Открытый урок в 5-ом классе.«Приставки на –З-,-С-»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Саргсян Анаит Левони

Открытый урок-рефлексии  на тему: «ПРИСТАВКИ НА –З-,-С-»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-reflesiya.z-s_v_pristavkah.docx56.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Открытый урок  в 5-ом классе.

                                                      Дата проведения: 10.12.2022г.

Предмет: русский язык

Тема: «ПРИСТАВКИ НА –З-,-С-»

Тип урока: рефлексия

Основные цели:

1) Тренировать умение находить в словах орфограмму «Приставки на –з-,-с-», объяснять различие в написании.

2) Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднения на основе рефлексивного самоанализа.

3) Повторить и закрепить в устной и письменной речи способы образования слов с данной орфограммой, включением их в словосочетания, предложения, текст.

Оборудование

Демонстрационный материал

1) План работы на уроке рефлексии:

  1. Подготовка к самостоятельной работе.
  2. Самостоятельная работа № 1.
  3. Самопроверка самостоятельной работы № 1 по образцу.
  4. Самопроверка самостоятельной работы № 1 по эталону дл самопроверки (1-4)
  5. Фиксация места и причины затруднения или фиксация отсутствия затруднений.
  6. Постановка цели деятельности.
  7. Работа над ошибками или работа с дополнительными заданиями.
  8. Самостоятельная работа № 2 и самопроверка по эталону для самопроверки (1-4)
  9. Повторение.

10.Подведение итогов.

2). Алгоритм самопроверки работ и работы над ошибками (распечатать).

3). Таблица «Как писать без ошибок»

4). Таблица «Образование слов приставочным способом»

5). Алгоритм образования слов с приставками

6). Образец выполнения домашней работы (начало урока).

7). Карточка с заданиями для актуализации.

8). Образец выполнения самостоятельных работ № 1, № 2.

Раздаточный материал

  1. Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.
  2. Таблица результатов.
  3. Карточка для этапа рефлексии.
  4. Самостоятельная работа № 1.
  5. Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1.
  6. Задания для выбора.
  7. Образец выполнения заданий для выбора.
  8. Самостоятельная работа № 2.
  9. Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 2.
  10. Образец выполнения дополнительных заданий.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к коррекционной деятельности.

На доске эталоны. На столах самостоятельные работы № 1, 2,3.

  • Над какой темой вы работали на наших последних уроках? (Правописание приставок на –з-с)
  • Это тема показалась вам сложной?

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.

На доске алгоритмы и правила:

Алгоритм № 1 «Буквы Ы-И в начале корня после приставок»

Ы

И

После приставок, оканчивающихся на согласный без+идейный – безыдейный,

с+играть-сыграть,

не+без+известный-

небезызвестный

После приставок меж-, сверх- замена не происходит

Межигровой                сверхидейный

Алгоритм № 2  «ПРИСТАВКИ НА З-,С-«

Без-, воз-(вз-),из-, раз-,чрез-(через) пишутся перед гласными и звонкими согласными (б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р):

Бес-,вос-(вс),ис-,рас-

чрес- (черес)

перед глухими согласными (п,ф,с,т,х,ц,чш,щ):

израсходовать,

возглавить

раззадорить

низвергаться

истратить

воскликнуть рассказать

ниспадать

Алгоритм № 3

     Если корень начинается с з или с, не потеряйте вторую букву з или с!

ВОССТАНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ВОЗЗВАНИЕ

БЕЗЗВЕЗДНЫЙ

РАССОРИТЬСЯ

РАССВЕТ

СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ:

РАСЧЕТ, РАСЧЕТЛИВЫЙ

Алгоритм № 4

Приставки з-не бывает!

Сжимать; Сбиться; Свезти; Сжевать; Сдерживаться; Спохватиться; Сфотографироваться

Запомни слова, в которых буква з входит в состав корня: здесь, здоровье, здание (и все однокоренные слова, образованные от них).

  • Можете ли вы утверждать, что все хорошо усвоили эту тему? (Чтобы ответить на этот вопрос, надо проверить себя.)
  • Верно, сегодня у нас очередной урок анализа своих знаний. Какая задача стоит перед каждым из вас? (Проверить, как усвоена тема, если есть затруднения, то выяснить их причины, найти выход из затруднения.)
  • Каков план урока?
  • Приступим к работе.
  • В данном тексте есть слова на данное правило? Найдите еще слова с приставками. Возникли бы у вас затруднения при написании этих слов. Почему?
  • Какие правила вы применяли при выполнении домашнего задания (тетрадь на печатной основе. Стр.55, упр.2) (Вспоминали правило правописания приставок, отличие от слов, где буквы входят в состав корня, а кажутся приставкой, где употребляется только приставка –с ).

