Рабочая программа по русскому языку 11класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Рабочая программа по русскому языку 11класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_11klass.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО заместитель директора директор школы
Руководитель МО по УВР Гомбоева О.Б.. Дондупова Е.Р.
Намжилова Т.Б. Протокол №________ Приказ №____
Протокол № от «___»_______ 2021г. От «___»________2021г.
От «____»_______2021г.
Рабочая программа
Предмет: русский язык
Класс 11
Уровень обучения базовый
Учитель: Рабданова Татьяна Цыденжаповна,
русский язык и литература, высшая категория.
Срок действия программы 2021-2022 учебный год.
с.Баянгол
2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
-Уставом МБОУ «Баянгольская СОШ»;
-Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ "Баянгольская СОШ";
- Положением МБОУ "Баянгольская СОШ"о рабочей программе педагога, в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
- примерной программы по русскому языку ФГОС 10-11 классы. М.: Просвещение,2014г. Базовый уровень / автор составитель Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.
Рабочая программа по русскому языку для основной школы предназначена для учащихся 10-11класса.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
Актуальность программы.
Являясь формой хранения и средством усвоения информации, русский язык выполняет особые функции и занимает одно из ведущих мест среди учебных предметов. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования целями изучения предмета «Русский язык и литература» являются:
• формирование российской гражданской идентичности обучающегося средствами русского языка и литературы;
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
• сформированность представлений о роли языка в жизни общества, государства; приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
• способность свободно общаться в различных формах и форматах и на разные темы; свободно использовать словарный запас;
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
• владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
• сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания, в том числе средству познания основ своей и других культур и уважительного отношения к ним;
• сформированность понятий о нормах русского литературного языка и умелое использование богатейших возможностей русского языка при соблюдении языковых норм;
• сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка, умение правильно и уместно их использовать в разных условиях общения;
• владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
• владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
• сформированность умений написания текстов различных жанров на различные темы, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающегося;
• сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений (в том числе языкового анализа художественного текста);
• владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционально-личностного восприятия и интеллектуального понимания;
• сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Одна из важнейших задач обучения русскому языку и литературе в старших классах заключается в том, чтобы учащиеся могли более полноценно и многоаспектно использовать языковой анализ образцовых художественных текстов, изучаемых в школе. Такая работа будет служить основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей, эффективным способом приобщения учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся.
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные:
В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью.
Метапредметные
Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.
Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные:
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Содержание учебного предмета
Раздел | Количество часов |
Общие сведения о языке | 1ч |
Лексика. Фразеология. Лексикография. | 17ч |
Морфемика и словообразование | 2ч |
Морфология и орфография | 13ч |
Самостоятельные части речи | 45ч |
Служебные части речи | 24ч |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Домашнее задание |
1 | Русский язык – хранитель истории и духовной культуры народа. | 1 | § 1 | |
2 | Слово и его значение Слова однозначные и многозначные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Конспект стр. 5-8 |
3 | Изобразительно-выразительные средства. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | § 2, доклад |
4-5 | Омонимы, паронимы и их употребление | 2 | ||
6-7 | Синонимы, антонимы и их употребление | 2 | Повторительно-обобщающий урок | § 4-10, повторить теоретический материал по разделу "Лексика. Фразеология" |
8 | Происхождение лексики современного русского языка | 1 | 11,12 | |
9 | Общеупотребительная лексика, устаревшая лексика. | 1 | 13 | |
10 | Фразеологизмы и их употребление | 1 | Повторительно-обобщающий урок | § 14 |
