Технологическая карта урока "Род имён существительных", 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока "Род имён существительных", 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imyon_sushchestvitelnyh_5_klass._doc.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА.
ФИО учителя | Варава Елена Александровна | ||||
Место работы | МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Пуровск Пуровского района ЯНАО | ||||
Должность | учитель русского языка, литературы, риторики | ||||
Предмет | русский язык | ||||
Класс | 5-А | ||||
Тема и номер урока в теме | урок № 91 «Род имён существительных». | ||||
Базовый учебник | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы в 2 книгах. Москва, Баласс. | ||||
Цели урока | Цели как деятельность учеников (чему они должны научиться, какими знаниями и умениями овладеть): М/п (метапредметные познавательные) результаты: извлекать информацию из словарей, Интернета, пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), преобразовывать информацию из одного вида в другой; Предметные результаты (линии развития): - распознавать род имён существительных, правильно употреблять в речи (согласовывать) имена существительные с формами прилага-тельных и глаголов в прошедшем времени; - овладевать нормами литературного произношения для формирования культуры устной речи. | ||||
Задачи | 1) развитие у учащихся любви и интереса к родному языку, осознания его красоты и эстетической ценности; 2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) совершенствование своей устной и письменной речи; 4) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке. | ||||
Тип урока | Урок обобщения и углубления знаний и умений. | ||||
Формы работы обучающихся | Индивидуальная работа. Работа в парах. | ||||
Необходимое техническое обеспечение | Интерактивная доска. Ноутбуки для обучающихся. Образовательная система «Школа 2100»: электронная поддержка учебного процесса: предметный диск «Русский язык и литература, 5-9 классы». | ||||
Электронные образовательные ресурсы, размещенные в федеральных коллекциях: ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru и ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru. | |||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формирование УУД | ||
I. Организационный момент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» | Приветствуют учителя; демонстрируют готов-ность к уроку. | Личностные: мобилизация вни-мания, уважение к окружающим. Коммуникативные: 1) осознавать важность комму-никативных умений в жизни человека; 2) слушать и слышать других. | ||
II. Словарный диктант. | Проводит экспресс-диагностику орфографической грамотности обучающихся: Россия, кинотеатр, полуостров, пансионат, Великая Отечественная война, шорох, компьютер, аппарат, регулировать, профессия, безвкусица, блистать, блестеть, велосипед, вестибюль, Шотландия, крыжовник, компьютерщик. | Выполняют задание эк-спресс-диагностики по расширению словарного запаса. | Личностные: осознавать ответ-ственность за произнесённое и написанное слово. | ||
III. Формулирование темы урока. | Обращается к обучающимся с подводящими вопро-сами: - Послушав «Весёлые рифмы», сформулируйте тему урока: Род мужской, конечно, мой: мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я; То, про что скажу, – моя: моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род – оно моё: Моё окно, село моё. – А зачем нам нужно уметь определять род имён существительных? | Высказывают предполо-жения на основе наблю-дений; формулируют тему урока; определяют харак-тер деятельности. | Регулятивные: 1) формулировать тему урока; 2) определять характер деятель-ности. | ||
IV. Повторение и обобщение изученного. | IV.1.Осуществляет контроль выполнения заданий; определяет степень успешности обучающихся, работы каждой группы: 1. Интерактивное задание (flash 91.5 кб): «Род имён существительных» (2-3 мин). 2. Наблюдение над употреблением имён существи-тельных разного рода в тексте (упр.382) IV.II. Резюмирует изложенное: Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе. | 1.Анализируют изученное; выполняет индивидуальное интерактивное задание. 2.Работают в группах (по заданиям к упр. 382). 3.Отвечают на главный вопрос урока: «Зачем нуж-но уметь определять род имён существительных?» | Познавательные: владеть при-ёмами продуктивного чтения. Коммуникативные: владеть мо-нологической речью. | ||
