Технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе по теме " Синонимы."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_laptevoy_a.v.docx | 46.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе
Аттестуемый педагог (ФИО): Лаптева Алла Васильевна
Город, район : Санкт-Петербург Пушкинский район
Образовательное учреждение : ГБОУ СОШ 257
Предмет (или должность): учитель русского языка и литературы
Класс :10
Тема :Синонимы, их употребление
Цель:
Создать условия для осознания учащимися практической значимости изучаемого материала, потребности совершенствовать умение правильно употреблять в устной и письменной речи синонимы, учитывая их лексическую сочетаемость сочетаемость с другими словами ;
Содействовать развитию у учащихся мыслительных операций( анализа, синтеза, сравнения , обощения), познавательной активности через исследовательскую работу с текстом;
Обеспечить условия для повышения уровня речевой, рефлексивной культуры и культуры общения в микрогруппе
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Цель: Выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнение нормативов учебной деятельности. | Демонстрирует слайд с текстом. Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше Задает вопросы: -поделитесь мыслями , возникшими в ходе чтения текста; -вам знакома ситуация, когда человек повторяется? Конкретно вас касается эта проблема? - подумайте, что нужно сделать, чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов? Организует целеполагание | Читают текс и отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно формулируют тему урока . Называют цели урока: -вспомнить определение термина «синонимы»; -совершенствовать умение правильно использовать синонимы в устной и письменной речи | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) Подведение под понятие (П) | |
2.Актуализация знаний (разминка) Цель: Создать условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность | Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении. Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц. Из рассказа В.Астафьева
| Работа с текстом , анализ синонимов, определение их лексического значения | Выборочная работа (П) Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) | |
3.Формирование новых знаний Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного закрепления материала. | О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири. В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз. В точном подборе синонимов - мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению. Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ) Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) Какова их роль? | Выполняют поиск выразительных средств, на их основе определяют их роль и значение Определяют лексическое значение слов- синонимов. Отвечают на вопросы учителя Делают вывод о роли синонимов в произведении. | Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) | |
4.Первичное закрепление и проговаривание вслух Цель: Закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. | Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов. Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими? Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности: разговорные нейтральные книжные лицо, лик, рожа; ныть, жаловаться, стенать; идти, шествовать, брести; идти, шествовать, брести; постичь, понять, уразуметь. | Выполнение творческих заданий. Построение аргументов для доказательства Заполняют синонимы с точки зрения стилистической окраски | Контроль (Р) Классификация (П) | |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Укажите, какой из помещенных в скобках синонимов больше всего подходит для данного предложения. 1.Его (любовь, приверженность, слабость к чтению радовала роди телей. 2.Целых два часа они (беседовали, болтали, разговаривали) о всяких пустяках. 3.Ученики (писали, строчили, царапали) сочинение. 4.Вдоль кремлевской стены (идет, шагаетвает) часовой. | Работают самостоятельно в тетрадях. Проверяют, делают вывод . Цитируют ответы Отвечают на вопросы , высказывают мнения, | Самоопределение (Л) Выполнение действий по алгоритму (П) Коррекция Р) | |
6. Исследовательская работа 7. Подведение итогов | Вернемся к тексту, в котором многократно употреблялось прилагательное «старый». Вспомните, какие выводы вы сделали. Куда можно обратиться за помощью в подборе подходящего синонима? Обратимся за справкой к словарю синонимов под редакцией Чешко, в котором представлено 9000 синонимических рядов. Рассмотрим статью, посвященную слову старый. Ваша задача- выбрать наиболее подходящий синоним в каждом случае. Целенаправленный, внимательный отбор синонимов делает речь яркой, художественной. Для писателей использование лексических синонимов – одна из самых сложных проблем стилистики: «муки слова», о которых так много говорят писатели, поэты, заключается обычно в поисках неуловимого, ускользающего синонима. Об упорном труде художников слова при отборе синонимических средств можно судить по черновым вариантам рукописей художественных произведений: как много в них лексических замен! Автор помногу раз зачёркивает написанное, подбирая более точное слово. Например, А. С. Пушкин, описывая впечатление Дубровского от встречи с враждебно настроенным Троекуровым, вначале употребил такие слова: Заметил ЗЛОБНУЮ улыбку своего ПРОТИВНИКА, но потом два из них заменил синонимами:…ЯДОВИТУЮ улыбку своего НЕПРИЯТЕЛЯ. Это исправление сделало высказывание более точным. | Вспоминают выводы: -текст звучит некрасиво, если в нем повторяется одно и тоже слово; -избежать повторения можно с помощью подбора синонимов. Обратиться за помощью можно к «Толковому словарю» и словарю синонимов. Обсуждают в парах, какой синоним наиболее подходит в каждом случае … человек любит вспоминать …. события и рассказывать о … обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете … одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в …. времена их было не меньше Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в давно минувшие времена их было не меньше Уч-ся приходят к выводу: Они могут выполнять самые разнообразные функции: - уточнения, дополнения, - разъяснения, - сопоставления, - противопоставления, - замещения, когда необходимо избежать повторения слов.)
| Постановка и формулирование проблемы (П) Работа в парах (К) Задание творческого характера (Л) Способность действовать с учётом позиций других (К) | |
8. Рефлексия | Поразмышляем, насколько эффективно нам удалось поработать на уроке. Перед вами три вопроса: - насколько комфортно вы себя чувствовали на уроке? - насколько плодотворно сумели организовать работу в паре? -как проявилось ваше языковое чутье на уроке? | Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) | |
9.Д.з. | Откорректировать текст (упражнение 14) | Записывают задание в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...