       На доске карточка с заданием:

  • Какие словосочетания вызвали затруднения? Почему? (Правило другое, не основное, его надо помнить лучше других. Фиксировать на нем внимание.)
  • С какой целью выполняли задание?  (Чтобы использовать в самостоятельной работе.)
  • Для чего необходима самостоятельная работа? (Проверить, поняли ли мы, как нужно писать слова с данной орфограммой, проверить и понять, есть ли затруднения, потренироваться в отработке заданий, вызвавших затруднения).
  • Что вы будете использовать? (Эталон, правило.)

       Ученики открывают задания самостоятельной работы № 1 (5-7 минут).

  • Что теперь вы должны сделать? (Мы должны проверить по образцу.)

Вывешивается образец проверки работ:

  • Как будете фиксировать результат (Если правильно написали приставку или корень слова, поставим «+» , если нет, то «?».)
  • Кто допустил ошибку в задании 1? (2?, 3?)

3. Локализация индивидуальных затруднений

  • Что теперь вы должны сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)
  • С какой целью? (Это нам поможет убедиться, что нет затруднений, а если есть, то понять, в каком месте и по какой причине они возникли.)

        Учащимся предлагается открыть эталоны для самопроверки:

Объяснение

Правило

Задание 1

1. Сбор, сбегать, сберечь, сгоряча, …

  1. Здоровье, здесь, здание.

1. ПРИСТАВКА С- ПИШЕТСЯ ЕДИНООБРАЗНО (ТОЛЬКО С) ПЕРЕД ЛЮБОЙ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОГЛАСНОЙ.

2. НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА С НАЧАЛЬНОЙ БУКВОЙ  -З- В КОРНЕ И ТЕ, КОТОРЫЕ  НАЧИНАЮТСЯ С ПРИСТАВКИ - С

Задание 2

1. Разглядеть, распевать, изменять, безграмотный

2. Предъюбилейный,

3. предпраздничный,

4. безынтересный,

5. сдержать.

1. Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с

2. После приставки на согласную, перед Е,Е,Ю,Я пишется Ъ.

3. Приставки не изменяются на письме.

4. После приставки на согласную, если корень начинается с и, происходит замена на Ы

5. Приставки – з не бывает, только с-

Задание 3

1. Бесшумный, беззвучный, беспокойный, безграмотный, бесславный, бесполезный, безжалостный, бездомный и другие.

2. Сделать, сдавать

3. Соорудить.

1. Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с

2. Приставки – з не бывает, только с

3. Пишутся без изменения

Задание 4*

1. Рассчитывать, восстание, мировоззрение, рассвет, воззвание, беззвездный, расчет, расчетливый, рассориться.

1. Удвоенные согласные в этих словах на стыке двух морфем – приставки и корня. Для правильного написания необходимо разбирать слово по составу.

2. Необходимо помнить, что в словах расчет и расчетливый корень – чет.

  • Кто зафиксировал затруднения пошагово? В каком месте затруднение? Почему у вас возникло затруднение?
  • Кто все сделал правильно, включая задание под *? Что вы можете сказать? (У нас нет затруднений)

4. Коррекция выявленных затруднений.

  • Ребята. Вы выяснили, у кого есть затруднения, а у кого нет.
  • Сформулируйте цель те, у кого не возникло затруднений. (Будем выполнять дополнительное задание или задание повышенной сложности.)
  • Какой следующий шаг делают те, у кого есть затруднения? (Исправить ошибки, используя эталон для самопроверки.)

Задания для учеников, не допустивших ошибок:

Тренировочная работа:

После выполнения тренировочных заданий учащиеся проводят самопроверку:

  • Вы самостоятельно исправили ошибки. Какой вы сделали вывод? (Необходимо все время проговаривать позиции правила, использовать пошагово алгоритм правила)

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

  • Проговорите еще раз алгоритм образования, к примеру, слов с помощью приставок на –з. –с

              6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 2, выполняют только те задания, в которых учащиеся допустили ошибки:

После выполнения работы учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для

самопроверки:

Объяснение

Правило

Задание 1

Сданный, сдутый, сбитый,  несгибаемый, сбереженный, сгоряча.

