Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме
Главная цель образования XXIвека – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действовать в профессиональной и социальной сферах.
С 2002 года Россия вступила в эксперимент по внедрению Единого государственного экзамена по русскому языку, который является одновременно и видом итоговой аттестации за курс средней полной (общей) школы, и видом конкурсного отбора абитуриентов для поступления в вузы Российской Федерации.
Для того чтобы успешно выполнить тестовые задания (часть А и В) старшеклассники должны продемонстрировать знания всех разделов языкознания и, конечно же, иметь навык написания сочинения рассуждения (часть С).
И вот здесь перед учителем русского языка и литературы встает ряд проблемных вопросов:
- как помочь ученикам успешно развить свое речевое творчество?
- как подобрать ключ к осмыслению таких понятий, как тема, проблема, идея (авторская позиция) художественного произведения, публицистической статьи, научно-популярного текста?
- как грамотно выразить свое мнение относительно позиции автора?
В своей статья мы и пытаемся дать ответы на поставленные вопросы., касающиеся выполнения творческой части ЕГЭ (части С).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Ю. Шмелькова
Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку
Главная цель образования XXI века – сформировать многогранную, творческую, интеллектуально развитую личность, целостно воспринимающую мир и способную активно действовать в профессиональной и социальной сферах.
С 2002 года Россия вступила в эксперимент по внедрению Единого государственного экзамена по русскому языку, который является одновременно и видом итоговой аттестации за курс средней полной (общей) школы, и видом конкурсного отбора абитуриентов для поступления в вузы Российской Федерации.
Для того чтобы успешно выполнить тестовые задания (часть А и В) старшеклассники должны продемонстрировать знания всех разделов языкознания и, конечно же, иметь навык написания сочинения рассуждения (часть С).
И вот здесь перед учителем русского языка и литературы встает ряд проблемных вопросов:
- как помочь ученикам успешно развить свое речевое творчество?
- как подобрать ключ к осмыслению таких понятий, как тема, проблема, идея (авторская позиция) художественного произведения, публицистической статьи, научно-популярного текста?
- как грамотно выразить свое мнение относительно позиции автора?
В своей статья мы и пытаемся дать ответы на поставленные вопросы., касающиеся выполнения творческой части ЕГЭ (части С).
Последняя часть теста ЕГЭ – это небольшое сочинение-рассуждение в жанре, близком к рецензии, отзыву или эссе. Давайте внимательно прочитаем задание, в котором излагаются требования к сочинению на Едином государственном экзамене по русскому языку: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (приведите не менее трех аргументов)».
Что такое проблема?
Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.
Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-л. проблему.
Коснуться какой-л. проблемы.
Уделить внимание какой-л. проблеме.
Над какой-л. проблемой думать, работать.
Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения1.
Построение вступительной части сочинения обычно вызывает наибольшую трудность. Как видим, сформулировать проблему теста можно несколькими способами:
- Проблема может быть сформулирована в виде вопроса. Проблема-вопрос требует решения или обсуждения, при этом не может быть однозначного ответа. Например: «Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Об этом заставляет задуматься текст В. Астафьева».
- Проблема может быть процитирована, пересказана своими словами.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам –
Эти бессмертные строки А.С. Пушкина вспомнились мне, когда я читал текст Ф. Искандера «Дедушкин дом»
- Проблема + имя существительное в родительном падеже (общее явление, иллюстрацией которого служит этот случай).
В данном тексте автор поднимает (затрагивает) проблему одиночества.
- Проблема может быть сформулирована в виде назывного предложения.
Одиночество. Это проблема, которая может затронуть каждого из нас. Именно о нем размышляет в своем тексте К Паустовский.
- Проблема может быть сформулирована в виде подлежащего.
Значение лучших творений в жизни человека – вот проблема, к которой обращается Ф. Искандер в своем тексте.
Что значит «прокомментировать» проблему?
Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Следовательно, здесь требуются ваши мысли по поводу сформулированной проблемы текста.
Проблемное комментирование по тексту – рассуждение о проблеме, пояснение ее. Комментируется только сформулированная проблема с опорой на текст, отражаются все необходимые для понимания проблемы в тексте. При этом нужно избегать чрезмерного цитирования, прямого пересказа. Короткие цитаты, пересказ небольших фрагментов текста служат раскрытию проблемы. Авторские мысли должны быть подкреплены собственными рассуждениями учащегося (объяснить, для чего служит этот отрывок текста).
Здесь также возможны как минимум два способа изложения материала:
- От частных фактов (комментарий) к формулировке проблемы. Например: «Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова посвящен проблеме экологии и призывает каждого из нас осознать ответственность за неразумное вмешательство человека в жизнь природы».