11 | Готовимся к ЕГЭ. Повторение изученного по теме «Лексика» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | вопросы на с.60 |
12 | Фонетика. Звуки и буквы. | 1 | Урок контроля | |
13 | Система гласных и согласных звуков русского языка. Слог. Фонетический разбор | 1 | Повторительно-обобщающий урок | §16. упр.106 |
14,15 | Орфоэпические нормы русского языка. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | §17 |
16,17 | Готовимся к ЕГЭ, Повторение материала по теме «Орфоэпия» | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Вариант ЕГЭ |
18 | Морфемика и словообразование. Состав слова | 1 | Повторительно-обобщающий урок | §.18,19 |
19 | Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | § 20, выполнить тестовые задания, выучить правила |
20,21 | Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые гласные в корне | 2 | Повторительно-обобщающий урок | §21. Стр 112-114 |
22,23 | Чередующиеся гласные в корне слова. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | § 23 Пасичник, с.45-63. |
24 | Употребление гласных после щипящих и Ц | 1 | 24,25 | |
25 | Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. | 1 | Повторение, обобщение | 26,27 |
26 | Правописание двойных согласных | 1 | 28 | |
27,28 | Гласные и согласные в приставках. Приставки пре- и при- | 2 | 29,30 | |
29,30 | . И или Ы после приставок | 2 | Повторительно-обобщающий урок | § 31 |
31 | Употребление Ъ и Ь Употребление прописных букв. | 1 | 32,33 | |
32,33 | Контрольный диктант | 2 | Урок контроля | Вариант ЕГЭ |
34 | Самостоятельные части речи | 1. | 34 выполнить тренировочные и тестовые задания | |
35,36 | Имя существительное как часть речи. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | § 35 |
36,37 | Правописание падежных окончаний и суффиксовимён существительных . | 2 | Повторительно-обобщающий урок | § 36,37 тест |
39,40 | Правописание сложных имен существительных | 2 | 38 | |
41 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | ||
42,43 | Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний прилагательных. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | § 39,40, тест |
44,45 | Правописание суффиксов имён прилагательных, Н и НН в прилагательных | 2 | Повторительно-обобщающий урок | §41,42, тест |
46,47 | Правописание сложных прилагательных и существительных | 2 | Повторительно-обобщающий урок | § 43, тест |
48,49 | Готовимся к ЕГЭ(существительное и прилагательное) | 2 | Урок контроля | Тест №5 |
50 | Имя числительное как часть речи | 1 | Повторительно-обобщающий урок | 44, тест |
51,52 | Склонение имен числительных | 2 | Повторительно-обобщающий урок | §45 |
53,54 | Правописание и употребление имен числительных | 2 | обобщение | 46,47 |
55 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | ||
56 | Местоимение как часть речи | 1 | Повторительно-обобщающий урок | § 48,49, тест |
57,58 | Глагол как часть речи. Правописание глаголов. | 2 | Урок контроля | 50,51 Тест №6 |
5960 | Причастие как форма глагола. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | §52. , тест |
61 | Образование причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилаг. | 1 | Урок контроля | §53, 54тест |
62,63 | Деепричастие | 2 | Повторительно-обобщающий урок | §55 ,тест |
64,65 | Готовимся к ЕГЭ. Глагол, причастие, деепричастие | 2 | Урок контроля | Стр 286 |
66,67 | Контрольный тест | 2 | Урок контроля | Тест №7 |
68,69 | Наречие. Правописание наречий. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | §56,57, тест. |
70 | Слова категории состояния | 1 | 58 | |
71,72 | Готовимся к ЕГЭ | 2 | ||
73,74 | Готовимся к ЕГЭ Сочинение | 2 | ||
75,76 | Служебные части речи. Предлог. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | §59,60 |
77,78 | Тестовые задания. Правописание предлогов | 2 | Тест. | |
79,80 | Служебные части речи. Союз. | 2 | 61 | |
81,82 | Правописание союзов | 2 | Повторительно-обобщающий урок | §62 Подготовиться к контрольной работе. |
83,84 | Контрольная работа. Тест ЕГЭ | 2 | Урок контроля | Тест ЕГЭ |
85,86 | Служебные части речи. Частица | 2 | Повторительно-обобщающий урок | §60-63 |
87,88 | Правописание частиц | 2 | 64 | |
89,90 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление | 2 | 65 | |
91,92 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи | 2 | 66, стр 324 | |
93,94 | Готовимся к ЕГЭ | 2 | Тестовые задания | |
95 | Междометие как особый разряд слов | 1 | ||
96 | Звукоподражательные слова | 1 | Морфологический разбор. | 67 |
97.98 | Обобщающие – контрольно измерительные работы. | 2 | Контрольная работа | Стр 339 |
99,100 | Итоговая работа. Текст, проблема текста | 2 | Повторение. | |
101 | Комплексный анализ текста. | 1 | ||
102 | Сочинение как творческая работа. | 1 | Индивидуальность сочинения. |
Перечень учебно-методических средств
1. 1.Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы /– М.: Дрофа, 2015.
