Формирование коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

 

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает  учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания, которые включают в себя формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции у учащихся.

К одной из продуктивных и оптимальных технологий, позволяющей формировать коммуникативную компетенцию, можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. Положительными моментами этой работы могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект-субъектные отношения, ее практическая направленность.

Проектная деятельность может иметь место в организации обучения на отдельных уроках русского языка, в учебной теме или в целом учебном процессе, сочетаясь с репродуктивной деятельностью учащихся. Однако анализ образовательной практики в школе свидетельствует о наличии противоречий между необходимостью формирования коммуникативной компетенции через применение проектной деятельности и недостаточной готовностью учителя к ее использованию.

Цель исследования: выявить, обосновать и проверить эффективность методических условий для внедрения проектной деятельности на уроках русского языка.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:        

         1.изучение литературы по вопросам проектной деятельности;

         2.изучение методического аспекта организации проектной деятельности на         

            уроках русского языка;

         3.изучение эффективности применения проектной деятельности на уроках

            русского языка.

       

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestacionnaya_rabota.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по управлению образованием муниципального района

«Г. Краснокаменск и Краснокаменский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Реферат

Формирование коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка.

Учитель русского языка

 и литературы

Томских Вера Валерьевна

Г. Краснокаменск

2010 год

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….…………..3

Глава 1.Теоретические основы проектного обучения, формирующего коммуникативную компетенцию. ……………………………………………………….5

Глава 2. Методические аспекты применения проектной деятельности на уроках русского языка.

2.1. Элементы проектной деятельности на уроках русского языка……………..…....8  2.2. Проектная деятельность в урочное и внеурочное время……………………..…..10      2.3. Изучение эффективности применения проектной деятельности………………..13

Заключение……………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………………...17

Приложение ……………………………………………………………………………..18

 

       

Введение.

        Единственный путь, ведущий

к знанию – деятельность.

Б.Шоу

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает  учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания, которые включают в себя формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции у учащихся.

К одной из продуктивных и оптимальных технологий, позволяющей формировать коммуникативную компетенцию, можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. Положительными моментами этой работы могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект-субъектные отношения, ее практическая направленность.

Проектная деятельность может иметь место в организации обучения на отдельных уроках русского языка, в учебной теме или в целом учебном процессе, сочетаясь с репродуктивной деятельностью учащихся. Однако анализ образовательной практики в школе свидетельствует о наличии противоречий между необходимостью формирования коммуникативной компетенции через применение проектной деятельности и недостаточной готовностью учителя к ее использованию.

Цель исследования: выявить, обосновать и проверить эффективность методических условий для внедрения проектной деятельности на уроках русского языка.

         Объект исследования: процесс преподавания русского языка в общеобразовательной школе.

         Предмет исследования: проектная деятельность на уроках русского языка, позволяющая формировать коммуникативную компетенцию.

        Гипотеза: если на уроках русского языка будет использоваться проектная деятельность, то приобретение знаний, умений и навыков, формирований поисковых и исследовательских умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей учащихся будет проходить более эффективно.        

        В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:        

        1.изучение литературы по вопросам проектной деятельности;

        2.изучение методического аспекта организации проектной деятельности на          

            уроках русского языка;

        3.изучение эффективности применения проектной деятельности на уроках

            русского языка.

        Методы исследования:

- теоретический (изучение литературы и опыта работы по данной теме);

- эмпирический (педагогическое наблюдение, анкетирование, обобщение опыта);

        Этапы выполнения работы:

- подготовительный (выбор темы, изучение литературы, определение содержания работы, методов исследования);

- прогностический (постановка цели, формулирование задач);

- практический (применение проектной деятельности на уроках русского языка, определение эффективности).

        Теоретическая значимость исследования в том, что оно научно обосновывает сущность и методы проектной деятельности и открывает возможность дальнейшего исследования данной темы.

        Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в образовательном процессе  школы.

        Структура работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава I.  Теоретические основы проектного обучения, формирующего коммуникативную компетенцию.

        Потребности общества определяют цель современной школы – сформировать человека, способного и готового к систематическому самостоятельному самообучению и саморазвитию.

Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение, которое способствует формированию коммуникативной компетенции.

