Урок развития речи 7 класс Создание сочинения-миниатюры на основе концепта «ДРУЖБА» «Дружба - бесценный дар !»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Урок формирует у учащихся представления о концепте «дружба» в процессе языкового и речевого развития.Учит учащихся применять свои теоретические знания на практике, последовательно излагать мысль, развивать чувство воображения. Актуален для подготовки учащихся к сочинению в формате ОГЭ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
7 класс
Создание сочинения-миниатюры на основе концепта «ДРУЖБА»
«Дружба - бесценный дар !»
Тип урока: урок-исследование
Цель урок: формирование представления о концепте «дружба» в процессе языкового и речевого развития; уметь применять свои теоретические знания на практике, последовательно излагать мысль, развивать чувство воображения
Задачи:
1. Обогащение словаря-тезауруса новыми понятиями ;
2. Воспитание речевой и языковой толерантности;
3. Обучение созданию текста.
4.Научить учащихся правильно строить предложения, развивать речь учащихся;
Планируемые результаты:
Предметные умения: иметь представления о концепте «ДРУЖБА»; создание текста(миниатюра) на основе концепта«ДРУЖБА»;
Личностные: формирование ученической компетентности, развивать у обучающихся интерес к написанию сочинения; совершенствовать культуру речи детей; расширять кругозор школьников; формировать навыки благожелательного отношения друг с другом во время работы.
Метапредметные:
Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы; умение провести самооценку; самостоятельно разрабатывать алгоритм решения учебной задачи с учетом конечного результата.
Универсальные познавательные учебные действия: формирование представления о концепте «дружба», формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными источниками; развивать умения применять раннее полученные знания в новых условиях.
Универсальные коммуникативные учебные действия: формирование умений самостоятельно планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели, функции участников и способы взаимодействия; самостоятельно или с помощью учителя выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка
ХОД УРОКА
Организационный этап
УУД - Р.- умение мобилизовать свои силы для работы
ЛКЗ№1. Мотивация. Постановка цели урока.
УУД - П. - умение строить высказывание.
К. - умение выражать свои мысли, формулирование темы.
Р. - самокоррекция.
Объясните цитаты и определите тему нашего урока:
1.«Создает человека природа, но развивает его общество»
( Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский)
-Выделите ключевые слова.(человек, общество)
-Какая между ними связь?
-Как общество развивает человека?
2. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...
Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"
-Объясните цитату.
-О какой духовной ценности идет речь?(дружба)
Сегодня мы исследуем концепт «дружба», решая различные лингвокультурологические задачи, и докажем, что «Дружба- бесценный дар!»
ЛКЗ№ 2. Проблемная ситуация. Работа со словом.
Напишите ассоциации к слову «Дружба»
УУД:
П.- находят достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач
ДРУЖБА- это___________________________________________________________________
ЛКЗ№3 Открытие новых знаний. Словарная работа.
Сравните два определения. Какое из определений вам импонирует более всего? А что же объединяет эти определения? В чем различие?
УУД-
П. -находят достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач
К. -слушают и слышат других, возможность адекватно использовать речевые средства
ДРУЖБА ДРУ́ЖБА, -ы, жен. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. одноклассников. (С.И.Ожегов)
ДРУЖБА – это взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении. (В.И.Даль)
Какой можно сделать вывод…
ЛКЗ№4 Открытие новых знаний.
УУД-
Л.- планирование
П.- умение проводить самостоятельное наблюдение, выводят алгоритм
Р.- анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения. Прогнозирование, построение логического рассуждения.
-Прочитайте статью.
-Назовите основные признаки дружбы.
Международный день дружбы
Дата в 2020 году: | 30 июля, четверг |
Учрежден: |
| Генеральной Ассамблеей ООН 27.04.2011 |
Традиции: |
| проведение мероприятий по всему миру с целью пропаганды дружбы между странами, культурами, народами, отдельными людьми; семинары и тренинги для молодежи о необходимости уважительного восприятия других культур |
Международный день дружбы – праздник, направленный на укрепление взаимоотношений между людьми. Его отмечают все: каждый отдельный человек и целые государства.