2. Русский язык: учеб.для 10-11 кл.общеобразоват.учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. – М.: Просвещение, 2011.
3. Н.Н.Будникова, Н.И.Дмитриева, Т.Г.Холявина. Поурочные разработки по русскому языку. 10-11 класс: - М.: ВАКО, 2014.
4. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ - М.: ВАКО, 2017.
5. Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
6. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2010.
7. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2016.
8. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2014.
9. Разные типы словарей.
10. Русский язык: 10-11 классы: 34 урока подготовки к ЕГЭ/ Т.Ю.Угроватова. – М.: Эксмо, 2010.
Список литературы
1.Организация и содержание методической работы в школе / Т.И.Галкина, Н.В.Сухенко. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011.
2 Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2010.
3. «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А.И.Власенков// Программно-методические материалы, Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2011.
4. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ - М.: ВАКО, 2017.
5. Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.Методические рекомендации к учебнику «Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Пояснительная записка
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Законом Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014г, 31 декабря 2015г, 29 июня 2017г.);
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. № 1645 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1578 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017г. № 613 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413» (астрономия);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Уставом МБОУ «Баянгольская СОШ»;
Образовательной программой МБОУ «Баянгольская СОШ»;
Положением МБОУ «Баянгольская СОШ» о рабочей программе педагога;
Примерной программой основного общего образования по литературе для 11 класса под ред. В.П.Журавлева. 2021 г.Изд. «Просвещение».
Количество часов по учебному плану МБОУ «Баянгольская СОШ» 2021-2022 – 102 часа (3 час в неделю).
Актуальность программы
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:
· воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
· развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
· освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Требования к уровню подготовки учащихся
Приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
· поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
· сравнение, сопоставление, классификация;
· самостоятельное выполнение различных творческих работ;
· способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
· осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
· владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
· составление плана, тезисов, конспекта;
· подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
· самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Поэтому в результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 11 класса должны уметь:
- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;
- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;
- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;
- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;
- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);
- анализировать эпизод изученного произведения;
- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;
- писать сочинения на литературную тему разных жанров;
- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.
Основные виды устных и письменных работ
Устно:
- выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение;
- устный пересказ всех видов – подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный – главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т.д.;
- подготовка характеристики героя или героев крупных художественных произведений;
- рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного;
- рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника и пр.;
- подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы;
- свободное владение монологической и диалогической речью;
- использование словарей различных типов.
Письменно:
- составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
- создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев;
- создание оригинальных произведений;
- подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух;
- создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль и др.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Литература первой половины 20 века | 68 |
3 | Литература второй половины 20 века | 23 |
4 | Литература Великой Отечественной войны | 4 |
5 | Обзор. Литература русского зарубежья | 3 |
6 7 | Резерв всего | 1 102 |
Содержание программы
Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Русского зарубежья
Литература начала XX века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века.
Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини.
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения.
Серебряный век русской поэзии Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны».
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте.
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.
Футуризм
Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Новокрестьянская поэзия (обзор)
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская».
Литература 20-х годов XX века
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения.
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви
Литература 30-х годов XX века (Обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Усомнившийся Макар». Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.). Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта.
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса.
Литература периода Великой Отечественной войны. (Обзор)
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Литература 50—90-х годов (Обзор)
Календарно – тематическое планирование по литературе.
