Урок развития речи по русскому языку. Сочинение-миниатюра по пьесе П.И.Чайковского Февраль.Масленица. ( Времена года)
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием по УМК Бабайцевой. Урок предназначен для проведения в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 565.06 КБ |
urok_razvitiya_rechi._sochinenie-miniatyura_po_pese_chaykovskogo.pptx | 565.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств; продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям); познакомить с традициями русского народа; эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык – литература – живопись – музыка.
Масленица – это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста. Масленица потому так и названа, что в течение этой недели позволяется есть коровье масло, которое запрещено во время поста. Во время Масленичной недели день и ночь продолжались игры, гулянье, веселье. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и угощают блинами.)
МАСЛЕНИЦА (Отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне») Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники. <...>
Какие воспоминания вызывает у писателя слово Масленица ? – Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости ? С какими словами обычно сочетается слово веселый ?
? (И.С. Шмелев говорит, что это широкое слово (ср. широкая Масленица) наполнено яркой радостью, весельем, звоном, довольным гулом людей . ) Он использует такие слова, как яркие пятна, веселые кони в бубенцах, игривые переборы гармоники. Использует повтор слова веселый. )
Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромой сосульки, плавятся-звякают о льдышки . Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», – и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот про-ступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, бли-нами . Капает в темноте, – Масленица идет. (И.С. Шмелев)
Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет . Как писателю удается передать это ощущение? (Писатель говорит, что чаще появляется солнце, снег маслится – тает, блестит; как бахрома, висят сосульки и тают – плавятся, лед становится мягким; раздается гомон галок; а тихая капель в темноте похожа на шаги Масленицы, весны.)
Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку катаются на извозчиках с гармоньей . Мальчишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами. <...> Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках с тарелку блины пекутся, румяные, кладутся в стопки... Пар идет от блинов. Винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают... Стоит благодатный гул: довольны. (И.С. Шмелев)
После блинов едем кататься с гор. Зоологический сад, где устроены наши горы, – они из дерева и зали-ты льдом, – завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только. Высоченные горы на прудах. Над све-жими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах наро-дом . Нам подают «американки» – низкие саночки, обитые зеленым бархатом с бахромой, – и мы мчимся, летим, как ветер. Катят с бенгальскими огнями, горят разноцветные шары, пищат гармошки, гудят буб-ны ... (И.С. Шмелев)
Рассматриваем репродукции картин Б.Кустодиева .
Каждому дню масленичной недели дано свое имя: Понедельник — ВСТРЕЧА На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой зазывая Масленицу, после чего устраивали кулачные бои в честь «приезда дорогой гостьи». Зажиточный люд начинал встречу Мас-леницы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где прово-дить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не поте-шаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "честные наши родители, вот для вашей души блинок".
Борис Кустодиев Зима (вариант картины "Масленица") 1916 г.
Вторник — ЗАИГРЫШ Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили " позыватки " - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Борис Кустодиев Масленица 1920 г.
Среда — ЛАКОМКА На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".
Борис Кустодиев Деревенская масленица (Гармонист) 1916 г.
Четверг — РАЗГУЛЯЙ В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: " Трынцы-Брынцы , пеките блинцы !", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
Борис Кустодиев Масленица 1919 г.
Пятница — ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных " позываток ". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".
Борис Кустодиев Масленица 1916 г.
Суббота — ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки
Борис Кустодиев Масленица 1916 г. (вариант картины)
Воскресенье — ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума — полотенце, для кумы — кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные — из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью — растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы — холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
Борис Кустодиев Масленица. Масленичное катание. 1919 г.
Слушаем пьесу П.Чайковского «Февраль. Масленица». – Не только писатели, художники, но и композиторы старались передать свои воспоминания, впечатления об этом веселом русском празднике. Сегодня на уроке мы послушаем пьесу П.И. Чайковского, которая так и называется – «Февраль. Масленица». Этой музыкальной пьесе П.И. Чайковский предпослал эпиграф: Скоро Масленицы бойкой Закипит широкий пир. (П.Вяземский)
Работа над черновиком сочинения. Слушаем пьесу и работаем над черновиком сочинения. – Как начать сочинение? (Ребята предлагают варианты: Я слушаю музыкальную пьесу П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», и мне представляется... Когда звучит музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», мне кажется... Услышав первые звуки пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», я оказалась на празднике среди гуляющих, веселящихся людей...)
Домашнее задание Переписать сочинение
Урок подготовила : ПЕТРОВА М.В. у читель русского языка и литературы МКОУ СОШ №24 ст. Суворовская 2013 год
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах искусства; продолжить формирование навыков анализа языковых авторских средств; продолжить обучение умению строить текст (устное монологическое высказывание по картине; сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям); познакомить с традициями русского народа; эстетическое воспитание на основе межпредметных связей: русский язык – литература – живопись – музыка.
Масленица – это последний праздник зимы, который начинается за восемь дней до Великого поста. Масленица потому так и названа, что в течение этой недели позволяется есть коровье масло, которое запрещено во время поста. Во время Масленичной недели день и ночь продолжались игры, гулянье, веселье. Главную роль в русской Масленице играют блины, которые пекутся всю неделю; на блины зовут гостей и угощают блинами.)
