Урок взаимного обучения учащихся по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
ЦЕЛЬ: формирование навыка написания НЕ с наречиями в занимательной нетрадиционной форме в результате групповой работы над материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_narechiyami_urok_vzaimnogo_obucheniya_uchashchikhsya.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок взаимного обучения учащихся
по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» (7 класс)
Учитель русского языка и литературы
Сотникова Н.Г.
МБОУ СОШ №10
ЦЕЛЬ: формирование навыка написания НЕ с наречиями в занимательной нетрадиционной форме в результате групповой работы над материалом.
ЗАДАЧИ: 1) В познавательно-занимательной форме подать новый материал; формирование навыков научного высказывания на заданную тему (р/р).
2) сопоставление нового материала с изученным (написание НЕ с различными частями речи); опережающее обучение(по теме «Буквы Е-И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий»)
3)Взаимопощь учащихся при работе над новым материалом, воспитание чувства коллективизма, ответственности.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Таблица по повторению «НЕ с различными частями речи»
2. Опорный конспект по новой теме «НЕ с наречиями на –о, -е» и такие же конспекты на столах.
3.Сигнальные таблички с названиями экипажей.
4.Отличительные знаки членов экипажей.
5.Табель оценок.
6.Жетоны для жеребьёвки.
Ход занятия
Подготовительный этап (предварительный)
- В классе формируются «экипажи» из 4-х человек:
- командира – самого сильного ученика
- штурмана – послабее
- двух пилотов
Им раздаются отличительные значки и таблички с названием «экипажей» ( «Орленок», «Чайка», «Буревестник», «Ласточка», «Журавлик», «Сокол»).
- Подготовка к жеребьевке для отчета экипажей.
Жетоны:
«Выбор» 2 шт. – отвечающего назначает учитель
«Делегат» 1 шт. – экипаж сам определяет посланца для ответа
«Доверие» 2 шт.- опрос не проводится, выставляются оценки, полученные в группах (система корректировки)
«Счастливчик» 1 шт.- никто из экипажа не отвечает.
- Вступительное слово учителя
РЕБЯТА! Сегодня мы проведем необычный урок, урок взаимного обучения по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е». Для этого мы заранее сформировали экипажи. Каждый экипаж состоит из 4-х человек: командира, штурмана и 2-х пилотов.
Я прошу подойти ко мне командиров и взять сигнальные таблички с названиями экипажей, по которым я буду определять вашу готовность в группах.
Итак, экипажи, я буду вашим руководителем полётов. Я ставлю перед вами цель: усвоить новую тему. Свою работу мы построим следующим образом. Сначала повторим уже изученный материал о правописании НЕ с различными частями речи, потом я объясню новую тему урока, далее начнется работа в группах. Командир по опорному конспекту повторит все для своей команды, мы закрепим, и потом по команде примет зачёт у «штурмана», 1-го и 2-го пилота, внесет оценки в табель.
Только после этого мы проведём отчет экипажей. А вот как именно это будет происходить, решит жребий!
Итак, экипажи, вы готовы?
- Повторение по таблице «НЕ с различными частями речи»
- Рассмотреть каждую колонку таблицы, определить, чем является НЕ: частью корня, частицей или приставкой, дополнить каждую часть речи своими примерами.
- Найти сходство (по пунктам) у некоторых частей речи.
- Выполнить карточки на скорость( по экипажам):
(Не)красивый поступок, (не)видел выхода, большой (не)ряха, (не)навидеть ложь, (не)правильное решение, (не)аккуратность в работе, (не)брежный жесть, мой недруг, (не)правильный, а ошибочный, (не)глубокая, но рыбная река, сильно (не)годовать, это (не)ветер, крайне (не)серьёзный, (не)знает прошлого,(не)достает слов, дом (не) кирпичный;
- Объяснение нового материала.
- Наречия, которые оканчиваются не на –о или –е, а на другие гласные, НЕ пишется раздельно.
- Не по-весеннему
- Не издалека
- Не по-дружески
- Не по-соседски
- Не очень
- Подробное объяснение
Вспомним написание НЕ с существительными и прилагательными.