№ | Тема | Кол-во часов | Контр. раб |
1 | Введение | 1 | |
2 | Активное повторение на материале отечественной поэзии 19 века. В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев | 1 | |
3 | Литературных направлений и школ, изученных ранее. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. | 1 | |
4 | Литература 20 в. И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь. Поэзия И.А. Бунина. | 1 | |
5 | «Господин из Сан-Франциско». Сюжетная организация рассказа | 1 | Анализ эпизода. Характеристика персонажей. |
6 | Цикл «Темные аллеи». Сюжетная формула рассказов, входящих в цикл. «Чистый понедельник». История создания. | 1 | |
7 | А.И.Куприн Жизненный и творческий путь. Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие | 2 | Анализ эпизода. Характеристика персонажей. |
8 | А.И. Куприн «Поединок» | 4 | |
9 | Серебряный век. «Старшие символисты» – В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый, «младосимволисты» – Вяч. Иванов | 1 | |
10 | Акмеизм и акмеисты – Н.С. Гумилев. Футуризм и футуристы. | 1 | |
11 | Творчество А. А. Блока. Жизненный путь и художественный мир А. Блока. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме», «Вхожу я в темные храмы…», «Я отрок, зажигаю свечи…». | 1 | Чтение и анализ |
12 | Лирика второго тома. Мир стихий в поэзии Блока: стихии природы, любви, искусства. «Незнакомка». | 1 | |
13 | «Страшный мир» в поэзии Блока. Мотив безысходности. «Ночь, улица, фонарь..» | 1 | Чтение и анализ |
14 | Россия в лирике Блока. «Река раскинулась, течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» | ||
15 | Блок и революция. Поэма «Двенадцать». | 1 | Чтение и анализ |
16 | Жизненный и творческий путь М. Горького (обзор творчества). Рассказ «Старуха Изергиль» | 1 | |
17 | Социальный и философский аспект в пьесе «На дне». Новаторство Горького-драматурга. | 1 | Итоговый контроль Домашнее контрольное сочинение. |
18 | Контроль по итогам первой четверти | 2 | |
19 | Жизнь и творчество С.А. Есенина. | 1 | |
20 | Художественно-философские основы поэтики Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и др. | 1 | 1 Сочинение малого объема. Тестовый контроль. |
21 | Природа и человек в лирике С. Есенина. «Береза», «Клен ты мой опавший…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Синий туман, снеговое раздолье…» и д | 1 | |
22 | Мотивы поздней лирики С. Есенина. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Гори звезда моя, не падай…», «Я покинул родимый дом…», «Письмо матери» | 1 | Чтение и анализ |
23 | Жизнь и творчество В.В. Маяковского. Маяковский и футуризм. «А вы могли бы.. | 2 | |
24 | Поэт и революция. Творчество В. Маяковского в 1820-е годы. «Вам!», «Прозаседавшиеся», «Разговор с | 1 | Чтение и анализ |
25 | Любовная лирика В.В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». | 1 | |
26 | Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского. Новаторство Маяковского | 1 | Чтение и анализ |
27 | А.А. Ахматова. Обзор творчества. | 2 | |
28 | А.А. Ахматова. Поэма «Реквием» | 2 | Подгот . сообщение |
29 | Жизненный и творческий путь М.И. Цветаевой. Обзор творчества с привлечением произведений поэта: «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твое – птица в руке…». | 2 | Чтение и анализ |
30 | Основные темы творчества М.И. Цветаевой. | 1 | |
31 | Жизненный и творческий путь О.Э. Мандельштама. Обзор с привлечением произведений поэта. Период «Камня». «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. | 1 | Подгот . сообщение |
32 | Второй и третий периоды творчества О. Мандельштама. Трагическая судьба поэта. «За гремучую доблесть грядущих… | 2 | |
33 | Итоговый контроль за II четверть 2 | 2 | |
34 | Итоговый контроль за полугодие | 2 | |
35 | Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака. Обзор с привлечением произведений поэта. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Быть знаменитым некрасиво…» | 2 | Подгот . сообщение |
36 | Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго». Обзор | 2 | |
37 | Жизнь и творческий путь М.А. Булгакова. | 1 | Индивидуальные ответы, составление хронологической таблицы |
