Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Маскыр-оол Акырмаа Байлаковна

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_rus_yaz_ur.60-61.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е

Класс: 7

Цели урока:

Предметные: формировать умение использовать орфограмму в письменной речи, определять слитное/раздельное написание наречий; умения их использовать в процессе выполнения практических заданий.

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, умение выбирать правильные ответы из множества, работать в группах.

Планируемый результат: обучающийся научится использовать правило и применять его в практической деятельности.

Задачи:
Образовательные:

1) повторить полученные знания о наречии;

2) научить пользоваться орфограммой о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями на –о, -е.

Развивающие:

1) сформировать умение употреблять наречия в речи;

2) сформировать умение применять на письме орфограмму №57.

Воспитательные:

1)воспитание культуры умственного труда на основе мыслительных операций анализа, сравнения;

2) формирование коммуникативных умений, бережного отношения к русскому языку.

Оборудование урока: учебник (Русский язык, 7 класс: учебник для общеобраз.организаций / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2016), мультимедийная презентация.

Ход урока

1. Приветствие. Организационный момент.

2. Актуализация знаний

1) проверка д/з.

Упр. 238.

2) фронтальный опрос:

Проверим ваши знания, полученные в предыдущих уроках:

- что такое наречие?

- какие морфологические признаки у наречий?

- чем является наречие в предложении?

- на какие 2 разряда делятся наречия по значению? Приведите примеры.

- какие наречия имеют степени сравнения? Какова особенность образования степеней сравнения?

3. Работа по теме урока.

1) формулировка темы и целей урока

Чтобы перейти к следующей теме, выполним небольшое упражнение (на слайде)

Даны слова на одну орфограмму. Вам нужно распределить их по принадлежности к той или иной части речи:

(Не)аккуратный человек; отнюдь (не)ясный ответ; далеко (не)верно; (не)ряха; (не)пришел; (не)уклюжий; (не)былица; (не)правда, а ложь; (не)грамотно; (не) законченная художником картина; (не)лепо.

- на какую орфограмму даны слова? (Правописание НЕ с разными частями речи)

- какие слова вы не выписали? Почему? (наречия, т.к. мы еще не изучали правописание с частицей НЕ)

- как вы думаете, какова тема урока? (Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями)

- какие цели поставим? (узнать, при каких условиях частица НЕ с наречиями пишется слитно, а при каких условиях – раздельно).

- молодцы! Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е».

- давайте вспомним, как пишутся НЕ с прилагательными?

Слитно:

  1. Не употребляются без НЕ: ненастный ненавидимый;
  2. если можно подобрать синонимы: нелживый (правдивый)

Раздельно:

  1. Если есть противопоставление с союзом А: Не большой, а маленький.

2. Еслк прилагательным относятся слова: ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ, НИСКОЛЬКО НЕ:

Нисколько не интересная книга.

- НЕ с существительными?

(Слитно:

1. если слово не употребляется без НЕ: неряха;

2. если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением: неправда = ложь.

Раздельно: если в предложении есть противопоставление с союзом А: не правда, а ложь.)

-НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями? (НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляется.

С причастиями раздельно: с краткими причастиями (не закончено); с полными причастиями, если есть зависимые слова или противопоставление с союзом А (Не закончившаяся вовремя работа)

С причастиями слитно пишется в том случае, если причастие без НЕ не употребляется (недоумевающий взгляд); если при них нет зависимых слов и нет противопоставлений с союзом А (незакончившаяся работа)

- какую общую закономерность вы заметили при правописании НЕ с прилагательными, существительными и глаголами? (слитно пишется всегда, если не употребляется без НЕ; раздельно, если есть простивопоставление с союзом А)

-Хорошо, молодцы!

2) формулировка правила:

Посмотрите на слайд, где даны наречия. Какую закономерность вы заметили?

Неплохо, недалеко, неграмотно, небрежно, нелепо, неожиданно

Далеко не верно, нисколько не интересно, вовсе не громко, поступил не хорошо, а плохо.

- правописание НЕ с наречиями похоже на правописание НЕ с прилагательными:

Слитно пишется, если наречие с НЕ можно заменить синонимом, а также если слово без НЕ не употребляется.

Раздельно пишется, если к наречию относятся такие слова, как: далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не; если есть противопоставление с союзом А.

- А теперь сравним наши выводы с правилом, которое дано в учениках на стр. 101.

- молодцы! А теперь перейдем к закреплению изученного.