Слитно Раздельно
I) Без «НЕ» не употребляется: I)Противопоставление с союзом А
Эта работа выполнена Мальчик ударил не сильно,
небрежно. а слабо.
II) Можно заменить синонимом: II)Если есть слова нисколько,
Ничуть, нисколько
Он рассказывал неинте- Она рассказывала вовсе не
ресно (= скучно, плохо) интересно.
3).Обратиться к записи в углу доски (см. выше).
- С какой частью речи содержание правила «НЕ с наречиями»
совпадает полностью? (с прилагательными).
- Закрепление
К доске вызываются по очереди «смельчаки» (по одному человеку от команды).
Игра «Четвертый лишний» (Записать примеры, применяя поморфемное письмо, под диктовку, найти «лишнее» слово , объяснить, по какому принципу исключили) – объяснительный диктант.
Жить не-близ-к-о, летать не-выс-ок-о , не-быстр-о выполнить, не выс-ок-о, а низко; неряш-лив-о одет; не-плох-о выполнил, натоплено не-жар-к-о, нисколько не слож-но; говорить не-лж-ив-о, слушать вовсе не_интерес-н-о, не-хорош-о подумал, не-удач-н-о пошутил
V)Работа в группах.
Теперь командир ещё раз повторит правило своему экипажу и вы все вместе приведете примеры на каждый случай. Далее командир примет зачет у штурмана, оценит его, и они вместе примут зачёт у пилотов. Все оценки заносятся в табель.
VI) Отчёт экипажей.
Проводится жеребьёвка, в результате которой к доске выходят 3 человека и пишут диктовку на оценку.
Диктант (проверка с капитанами).
Едет небыстро; ночь пришла не спокойно, а тревожно; негодующе посмотреть; чертит неплохо; ударил несильно; расположен не далеко, а близко; отнюдь нелегко выполнить; нелепо выглядит; доказывать нисколько не убедительно.
VII) Подводятся итоги, выставляются оценки.
Заключительное слово учителя.
Итак, на сегодняшнем уроке мы поставили перед собой цель усвоить новый материал по теме «НЕ с причастиями». Я думаю, что все экипажи с этой задачей успешно справились. Помогли нам в этом уже имеющиеся знания по правописанию НЕ с другими частями речи. К сегодняшнему уроку вы пришли с большим багажом знаний. Наречие – последняя самостоятельная часть речи, которую мы изучаем в большом объёме. Нашу табличку можно дополнить присоединив к ней наречие.
Но вернёмся к нашему опорному конспекту, ещё раз посмотрите на случаи слитного и раздельного написания. На следующем уроке мы будем работать над темой «Буквы Е-И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий». Посмотрите в свои конспекты, когда пишется НЕ? Когда пишется НИ? Знакомо ли вам правило? Когда мы его изучали? (О правописании отрицательных местоимений)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Повторить «НЕ с наречиями», составить текст из 5-7 предложений, применяя изученное правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е
Цели: закрепить умение слитного и раздельного написания наречий, отработать навыки морфологического разбора, умение образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, употреблять наречия...
Конструкт урока по ФГОС по теме "Слитное и раздельное написание наречий" для 7-го класса
Создает мотивацию к открытию новых знаний, формирует умение слитного и раздельного написания наречий,развивает способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной речи, адекватно ...
Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему :" Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О, Е"
Цель урока:1. Образовательная: повторить правописание НЕ с разными частями речи; сформировать умение написания НЕ с наречиями на О, Е.2. Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргумен...
Тема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на -О и -Е
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -О и -Е...
Открытый урок русского языка в 7 классе Урок — сказочное путешествие по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и
ознакомить учащихся с некоторыми закономерностями...
Дидактический материал по теме "Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е"
Чтобы выяснить, как следует писать «не» с наречиями на «о», «е», слитно или раздельно, применим правило орфографии о написан...
Практикум по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е"
В материале-практикуме содержится пять заданий практического характера на выявление уровня обученности учеников по данной теме....