Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
Проектная деятельность - возможный вид деятельности , позволяющий оценить знания учащихся и рувидеть творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
В.В.Томских,
учитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»,
г.Краснокаменск, Краснокаменский район
Методические аспекты формирования коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка
Единственный путь, ведущий
к знанию – деятельность.
Б.Шоу
К одной из продуктивных и оптимальных технологий, позволяющей формировать коммуникативную компетенцию, можно отнести организацию проектной деятельности учащихся. Положительными моментами этой работы могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект-субъектные отношения, ее практическая направленность.
Проектная деятельность - это путь познания, способ организации процесса познания. Технология метода проектов лежит в рамках новой образовательной парадигмы. Она создает условия для самоопределения и самореализации личности и формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка, которая включает в себя:
1.формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
2.овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
3.обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Вовлечение в активную, творческую деятельность и вступление в диалогические отношения с учителем ведет к тому, что обучающиеся получают опыт решения нестандартных задач, что, несомненно, принесет пользу личности не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах может осуществляться отдельными элементами урока.
Осуществление проектной деятельности в школе весьма сложная задача, поэтому наиболее эффективным является внедрение мини-проектов в учебную деятельность. Мини-проект позволяет развить исследовательские навыки ученика, получить новые знания и умения и занимает значительно меньше времени, и может быть использован в ходе одного урока.
В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М.Разумовской имеется большое количество упражнений, направленных на проектную деятельность учащихся. Применение проектного метода можно проследить, например, при изучении темы «Бессоюзное сложное предложение», 9 класс (учебник под редакцией М.М.Разумовской).
№ урока | Тема | Этап урока | Предлагаемые задания по изучаемой теме | Формирование ЗУНов |
1-2 | Понятие БСП. | Этап закрепления | Напишите сочинение-миниатюру с использованием БСП на тему «Наступила весна». | Умение связно излагать свои мысли в письменной форме. |
3 | БСП со значением перечисления. | Этап изучения | Упр.218. Используя БСП с перечислением, опишите памятник Петру I, созданный французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе и установленный в Санкт-Петербурге… | Формирование пунктуационных умений; овладение нормами обогащения словарного запаса речи учащихся. |
4 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. | Этап закрепления | Упр.230. Рассмотрите на вклейке репродукцию картины русского художника В.В.Верещагина «Смертельно раненный»…Описывая свои впечатления от картины, постарайтесь употребить БСП. | Формирование пунктуационных умений и умение связно излагать свои мысли в письменной форме. |
5 | БСП со значением противопоставления, времени или условия, следствия | Этап обобщения | Выпишите из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Тамань») по одному предложению на употребление запятой, двоеточия и тире в БСП. | Формирование умения опознавать БСП и формирование пунктуационных умений. |
6-8 | БСП со значением противопоставления, времени или условия, следствия. | Этап обобщения | Выпишите из произведений художественной литературы предложения с различными видами связи | Формирование умения опознавать предложения с разными видами связи и формирование пунктуационных умений. |
Результатом изучения сложного предложения в 9 классе является создание «Языкового портфеля». «Языковой портфель» - это одна из форм проектной деятельности, включающая комплекс документов и самостоятельных работ ученика по русскому языку, которые он собирает, руководствуясь собственными желаниями или заданием учителя. Цель проекта: способствовать осознанию учащимися собственной познавательной деятельности, направленной на овладение русским языком. Структуру «Языкового портфеля» может определять сам учитель. Например, он может включать:
1.название темы;
2.сведения о владельце «портфеля»;
3.теоретическая и практическая части.
«Языковой портфель» оформляется в соответствии с совместно разработанными критериями учителя и ученика. Например,
1.задания должны соответствовать изучаемой теме;
2.задания должны быть разного уровня сложности;
3.задания не должны быть однотипными;
4.количество заданий…(сколько?);
5.задания должны быть выполнены аккуратно от руки.
Таким образом, «Языковой портфель» позволяет учащимся проверить насколько ими осмыслен материал по изучаемой теме. Используется такой вид работы после изучения объемных тем на этапе обобщения. Эта работа осуществляется как в коллективе, так и индивидуально. В результате проектная деятельность помогает лучше усвоить материал и индивидуализирует учебный процесс (например, «Односоставное предложение» (8 класс), «Однородные члены предложения» (8 класс), «Сложное предложение» (9 класс) и т.д.)
Опыт показал, что эффективное формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка возможно при использовании проектной деятельности.
Принято считать, что метод проектов можно использовать только в дополнительном образовании, поскольку классно-урочная система с ними не сочетается. Классно-урочная система и проектная деятельность с учетом классификации проектов по характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности успешно переплетаются в деятельности учителя-предметника и дают хорошие результаты.
ЛИТЕРАТУРА
- Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
- Вахрушева Л.М. Применение проектного метода на уроках русского языка // Русский язык. – 2007. №4. – С. 35 – 36.
- Музиянова Л.А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. №6. – С.19-22.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
- Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2008. №3. – С.20-24.
- Черепанова Л.В. Роль «Языкового портфеля» в формировании лингвистической компетенции школьников // Русский язык в школе. – 2004. №5. – С. 41-44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование коммуникативной компетенции учеников среднего звена на уроках русского языка"
Внедрение коммуникативно-деятельностного подхода в обучении русскому языку. Учитель сотрудничает с учеником, но на первый план выдвигается ученик....
Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность на уроках географии
В статье рассматривается роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и ...
Формирование коммуникативной компетенции через проектную деятельность на уроках русского языка
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые ум...
Формирование ключевых компетентностей обучающихся через проектную деятельность на уроках русского языка и литературы
В последнее время в системе образования стали привычными понятия « ключевые компетентности , проектная деятельность, метод проектов» , и каждый педагог...