова Е.А. Ударение диктору, лектору, оратору, учителю, школьнику. Словарь-справочник. Издательство МГУ, 2010                                                                                                                                                                                                                                          Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — 3-е изд. —М., 1991.                              

 Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.                                                          

 Рогожникова Р. П., Карская Т. С Словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII—XX вв. — М., 2005.                                                                                                                                                               Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.                                                                

Ушаков Д. Н., Крючков С.Е.

Орфографический словарь. Для учащихся средней школы. — 43-е изд. — М., 2001. (Любое последующее издание.)                                                                                                                                                                                                                                                        Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — 3-е изд., испр. — М., 2000.                                                                                                                                                                                                                             Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 3-е изд. — М.,2000.                                                                                                                                                                            Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова. — 6-е изд. — М., 2008.                                                                     Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.

Материально-техническое обеспечение

  1. Интерактивная доска
  2. Мультимедийное оборудование
  3. ППС «Кирилл и Мефодий».
  4. Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей. Открытый урок; http://www.uchportal.ru/load/30 - Учительский портал; http://pedsovet.su/load/238-1-0-1768 - Pedsovet.su, http://nsportal.ru/shkola/ - Социальная сеть работников образования nsportal.ru; http://metodsovet.su/load/nach_russ_yaz/ - Методсовет. Методический портал учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просв...

рабочая программа и календарно-тематичекое планирование по русскому языку, 5-6 класс, по УМК под редакцией А.Д.Шмелева

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы   по русскому языку «Р...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т.А.Ладыженской 5 класс

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова на 204 ч( 6 уроков в неделю) и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка 8 класс ( по программе Е.А. Быстровой)...