Конспект урока развития речи по концепту корень
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Гаврилова Татьяна Сергеевна

Метолдическая разработка урока развития речи в 11 классе на основе использования технологии лингвоконцептоцентрического изучения языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_kontseptu_koren.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилова Татьяна Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

стаж работы 24 года;

заместитель директора по УВР

высшей квалификационной категории,

стаж работы 7 лет;

награждена грамотой Комитета по образованию,

отраслевой наградой МОиН РФ нагрудным знаком

«Почетный работник общего образования Российской Федерации»;

победитель конкурса учителей в рамках ПНП «Образование» 2008 года.

Изменения, происходящие сегодня в образовании и связанные с введением ФГОС и реализацией образовательной инициативы «Наша новая школа», требуют коренной перестройки обучения в школе – от знаниевой парадигмы к деятельностной, от собственно обучения к развитию и воспитанию средствами учебных предметов. Не предметные результаты обучения, а личностные (готовность и способность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, социальные компетенции, личностные качества) и метапредметные (так называемые универсальные учебные действия  - действия, обеспечивающие  способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта) сегодня являются приоритетными, на их достижение должна быть направлена система обучения и воспитания в школе. При решении этих новых задач особенно важным является выбор эффективных современных технологий. Кроме этого, следует учитывать специфику учебного предмета, которая заключается в следующем:

  • обучение родному языку в школе является прежде всего процессом  речевого, речемыслительного, духовного развития школьника;
  • владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации – это те характеристики личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира;
  • как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
  • будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Технологией, которая позволила бы эффективно решать задачи, стоящие перед обучением в школе в целом и обучением русскому языку в частности, как нам кажется, является технология постижения языка и культуры через осознание концепта. Национальный концепт – «вербально выраженная содержательная единица национального сознания, которая включает понятие, но не исчерпывается им, обогащается культурными смыслами и индивидуальными ассоциациями и изменяется вместе с развитием отечественного языка и культуры» (Н. Л. Мишатина). Таким образом, постижение концепта – это освоение культурных, национальных смыслов слова.

Немного о самой технологии. Можно выделить 3 этапа освоения учеником культурного концепта:

  • этап овладения «языком» концепта (что знает о данном концепте сам язык?) - создание словарного портрета концепта на основе работы с материалами различных словарей;
  • этап литературной установки (каким предстаёт данный концепт в художественной картине мира писателя?) – обогащение словарного портрета концепта смыслами, выявленными при анализе текстов художественных произведений;
  • этап личного речевого творчества (что знаю о данном концепте я?)

Если в целом оценить эффекты применения технологии постижения языка и культуры через осознание концепта, то их можно определить следующим образом:

  • реализация межпредметных связей – русского языка и литературы, истории, обществознания;
  • организация учебной деятельности – реализация деятельностного подхода в обучении;
  • создание условий для достижения личностных результатов по формированию ценностно-смысловых установок;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование познавательного УУД – умения работать с различными информационными источниками, информационная переработка текста;
  • решение узкопредметных задач – подготовка к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ по русскому языку.

Вашему вниманию предлагается разработка урока по одному из важнейших концептов  русской культуры – концепту «Корень». С учетом особенностей сегодняшних школьников для анализа на уроке были подобраны не только тексты художественных произведений, но и тексты, бытующие на просторах Интернета, что, несомненно, будет работать на повышение мотивации учащихся к работе на уроке.

Урок рассчитан на 2 часа учебного времени.


Концепт корень

Цели занятия:

  1. Формировать умение концептуально-метафорического анализа слова.
  2. Развивать логическое и ассоциативно-образное мышление, чувство языкового чутья.
  3. Совершенствовать умение составлять текст в жанре лингвокультурологического эссе-рассуждения.
  4. Воспитывать читательскую культуру, позволяющую понимать эстетику слова.

1 этап урока – образно-ассоциативный.

Задания:

  • За 1 минуту запишите ассоциации к слову «корень».
  • Прочитайте слова-ассоциации (каждый ученик читает только те, которые еще не звучали). Прозвучавшие слова подчеркивайте. То, что не встретилось ни у кого из ваших одноклассников, - это ваши личное, собственное осмысление слова «корень».

2 этап – словарный (работа со словарными статьями) – работа по группам.

Задания:

  • Используя рабочие материалы (приложение 1), кратко зафиксируйте в тетради основные значения слова «корень».

1 группа – словарная статья из толкового словаря Ожегова.

2 группа и 3 группа – словарная статья из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля.

4 группа – словарная статья из Большого толкового словаря русского языка.

