Открытый урок в 5-ом классе.«Приставки на –З-,-С-»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Открытый урок-рефлексии на тему: «ПРИСТАВКИ НА –З-,-С-»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-reflesiya.z-s_v_pristavkah.docx | 56.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 5-ом классе.
Дата проведения: 10.12.2022г.
Предмет: русский язык
Тема: «ПРИСТАВКИ НА –З-,-С-»
Тип урока: рефлексия
Основные цели:
1) Тренировать умение находить в словах орфограмму «Приставки на –з-,-с-», объяснять различие в написании.
2) Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднения на основе рефлексивного самоанализа.
3) Повторить и закрепить в устной и письменной речи способы образования слов с данной орфограммой, включением их в словосочетания, предложения, текст.
Оборудование
Демонстрационный материал
1) План работы на уроке рефлексии:
- Подготовка к самостоятельной работе.
- Самостоятельная работа № 1.
- Самопроверка самостоятельной работы № 1 по образцу.
- Самопроверка самостоятельной работы № 1 по эталону дл самопроверки (1-4)
- Фиксация места и причины затруднения или фиксация отсутствия затруднений.
- Постановка цели деятельности.
- Работа над ошибками или работа с дополнительными заданиями.
- Самостоятельная работа № 2 и самопроверка по эталону для самопроверки (1-4)
- Повторение.
10.Подведение итогов.
2). Алгоритм самопроверки работ и работы над ошибками (распечатать).
3). Таблица «Как писать без ошибок»
4). Таблица «Образование слов приставочным способом»
5). Алгоритм образования слов с приставками
6). Образец выполнения домашней работы (начало урока).
7). Карточка с заданиями для актуализации.
8). Образец выполнения самостоятельных работ № 1, № 2.
Раздаточный материал
- Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.
- Таблица результатов.
- Карточка для этапа рефлексии.
- Самостоятельная работа № 1.
- Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 1.
- Задания для выбора.
- Образец выполнения заданий для выбора.
- Самостоятельная работа № 2.
- Эталон для самопроверки самостоятельной работы № 2.
- Образец выполнения дополнительных заданий.
ХОД УРОКА
1. Мотивация к коррекционной деятельности.
На доске эталоны. На столах самостоятельные работы № 1, 2,3.
- Над какой темой вы работали на наших последних уроках? (Правописание приставок на –з-с)
- Это тема показалась вам сложной?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения.
На доске алгоритмы и правила:
Алгоритм № 1 «Буквы Ы-И в начале корня после приставок»
Ы | И |
После приставок, оканчивающихся на согласный без+идейный – безыдейный, с+играть-сыграть, не+без+известный- небезызвестный | После приставок меж-, сверх- замена не происходит Межигровой сверхидейный |
Алгоритм № 2 «ПРИСТАВКИ НА З-,С-«
Без-, воз-(вз-),из-, раз-,чрез-(через) пишутся перед гласными и звонкими согласными (б,в,г,д,ж,з,л,м,н,р): | Бес-,вос-(вс),ис-,рас- чрес- (черес) перед глухими согласными (п,ф,с,т,х,ц,чш,щ): |
израсходовать, возглавить раззадорить низвергаться | истратить воскликнуть рассказать ниспадать |
Алгоритм № 3
Если корень начинается с з или с, не потеряйте вторую букву з или с!
ВОССТАНИЕ
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ВОЗЗВАНИЕ
БЕЗЗВЕЗДНЫЙ
РАССОРИТЬСЯ
РАССВЕТ
СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ:
РАСЧЕТ, РАСЧЕТЛИВЫЙ
Алгоритм № 4
Приставки з-не бывает!
Сжимать; Сбиться; Свезти; Сжевать; Сдерживаться; Спохватиться; Сфотографироваться
Запомни слова, в которых буква з входит в состав корня: здесь, здоровье, здание (и все однокоренные слова, образованные от них).
- Можете ли вы утверждать, что все хорошо усвоили эту тему? (Чтобы ответить на этот вопрос, надо проверить себя.)
- Верно, сегодня у нас очередной урок анализа своих знаний. Какая задача стоит перед каждым из вас? (Проверить, как усвоена тема, если есть затруднения, то выяснить их причины, найти выход из затруднения.)
- Каков план урока?
- Приступим к работе.
- В данном тексте есть слова на данное правило? Найдите еще слова с приставками. Возникли бы у вас затруднения при написании этих слов. Почему?