МАСЛЕНИЦА (Отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне») Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники. <...>
Какие воспоминания вызывает у писателя слово Масленица ? – Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости ? С какими словами обычно сочетается слово веселый ?
? (И.С. Шмелев говорит, что это широкое слово (ср. широкая Масленица) наполнено яркой радостью, весельем, звоном, довольным гулом людей . ) Он использует такие слова, как яркие пятна, веселые кони в бубенцах, игривые переборы гармоники. Использует повтор слова веселый. )
Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромой сосульки, плавятся-звякают о льдышки . Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», – и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот про-ступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, бли-нами . Капает в темноте, – Масленица идет. (И.С. Шмелев)
Читая эти строки, мы тоже ощущаем, что Масленица идет . Как писателю удается передать это ощущение? (Писатель говорит, что чаще появляется солнце, снег маслится – тает, блестит; как бахрома, висят сосульки и тают – плавятся, лед становится мягким; раздается гомон галок; а тихая капель в темноте похожа на шаги Масленицы, весны.)
Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные внавалку катаются на извозчиках с гармоньей . Мальчишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами. <...> Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках с тарелку блины пекутся, румяные, кладутся в стопки... Пар идет от блинов. Винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают... Стоит благодатный гул: довольны. (И.С. Шмелев)
После блинов едем кататься с гор. Зоологический сад, где устроены наши горы, – они из дерева и зали-ты льдом, – завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только. Высоченные горы на прудах. Над све-жими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах наро-дом . Нам подают «американки» – низкие саночки, обитые зеленым бархатом с бахромой, – и мы мчимся, летим, как ветер. Катят с бенгальскими огнями, горят разноцветные шары, пищат гармошки, гудят буб-ны ... (И.С. Шмелев)
Рассматриваем репродукции картин Б.Кустодиева .
Каждому дню масленичной недели дано свое имя: Понедельник — ВСТРЕЧА На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой зазывая Масленицу, после чего устраивали кулачные бои в честь «приезда дорогой гостьи». Зажиточный люд начинал встречу Мас-леницы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где прово-дить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не поте-шаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "честные наши родители, вот для вашей души блинок".
Борис Кустодиев Зима (вариант картины "Масленица") 1916 г.
Вторник — ЗАИГРЫШ Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили " позыватки " - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых.
Борис Кустодиев Масленица 1920 г.
Среда — ЛАКОМКА На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".
Борис Кустодиев Деревенская масленица (Гармонист) 1916 г.
Четверг — РАЗГУЛЯЙ В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: " Трынцы-Брынцы , пеките блинцы !", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер.
Борис Кустодиев Масленица 1919 г.
Пятница — ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных " позываток ". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".
Борис Кустодиев Масленица 1916 г.
Суббота — ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки
Борис Кустодиев Масленица 1916 г. (вариант картины)
Воскресенье — ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума — полотенце, для кумы — кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями — «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные — из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью — растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы — холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.
Борис Кустодиев Масленица. Масленичное катание. 1919 г.
Слушаем пьесу П.Чайковского «Февраль. Масленица». – Не только писатели, художники, но и композиторы старались передать свои воспоминания, впечатления об этом веселом русском празднике. Сегодня на уроке мы послушаем пьесу П.И. Чайковского, которая так и называется – «Февраль. Масленица». Этой музыкальной пьесе П.И. Чайковский предпослал эпиграф: Скоро Масленицы бойкой Закипит широкий пир. (П.Вяземский)
Работа над черновиком сочинения. Слушаем пьесу и работаем над черновиком сочинения. – Как начать сочинение? (Ребята предлагают варианты: Я слушаю музыкальную пьесу П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», и мне представляется... Когда звучит музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», мне кажется... Услышав первые звуки пьесы П.И. Чайковского «Февраль. Масленица», я оказалась на празднике среди гуляющих, веселящихся людей...)
Домашнее задание Переписать сочинение
Урок подготовила : ПЕТРОВА М.В. у читель русского языка и литературы МКОУ СОШ №24 ст. Суворовская 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок развития речи по русскому языку 7 классТема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».
Тема: Сочинение по картине К.Васильева «Русалка».Цели:·...
Урок -развития речи по русскому языку по теме "Весна"
Конспект урока. Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"...
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе "Глаза - зеркало души"
Форма урока – творческая лаборатория. С учащимися выясняется, что лаборатория – это место, помещение для опытов, экспериментов, которые должны подтвердить какую-то наглядную идею, закон....
Урок развития речи по русскому языку в 7 классе. «Где же наша человеческая благодарность, милосердие?»
Урок развития речи.Воспитание бережному отношению к животным....
Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса
Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....
1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."
1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...
Урок развития речи 7 класс Создание сочинения-миниатюры на основе концепта «ДРУЖБА» «Дружба - бесценный дар !»
Урок формирует у учащихся представления о концепте «дружба» в процессе языкового и речевого развития.Учит учащихся применять свои теоретические знания на практике, последовательно изл...