5 группа – словарная статья из Толкового словаря Ушакова.

  • Прочитайте выписанные значения слова (каждая следующая группа дополняет уже прозвучавшие). То, что у вас получилось в тетради, - это смысловое ядро слова.
  • Знаете ли вы, что слово «корень» имеет особый библейский смысл? 

Корень зла – выражение из Библии (Книга Иова) употребляется в значении: основа, первоисточник зла, всего плохого и вредного.

Вам надлежало бы сказать: зачем мы преследуем его? Как будто корень зла найден во мне. Иов, 19, 28.

  • Дополните свои записи материалами из словаря синонимов:

Корень - начало, причина, происхождение; радикал; корешок, стержень, стержневой аппарат, водонасос; первопричина, приятель, исток, друг, источник, основа, ядро, подоплека. (Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.)

3 этап – слово «корень» в художественной литературе (приложение 2) – работа по группам.

Задания:

  • Прочитайте доставшиеся вашей группе художественные отрывки вслух.
  • Определите, какие значения слова актуализированы в них, какие образы они рождают.
  • Составьте устное сообщение всему классу, которое обязательно сопроводите выразительным чтением текстов.

Вывод 1:

  • Значения нашего слова, выписанные из словаря, - это смысловое ядро слова.
  • Оно дополняется библейским смыслом.
  • Использование слова в художественных текстах актуализирует значения слова, создавая полноценный художественный образ.
  • Ассоциации, которые вызывает у вас это слово, - это ваше личностное обогащение смыслов слова.

Богатство смыслов, которое мы с вами собрали, и есть концепт слова «корень».

4 этап – текстовый (приложение 3) – групповая работа.

Задания:

  • Прочитайте в группе текст.
  • Определите тему этого текста, проблему, над которой размышляет автор, его позицию.
  • Какая метафора позволяет осознать проблему текста? Какова роль слова «корень» в создании этой метафоры?
  • Представьте результаты группового обсуждения всему классу (1 группа выступает, остальные могут дополнить или уточнить).

5 этап – творческий – индивидуальная работа.

Выполните по выбору одно из творческих заданий:

  • Напишите сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту В. Пескова.
  • Создайте смысловой портрет слова «корень», используя собранные на уроке материалы.

Представьте свою работу классу (по желанию).

6 этап – рефлексия (устно).

Задание:

  • Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»


Приложение 1

Толковый словарь Даля.

В.И. Даль. 1863-1866.

КОРЕНЬ

муж. корешек, -шечек, коренек ·умалит. корнишка презрительное, корнища увеличительное, подземная часть всякого растения. У деревьев различают становой и боковые корни, а при них корешки и мелкие мочки, вбирающие влагу. Корень бывает: луковичный, клином, редькою, махорчатый, ползучий и пр.

| В твер. корень зовут вообще кочерыжкой, а корнем клюку или кочергу. Часть растения между стволом и корнем называют корневище, оно более заметно у папоротников. Корень зуба, волоса, пера, ногтя и пр. та часть, которая вросла в тело. Корень, корешок книги, задок, сшивка, где она сшита. Переплести в корешек, в кожаный задок и бумажную покрышку досок. Приворотный корешек, у знахарей и ворожеек, заставляющий любить кого. Корень дела, начало, основание, источник. Мой корень там-то, тамб. родина, оседлость. Корень слова, производство, слог или звук, от которого слово произошло.

| мат. число, умноженное само собою один или несколько раз, есть корень этого произведения; квадратный корень или второй степени, если число умножено на себя один раэ; кубический, третьей степени, коли умножено дважды и пр. Корень, говорят об упряжи, закладка лошади в оглобли, а по бокам их пристяжки. Человек корень, стойкий, упрямый и суровый. Подсечь под-корень, вырвать с корнем, сгубить, уничтожить. Рыть коренья, лютые коренья, заниматься знахарством. Запустить куда или где корни, укрепиться, утвердиться. Корень за корень, око за око и зуб за зуб. От доброго кореня добрая и отрасль. Корень учения горек, а плод его сладок. Худое дерево с корнем вон. Без корня и полынь не растет. Не с доброго умысла злы коренья копают. Свалился, как с корня срезан. Растет, как из корня идет. На пристяжи бежит (прыгает), а в корень не годится. Сам в корню, две ляжки в пристяжке. По всем по трем, коренной не тронь - а кроме коренной, нет ни одной!

Толковый словарь Ушакова.

Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

КО́РЕНЬ, ко́рня, мн. ко́рни, ко́рне́й, м.

