Урок русского языка в 5 классе "Приставки на -з и -с"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока: закрепить умение нахождения в словах приставок 1-ой группы (традиционные) и формировать умение определять условия выбора приставок 2-ой группы ( на -з и -с).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavki_na_-z_i_-s.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 5- м классе по теме «Буквы з и с на конце приставок»

Тип урока: урок изучения нового материала

Автор: Белоусова Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Цели:

  1. закрепить умения и навыки нахождения в слове приставки и правильного её написания;
  2. формировать умение определять условие выбора букв з и с на конце приставок
    и правильно писать их.

Задачи:

образовательные:

  1. обучать постановке цели занятия, организации процесса её достижения;
  2. обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;
  3. обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств; умению отыскивать причины явлений;

воспитательные:

  1. воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
  2. воспитывать культуру поведения в обществе.

Оборудование: ПК, проектор, экран.

Методы работы: проблемно-эврестические, частично-поисковые.

Приёмы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала.

Формы работы: самостоятельная, групповая, коллективная.

Этапы урока

Этап

Время

Слайд

I

Приветствие, активизация внимания.

1 мин.

II

Повторение. «Зрительный» диктант.

5 мин.

Слайд № 1

III

Изучение нового материала.

18 мин.

Слайд № 2

IV

Закрепление. Общая проверка знаний.

10 мин.

V

Итоговый вывод.

2 мин.

VI

Домашнее задание.

2 мин.

VII

Рефлексия.

2 мин.

  1. Приветствие, активизация внимания.

  1. Повторение изученного материала.

  1. «Зрительный диктант».

Честь ум рождает, а бесчестье и последний ум забирает.

а)  чтение учителем пословицы

б)  беседа

-   к какому жанру УНТ относится это высказывание?

-   как вы понимаете смысл этой пословицы?

-   найдите слова с приставками, объясните их написание

-   к слову бесчестье мы сегодня ещё вернёмся

в)  запись предложения в тетради по памяти

г)  проверка

  1. Изучение нового материала.

  1. Запись слов с пропущенными согласными в приставках (слова на экране).

О..дать, ра..мотреть, с..здавать, бе..конечно, ра..жигать , з..править, в..шёл, в..бираться, и..пугаться, ..делать, бе..вкусный, по..держать.

- в какой части слова пропущена орфограмма?

- в написании каких приставок вы затруднялись. Почему?

- что объединяет эти приставки? (Неизвестно написание приставок. Заканчиваются приставки на –з или –с).

  1. Формулирование темы. (Запись в тетрадь)

  1.  Постановка цели.  (Объяснить, когда на конце приставок пишется –з, когда –с. Учиться правильно писать слова с приставками на –з и –с).

  1. Исследовательский этап. Работа в группах.

  1. Группы предоставляют результаты исследования.

  1. Проверка по учебнику, к правильным ли выводам пришли группы.

  1. Промежуточная рефлексия

- какие знания приблизили вас сегодня к открытию? (Умение выделять приставки, знание глухих и звонких согласных?)

- что было трудно? Что удалось?

- как вы оцениваете работу группы и свою собственную работу?

  1. Работа с лексическим значением слов с помощью толкового словаря.

  1. Закрепление.

  1. Устное упражнение. Вставить з или с. Объяснить выбор буквы.

Ра..таять, и..бежать, бе..вкусный, чре..мерный, бе..брежный, ра..чётливый, ра..вет.

  1. Задание по группам.

I группа – задание на карточках.

а) подобрать к каждому «отрезку» слова подходящие для него приставки на з и с.

цветающий, ...мерить, …дельник, ..править, ..пытывать, порядок,  ..кипятить, петь, ..бираться, ..трепенуться, пахать, ..вестия, шумный, жигать, ..лететь, ..ложение.

б) составить три распространённых предложения с любыми из данных слов.

II группа – упр. № 423, 424

  1. Общая проверка знаний.

а) устное упражнение

- как называется Кощей в русских сказках? Какая приставка пишется и почему?

- как звали человека на улице Бассейной в стихотворении С.Маршака? Какая приставка пишется и почему?

б) замените словосочетания синонимичными прилагательными с приставками на  -з, -с.

- ночь без звёзд –

- даль без предела –

- зима без снега –

- ночь без сна –

-рыцарь без страха –

в) «Немой» диктант. (Учитель производит действия. Что делает учитель? Ученики записывают в тетрадь слова, обозначающие действия учителя.)

 Сгибает, складывает, разворачивает, распрямляет, разглаживает, разрывает, разбрасывает, сгребает.

- все ли слова, записанные вами, относятся к сегодняшней теме? Почему? Объясните написание приставок в этих словах.

  1. Итоговый вывод.

  1. Домашнее задание.

  1. Орфограмма, изученная на уроке.
  2. Составить текст с включением слов с приставкой на –з и –с (5-7 предложений) на тему «Зима».

  1. Рефлексия.

  1. Удалось ли нам достичь поставленной цели? Почему?
  2. Объяснение написания слова бесчестье из «зрительного» диктанта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...