38 | М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». История создания. Своеобразие жанра и композиции. Система образов. Идея произведения. | 3 | Индивидуальные ответы, составление тезисов к ответу. |
39 | М. Булгаков о человеке в романе «Мастер и Маргарита» | 2 | |
40 | Искусство или профанация (на основе романа М. Булгакова)? | 2 | |
41 | «Добрые люди», соединившие в себе самые заветные и глубинные надежды | 2 | |
42 | Литературный процесс 30-50 - х годов | 1 | |
43 | Жизнь и творчество А.П. Платонова. Повесть «Сокровенный человек». | 2 | Анализ эпизода. Характеристика персонажей. |
44 | Жизнь и творчество М.А. Шолохова. | 2 | |
45 | «За что же ты, жизнь, меня покалечила»… («Судьба человека»). | 2 | |
46 | Роман «Тихий Дон». Обзорное изучение. История казачества. Природное и историческое время в романе. | 2 | |
47 | Любовные линии романа «Тихий Дон». | 2 | Анализ эпизода. Характеристика персонажей. |
48 | Изображение войны в романе М. Шолохова. «Тихий Дон» – роман-эпопея. | 2 | |
49 | Обзор русской литературы второй половины XX века | 1 | Устный ответ |
50 | Повторение поэмы «Василий Теркин». Своеобразие лирики А.Т. Твардовского. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери». | 2 | Анализ эпизода. Характеристика персонажей. |
51 | Обзор русской поэзии второй половины | 1 | |
52 | Жизнь и творчество В.Т. Шаламова. Обзор. | 1 | |
53 | Жизнь и творчество А.И. Солженицына. Обзор | 2 | |
54 | Особенности повествовательной манеры В.М. Шукшина. Рассказы «Верую» | 2 | Анализ эпизода. Характеристика персонажей. |
55 | Проблематика повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» и ее связь с традицией русской прозы | 2 | Устные ответы |
56 | Своеобразие художественного мира Н.М. Рубцова. Обзор творчества. «Видения на холме», «Листья осенние» . | 1 | |
57 | Своеобразие художественного мира И.А. Бродского. Обзор с привлечением произведений «Воротишься на родину. Ну, что ж…», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Осенний крик ястреба» | 1 | устно |
58 | Особенности эстрадной поэзии 1960-х годов. Своеобразие художественного мира Б.Ш. Окуджавы. «Полночный троллейбус» | 1 | |
59 | Б. Васильев «А зори здесь тихие…» | 2 | Просмотр фильма Подгот . сообщение |
60 | В.Закруткин «Матерь человеческая» | 2 | Анализ эпизода. Характеристика персонажей. |
61 | Писатели и поэты, популярные в 90-е годы | ||
62 | Массовая литература. Женская проза | 1 | Подгот . сообщение |
63 | Итоговое сочинение | 2 | |
64 | Резерв | 1 | |
65 | Резерв | 1 | |
Итого | 102 |
Литература
1. Агеносов В.В. Методическое пособие. Русская литература XX века. 11 класс – М.,
«Дрофа».
2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе I – II
половины XX века – М., «ВАКО».
3. Савельева Л.И. Словарь-справочник по литературе – издательство Казанского
университета.
4. Лазаренко Г.П. Краткий курс. Русская литература XX века. 11 класс. – М.,
«Дрофа».
5. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики - Брянск, «Курсив».
6. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс –
М., «Просвещение».
7 Болдырева Е.М., Леденёв А.В. Поэзия серебряного века в школе – М., «Дрофа».
8..Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века – М., «Книжная
палата».
9.Я иду на урок литературы. Современная русская литература. 1970-1990-е годы –
М., «Первое сентября».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по русскому языку и литературе для 8-11классов
Рабочие программы по литературе для 8-9 классов составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литерату...
Рабочая программа по русскому языку в 11классе по учебнику Л.А.Чешко
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 11 класса составлена на основе:БУПа 2004 года;федерального компонента государственного образовательного стандарта cреднего (полного) образования (Пр...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по Русскому языку для 11класса
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 11класса (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта об...
программа по русскому языку 11класс
Данная программа составлена к учебнику И.В. Гусаровой "русский язык 11 класс...
Рабочая программа по русскому языку 11класс 68 часов
По учебнику Л.Н. Рыбченкова,О.М.Александрова,А.Г. Нарушевич......