Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы.
Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, мы должны стремиться повысить практическую, навыкообразующую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.
При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.
План действий учащихся в проекте
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
- Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Этот план помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Мною опробованы разные виды проектов по русскому языку и литературе, некоторые из которых хочется сегодня представить. А также рассмотрим, на формирование каких ключевых компетентностей уделили внимание.
На уроках литературы в 5-м классе разработаны следующие проекты: социальные проекты «Мы в ответе за тех, кого приручили» ( по рассказу Н.Н. Носова « Дружок»). В течение года по всем изученным произведениям реализуется мини - проект « Мы рисуем».
На примере проектов « Добрая семерка», « Алагарпечать-5» мы рассмотрим , на формирование каких ключевых компетентностей обучающихся мы уделили внимание при их разработке . При чтении и изучении повести А,П. Гайдара « Тимур и его команда» мы поговорили о нравственных ценностях героев: о доброте, отзывчивости, любви к Родине, внимании к окружающим . Ученикам была предложена общая тема социальных проектов « Наши добрые дела». Так как из прочитанной повести они узнали, что герои придумали правило увлекательной и полезной игры, им тоже предложено было придумать правило своей полезной игры. Идеи и творческие названия проектов придуманы самими учащимися.
Над формированием каких компетентностей мы работали при разработке этих проектов, можно представить в таблице:
Ключевые компетентности | Их показатели |
1. Самостоятельная познавательность 2.Гражданско-общественная компетентность 3. Социально-трудовая компетентность 4. Бытовая компетентность 5. Культурно-досуговая компетентность 6. Лингвистическая компетентность 7. Языковая компетентность 8. Коммуникативная компетентность 9. Культуроведческая компетентность | 1. Информации о проектах других учащихся. Самостоятельная работа ребят по разработке проекта. Навыки работы на ПК. 2.Понимание социальных проблем, сущности явлений, происходящих в обществе. Выполнение ролей гражданина , понимание своей роли в обществе. ( любовь к Родине, доброта, отзывчивость, уважение к окружающим людям и.т.д.) Соотношение деятельности учителя и деятельности ученика ( партнерские отношения при разработке проекта, и ученик , и учитель равноправные участники творческого процесса). Повышение интереса к предмету посредством связи с жизнью, разнообразием видов работ. Формирование лидерских качеств у некоторых обучающихся. Формируется умение работать в команде. 4. Здоровьесберегающие технологии (пребывание на свежем воздухе, постоянное движение). Повышается активность учащихся на уроке. Но следует следить за учебной нагрузкой детей. 5. Связь учебного материала с жизнью. Формирование умений проведения досуга. Постоянное общение формирует культуру общения. 6. Умение работать с текстом прочитанного произведения. Навыки анализа текста. Теоретико-литературные понятия. Овладение навыками самоанализа, самооценки, целенаправленное формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов. 7. Знание слов, их форм, синтаксических структур, синонимических средств языка, употребление их в речи, овладение богатством языка как условием успешной речевой деятельности. 8. Создание условий общения. Формирование и развитие навыков речевого общения. 9. Знакомство с жизнью, культурой русского народа . Овладение русским речевым этикетом, культурой межнационального общения. . |
Вышерассмотренные ключевые компетентности формируются и при работе над другими проектами.
На уроках литературы в 7-м классе проведены сочинения на основе прочитанных произведений и презентация « Я : вчера, сегодня, завтра» с сопоставительным анализом с героем повести Л.Н. Толстого « Отрочество», плакаты по проблеме прочитанного текста « Экономь свое время», небольшие справочники по грамматической теме « Роль наречий в нашей речи».
На уроках русского языка в 10-м классе разработали проекты по стилистике русского языка. По научному стилю написали 2 доклада. Общее название проектов « Будущее моего города». Темы докладов « Зона отдыха «Казаринка» Обобщение по теме « Деловой стиль» представлено выпуском справочника « Образцы деловых бумаг». В данное время по публицистическому стилю ребята занимаются съемками видеоматериалов на интересующие их темы, как « Мир наших увлечений»,« Смеясь, говорить правду»,
« Какой должна быть современная девушка?», « Школьная газета « Перемена» для вас!
По проделанной работе следуют такие выводы:
1. Уроки русского языка и литературы – плодотворная почва для проектной деятельности
2. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы – педагогическая технология, позволяющая формировать ключевые компетентности обучающихся
( самостоятельная познавательность , гражданско-общественная , социально-трудовая, бытовая , культурно-досуговая , лингвистическая , коммуникативная и другие компетентности).
3. Создание проектов – трудоемкая работа, требующая много времени , поэтому при введении проектной технологии следует учитывать учебную нагрузку обучающихся .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии
В статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...
Формирование коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые ум...
Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка
Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы
В последнее время в системе образования стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.
Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.
В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпуск...
Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности
Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...