В 2020 году в России Международный день дружбы отмечается 30 июля и проходит на официальном уровне 10 раз.
Цель праздника – напомнить о важности дружеских отношений между людьми, целыми культурами, государствами и нациями.
В Международный день молодежи по всему миру проходят праздничные мероприятия с целью пропаганды дружбы между странами, культурами, народами, отдельными людьми. Проводятся семинары и тренинги для молодежи о необходимости уважительного восприятия других культур.
ЛКЗ№5 . Закрепление: выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции
У УД
К. – формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.
Л. – способность к самооценке
П. –извлечение информации ,осуществление мыслительных операций анализа и синтеза .
Р.- волевая регуляция в ситуации затруднения .Коррекция.
Продолжи высказывание:
- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать... (знакомый).
- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете... (приятель).
- Об однокласснике, с которым за 7 лет съеден пуд соли, скажете...(товарищ).
- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете... (друг) .
- Что их объединяет? (дружба)
-Как называются слова, которые вы записали?(Синонимы)
-Каким должен быть настоящий друг?
-Кто может быть другом? (мама, учитель, игрушка,…..)
-Какой можно сделать вывод…
ЛКЗ№6. Проверка домашнего задания. Расскажите о своем друге.
У УД
К. – формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.
Л .– способность к самооценке
П. – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
ЛКЗ№7 . Закрепление .Работа с пословицей.
УУД
П. –извлечение информации ,осуществление мыслительных операций анализа и синтеза .
Р. -волевая регуляция в ситуации затруднения .Коррекция.
Подберите пословицы к ситуации :
- Друга на деньги не купишь
- Для дружбы нет расстояний.
- Друг за друга стой — и выиграешь бой.
- Друга иметь – себя не жалеть.
- Легко друзей найти, да трудно сохранить.
- В дружбе — правда.
- Друг познается в беде.
- Друга на деньги не купишь.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Друзья прямые — что братья родны
- Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. Добрый друг лучше ста родственников.
- Недруг поддакивает, а друг спорит.
- Неверный друг — опасный враг.)
Ситуация № 1.
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. Помогу и скажу: …
Ситуация № 2.
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. Доведу его до дома, вызову “скорую” и скажу: …
Ситуация № 3.
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. Подарок не приму и скажу: …
Ситуация №4
Друг мне сказал, что он расстроен моими неудачами в учёбе, что он не будет на это закрывать глаза. Но если нужна помощь по математике или по физике, он готов объяснить непонятные мне темы. Критика друга мне была неприятна, но я подумал и сказал себе: …
-Что значит, настоящая дружба? Сделайте вывод…
ЛКЗ№8 Закрепление: вторичное осмысление. Работа с текстом.
УУД:
Л - самостоятельно формулирует собственную точку зрения на предлагаемый материал или ситуацию
П – извлечение информации ,осуществление мыслительных операций анализа и синтеза .
К – формулировать собственное мнение и позицию, использовать речь для регуляции своего действия.
-О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней письменно и устно излагали и поэты, и ученые, и философы. Готовясь к уроку, я нашла замечательную притчу.
Притча о дружбе
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья молча продолжали идти и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, который дал пощёчину и спас жизнь своему другу спросил его: — Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Закончи притчу …
И друг ответил: — Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло…
- Как вы считаете, о чем эта притча?
- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?
Проблема:______________________________________________________
Микротемы:_________________________________________________________________________________________________________________________ - Какие отношения существовали между друзьями?(доверительные, взаимопонимание)
Какова основная мысль притчи? (Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.)
- Чему учит нас эта притча?
Какой можно сделать вывод?
ЛКЗ№9. Актуализация знаний.
. УУД:
К.- умение слушать друг друга, работать в команде;
П.– построение логической цепочки, выбор оснований и критериев для сравнения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ и синтез.