1. Вросшая в землю часть растения, через к-рую оно всасывает соки из почвы. Бурей выворотило деревья с корнями. Дуб глубоко пустил корни в землю.

|| Древесина или вещество этой части растения. Лакричный корень. Мыльный корень. (см. мыльный).

2. У волос, зубов, ногтей, когтей и т. п. часть, вросшая в тело. Корень зуба. Корни волос.

|| Основание, место, которым орган соединяется с телом (редко). Корень языка.

3. перен. Начало, происхождение (книжн.). Корни крепостного права теряются в отдаленной древности.

|| Род, поколение, сословие (устар.). Боярский корень.

4. перен. Основа, суть, источник (книжн.). Корень зла. Корень всех бед. Иметь глубокие крепкие корни в чем-н. Докопаться до корня. «Большевистская советская революция подрезывает корни угнетения и неравенства женщин.» Ленин.

5. Основная часть слова без приставок и суффиксов (грам.). Корнем слова "извозчик" является "воз".

6. Величина, к-рая при возведении в определенную степень дает данное число (мат.). Извлечь квадратный корень. Кубический корень из 8 равняется двум. Корень пятой степени из 243 равен трем.

|| Решение уравнения, величина искомого, превращающая уравнение в тождество (мат.) Корень уравнения.

❖ В корне — совсем, совершенно. В корне неправильное решение. В корне ошибочно. Пресечь что-н. в корне.

На корню́ (хлеб, рожь, овес и т. п.; с.-х.) — не сжатый, в растущем состоянии. Продать хлеб на корню.

В корень запрячь — коренником, в оглобли (при наличии пристяжных). Эту лошадь можно запрягать и в корень и в пристяжку.

В корню ходить — коренником, в оглоблях.

Смотреть в корень (разг. фам.) — вникать в существо дела.

Вырвать с корнем — перен. уничтожить совсем.

Пустить корни — перен. прочно обосноваться.

Краснеть до корней волос — сильно краснеть (от стыда).

Толковый словарь Ожегова.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

КО́РЕНЬ, -рн -, мн. -рни, -рней, муж.

1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Главный, боковой, придаточный к. Воздушные корни (у лиан и нек-рых других растений высоко над землёй: придаточные корни на надземных побегах). В саду десять корней яблонь (т. е. десять яблонь). Споткнуться о к. (о корень, выступающий из земли). Гнить на корню (также перен.: разлагаясь, гибнуть). Корни пустить (также перен.: прочно обосноваться где-н.; разг.). Под к. подрубить (не оставив пня; также перен.: полностью подорвать, уничтожить). С корнем вырвать (также перен.: уничтожить совсем). От доброго кореня добрая и отрасль (стар. посл.).

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно).

3. перен. Начало, источник, истоки чего-н. К. зла. Крепкие корни у кого-чего-н. (давнее происхождение).

4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов.

• Корень из числа (спец.) число, к-рое при возведении его в определённую степень даёт данное число.

Корень уравнения (спец.) число, к-рое при подстановке его в уравнение вместо неизвестного обращает уравнение в тождество.

В корне совсем, окончательно. Пресечь зло в корне. В корне неправильно.

В корень (запрячь) или в корню (идти) о лошади в упряжке, идущей в оглоблях (в отличие от лошади в пристяжке), а в артиллерийской упряжке о паре дышловых лошадей.

В корень смотреть вникать в самую суть дела.

На корню1) о растениях: в неснятом, несжатом или несрубленном виде. Хлеб на корню. Продать лес на корню; 2) в самом начале, в зачатке. Идея была загублена на корню.

Корень жизни женьшень.

| уменьш. корешок, -шка, муж. (к 1 и 2 знач.).

• Кому вершки, а кому корешки (разг. шутл.) о невыгодном или обманном дележе [по сказке об обмане при дележе огородного урожая];

| прил. корешковый, -ая, -ое. Корешковые наросты.

| прил. корневой, -ая, -ое (к 1, 2 и 4 знач.). Корневая система.

Большой толковый словарь русского языка.

- 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.

КО́РЕНЬ -рня; мн. ко́рни, -е́й; м.

1. Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворёнными в ней минеральными веществами. Корни деревьев. Длинный к. К. жизни (о женьшене). Сгноить урожай на корню (в поле). Вырвать, уничтожить с корнем (также: совсем, окончательно устранить). Корни пустить (также: о чувствах, привычках и т.п.; прочно, надолго обосноваться где-л.; получить огромную силу, постоянство). Врасти корнями (также: долго живя где-л., привыкнуть, привязаться). Подрубить, подсечь, подкосить под корень (также: подорвать самое основание чего-л.; причинить непоправимый вред). / О подземных частях лекарственных растений, используемых для приготовления настоек, отваров и т.п. Алтейный к. Пить к. валерианы (об отваре или настойке). / Как единица счёта плодово-ягодных растений. В саду десять корней яблонь (десять яблонь).