ПРИСТАВКА С- ПИШЕТСЯ ЕДИНООБРАЗНО (ТОЛЬКО С) ПЕРЕД ЛЮБОЙ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОГЛАСНОЙ.

Задание 2

1. БеСконечный, вСпорхнуть, раЗваливаться, раЗмешивать;

2. предЪявить, отЪехал;

3. предЫстория, безЫнтересный,

1. Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с

2. После приставки на согласную, перед Е,Е,Ю,Я пишется Ъ.

3. После приставки на согласную, если корень начинается с и, происходит замена на Ы

ВСкрикнуть, иСкусать, иСчезать, иСпортить, вЗдыхать.

Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с

  • Кому удалось справиться с затруднениями?

На доске фиксируется количество справившихся и количество ребят, у которых затруднения еще присутствуют.

Проверку проводят учащихся, которые работали с дополнительным заданием:

Рассчитывать

Рассчитывать на помощь (глагольное управление)

Я всегда рассчитываю на помощь товарищей, когда затрудняюсь при выполнении домашнего задания.

Восстание

Восстание рабов (именное, управление)

Восстание рабов под руководством Спартака произошло в далекие времена.

Рассвет

Красивый рассвет (именное, согласование)

Мне довелось наблюдать над морем красивый рассвет

7. Включение в систему знаний и повторение.

  • А сейчас я предлагаю вам выполнить задание в формате ЕГЭ

Задание 1. Укажите строчки, где во всех словах на месте пропуска пишется буква –з.

  1. ра…жевать, ра…бушеваться, бе…донный, бе…заветный
  2. бе..заботный, …балансировать, ра…целовать, бе..грамотный
  3. бе…жалостный, …десь, …дравница, чре..мерный
  4. бе…молвный, …брошенный, ра…хвалить.

Задание 2. Укажите строчки, где во всех словах на месте пропуска пишется буква –с.

  1. ра…сечь, ра…цвел, во…стать, …близиться
  2. бе…просветный, ра…щепить, …доровье, бе…брежный
  3. бе…примерный, в…плеск, …беречь, …зание
  4. …бегать. …делка. …держать, и…пещренный

Задание 3.

Объясните значение следующих выражений:

  1. Во…прянуть духом - ?
  2. И…покон веков - ?
  3. Ра…водить руками - ?
  4. Ра…хлебывать кашу - ?
  5. …ходить с ума - ?
  6. …биться с ног - ?
  7. …бивать с толку - ?
  • К какой теме мы обратимся на следующем уроке? (К теме «Фразеологизмы».)

8. Рефлексия деятельности на уроке

  • Какова была цель урока? (Закрепить изучение орфограммы.)
  • Какую цель ставили перед собой ученики, которые допустили ошибки в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась, научиться применять правило.)
  • Как исправляли ошибки? (Определяли место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях.)
  • Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?
  • Оцените свою деятельность на уроке.

Карточка для этапа рефлексии

  1. У меня сегодня все получилось. Я не допускал ошибок -------------------------------------------
  2. Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (указать количество) _________
  3. Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними ____________________
  4. Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой ______________________
  5. Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (указать количество)_________
  6. Я выполнил дополнительное задание __________________________________________
  7. В дополнительном задании я допустил ошибки __________________________________
  8. Мне необходимо поработать над: ______________________________________________

Домашняя работа – дифференцированная:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. "Приставки ПРИ и ПРЕ"

Данный урок разработан для педагогов русского языка, преподающих в 6 классе по учебнику Разумовской М.М....

Урок русского языка в 5 классе "Приставки на -з и -с"

Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока: закрепить умение нахождения в словах приставок 1-ой группы (традиционные) и формировать умение определять условия выбора приставок 2-ой группы ( ...

Урок по русскому языку 5 класс" Приставка".

Даннй урок является вводным при изучении мофемики в 5 классе, комбинированным, предполагает дифференцированный подход к  познанию  нового материала....

Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Приставки ПРИ- и ПРЕ-"

Урок для 6 класса раззнообразный по своему содержанию. Кроме работы с материалами учебника в содержание включено несколько игр, что позволяет в увлекательной форме довести до ученика поставленные цели...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Приставки пре и при"

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках пре- и при-; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитани...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Приставка"

Презентация к уроку русского языка "Приставка" 5 класс . Автор учебника Ладыженская...

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе "Приставка-часть слова"

План-конспект урока русского языка во 2 классе "Приставка-часть слова" с использованием дистанционных образовательных технологий....