Л.- самостоятельно устанавливает связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Р.- самостоятельно разрабатывает алгоритм решения учебной задачи с учетом конечного результата
- Какими же качествами должен обладать человек, умеющий дружить? (не бросать друга в беде, умеет хранить секреты, честный, должен уметь дружить, заступаться друг за друга)
Составьте кластер «ДРУЖБА», используя предложенные качества человека
(истинная и мнимая дружба)
Качества:
- Понимание
- Деликатность
- Мелочность
- Близость взглядов
- Неуверенность
- Зависть
- Прощение
- Доброта
- Равнодушие
- Благородство
- Самокритичность
- Болтливость
- Сдержанность
- Обдуманность фраз и поступков
- Нахальство
- Раздражительность
- Искренность
- Приветливость
- Честность
Какой можно сделать вывод…
ЛКЗ№10 Обобщение и систематизация знаний .Творческое применение знаний ..Написание сочинения-миниатюры.
УУД:
П.: -понимание проблемы; -выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства; -умение проводить, анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов; -умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис; -выведение следствий
К.: -понимание вопроса задания; -владение монологической письменной речью; -умение отвечать на поставленный вопрос; -умение полно и ясно выражать свои мысли.
Р.: -понимание того, что доказывается; -понимание, к какому выводу необходимо прийти; -понимание алгоритма работы; -умение удерживать собственную мысль; -умение корректировать написанное; -контроль правильности выполнения задания.
Л: -умение выражать свое отношение к поставленной проблеме; -понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; -умение понимать нравственные идеи текста
Напишите сочинение-миниатюру «Дружба - бесценный дар!»(учащиеся зачитывают свои работы)
-Какой можно сделать вывод к нашему уроку…
ВЫВОД:
-Мы дружим с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Вот одна из черт дружбы – избирательность. Человек не может выбрать себе соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить, достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не зря же говорят «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».
- Другая черта дружбы – бескорыстность. Это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям просто приятно во всем помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.
- Третья черта – общность интересов. Взаимная симпатия и общность интересов — это люди близкие по духу, поведению, увлечениям. Но это не означает, что между друзьями нет отличий. Различия только обогащают дружбу, делают её ещё интереснее.)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
УУД:
П.: умение структурировать знания; оценивание процессов и результатов деятельности
Р.: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Составить кроссворд на основе концепта «ДРУЖБА»
Подведение итогов занятия. Рефлексия.
УУД:
К.: умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности
Дайте аргументированные ответы на один из вопросов.
Выставление оценок за урок!!!
Предварительный просмотр:
Карта урока для учащихся
Создание сочинения-миниатюры на основе концепта «ДРУЖБА»
«Дружба - бесценный дар !»
ЛКЗ№1. Объясните цитаты и определите тему нашего урока
1.«Создает человека природа, но развивает его общество»
( Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский)
-Выделите ключевые слова
-Какая между ними связь?
-Как общество развивает человека?
2. Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...
Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"
-О какой духовной ценности идет речь?
ЛКЗ№ 2. Напишите ассоциации к слову «Дружба»
ДРУЖБА- ------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЛКЗ№3 . Сравните два определения. Какое из определений вам импонирует более всего? А что же объединяет эти определения? В чем различие?
ДРУЖБА ДРУ́ЖБА, -ы, жен. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С.И.Ожегов)
ДРУЖБА – это взаимная привязанность двух и более людей, бескорыстная, основанная на любви и уважении. (В.И.Даль)
Какой можно сделать вывод_______________________________________
ЛКЗ№4 -Прочитайте статью.
Международный день дружбы
Дата: | 30 июля |
Учрежден: |
| Генеральной Ассамблеей ООН 27.04.2011 |
Традиции: |
| проведение мероприятий по всему миру с целью пропаганды дружбы между странами, культурами, народами, отдельными людьми; семинары и тренинги для молодежи о необходимости уважительного восприятия других культур |
Международный день дружбы – праздник, направленный на укрепление взаимоотношений между людьми. Его отмечают все: каждый отдельный человек и целые государства.