- Какие правила вы применяли при выполнении домашнего задания (тетрадь на печатной основе. Стр.55, упр.2) (Вспоминали правило правописания приставок, отличие от слов, где буквы входят в состав корня, а кажутся приставкой, где употребляется только приставка –с ).
На доске карточка с заданием:
- Какие словосочетания вызвали затруднения? Почему? (Правило другое, не основное, его надо помнить лучше других. Фиксировать на нем внимание.)
- С какой целью выполняли задание? (Чтобы использовать в самостоятельной работе.)
- Для чего необходима самостоятельная работа? (Проверить, поняли ли мы, как нужно писать слова с данной орфограммой, проверить и понять, есть ли затруднения, потренироваться в отработке заданий, вызвавших затруднения).
- Что вы будете использовать? (Эталон, правило.)
Ученики открывают задания самостоятельной работы № 1 (5-7 минут).
- Что теперь вы должны сделать? (Мы должны проверить по образцу.)
Вывешивается образец проверки работ:
- Как будете фиксировать результат (Если правильно написали приставку или корень слова, поставим «+» , если нет, то «?».)
- Кто допустил ошибку в задании 1? (2?, 3?)
3. Локализация индивидуальных затруднений
- Что теперь вы должны сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)
- С какой целью? (Это нам поможет убедиться, что нет затруднений, а если есть, то понять, в каком месте и по какой причине они возникли.)
Учащимся предлагается открыть эталоны для самопроверки:
Объяснение | Правило |
Задание 1 1. Сбор, сбегать, сберечь, сгоряча, …
| 1. ПРИСТАВКА С- ПИШЕТСЯ ЕДИНООБРАЗНО (ТОЛЬКО С) ПЕРЕД ЛЮБОЙ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОГЛАСНОЙ. 2. НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ СЛОВА С НАЧАЛЬНОЙ БУКВОЙ -З- В КОРНЕ И ТЕ, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ С ПРИСТАВКИ - С |
Задание 2 1. Разглядеть, распевать, изменять, безграмотный 2. Предъюбилейный, 3. предпраздничный, 4. безынтересный, 5. сдержать. | 1. Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с 2. После приставки на согласную, перед Е,Е,Ю,Я пишется Ъ. 3. Приставки не изменяются на письме. 4. После приставки на согласную, если корень начинается с и, происходит замена на Ы 5. Приставки – з не бывает, только с- |
Задание 3 1. Бесшумный, беззвучный, беспокойный, безграмотный, бесславный, бесполезный, безжалостный, бездомный и другие. 2. Сделать, сдавать 3. Соорудить. | 1. Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с 2. Приставки – з не бывает, только с 3. Пишутся без изменения |
Задание 4* 1. Рассчитывать, восстание, мировоззрение, рассвет, воззвание, беззвездный, расчет, расчетливый, рассориться. | 1. Удвоенные согласные в этих словах на стыке двух морфем – приставки и корня. Для правильного написания необходимо разбирать слово по составу. 2. Необходимо помнить, что в словах расчет и расчетливый корень – чет. |
- Кто зафиксировал затруднения пошагово? В каком месте затруднение? Почему у вас возникло затруднение?
- Кто все сделал правильно, включая задание под *? Что вы можете сказать? (У нас нет затруднений)
4. Коррекция выявленных затруднений.
- Ребята. Вы выяснили, у кого есть затруднения, а у кого нет.
- Сформулируйте цель те, у кого не возникло затруднений. (Будем выполнять дополнительное задание или задание повышенной сложности.)
- Какой следующий шаг делают те, у кого есть затруднения? (Исправить ошибки, используя эталон для самопроверки.)
Задания для учеников, не допустивших ошибок:
Тренировочная работа:
После выполнения тренировочных заданий учащиеся проводят самопроверку:
- Вы самостоятельно исправили ошибки. Какой вы сделали вывод? (Необходимо все время проговаривать позиции правила, использовать пошагово алгоритм правила)
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
- Проговорите еще раз алгоритм образования, к примеру, слов с помощью приставок на –з. –с
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу № 2, выполняют только те задания, в которых учащиеся допустили ошибки:
После выполнения работы учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном для
самопроверки:
Объяснение | Правило |
Задание 1 Сданный, сдутый, сбитый, несгибаемый, сбереженный, сгоряча. | ПРИСТАВКА С- ПИШЕТСЯ ЕДИНООБРАЗНО (ТОЛЬКО С) ПЕРЕД ЛЮБОЙ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОГЛАСНОЙ. |
Задание 2 1. БеСконечный, вСпорхнуть, раЗваливаться, раЗмешивать; 2. предЪявить, отЪехал; 3. предЫстория, безЫнтересный, | 1. Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с 2. После приставки на согласную, перед Е,Е,Ю,Я пишется Ъ. 3. После приставки на согласную, если корень начинается с и, происходит замена на Ы |
ВСкрикнуть, иСкусать, иСчезать, иСпортить, вЗдыхать. | Перед звонкими согласными в приставке пишется з, перед глухими – с |
- Кому удалось справиться с затруднениями?
На доске фиксируется количество справившихся и количество ребят, у которых затруднения еще присутствуют.
Проверку проводят учащихся, которые работали с дополнительным заданием:
Рассчитывать | Рассчитывать на помощь (глагольное управление) Я всегда рассчитываю на помощь товарищей, когда затрудняюсь при выполнении домашнего задания. |
Восстание | Восстание рабов (именное, управление) Восстание рабов под руководством Спартака произошло в далекие времена. |
Рассвет | Красивый рассвет (именное, согласование) Мне довелось наблюдать над морем красивый рассвет |
7. Включение в систему знаний и повторение.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить задание в формате ЕГЭ
Задание 1. Укажите строчки, где во всех словах на месте пропуска пишется буква –з.
- ра…жевать, ра…бушеваться, бе…донный, бе…заветный
- бе..заботный, …балансировать, ра…целовать, бе..грамотный
- бе…жалостный, …десь, …дравница, чре..мерный
- бе…молвный, …брошенный, ра…хвалить.
Задание 2. Укажите строчки, где во всех словах на месте пропуска пишется буква –с.
- ра…сечь, ра…цвел, во…стать, …близиться
- бе…просветный, ра…щепить, …доровье, бе…брежный
- бе…примерный, в…плеск, …беречь, …зание
- …бегать. …делка. …держать, и…пещренный
Задание 3.
Объясните значение следующих выражений:
- Во…прянуть духом - ?
- И…покон веков - ?
- Ра…водить руками - ?
- Ра…хлебывать кашу - ?
- …ходить с ума - ?
- …биться с ног - ?
- …бивать с толку - ?
- К какой теме мы обратимся на следующем уроке? (К теме «Фразеологизмы».)
8. Рефлексия деятельности на уроке
- Какова была цель урока? (Закрепить изучение орфограммы.)
- Какую цель ставили перед собой ученики, которые допустили ошибки в первой самостоятельной работе? (Найти ошибку, выяснить, в чем она заключалась, научиться применять правило.)
- Как исправляли ошибки? (Определяли место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях.)
- Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Карточка для этапа рефлексии
- У меня сегодня все получилось. Я не допускал ошибок -------------------------------------------
- Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (указать количество) _________
- Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними ____________________
- Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой ______________________
- Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (указать количество)_________
- Я выполнил дополнительное задание __________________________________________
- В дополнительном задании я допустил ошибки __________________________________
- Мне необходимо поработать над: ______________________________________________
Домашняя работа – дифференцированная:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе. "Приставки ПРИ и ПРЕ"
Данный урок разработан для педагогов русского языка, преподающих в 6 классе по учебнику Разумовской М.М....
Урок русского языка в 5 классе "Приставки на -з и -с"
Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока: закрепить умение нахождения в словах приставок 1-ой группы (традиционные) и формировать умение определять условия выбора приставок 2-ой группы ( ...
Урок по русскому языку 5 класс" Приставка".
Даннй урок является вводным при изучении мофемики в 5 классе, комбинированным, предполагает дифференцированный подход к познанию нового материала....
Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Приставки ПРИ- и ПРЕ-"
Урок для 6 класса раззнообразный по своему содержанию. Кроме работы с материалами учебника в содержание включено несколько игр, что позволяет в увлекательной форме довести до ученика поставленные цели...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Приставки пре и при"
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с написанием гласных в приставках пре- и при-; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитани...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Приставка"
Презентация к уроку русского языка "Приставка" 5 класс . Автор учебника Ладыженская...
Конспект открытого урока русского языка во 2 классе "Приставка-часть слова"
План-конспект урока русского языка во 2 классе "Приставка-часть слова" с использованием дистанционных образовательных технологий....