Факультативный курс по русскому языку«Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров»
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занятиях курса учащиеся системно и целенаправленно работают над развитием связной речи.
Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Под развитием речи понимается и знакомство со средствами выразительности языка, лексическими, морфологическими средствами связи. Дается понятие о теме, главной мысли текста, эпиграфе, использовании цитат, о разнообразии лексики русского языка.
Развитие речи сопряжено с развитием памяти, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов и их значение, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из нее большое количество речевых оборотов, так называемых клише и стереотипов, которые мы используем, почти не задумываясь в типичных ситуациях.
С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций. Нравственное просвещение не возможно без слова. Эмоциональное развитие личности также связано с развитием таких сторон языковой способности, как чувство языка, языковая интуиция, восприимчивость к выразительности речи, к тонким нюансам многозначности слова. Обучая речи, следует обращать внимание на развитие волевых качеств личности. Важно вырабатывать умение убеждать и доказывать, вести дискуссию, идти на компромисс в ходе общения.
Актуальность данного курса заключается в том, что ведется подготовка к итоговой аттестации, так как одним из затруднений при сдаче экзамена является написание сочинения-рассуждения.
Данная программа помогает овладеть нормами составления текста, расширить и углубить знания обучающихся о жанрах сочинений; даёт возможность раскрыть свой творческий потенциал, развивает личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativnogo_kursa_po_russkomu_yazyku.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 Г.ПАВЛОВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СОЗДАНИЕ СОЧИНЕНИЙ-МИНИАТЮР
РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ»
для учащихся 9-11 классов
(общий объём курса 35 часов)
Автор-составитель:
учитель русского языка и
литературы Овсова Л.Н.
г.Павлово
2011 г.
Факультативный курс «Создание сочинений-миниатюр различных стилей и жанров» направлен на повышение уровня владения коммуникативно-речевыми умениями, развитие творческих способностей учащихся. На занятиях курса учащиеся системно и целенаправленно работают над развитием связной речи.
Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей личности. Под развитием речи понимается и знакомство со средствами выразительности языка, лексическими, морфологическими средствами связи. Дается понятие о теме, главной мысли текста, эпиграфе, использовании цитат, о разнообразии лексики русского языка.
Развитие речи сопряжено с развитием памяти, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов и их значение, обогащать словарь. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из нее большое количество речевых оборотов, так называемых клише и стереотипов, которые мы используем, почти не задумываясь в типичных ситуациях.
С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций. Нравственное просвещение не возможно без слова. Эмоциональное развитие личности также связано с развитием таких сторон языковой способности, как чувство языка, языковая интуиция, восприимчивость к выразительности речи, к тонким нюансам многозначности слова. Обучая речи, следует обращать внимание на развитие волевых качеств личности. Важно вырабатывать умение убеждать и доказывать, вести дискуссию, идти на компромисс в ходе общения.
Актуальность данного курса заключается в том, что ведется подготовка к итоговой аттестации, так как одним из затруднений при сдаче экзамена является написание сочинения-рассуждения.
Данная программа помогает овладеть нормами составления текста, расширить и углубить знания обучающихся о жанрах сочинений; даёт возможность раскрыть свой творческий потенциал, развивает личность.
ЦЕЛИ КУРСА:
- формировать устойчивые знания и умения учащихся по созданию мини-сочинений разных типов и стилей речи;
- научить принципам отбора языковых средств для создания высказывания;
- создать условия для оценивания учащихся собственных возможностей и склонностей.
- развивать связную письменную речь;
- научить школьников давать свою оценку увиденному, услышанному, прочитанному.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- развитие и формирование коммуникативной компетенции;
- повышение уровня речевого развития;
- углубление теоретических и практических знаний учащихся о тексте малой формы;
- совершенствование умения и навыков создания текстов малой формы;
- подготовка учащихся к самостоятельному литературному творчеству;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие внимания, памяти, логического мышления учащихся.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
формы и методы работы с текстами малой формы, а именно:
- виды сочинений, их типы и особенности;
- этапы создания письменного высказывания;
- владеть выразительными средствами языка, помогающими создавать текс-миниатюру.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- отбирать и анализировать дидактический материал, предназначенный для создания письменных текстов малой формы;
- логично и связно выражать свои мысли, строить собственное высказывание;
- аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст;
- интерпретировать смысл ключевого фрагмента текста;
- владеть основными приёмами работы над творческим высказыванием, а именно:
- определять вид и тип высказывания;
- составлять план текста различных типов речи (описания, повествования, рассуждения);
- составлять текс-описание по рисунку, репродукции с картины;
- составлять тексты разного жанра: отзывы, рецензии, эссе;
- сжато и выборочно излагать тексты публицистического характера;
- составлять тексты-рассуждения на лингвистическую тему.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Занятия предполагают самостоятельную работу старшеклассников:
- изучение научной и справочной литературы,
- анализ работ малой формы известных писателей, публицистов,
- создание и редактирование собственных сочинений-миниатюр,
- поиск материала в Интернете.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