2. Нижняя часть ножки гриба. Срезать подосиновик под самый к. Червивый к. Подчистить к.

3. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. К. зуба. Корни волос. Покраснеть до корней волос (сильно покраснеть). // Основание, место соединения органа с телом. К. языка.

4. Начало рода, поколения и т.п.; род, семья. Здесь наши корни. Племена финского корня. На этой земле к. нашего рода. Дворянского, казачьего корня кто-л. Надо знать свои корни.

5. Начало, источник, основа чего-л. К. зла. К. ошибок. Дойти, добраться до самого корня чего-л. Смотреть, глядеть в к. (вникать в самое существо какого-л. дела). В корне пресечь (прекратить что-л. в самом начале, не дав развиться).

6. Грамм. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддаётся дальнейшему разложению на значащие составные части. К. слова. Слова одного корня.

7. Матем. Число, дающее данное число при возведении его в определённую степень. Извлечь квадратный к. Кубический к.

◊ Запрячь, заложить и т.п. в ко́рень. Запрячь коренником, в оглобли (при наличии пристяжных).

◁ В ко́рне, в зн. нареч. Совсем, совершенно. В корне неправильное решение. На корню́, в зн. нареч. В самом начале, в зародыше. Пресечь на корню какое-л. дело. Корешо́к (см. 1.К). Корнево́й, -а́я, -о́е. К-ая система. К-ые отростки. К-ое основание. К-ые слова (представляющие собой корень, состоящие из корня).


Приложение 2

1.   Андрей Вознесенский. 

КРОНЫ И КОРНИ

Несли не хоронить,

Несли короновать.

Седее, чем гранит,

Как бронза - красноват,

Дымясь локомотивом,

Художник жил,

           лохмат,

Ему лопаты были

Божественней лампад!

Его сирень томилась...

Как звездопад,

             в поту,

Его спина дымилась

Буханкой на поду!..

Зияет дом его.

Пустые этажи.

На даче никого.

В России - ни души.

Художники уходят

Без шапок,

        будто в храм,

В гудящие угодья

К березам и дубам.

Побеги их - победы.

Уход их - как восход

К полянам и планетам

От ложных позолот.

Леса роняют кроны.

Но мощно над землей

Ворочаются корни

Корявой пятерней.

1960

Тютчев

 «Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле».

Из статьи о поэте

Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России.

2.  Статья в Интернете, размещенная на сайте, посвященном фото-художнику.

В 50-х Хельмут вернулся в Европу. Жил в Лондоне, Париже, Монте-Карло... Наверное, его слишком рано лишили родины -- он еще не успел прорасти корнями в какую-то конкретную землю и потому не тяготился участью перекати-поля. Еврейский мальчик, агасфер, он превратился в космополита задолго до эпохи глобализации, гамбургеризации, интернета и евро. В последние свои годы Ньютон и вовсе имел два дома -- в Монте-Карло и Лос-Анджелесе. Да и с ФРГ он примирился -- в октябре 2003-го, за три месяца до смерти -- словно чувствовал! -- передал в дар Берлину 1000 своих снимков. Хотел передать и остальные. Сказал: "Мы с Джун как-то не сподобились нарожать детишек, так что наследников у нас нет, а ведь кто-то должен заняться нашими архивами, когда мы сыграем в ящик!"

По мнению патриарха Алексия II:

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

3.  Ломоносов

И мужество твои чресла

Скрепит для общей нашей чести,

Защитит нас к противных мести,

Дабы исторгнуть корень зла.  

Б. Пастернак

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

    1953

Б. Пастернак

Осень

Ты - благо гибельного шага,

Когда житье тошней недуга,

А корень красоты - отвага,

И это тянет нас друг к другу. 1949

О. Мандельштам

Довольно кукситься! Бумаги в стол засунем!

Я нынче славным бесом обуян,

Как будто в корень голову шампунем

Мне вымыл парикмахер Франсуа.

Нучча (Настя Лынник, http://www.stihi.ru/avtor/grrrei)

в эти двадцать четыре двадцати четырех мне нет,

потому что под сводом твоей руки из меня извлекли корень горя.  

2009

4.  Цао Чжи (192 г. р.)