В 2020 году в России Международный день дружбы отмечается 30 июля и проходит на официальном уровне 10 раз.
Цель праздника – напомнить о важности дружеских отношений между людьми, целыми культурами, государствами и нациями.
В Международный день по всему миру проходят праздничные мероприятия с целью пропаганды дружбы между странами, культурами, народами, отдельными людьми.
ЛКЗ№5 . Продолжи высказывание:
- О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать _______________
- О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете________________
- Об однокласснике, с которым за 7 лет съеден пуд соли, скажете_________
- О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете______________
- Что их объединяет?
-Каким должен быть настоящий друг?
-Кто может быть другом?
-Какой можно сделать вывод_______________________________________
ЛКЗ№6. Расскажите о своем друге.
Мой друг___________________________________________________
ЛКЗ№7 . Подберите пословицы к ситуации :
Ситуация № 1.
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. Помогу и скажу: …
Ситуация № 2.
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. Доведу его до дома, вызову “скорую” и скажу: …
Ситуация № 3.
Ваш друг поступил подло, но потом решил вернуть дружбу, предложив дорогой подарок. Подарок не приму и скажу: …
Ситуация №4
Друг мне сказал, что он расстроен моими неудачами в учёбе, что он не будет на это закрывать глаза. Если нужна помощь по математике или по физике, он готов объяснить непонятные мне темы. Критика друга мне была неприятна, но я подумал и сказал себе: …
ПОСЛОВИЦЫ:
- Для дружбы нет расстояний.
- Друг за друга стой — выиграешь бой.
- Друга иметь – себя не жалеть.
- Легко друзей найти, да трудно сохранить.
- В дружбе — правда.
- Друг познается в беде.
- Друга на деньги не купишь.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Друзья прямые — что братья родные.
- Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет. Добрый друг лучше ста родственников.
- Недруг поддакивает, а друг спорит.
- Неверный друг — опасный враг.
ЛКЗ№8 Прочитайте притчу и закончите ее .
Притча о дружбе
Два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья молча продолжали идти и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал пощёчину и спас жизнь своему другу, спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне.Почему?»_________________________________________________________________________________________________________________
-О чем эта притча?_____________________________
- Как можно озаглавить притчу?_______________________
-Какова основная мысль притчи? _____________________________________
Чему учит нас эта притча?_________________________________________
Какой можно сделать вывод?________________________________________
ЛКЗ№9.. Составьте кластер «ДРУЖБА», используя предложенные слова и словосочетания: понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность,зависть,прощение,доброта,равнодушие,благородство,самокритичность,болтливость,сдержанность,обдуманность фраз и поступков,нахальство,раздражительность,искренность,приветливость,честность
Какой можно сделать вывод__________________________________
ЛКЗ№10 Напишите сочинение-миниатюру «Дружба - бесценный дар!»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какой можно сделать вывод к нашему уроку…
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс по русскому языку«Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров»
Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занят...
Конспект урока развития речи по концепту корень
Метолдическая разработка урока развития речи в 11 классе на основе использования технологии лингвоконцептоцентрического изучения языка...
1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."
1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...
Урок развития речи по русскому языку. Сочинение-миниатюра по пьесе П.И.Чайковского Февраль.Масленица. ( Времена года)
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием по УМК Бабайцевой. Урок предназначен для проведения в 6 классе....
"Спасибо тебе, бабушка". Раздаточный материал к уроку развития речи по созданию художественного портрета.
Раздаточный материал к уроку развития речи по созданию художественного портрета....
Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"
Презентация к уроку развития речи "Сочинение-миниатюра по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец»"...
«Создание сочинения- миниатюры на основе концепта «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Урок формирует мировоззрение у учащихся, дает представление о концепте "ТОЛЕРАНТНОСТЬ", разграничение понятий,развивает творческое воображение и ассоциативно-образное мышление, в...