4. Закрепление изученного

1) упр. 241 (устно, по цепочке с объяснением)

Невесело-весело; невежливо-вежливо; Необдуманно-обдуманно; немного-много; невдалеке-далеко; неустойчиво-устойчиво; недружелюбно-дружелюбно; неясно-ясно; несерьезно-серьезно; неискренне – искренне; неравнодушно-равнодушно; несправедливо – справедливо; небрежно, немало-мало; неграмотно-грамотно; некрасиво-красиво

(эти наречия образованы при помощи приставки НЕ. «Не» с наречиями на –о, -е пишется слитно, т.к. ко всем наречиям можно подобрать синоним без НЕ или близкие по значению выражения. Слово «небрежно» пишется слитно, т.к. без НЕ не употребляется)

2) упр. 242

(работа по группам: 1 группа выписывает слова, где НЕ-часть корня;

2 – НЕ-приставка; 3 – НЕ – частицы (пишется раздельно). 1. Небрежно, сделать неопрятно, выполнить небрежно, поступить нелепо,

высказаться негодующе.

2. сделать неаккуратно, неумело; пришить пуговицу некрепко, посмотреть недоверчиво, недружелюбно, излагать мысли непоследовательно, несвязно, взлететь невысоко, нешироко приоткрыть глаза.

3.совсем не высоко; пришить не крепко, а слабо; взглянуть не доверчиво, а с подозрением; говорить нисколько не весело; совсем не громко; далеко не ласково; произнести не громко, а тихо; взлететь не высоко, а низко; взлететь совсем не высоко; вырыть вовсе не глубоко; ничуть не радостно.

Коллективная проверка.

- Составьте по 3 предложения с данными наречиями.

Физкультминутка.

3) упр. 244 (сам-но).

1. Погода вскоре неуловимо (=малозаметно) изменилась. 2. Несколько (непр.местоим) увесистых камней, сорвавшись с крутизны, покатились вниз.

3. Недавно (=только что) одна из вылазок, с отлучкой от логова на целый день и ночь, чуть было не кончилась (не с глаголами) для волков неожиданной (=внезапной) бедой. 4. Неугомонные (=беспокойные) волчата е столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь ко всему, что привлекало их любопытство. 5. Неподалеку (=вблизи) от волков с волчатами, немного (=чуть-чуть) в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было немало (=много).

Проверка. Словарная работа (со словом тамарисковых)

5. Рефлексия

- когда пишутся наречия с НЕ слитно?

- а когда раздельно?

- чтобы проверить насколько вы усвоили тему, проведем тестирование (testEdu)

1. укажите вариант, в котором НЕ с наречием пишется раздельно:

А) встретить (не)дружелюбно

Б)работа выполнена (не)плохо

В)произнести (не)громко, а тихо

Г) нет ответа

2. Укажите наречие, которое не употребляется без НЕ:

А)(не)известно

Б)(не)справедливл

В)(не)аккуратно

Г)(не)брежно

3. Если наречие можно заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то оно пишется :

А) слитно

Б)раздельно

4. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?

А) (не)далеко

Б) (не)ихо, а громко

В) отнюдь (не)быстро

Г) нисколько (не)убедительно

5. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется раздельно?

А) (не)взрачно

Б)(не)вежливо

В) вовсе (не)мало

Г)(не)уклюже

6. В каком варианте ответа НЕ с наречием пишется слитно?

А) (не)удачно

Б) (не)богато, а бедно

В) нисколько (не)убедительно

Г) далеко (не)интересно

-молодцы! А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.

6. Объяснение д/з.

Параграф 38 – правило выучить, упр. 245, 247.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"

Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ  с наречием"...

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, -Е. 7кл

Цели и задачи: -) знать правописание НЕ с наречиями, НЕ с прилагательными;-) уметь обозначать новую орфограмму;-) выбирать правильное написание с НЕ....

Урок взаимного обучения учащихся по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» (7 класс)

ЦЕЛЬ: формирование навыка написания НЕ с наречиями в занимательной нетрадиционной форме в результате групповой работы над материалом....

Тема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е

Цели: закрепить умение слитного и раздельного написания наречий, отработать навыки морфологического разбора, умение образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, употреблять наречия...

Урок "Слитное и раздельное написание не с наречиями на о- е"

Приложение к уроку русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с наречиями на о- е"...

Урок-модуль русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е".

Конспект урока русского языка в 7-м классе  "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е."...

Конспект урока "Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных"

Конспект урока для 7 класса по учебнику М.Т.Баранова и др. Разработка содержит 2 урока: изучение нового материала и его закрепление. В конспекте представлены исследовательские и творческие задания. Ур...