     В  китайском  народе  уже  много  веков  существует  легенда  о суровом императоре  и о младшем брате его, поэте Цао Чжи. Однажды император приказал поэту  пройти  семь  шагов  и  за это время сложить стихи. Ослушание грозило тяжкой  карой.  Но  Цао  Чжи удалось выполнить приказ, и он прочел "Стихи за семь шагов":

                          Варят бобы, -

                          Стебли горят под котлом.

                          Плачут бобы:

                          "Связаны все мы родством!

                          Корень один!

                          Можно ли мучить родню?

                          Не торопитесь

                          Нас предавать огню!"

     С  тех  пор выражение "варить бобы, жечь стебли" вошло в обиход и стало синонимом вражды между братьями. Это   легенда,   но   звучит   она   правдоподобно и подтверждается действительными фактами жизни поэта.

                        Перекати-поле

                            Корня нет

                            У перекати-поля,

                            Долгий ветер

                            Странника терзает,

                            То кружит и носит

                            На раздолье,

                            То порывом

                            К облакам вздымает.

                            Выше, выше, -

                            А куда, не знаю.

                            Нет у неба

                            Ни конца, ни края.

                            И моим скитаньям

                            Нет предела,

                            Жертвую

                            Своею головою.

                            Рваной тканью

                            Не прикроешь тела,

                            Сыт не будешь.

                            Горькою травою.

                            Меньше дум,

                            Поменьше слов упрека,

                            Боль тебя состарит

                            Раньше срока.

Муслих ад-Дин Абумухаммад Абдуллах ибн Муслих Саади Ширази – полное имя известного всему миру поэта XIII века, эпохи восточного Ренессанса – Саади.

Царь – дерево, а подданные – корни.

Чем крепче корни, тем ветвям просторней

Не утесняй ни в чем народ простой.

Народ обидев, вырвешь корень свой.

5.   И. А. Гончаров, «Обломов»

 «Видно, не дано этого блага во всей его полноте, — думал он, — или те сердца, которые озарены светом такой любви, застенчивы: они робеют и прячутся, не стараясь оспаривать умников; может быть, жалеют их, прощают им во имя своего счастья, что те топчут в грязь цветок, за неимением почвы, где бы он мог глубоко пустить корни и вырасти в такое дерево, которое бы осенило всю жизнь».

Лотман Ю. Анализ поэтического текста

Строфа как единство

В тексте, разбитом на строфы, строфы так относятся к стихам, как стихи к словам. В этом смысле можно сказать, что строфы складываются в семантические единства, как "слова". Это очень заметно, например, в "Евгении Онегине", где каждая строфа имеет свое интегрированное значение, свой композиционно определенный смысловой центр (семантический "корень" строфы) - первое четырехстишие и "суффиксальные" и синтагматико-"флективные" значения, сосредоточенные в последующих стихах.

М.Ю. Лермонтов

«1831-го июня 11 дня»

Находишь корень мук в себе самом,

И небо обвинить нельзя ни в чем, -

Я к состоянью этому привык,

Но ясно выразить его б не мог

Ни ангельский, ни демонский язык:

Они таких не ведают тревог,

В одном все чисто, а в другом все зло.

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого.


Приложение 3

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове - Родина?

            Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это самолет в небе, и птицы, летящие на север над нашим домом. Родина - это растущие города и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, названия рек и озер, памятные даты истории и планы на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

            Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже самый несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело...

            У меня на столе гора писем. Сотни людей ищут родственников и родителей, потерянных в годы войны. "Говорят, меня подобрали после бомбежки. Теперь я взрослый человек, работаю инженером в Казани. Тяжело жить, не зная имени матери и отца. Я не надеюсь увидеть их живыми, но знать хотя бы, кто они и откуда..."

            Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу, - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет чувствовать назначение и смысл человеческой жизни.

            Полвека назад многие думали, что все это лишнее. "Груз прошлого - вон с корабля!". В прошлом было действительно много такого, от чего в новом мире надо было избавиться. Но, оказалось, не все надо сбрасывать с корабля истории. В крутые годы войны мы призвали на помощь себе наше прошлое. "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!" Нас вдохновляли эти великие имена! Прошлое стало оружием. Силу его никто не измерил. Но можно сказать, что была она не слабее знаменитых "катюш".

            Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины - одно целое: зеленая крона и корни, глубоко уходящие в землю.

                                                                                                               (В. Песков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...

Конспект урока развития речи в 6 классе "Нескучный урок в стране Фантазии"

Путешествие в страну фантазию с элементами творческой мастерской...

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Конспект урока развития речи в 9 классе ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)». Цель урока: сформиро...