         Метод проектов зародился во второй половине XIX века  в сельскохозяйственных школах США, основоположником которого был американский философ Джон Дьюи. Он считал, что задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться Идеи Джона Дьюи широко реализовались в различных учебных заведениях его последователями – американскими педагогами Е.Пархерст и В.Кильпатриком. В России проектной деятельностью занимались С.Т.Шацкий, В.К.Сороко-Росинский, А.С.Макаренко. Проектную деятельность ученые называют по-разному: метод проектов, проектная технология, проектное обучение.

        В современной школе метод проектов используется не вместо систематического обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.          

        Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной  деятельности является «учитель – группа».

        Работа на уроках русского языка с использованием этой технологии может проводиться как элемент урока, в рамках одного или нескольких уроков, а также выходить за рамки урока.

        Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для учителя и ученика, а с другой стороны – целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.

        Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

1.интеллектуальными (умение работать с информацией, вести поиск    информации, анализировать ее);

2.творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы);

3.коммуникативными (умение слушать и слышать собеседника).

В соответствии с основными особенностями проектной деятельности выделяются основные этапы учения и организации урока. Выделяются шесть этапов работы:

1.подготовительный;

2.планирование;

3.разработка проекта;  

4.оформление результатов;

5.презинтация;

6.оценивание.

        Каждый этап работы над проектом предусматривает определенную деятельность учителя и ученика (приложение 1).  

        Уровень проектного обучения русскому языку во многом зависит от уровня общего развития учащихся, от их возрастных и индивидуальных особенностей, от их умения решать проблему и от степени их обученности проектной деятельности. Сильные учащиеся организовывают деятельность, контролируют, а слабые – выступают помощниками.

        Уровни проектной деятельности отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.

        Сказанное позволяет сделать вывод о том, что технология метода проектов лежит в рамках новой образовательной парадигмы. Она создает условия для самоопределения и самореализации личности и формирования коммуникативной компетенции, которая включает в себя:

        1.формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

        2.овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

        3.обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

        Вовлечение в активную, творческую деятельность, вступая в диалогические отношения с учителем, обучающиеся получают опыт решения нестандартных задач, что, несомненно, принесет пользу личности не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Глава 2. Методические аспекты применения проектной деятельности на уроках русского языка.

2.1. Элементы проектной деятельности на уроках русского языка.

        Применение проектного обучения на уроках русского языка способствует  формированию коммуникативной компетенции. Осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах  может осуществляться отдельными элементами урока. Учебно-методический комплекс под редакцией М.М.Разумовской включает упражнения, направленные на проектную деятельность учащихся.

         Применение проектного метода при изучении темы «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс (учебник под редакцией М.М.Разумовской).         

№ урока

Тема

Этап урока

Задание

Формирование ЗУНов

1-2

Понятие БСП.

Этап закреп-ления

Напишите сочинение-миниатюру с использованием БСП на тему «Наступила весна».

Умение связно излагать свои мысли в письменной форме.

3

БСП со значением перечисления.

Этап изуче-ния

Упр.218. Используя БСП с перечислением, опишите памятник Петру I, созданный французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе и установленный в Санкт-Петербурге…

Формирование пунктуационных умений; овладение нормами обогащения словарного запаса речи учащихся.

4

БСП со значением причины, пояснения, дополнения.

Этап закреп-ления

Упр.230. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины величайшего русского художника В.В.Верещагина «Смертельно раненный»…Описывая свои впечатления от картины, постарайтесь употребить БСП.

Формирование пунктуационных умений и умение связно излагать свои мысли в письменной форме.

5

БСП со значением противопоставле-ния, времени или условия, следствия.

Этап обобще-ния

Выпишите из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Тамань») по одному предложению на употребление запятой в БСП и по три предложения на употребление двоеточия и тире.

Формирование умения опознавать БСП и формирование пунктуационных умений.

6-8

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Этап обобще-ния

Выпишите из произведений художественной литературы предложения с различными видами связи

Формирование умения опознавать предложения с разными видами связи и формирование пунктуационных умений.

                Результатом изучения сложного предложения в 9 классе является создание «Языкового портфеля». «Языковой портфель» - это комплекс документов и самостоятельных работ ученика по русскому языку, которые он собирает, руководствуясь собственными желаниями или заданием учителя. Цель – способствовать осознанию учащимся собственной познавательной деятельности, направленной на овладение русским языком. Структуру «Языкового портфеля» может определять сам учитель. Например, он может включать:

        1.название темы;

        2.сведения о владельце «портфеля»;

        3.теоретическая и практическая части.

