Презентация "Учимся писать сочинение"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)
В работе даются примеры по подготовке к написанию сочинения ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учимся писать сочинение ЕГЭ | 140.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АЛГОРИТМ РАЗБОРА ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЧИНЕНИЯ. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ. ПОЗИЦИЯ АВТОРА Заполняем таблицу по ходу работы с текстом. 1.Подчеркиваем в тексте повторяющиеся тематические слова. 2.Тематические слова объединены каким-то противоречием между собой. Вопрос (это противоречие) и является проблемой, или проблемным вопросом. 3.Позиция автора –ответ на этот вопрос, или основная мысль текста. Тематические слова Проблемный вопрос (проблема) Авторская позиция Примеры и смысловая связь Пояснения Обоснование собственного мнения Вывод
АЛГОРИТМ РАЗБОРА ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЧИНЕНИЯ. КОММЕНТАРИЙ. СОГЛАСИЕ/НЕСОГЛАСИЕ 4. Комментарий. Делим предложения текста на 2 группы: А) конкретные примеры (иллюстрация) Б) предполагаемые аргументы (это и есть пояснения, в них нет иллюстрации, они абстрактны) Пояснения должны быть логически связаны с позицией автора, но не повторять ее. В) Смысловая связь (причина, следствие, дополнение, противопоставление, сопоставление, обобщение) (вопрос –ответ: В чем причина столь негативного отношения к старику? Чтобы ответить на этот вопрос, автор приводит пример… 5. Согласие/несогласие с авторской позицией. Тезис для дальнейшего обоснования. Правильно выстроить свое отношение можно, используя схему: цель (зачем? Прочитав текст, начинаешь испытывать … и осознавать, что…) + содержание (что? Многие из нас не умеют вовремя разглядеть проблемы близких людей, потому что глубоко погружены в самих себя.) + средства (как? Автор доступно , ярко и образно показал последствия равнодушного отношения к проблемам наших близких
АЛГОРИТМ РАЗБОРА ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ СОЧИНЕНИЯ. ВЫВОД 6. Вывод Обобщение (Таким образом, в очередной раз подчеркну: важно ценить внимание к себе своих близких и в ответ не проявлять черствость и холодность в отношениях с ними. Прогноз ( Хотелось бы верить, что люди осознают, какой урон они наносят окружающей среде, и смогут предотвратить экологическую катастрофу.) Оценка, наставление (Текст вызывает во мне ответное чувство негодования по поводу «засорения» языка, ведь это отражение культуры народы. Думаю, людям нужно с раннего детства прививать бережное отношение к своей речи.)
(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше... (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы . (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой. (6)Но, как выяснилось, одно дело — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое — жить ею в реальности. (7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами. (9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал — мы решили, что это разбойники-грабители. Исходный текст
(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше... (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы . (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4)Два дня пролетели в один миг : мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой. (6)Но, как выяснилось, одно дело — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое — жить ею в реальности. ( 7)Скука мало-помалу начинала томить меня , вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб , потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. ( 8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей , уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий , вызывала тоску , и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами. (9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал — мы решили, что это разбойники-грабители. Исходный текст
(11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил: (20)— Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось... (24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам. (25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке... (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё... (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (ЗЗ)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей... (34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! ( Зб )Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?
(11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15) Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал . (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил: (20)— Это мой дед! (21) Раньше он жил здесь . (22) На этом самом месте стояла деревня . (23)А потом все разъехались, ничего не осталось ... (24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам. (25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке... (28) Вдруг я ощутил всю силу времени , которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого . (29) Неужели от нас останутся только эти смутные тени , которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё... (31) Никакого знака былой жизни! (32) Ничего! (ЗЗ)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей... (34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти . (35)Не может быть! ( Зб ) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?
(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса... (41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить. (По Р. Савинову*) * Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) — российский писатель, публицист.
(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени , и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди , чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни . (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса ... (41)Тогда я подумал: память . (42) Чуткая человеческая память . (43) Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45) Я обязан это рассказать , потому что минувшее посвятило меня в свою тайну , теперь мне нужно донести , как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить. (По Р. Савинову*) * Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) — российский писатель, публицист.
Тематические слова Проблема Авторская позиция Примеры и смысловая связь Пояснения Обоснова-ние собственного мнения Вывод Жизнь, раньше жил,ничего не осталось, слизнуло вселенную прошлого, былой жизни, пришли из прошлого, некогда жившие, минувшее, прошлое, живое воспоминание Что человек может противопоставить вечности? человек ничего не может сделать с вечностью и ходом неумолимого времени, но он может сохранить то, что оно навсегда «слизнуло» с карт и местностей, просто не забывая об этих местах и людях. через несколько дней ему стала надоедать охотничья жизнь, скука стала одолевать паренька. Безжизненная степь, которая уже изрядно ему надоела, вызвала такие сильные эмоции у пожилого человека, а впоследствии и у него. Связь –противопоставление нет ничего интересного в этой пустой местности, в которой не было ни следа жизни. понял: память-это то, чем мы можем бороться с равнодушно летящим временем. Анализируя свое прожитое время или читая истории жизни людей из прошлого, мы извлекаем полезный жизненный опыт, становимся мудрее и впоследствии не совершаем ошибок , делая наши жизни более успешными. Воспоминания делают нас такими, какими мы являемся сегодня. Можно вспомнить аварию на Чернобыльской со временем люди умирают, здания рушатся, места меняются, но благодаря воспоминаниям все это не уходит бесследно, а остается там, где время бессильно - в нашей памяти.
ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ Что человек может противопоставить вечности? Над этой проблемой задумывается автор предложенного для анализа текста Р.С. Савинов.(ПРОБЛЕМА) Размышляя над вопросом, писатель приводит в пример одно из воспоминаний рассказчика о детстве. Будучи мальчиком, он поехал со своим двоюродным братом в прерии, о приключениях в которых так мечтал. Но через несколько дней ему стала надоедать охотничья жизнь, скука стала одолевать паренька. Рассказчик обращает внимание на то, что в степи были только оранжевые камни, умирающая речушка и поле подсолнечника, и эти пейзажи очень быстро заставили его скучать по книгам, друзьям и телевизору.(ПРИМЕР) Ему казалось, что уже нет ничего интересного в этой пустой местности, в которой не было ни следа жизни.(ПОЯСНЕНИЕ)
В качестве противопоставления (СВЯЗЬ) автор изображает эпизод с плачущим стариком. Но как-то с утра приехала машина и мальчик с его двоюродным братом очень удивились тому, что старичок, который из нее вышел, начал плакать, как дитя. Рассказчику казалось странным, что безжизненная степь, которая уже изрядно ему надоела, вызвала такие сильные эмоции у пожилого человека. Мужчина, который привез этого старика, объяснил, что на этом месте раньше была деревня. Это оказало на рассказчика сильное влияние: он переосмыслил жизнь, время и роль вещей в нем. Мальчик отметил, что ему стало страшно, когда подумал о том, что человеку нечего противопоставить равнодушной вечности, и время «слизнет» их жизни так же, как деревню, в которой жил старик. Он с ужасом думал о том, что и от них с братом «останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем», и следующие поколения не смогут представить их жизни так же, как и рассказчик не может представить людей, живших на этом месте. (ИЛЛЮСТРАЦИЯ ) Но , размышляя над тем, что люди могут противопоставить вечности, мальчик понял: память -это то, чем мы можем бороться с равнодушно летящим временем. (ПОЯСНЕНИЕ)
Авторская позиция выражена довольно четко. Савинов убежден в том, что человек ничего не может сделать с вечностью и ходом неумолимого времени, но он может сохранить то, что оно навсегда «слизнуло» с карт и местностей, просто не забывая об этих местах и людях. Ведь воспоминания-это «тлеющий уголек» прошлого, горение которого мы должны всегда поддерживать, чтобы «не дать холодным ветрам вечности его погасить». (ПОЗИЦИЯ АВТОРА) Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, все, что мы сейчас знаем о прошлом -это тот самый «тлеющий уголек». Если бы люди не сохранили воспоминания о нем, мы бы никогда не узнали о том, что было раньше, и о том, что может быть в будущем, ведь все, что нас ожидает строится на уже сложившемся прошлом. Анализируя свое прожитое время или читая истории жизн и людей из прошлого, мы извлекаем полезный жизненный опыт, становимся мудрее и впоследствии не совершаем ошибок, становясь более успешными. Воспоминания делают нас такими, какими мы являемся сегодня.(СОГЛАСИЕ)
Можно вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС: погибли тысячи людей, сотни домов уничтожены. Смертельная доза радиации заставила покинуть это место даже большую часть животных. Но по сей день мы помним об этом ужасном событии, помним о погибших людях. Память дала нам возможность не повторить тех же ошибок при постройке новых АЭС, а родственники погибших наверняка передают воспоминания о них следующим поколениям. Хоть время и стирает последствия этого события, но то, что мы помним, благодаря рассказам, которыми делятся наши родители, навсегда останется жить, противостоя вечности, уносящей все в небытие. (ОБОСНОВАНИЕ) В заключение хочу еще раз подчеркнуть: со временем люди умирают, здания рушатся, места меняются, но благодаря воспоминаниям все это не уходит бесследно, а остается там, где время бессильно - в нашей памяти. (ВЫВОД)
Спасибо за внимание! Желаю Вашим ученикам написать сочинение на высокие баллы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...
Как писать сочинение на лингвистическую тему
Новая форма ГИА в 9 классе по русскому языку ("три в одном" : тесты, сжатое изложение, сочинение) требуют новых форм подготовки учащихся к этому испытанию. Предлагаю вниманию коллег, перед которыми во...
Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действ...
Учимся писать сочинение.
План занятия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Рассматривается строение сочинения-рассуждения, прилагается презентация....
Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. Может использоваться в 10-11 классах....
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...