- лекции,
- практикумы,
- опросы,
- беседы,
- презентации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма занятий |
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Понятие о письменном тексте малой формы различной стилевой и жанровой принадлежности. | 1 | лекция | |
Этапы создания текста малой формы. Подготовка к написанию сочинения (нахождение, изобретение). Работа над темой речи, подбор материала. | 1 | лекция, практикум | |
Этапы создания текста малой формы. (структура сочинения: введение, развитие темы, заключение). | 1 | лекция, практикум | |
Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение. | 1 | лекция, практикум | |
Заключительная часть текста (концовка). Способы лексического и грамматического оформления концовки. | 1 | лекция, практикум | |
Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. | 1 | лекция, практикум | |
Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические). | 1 | лекция, практикум | |
Работа над выразительными средствами языка (тропами, стилистическими фигурами). | 1 | лекция, практикум | |
Этапы создания текста. Отбор средств выразительности, лексики. | 1 | лекция, практикум | |
Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Их особенности. Сочинения разных типов речи. | 1 | лекция | |
Виды описания (предмета, природы, места). Строение текста типа описания. Работа над сочинением-описанием. Подбор материала, выбор объекта описания (пейзаж, явление, предмет, лицо). | 1 | лекция, практикум | |
Написание сочинения-миниатюры типа описания. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста. | 2 | практикум | |
Строение текста типа повествования. Работа над сочинением-повествованием (выбор темы, материала, сюжета, языковых средств, лексики). | 1 | лекция, практикум | |
Написание сочинения-миниатюры типа повествования. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста. | 2 | практикум | |
Строение текста типа рассуждения. Виды рассуждения (доказательство, размышление, рассуждение) | 1 | лекция | |
Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-объяснения. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста. | 2 | практикум | |
Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-доказательства. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста. | 2 | практикум | |
Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-размышления. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста. | 2 | практикум | |
Работа над сочинением-рассуждением. Использование в качестве аргументов примеров из прочитанного текста. | 1 | лекция, практикум | |
Работа над сочинением-рассуждением. Использование для примера в сочинении жизненного опыта и примеров из художественной литературы. | 1 | лекция, практикум | |
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Написание сочинения-миниатюры, редактирование готового текста. | 2 | практикум | |
Художественно-публицистические жанры сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе. Их особенности. | 1 | лекция | |
Сочинение-отзыв. Написание сочинения-миниатюры, редактирование готового текста. | 2 | практикум | |
Сочинение-рецензия. Написание сочинения –миниатюры, редактирование готового текста. | 2 | практикум | |
Сочинение-эссе. Написание сочинения-миниатюры, редактирование готового текста. | 2 | практикум | |
Подведение итогов. | 1 | беседа |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.
2.Капинос В.И., Сергеева Н.И., Соловейчик Н.С. Развитие речи. Теория и практика обучения, 2-е издания. М.: Линка-пресс. 1994 .
3. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П. Единый государственный экзамен 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2006.
4.Крайникова М.Н. Программно-методические материалы по русскому языку и литературе для профильных школ нижегородской области.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.
5.Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи // Русский язык в школе – 1996 - №3 .
6.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.
7.Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
8. Любичева Е.В. ЕГЭ. Сдаем без проблем. Русский язык: на пути к экзамену. – М., ЭКСМО, 2007.
9.Никитина Е.И. Сочинения на лингвистическую тему как эффективное средство систематизации знаний учащихся // РЯШ - №3 – 1996.
10.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:- Просвещение, 1985.
11.Соколова Г.П. О сочинениях-миниатюрах //РЯШ -1991- №2 .
12.Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М.: Просвещение, 1993.
13.Хорт О.А., Шамшина Г.С. Русский язык и литература 5-11 класс: творческие упражнения к урокам развития речи- Волгоград: Учитель,2008
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(материал можно использовать к подготовке к экзамену как для 9, так и для 11 классов)
Работа с художественными средствами
- Овладение лексикой, необходимой для описания предмета, действия, явления.
- Использование в собственных высказываниях средств выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение).
- Стилистические фигуры речи. Понятие параллелизм, синекдоха, инверсия, анафора, эпифора. Выявление их в тексте и использование в речи для усиления выразительности.
Творчество учащихся
Создание творческих работ малой формы различных стилей и жанров:
- сочинение-описание;
- сочинение-повествование;
- сочинения-рассуждения;
- сочинение на лингвистическую тему;
- отзыв;
- рецензия;
- эссе.
Овладение новыми теоретическими знаниями
сочинение-миниатюра; механизм поэтапного создания текста.
Формы итоговой отчетности
Выполнение творческих работ, опрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты различных стилей и жанров как средство формирования культуры чтения
Предлагаемый комплект заданий содержит небольшие по объёму тексты из произведений художественной литературы, публицистики, а также из научно-популярных книг. Подобраны тексты разнообразные по те...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, чт...
Методическая разработка программы факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе.
Разработана программа факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе....
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля
Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...