        «Языковой портфель» оформляется в соответствии с совместно разработанными критериями учителя и ученика. Например,

        1.задания должны соответствовать изучаемой теме;

        2.задания должны быть разного уровня сложности;

        3.задания не должны быть однотипными;

        4.количество заданий…(сколько?);

        5.задания должны быть выполнены аккуратно от руки.

Таким образом, «Языковой портфель» позволяет учащимся проверить насколько ими осмыслен материал по изучаемой теме. Используется такой вид работы после изучения объемных тем на этапе обобщения. Например,  «Односоставное предложение» (8 класс), «Однородны члены предложения» (8 класс), «Сложное предложение» (9 класс) и т.д.(приложение 2).

2.2. Проектная деятельность в урочное и внеурочное время.

        Традиционные уроки, как правило, - это наставление, насаждение учительского «я». На уроке-проекте внимание ребят направлено на задания: через задания, логическую структуру урока осуществляется руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, работая в группах и индивидуально. Атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и учителя, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства, содержательная работа с дидактическим материалом способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Так рождаются ученические исследования.

 Урок-проект имеет свой алгоритм работы. Мотивационный этап урока отражен в предъявлении индуктора – побудителя познавательной деятельности. Поисково-познавательный этап способствует овладению учащимся таких действий, как прозрение, видение, поиск. Заключительный этап – афиширование - предъявление результатов своей работы (приложение 3).

Такие уроки очень нравятся учащимся, так как они способствуют умению размышлять, слушать и слышать собеседника, связно говорить и писать.

        Надо отметить, что организация урока-проекта очень трудоемка. Поэтому такие уроки проводятся 2-3 раза в год..

класс

Тема урока

Тема проекта

Результат проекта

5 класс

Абзац. Текст. Типы речи.


Строение текста типа рассуждения-доказательства.

Исследование слова дождь.



Строение текста рассуждения

Создание письма от лица дождя


Сочинение «Какой должна быть школьная перемена и почему?»

6 класс

Текст. Типы речи (повторение).


Строение текста типа описание.

Исследование слова дорога.



Сочинение-описание по натюрморту Б.В.Щербакова «Фрукты».

Сочинение-миниатюра «Рассказ о слове».


Сочинение-описание

7 класс

Типы речи. Стили речи(повторение).

Пусть у всех и всегда будет мама.

Книга писем, адресованных мамам.

8 класс

Определенно-личное предложение.


Неполные предложения.

Использование определенно-личных предложений в речи.



Односоставное предложение.

Инструкция с использованием односоставных предложений.

«Языковой портфель»

9 класс

Понятие СПП с несколькими придаточными.


Итоговое повторение.

 Сложноподчиненное предложение.



Сложное предложение (обобщение).

Сочинение «Зачем я изучаю русский язык ?»



«Языковой портфель»

        Следует отметить, что чаще всего проектная деятельность выходит за рамки урока, и результат работы зависит от того, какой вид деятельности был положен в основу проекта.

Вид проекта

Тема проекта

Реализация

Исследовательский

(напоминает подлинно научные исследования; используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.)

«В глубь русской фамилии»



«Заимствования в русском языке»

Районная научно-практическая конференция

Школьная научно-практическая конференция

Творческий

(максимально свободный и нетрадиционный подход  к  оформлению результатов - альманахи, статьи, репортажи, альбомы и т.д.)

 Книга писем «Пусть у всех и всегда будет мама».

Презентация на школьном мероприятии, посвященном мамам.

Ролевой

(ученики принимают на себя определенные роли, обусловленные характером содержанием проекта).

В стране порядковых числительных.  

Открытый урок для молодых специалистов.

Информационный

(направлен на сбор информации о каком-то

объекте, явлении, ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории).

Выпуск газеты «Грамотейка» на тему «Удивительный восклицательный знак»

Презентация в классе и планируется выход на сайте школы.

Практико-ориентированный

четко обозначен результат деятельности учащихся, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (справочный материал, словарь и т.д.). 

 Создание «Языкового портфеля»

Подготовка к ГИА.

        Итак, роль учителя при подготовке урока-проекта в основном сводится к тому, что он помогает формировать идею проекта, контролирует, консультирует, направляет творческую деятельность учащихся в нужное русло. При обобщение пройденной темы, на этапе закрепления удобно и полезно создавать проекты. Эта работа осуществляется как в коллективе, так и индивидуально. В результате проектная деятельность помогает лучше усвоить материал и индивидуализирует учебный процесс.

2.3.Изучение эффективности применения проектной деятельности.

        Использование проектной деятельности на уроках, безусловно, способствует формированию коммуникативной компетенции.

        За время работы по данной теме накоплен практический опыт применения проектного метода на уроках русского языка. Была  обобщена и систематизирована литература, изучен опыт других учителей, проведен психолого-педагогический мониторинг: диагностика развития интеллекта учащихся, уровня обученности по предмету, отслеживание участия учащихся во внеурочной деятельности, охват учащихся проектной деятельностью.

        Диагностика умственного развития учащихся проводилась на группе учащихся, обучающихся в 2008 у.г. в 7б классе. Была выбрана группа из 21 человека (приложение 4). Изменение в развитии интеллекта имеет положительную динамику, однако остаются учащиеся с низким уровнем интеллекта. Анализ показал, что 7 учащихся повысили уровень с низкого до среднего, 3 учащихся перешли со среднего  на высокий уровень интеллектуального развития. Остались без изменения в уровне развития: 3 –низкий уровень, 5 – средний уровень,3 – высокий уровень.

        Уровень обученности учащихся по русскому языку (2008-2011 у.г.)

Исследуемый

класс

качество

успеваемость

По классу

По школе

По классу

По школе


2008-2009 у.г.

40%

43%

100%

98%


2009-2010 у.г.

37%

39,6%

       100%

98,6%


2010-2011 у.г.

46,4%

43%

100%

92%

         В проведенных исследований наблюдается устойчивая 100% успеваемость и повышение качества обученности учащихся, хотя в 8 классе качество понизилось на

3% по сравнению с предыдущим годом, что было обусловлено индивидуальными особенностями класса.

        Если рассмотреть уровень обученности в преподаваемых мною классах, то это выглядит следующим образом:

Качество

Успеваемость

учитель

МО рус. яз.

учитель

МО рус. яз.

2008-2009 у.г.

48,6%

43%

100%

98%

2009-2010 у.г.

40%

39,6%

98%

98,6%

2010-2011 у.г.

43,1%

43%

98,5%

92%

        Наблюдаются устойчиво стабильные успеваемость и качество образования по предмету, что обусловлено применением новых педагогических технологий, в частности, использование проектной деятельности

        С использованием проектной деятельности возрос интерес к русскому языку (приложение 5). Дети принимают активное участие в ежегодном международном конкурсе «Русский медвежонок» (2008 год – 16 чел., 2009 – 23 чел.). Участвуют в научно-практических конференциях, результативно выступают в школьных олимпиадах (1 место – учащиеся 9б и 10а классов, 3 место – учащаяся 9б класса), приняли успешное участие в районной олимпиаде (4 место – учащаяся 10а класса, 5 место – учащаяся 9б класса).

        Применение проектной деятельности положительно влияет на общее развитие учащихся. Ребята 9б класса выпускают ежемесячную газету «Грамотейка» (приложение 6), в рамках декады русского языка проводятся мероприятия таким образом, чтобы каждый ученик принял в них участие.

        Таким образом, школьники получают возможность включиться в широкое образовательное пространство: приобретают социальный опыт, расширяют кругозор, повышают уровень образованности по русскому языку.

 

Заключение.

        Современное общество и рынок труда требуют не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личностной зрелости. Выпускник школы должен обладать ключевыми компетенциями: информационной, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной.

        Опыт показал, что эффективное формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка возможно при использовании проектной деятельности.

        Принято считать, что метод проектов можно использовать только в дополнительном образовании, поскольку классно-урочная система с ними не сочетается. В работе предоставлен материал, опровергающий это суждение. Классно-урочная система и проектная деятельность с учетом классификации проектов по характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности успешно переплетаются в деятельности учителя-предметника и дают хорошие результаты.