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | Организует деятельность обучающихся по развитию учебноязыковых и речевых умений; заслушивает краткие сообщения – устные рассказы на лингвистическую тему. 1. Работа по учебнику. 1.1.Упр. 383 – развивается умение выражать род имён существительных с помощью окончаний, подбирать слова по родовым окончаниям. – Сформулируйте общий вывод: что нужно учитывать при определении рода имён существительных? (Значение одушевлённых существительных с окончанием а – муж. пол (папа, дядя) – м.р. и жен. пол (мама, дочка) – ж.р.; конечный согласный основы при нулевом окончании: твёрдый согласный – м.р., мягкий согласный – ж.р. или м.р.) 1.2.Упр. 384 (представлены сведения о роде имён существительных в разных языках – развиваются умения читательской деятельности: выделять ключевые слова, находить новую информацию, сжато передавать содержание текста). 2. Словарная работа со словами в рамках: столяр, талант. – Что обозначают эти слова? Проверьте по словарю. (Талант – – Что ещё можно узнать о слове из словаря? (Как произносить, писать, какого рода, есть ли другие значения.) – Составьте словосочетания или предложения с этими словами. 3. – Запишите слова в столбик: Мозоль, рояль, тюль, картофель, фамилия, фасоль, шампунь. – Подберите прилагательные к существительным. Что для этого вам нужно знать? 4. Как определить род имён существительных с нулевым окончанием и ь на конце? Составьте опору любым удобным для себя способом. (можно использовать материал предметного диска: ресурс «Род имён существительных, оканчивающихся на ь (с нулевым окончанием)» к § 44.) | На основе материала учебника делают вывод об определении рода имён существительных. Работают в группах, вы-полняя упражнение 383. . Работают в парах, вы-полняя упражнение 384. Составляют план дости-жения цели, под ру-ководством учителя – опору. | Познавательные: 1) анализировать, структуриро-вать, строить логические рас-суждения, систематизировать; 2) владеть умениями чита-тельской деятельности (извле-кать информацию, выделять главное, сжимать с опорой на ключевые слова). Коммуникативные: 1) высказывать и аргументиро-вать свою точку зрения; 2) строить связное монологи-ческое высказывание в учебно-научном стиле; 3) договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 4) слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; 5) осуществлять речевой само-контроль в учебной деятельности и повседневной практике. Познавательные: 1) создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры); 2) соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со схемой-опо-рой), воспроизводить инфор-мацию в удобной для себя форме. | ||
VI. Итог урока (рефлексия). | Создаёт оптимальные предпосылки для рефлексии обучающихся. Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки: - Какую цель ставили? - Достигли ли цели? - Что нового вы узнали? - Какие затруднения испытали? - Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке. – Что нового узнали на уроке о роде имён сущест-вительных? – Назовите ключевые слова урока. (Мужской, жен-ский, средний род, окончание, согласуемые слова.) Выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Оценивая свою деятель-ность, соотносят её с целями урока; используют алгоритм самооценки. | Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и самооценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью; учет разных мнений Регулятивные: вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | ||
VII. Домашнее задание. | Инструктирует обучающихся по подбору фактического материала, правилам оформления презентации (последнее задание к тексту упр. 384). | Слушают инструктаж по составлению учебной пре-зентации (2-3 слайда). Записывают задание в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Имя существительное - часть речи удивительная"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику Е.А.Быстровой - обобщение изученного об имени существительном...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Гласные о - е в окончаниях существительных после шипящих и ц"
Урок разработан с учетом новых требований ФГОС и с применением наше-сингапурской системы....
Технологическая карта урока «Имя существительное”
Технологическая карта урока «Имя существительное”...
Технологическая карта урока "Несклоняемые существительные" (6 класс. Программа Т.А. Ладыженской)
Тема урока: урок овладения новыми знаниями по теме «Несклоняемые существительные», тип урока - комбинированный....
Технологическая карта урока в 6 классе "Основные словообразовательные модели имён существительных"
Технологическая карта урока "Основные словообразовательные модели имён существительных", 6 класс, УМК Разумовской...
Технологическая карта урока "Имя существительное как часть речи" по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС...