Урок по русскому языку 5 класс" Приставка".
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Даннй урок является вводным при изучении мофемики в 5 классе, комбинированным, предполагает дифференцированный подход к  познанию  нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoroy_pristavki.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Приставка».

Цель:

  1. Формирование понятия « приставка»,  показать значение приставки в образовании  слов.
  2. Формирование умения выделять приставку в слове, умения образовывать новые слова с помощью приставки.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

Откройте  тетради , запишите число и тему урока в тетрадь.

Тема нашего урока « Приставка».

Сегодня мы должны выяснить, что такое приставка,  какова ее роль, как образуются слова с помощью  приставок, поупражняться в образовании слов с помощью приставки.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова  К. И. Чуковский: « «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Так ли это?

Об этом мы сегодня и поговорим.

  1. Но сначала вспомним теоретический материал предыдущих уроков.

Вопросы.

А) Что такое морфема?

Б) Какие морфемы вы знаете?

В)Что такое  корень , суффикс, окончание?

3. Словарная работа.

Запишите  слова. Выделите приставки. Объясните правописание слов.

Перебежать, подъехать, объявление, въезд, поехать, выползти, соединять, умножать.

(закрытая доска)

Выделите приставки, объясните правописание разделительного ъ .

Запишите эти приставки в столбик. Давайте с помощью этих  приставок попробуем образовать  глаголы   от    корней ход и бег ( закрытая доска).

Переходить, подходить, обходить, входить, походить, уходить.

Перебежать, подбежать, оббежать, вбежать, подбежать, убежать.

 

– Прочитайте еще раз эти  слова.  Что общего в этих словах? Как их можно назвать? Что такое однокоренные слова?

– Выделите корень.

– Как же называется часть слова, которая стоит перед корнем?

Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка.

– Что меняется в слове с изменением приставки? (С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.)

– Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если  приставка  изменяет  значение  слова, то  для  чего  же  она  служит? (Приставка служит для образования новых слов.)

 А сейчас поиграем в игру.

-Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.

-Представили.

-Я вам скажу : « В».Что вы сделаете?

-Включим телевизор.

-А если я скажу: «Пере».

- Переключим на другую программу!

- А если я скажу: «Вы»?

-Значит, надо выключить!

-Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: Подо?»

- Пододвинемся к вам вместе со стульями.

-А если я скажу: « Ото»?

- Тогда отодвинемся.

 Какой вывод можно сделать из этой игры?

 Вывод прямо-таки напрашивается: каждая приставка несет смысл.

Давайте из двух упражнений сделаем вывод.

-Что такое приставка?

– Теперь  расскажите все, что вы знаете о приставке.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком   .Каждая приставка имеет свое значение, смысл.

Сейчас запишите слово « приставка», сделайте морфемный разбор. Что обозначает данное слово?  Приставку можно приставить, можно убрать.

Сейчас откроем учебник по теории и посмотрим какое же определение приставки  есть в  нем.

Теория параграф 46. Прочитаем. Запишем в конспект.

4.Закрепление.

Работа с учебником . Упражнение 522. Делаем устно. Запишите  по 2 пары понравившихся  слов.

Теперь надо раскрыть секреты правописания приставок. Оказывается, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы. Как три семьи и починяется каждая из них своему правилу.

К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от их произношения.

Ко второй группе относятся приставки , которые в одних словах пишутся с буквой з, а в других с буквой с: разбавить, но расправить.

К третьей группе относятся только две приставки : пре и при. Это группа самая маленькая, но самая трудная.

Мы с Вами сегодня поговорим о приставках первой группы..

Почему они называются неизменяемыми?

Правописание этих приставок надо запомнить.

Давайте вспомним и запишем эти приставки. Их очень много , запишем некоторые из них.

пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, до-, по-, под-, про-. 

Раз все приставки первой группы пишутся одинаково, то и секрет их правильного письма несложен. Надо просто узнавать их в словах.

Обратите внимание на приставку с . Это неизменяемая приставка. Нет приставки з, есть приставка с. Запишите слова  здесь, здание, здоровье, здравие, ни зги.

Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.

.

Какон значение слова из представленных Вам не понятно?

Ни зги…Об этом нам расскажет …

Физминутка

Б) Работа в парах. Карточки на столе.

Выделите приставки.

  1. Ворваться, вокруг, война.
  2. Добраться, домашний, доверить.
  3. Озабоченный, оловянный, одеревенеть,
  4. Предвидеть, предсказать, предмет.
  5. Заработок, зарево.
  6. Подписать, порох, подправить.
  7. Сотрудник, соловей, соединение.

В)  Иногда приставки могут спрятаться- оказаться в середине слова. Например, слово водопровод.

Найдите такие приставки.

 

Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, мясоперерабатывающий завод, деревообделочный комбинат.

Г)   Приставки могут спрятаться еще друг за дружку. Дело в том, что в слове может оказаться не одна приставка, а больше.

          Запишите слова и выделите приставки.

Готовить, подготовить, переподготовить, дать, подать, преподать, остановить, приостановить, прошло, позапрошлый, носить , износить, поизносить.

 

Мы должны научиться различать приставки и корни, узнавать приставки в лицо. Подумайте , еще от чего мы должны научиться отличать приставки. От предлогов.

Д)   Запишите словосочетания. Найдите приставки и предлоги.

Зашел за другом, откусил от пирога, добежал до стадиона,

посадил цветы и пошел по дорожке, доехал  до  деревни, побежал  по   дороге,  прочитал  про завод, подполз  под  машину.

Как мы с Вами отличаем предлоги и приставки.( Между предлогом и  существительным можно вставить слово (прилагательное) , а между приставкой и корнем –нет.).

 Давайте проверим  наши словосочетания.

5. Подведение итогов.

Что нового узнали?

С чем познакомились?

    Что такое приставка?

    Для чего она нужна?

    Как отличить приставку и предлог? 

Еще раз вернемся к эпиграфу. Так ли это? Как Вы думаете?

6.  Д/з. Упражнение 523. Выставление оценок.

План.

  1.  Повторение теоретического  материала.
  2. Словарная работа
  3. Изучение нового материала.
  4. Выполнение упражнений.
  5. Итог. Д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира

Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...