        В процессе работы была изучена литература, проведены психолого-педагогические исследования.

        На основании теоретического анализа в работе рассмотрены методические аспекты организации проектной деятельности на уроках русского языка. Рассмотрена эффективность применения технологии на уроках русского языка, доказано позитивное влияние на развитие учащихся, расширение их кругозора.

        Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы и материалы практической проверки подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы.

        Теоретическое положение проектной деятельности внедряется в образовательную практику по курсу «Русский язык».  

Список используемой литературы.

  1. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
  2. Вахрушева Л.М. Применение проектного метода на уроках русского языка // Русский язык. – 2007. - №4. – С. 35 – 36.
  3. Гузеев В.М. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. – 1995. - №6. – С. 17-23.
  4. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. – 1999. - №6. – С. 27-36.
  5. Музиянова Л.А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. - №6. – С.19-22.
  6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
  8. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2008. - №3. – С.20-24.
  9. Черепанова Л.В. Роль «Языкового портфеля» в формировании лингвистической компетенции школьников // Русский язык в школе. – 2004. - №5. – С. 41-44.  

Приложение

Приложение 1

Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии

проектного обучения.

Этапы работы

Содержание

работы

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

1. Подгото-вительный

1. Определение темы и целей проекта.

Обсуждение и выбор темы.

Предлагает темы проекта.

2. Выделение подтем в теме проекта.

Выбор подтемы или предложение новой подтемы.

Совместное обсуждение подтем проекта.

3. Формирование творческих групп.

Объединение в микро-группы, распределение обязанностей между членами команды.

Организационная работа по объеди-нению учащихся в группы

4. Подготовка мате-риалов к исследо-вательской работе.

Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы.

5. Установление способов предостав-ления результатов и критериев оценки результата и процесса.

Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания.

Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания.

2. Планиро- вание

Определение источ-ников, способов сбора и анализа информации.

Корректировка и дополнение предложений учителя.

Предлагает основ-ную литературу, способы сбора информации.

3. Разработ- ка проекта

Осуществление накопления инфор-мации путем работы с литературой, анкетирование, эксперименты и другое ее обобщение.

Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации.

Консультации, координирование работы обучающихся.

4. Оформ-ление результатов

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета.

Оформление результатов согласно выбранной форме отчета.

Консультации, координирование работы обучающихся.

5. Презента- ция

Предоставление выбранной работы.

Доклад о результатах работы.

Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников.

6. Оценива- ние

Оценка работ согласно разработанным критериям

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

Приложение 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Языковой портфель

Односоставное предложение

Работу выполнила

учащаяся 8б класса

Мнацаканян Анжела

Краснокаменск

2009 г.

Приложение 3

 Разработка урока-проекта «Исследование слова дождь» (5 класс).

        Задачи: 1. развивать умение «думать о словах»;

                        2. способствовать формированию интереса к слову и языку в целом;

                        3. формировать умение связно говорить и писать.

        Оборудование: записи со звуками дождя, цветные карандаши, листы А 4, «Толковый словарь» Ожегова.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Подготовка к восприятию темы урока.

- Ребята,  у вас есть дома копилка?

- А что вы в ней копите? Сегодня мы должны наполнить эту копилку (чистые листы)… словами и мыслями.

- Опустим в копилку первое слово, которое будет темой нашего урока. А чтобы найти его, закройте глаза и послушайте (звучит запись «Ливневый дождь в лесу»).

-  Итак, мы будем говорить о чем ? (о дожде)

        3. Работа со словом.

- Давайте нарисуем дождь. Какой он ? (рисунки вывешиваются на доску)

- Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождем. Выберите в группе самую лучшую историю (истории рассказываются классу).

- Мы нарисовали дождь , услышали дождь, рассказали истории, связанные с дождем. А что такое дождь? Попробуйте написать определение слова дождь (групповая работа).

        Дождь – это послание Бога.

        Дождь – это плач неба.

        Дождь – это природное явление.

А вот какое определение дается в «Толковом словаре» Ожегова: дождь – …

- Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст о дожде. Выразите свое отношение к дождю (5-7 минут, работа в группах).

        Оглушительный гром, ослепительная молния. Так начинается сильный ливень. Пролагают свой извилистый путь грязные ручейки. Идти куда-то сложно: глубокая непролазная грязь. Черные тучи затмевают теплое солнце, и опускается на землю страшная тьма. Омерзительно жутко. Я ненавижу дождь.

