Урок по русскому языку 5 класс" Приставка".
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Даннй урок является вводным при изучении мофемики в 5 классе, комбинированным, предполагает дифференцированный подход к познанию нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vtoroy_pristavki.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Приставка».
Цель:
- Формирование понятия « приставка», показать значение приставки в образовании слов.
- Формирование умения выделять приставку в слове, умения образовывать новые слова с помощью приставки.
Ход урока.
- Орг. Момент.
Откройте тетради , запишите число и тему урока в тетрадь.
Тема нашего урока « Приставка».
Сегодня мы должны выяснить, что такое приставка, какова ее роль, как образуются слова с помощью приставок, поупражняться в образовании слов с помощью приставки.
Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова К. И. Чуковский: « «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
Так ли это?
Об этом мы сегодня и поговорим.
- Но сначала вспомним теоретический материал предыдущих уроков.
Вопросы.
А) Что такое морфема?
Б) Какие морфемы вы знаете?
В)Что такое корень , суффикс, окончание?
3. Словарная работа.
Запишите слова. Выделите приставки. Объясните правописание слов.
Перебежать, подъехать, объявление, въезд, поехать, выползти, соединять, умножать.
(закрытая доска)
Выделите приставки, объясните правописание разделительного ъ .
Запишите эти приставки в столбик. Давайте с помощью этих приставок попробуем образовать глаголы от корней ход и бег ( закрытая доска).
Переходить, подходить, обходить, входить, походить, уходить.
Перебежать, подбежать, оббежать, вбежать, подбежать, убежать.
– Прочитайте еще раз эти слова. Что общего в этих словах? Как их можно назвать? Что такое однокоренные слова?
– Выделите корень.
– Как же называется часть слова, которая стоит перед корнем?
Часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставка.
– Что меняется в слове с изменением приставки? (С изменением приставки меняется смысл (значение) слова.)
– Изменение значения слова приводит к образованию нового слова. Если приставка изменяет значение слова, то для чего же она служит? (Приставка служит для образования новых слов.)
А сейчас поиграем в игру.
-Представьте себе, что вы сидите перед телевизором.
-Представили.
-Я вам скажу : « В».Что вы сделаете?
-Включим телевизор.
-А если я скажу: «Пере».
- Переключим на другую программу!
- А если я скажу: «Вы»?
-Значит, надо выключить!
-Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях на некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: Подо?»
- Пододвинемся к вам вместе со стульями.
-А если я скажу: « Ото»?
- Тогда отодвинемся.
Какой вывод можно сделать из этой игры?
Вывод прямо-таки напрашивается: каждая приставка несет смысл.
Давайте из двух упражнений сделаем вывод.
-Что такое приставка?
– Теперь расскажите все, что вы знаете о приставке.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком .Каждая приставка имеет свое значение, смысл.
Сейчас запишите слово « приставка», сделайте морфемный разбор. Что обозначает данное слово? Приставку можно приставить, можно убрать.
Сейчас откроем учебник по теории и посмотрим какое же определение приставки есть в нем.
Теория параграф 46. Прочитаем. Запишем в конспект.
4.Закрепление.
Работа с учебником . Упражнение 522. Делаем устно. Запишите по 2 пары понравившихся слов.
Теперь надо раскрыть секреты правописания приставок. Оказывается, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы. Как три семьи и починяется каждая из них своему правилу.
К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от их произношения.
Ко второй группе относятся приставки , которые в одних словах пишутся с буквой з, а в других с буквой с: разбавить, но расправить.
К третьей группе относятся только две приставки : пре и при. Это группа самая маленькая, но самая трудная.
Мы с Вами сегодня поговорим о приставках первой группы..
Почему они называются неизменяемыми?
Правописание этих приставок надо запомнить.
Давайте вспомним и запишем эти приставки. Их очень много , запишем некоторые из них.
пред-, пере-, за-, на-, над-, в-, во-, об-, обо-, под-, подо-, над-, надо-, с-, со-, от-, ото-, о-, до-, по-, под-, про-.
Раз все приставки первой группы пишутся одинаково, то и секрет их правильного письма несложен. Надо просто узнавать их в словах.
Обратите внимание на приставку с . Это неизменяемая приставка. Нет приставки з, есть приставка с. Запишите слова здесь, здание, здоровье, здравие, ни зги.
Это одна из самых сложных орфограмм. Как бы звонко не звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить, что это традиционная неизменяемая приставка и пишется она всегда одинаково. Слова здесь, здание, здоровье не противоречат правилу правописания приставки с-, а просто не относятся к этому правилу.
.
Какон значение слова из представленных Вам не понятно?
Ни зги…Об этом нам расскажет …
Физминутка
Б) Работа в парах. Карточки на столе.
Выделите приставки.
- Ворваться, вокруг, война.
- Добраться, домашний, доверить.
- Озабоченный, оловянный, одеревенеть,
- Предвидеть, предсказать, предмет.
- Заработок, зарево.
- Подписать, порох, подправить.
- Сотрудник, соловей, соединение.
В) Иногда приставки могут спрятаться- оказаться в середине слова. Например, слово водопровод.
Найдите такие приставки.
Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, мясоперерабатывающий завод, деревообделочный комбинат.
Г) Приставки могут спрятаться еще друг за дружку. Дело в том, что в слове может оказаться не одна приставка, а больше.
Запишите слова и выделите приставки.
Готовить, подготовить, переподготовить, дать, подать, преподать, остановить, приостановить, прошло, позапрошлый, носить , износить, поизносить.
Мы должны научиться различать приставки и корни, узнавать приставки в лицо. Подумайте , еще от чего мы должны научиться отличать приставки. От предлогов.
Д) Запишите словосочетания. Найдите приставки и предлоги.
Зашел за другом, откусил от пирога, добежал до стадиона,
посадил цветы и пошел по дорожке, доехал до деревни, побежал по дороге, прочитал про завод, подполз под машину.
Как мы с Вами отличаем предлоги и приставки.( Между предлогом и существительным можно вставить слово (прилагательное) , а между приставкой и корнем –нет.).
Давайте проверим наши словосочетания.
5. Подведение итогов.
Что нового узнали?
С чем познакомились?
Что такое приставка?
Для чего она нужна?
Как отличить приставку и предлог?
Еще раз вернемся к эпиграфу. Так ли это? Как Вы думаете?
6. Д/з. Упражнение 523. Выставление оценок.
План.
- Повторение теоретического материала.
- Словарная работа
- Изучение нового материала.
- Выполнение упражнений.
- Итог. Д/з.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Урок по русскому языку. « Язык словами силен, или тайны русского слова» (Урок- путешествие с применением игровых форм для систематизации и обобщения знаний по теме «Причастие »)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средн...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира
Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....
Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"
Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...