        Иногда в душе может  затаиться неожиданный страх. Особенно когда страшная гроза и сверкающие молнии. Черные тучи закрывают  все голубое небо. В такое время особенно жаль мокрых птичек. Так хочется выйти из своего убежища и принести их домой. Мне очень не нравится дождь.

- Вам не нравится дождь? Я предлагаю послушать песню «У природы нет плохой погоды». Выделите основную мысль.

        - У природы нет плохой погоды, каждая погода – благодать…

        - Дождь мы должны встречать с добротой.

        - В любую погоду человек  должен чувствовать себя хорошо. 

  - Итак, дождь – это благодать и не надо его бояться. А теперь представьте, что вы дождик. Напишите себе письмо от имени дождя (работа индивидуальная).

        Наташенька, пишет тебе капелька. Я постоянно после дождя падаю с крыш. Но никто не любуется мной. Выгляни, пожалуйста, в окошко, и ты увидишь много капелек. Мы все такие чистенькие, маленькие, ласковые. У тебя сразу поднимется настроение. Ты больше не будешь бояться сильного дождя.

        

        Здравствуй, Ирина! Я на той неделе приходил к вам ночью, но ты меня не видела, спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне очень скучно. Может, я на днях скоро приду, но уже без грозы, потому что я с ней поссорился.

4.Обсуждение результатов.

Приложение 4

Результаты диагностики интеллектуального развития учащихся

по методике ШТУР.

учащиеся

7 б

(2008-2009)


(2009 2010)


(2010-2011)

1

Абдраисова Э.

н

н

с

2

Ванюков Н.

с

в

в

3

Демушкин П.

н

с

с

4

Димбухметов М.

н

н

н

5

Забелина А.

н

н

н

6

Катасонова А.

с

с

с

7

Ковалев Д.

с

с

с

8

Козулина Г.

с

с

с

9

Козлова Д.

в

в

в

10

Макарова О.

с

в

в

11

Мнацаканян А.

в

в

в

12

Новик Е.

н

н

с

13

Оськина А.

н

н

н

14

Осыкин А.

н

н

с

15

Петров А.

н

с

с

16

Савельева Д.

н

с

с

17

Семенова А.

в

в

в

18

Смолянинова Я.

с

с

с

19

Харитонович Д.

н

с

с

20

Хоботова Е.

с

с

в

21

Шабалин Е.

н

с

с

Н – низкий;

С – средний;

В – высокий.

Приложение 5

Охват проектной деятельностью обучающихся за 2008-2011 у.г.

Приложение 6

Приложение 6

Сегодня в номере:

Ноябрь 2010г.

№ 1

  1. На досуге

Стр.5

  1. Это

интересно

Стр.4

  1. Из

истории

Стр. 2

  1. Правила употребления «!» в русском языке
  2. стр

Грамотейка

МОУ СОШ №1. 9Б класс.

«Ура! Каникулы!», «Привет!!!», За мной, ребята!».Большинство из нас даже не подозревает на сколько часто мы используем восклицательный знак в нашей речи, и на сколько большую роль он играет.                                                                           В этом месяце  тема нашей газеты посвящена  восклицательному знаку. В наших рубриках мы рассмотрим употребление восклицательного знака в различных сферах деятельности человека. Также вы сможете проверить свои навыки и знания русского языка  в области пунктуации. Вы сможете познакомиться с историей этого необычного знака и найти ответы на вопросы: Где живёт восклицательный знак? Какова его роль в русском языке? Какие оттенки значения придаёт нашей речи? В газете мы более глубоко затронем понятия, касающиеся удивительного и загадочного восклицательного знака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках географии

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на дос...

"Формирование коммуникативной компетенции учеников среднего звена на уроках русского языка"

Внедрение коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому языку. Учитель сотрудничает с учеником, но на первый план выдвигается ученик....

Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии

В  статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...

Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка

Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал....

Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы

В последнее время в системе образования  стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...

Статья "Формирование иноязычной коммуникативной компетенции через проектную деятельность духовной тематики"

В статье затрагивается актуальная проблема необходимости повышения уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся средней школы. Так как коммуникативная компетенция является очевидной пр...