- От формулировки проблемы к комментарию. Например: «Отчего в нашей стране, обладающей богатыми природными ресурсами и огромным интеллектуальным потенциалом, большая часть населения живет бедно? Над этой сложной проблемой размышляет В. Тимофеев. Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомните хотя бы историю из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка. Вот уже много лет не одно поколение наших соотечественников задается вопросом: «Почему наша жизнь так далека от совершенства?».
Можно также указать, кому адресован текст, насколько актуальна проблема, затрагивалась ли она другими авторами, приходилось ли учащемуся сталкиваться с ней, какая это проблема: философская, этическая, нравственная…
Как выявить позицию автора?
Если проблема текста - это вопрос, то позиция автора - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Например: «Рассказывая о судьбе А.Ф. Лосева, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь».
- Если рассматривается основная проблема текста, то авторская позиция – идея, основная мысль текста. Она может бать сформулирована прямо в самом тексте. Тогда ее можно процитировать, пересказать своими словами.
- Если прямо она не выражена, нужно сформулировать самостоятельно, проанализировав аргументы автора, помогающие понять отношение автора к сказанному.
- Если проблема сформулирована в виде вопроса, то авторская позиция – это прямой ответ на данный вопрос.
Как аргументировать свою позицию?
Личное отношение к проблеме проявляется на всех этапах работы над сочинением. При обдумывании темы экзаменуемый непременно посмотрит на нее под углом своих личных убеждений. Согласие/несогласие с авторской позицией может быть выражено прямо и опосредованно. Следует сформулировать свою позицию по проблеме:
Позиция автора во многом близка мне. Действительно, …
Раньше я считал …, но, прочитав текст, я так же, как и автор, понял, что…
Я так же, как и автор, считаю, что…
Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.
Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема, можно пользоваться следующим алгоритмом:
- прочитать текст и разделить его на структурные части;
- ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовки, абзацы), выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса), отделить их от доказательств;
- соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.
Тезис подчиняется следующим правилам:
- формулируется четко и недвусмысленно;
- на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же;
- его истинность должна быть доказана неопровержимо;
- доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется порочный круг в доказательстве).
В нашем случае тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.
Следует подтвердить свой тезис целым рядом мыслей, а эти мысли, в свою очередь, подтвердить двумя аргументами. (Подтверждением этого служит…).
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис.
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…».
Например, текст Д. Кабалевского построен по следующей схеме:
Тезис: Относиться к музыке как к развлечению – это огромное заблуждение. Почему?
Аргументы (потому что):
- музыка делает людей лучше;
- музыка пробуждает эмоции;
- музыка приносит людям утешение;
- музыка рождает в человеке добрые чувства.
Вывод: Музыка – могучее средство духовного обогащения
Типы аргументов
Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса). Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Внимание! Типичная ошибка! Если вы поддерживаете позицию автора, не следует специально анализировать его аргументы: Для подтверждения своей позиции автор использует такие аргументы, как… Не тратьте драгоценное время экзамена на работу, которая не предусмотрена заданием!
Аргументы «за» должны быть:
- правдивыми, опираться на авторитетные источники;
- доступными, простыми, понятными;
- отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором вам придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С). Рассмотрим следующий пример:
«В наши дни профессионализм почему-то отождествили с высокой квалификацией и высоким качеством выполняемых работ и оказываемых услуг. А это неверно. Все врачи – профессионалы, но мы прекрасно знаем: есть среди них и плохие, и хорошие. Все слесари – профессионалы, но и они бывают разные. Короче говоря, профессиональное – это не обязательно гарантирующее высокое качество, но обязательно выражающее определенное отношение между производителем и потребителем, между исполнителем и заказчиком. Профессионал – это работник, который за плату, дающую ему средства к существованию, обязуется исполнить заказ любого обратившегося к нему клиента. Вот почему я с грустью смотрю на людей, называющих себя профессиональными политиками.
«Э-эх! – думаю я, – Чем ты гордишься? Тем, что готов за деньги выполнить политический заказ любого обратившегося к тебе клиента? Но достоинство ли это?» (По Г. Смирнову).
Фрагмент сочинения:
«Я не вполне согласен с позицией автора: я считаю, что профессионализм – это не только принадлежность к определенной профессии, но и профессиональное мастерство. Например, плохого врача язык не повернется назвать профессионалом. Если врач не может поставить правильный диагноз и его лечение может повредить человеку, как же такой «профессионал» может сдержать клятву Гиппократа?! Конечно, кроме профессионализма, существуют честь, совесть, человеческое достоинство, однако все эти качества только направляют человеческие умения в должное русло. По моему мнению, многие беды нашей страны связаны с нехваткой профессиональных врачей, учителей и политиков, а также с неумением государства ценить труд настоящего профессионала.
Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
Например: Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди (особенно это касается ученых) не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во-первых, мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком. Во-вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. И, наконец, непосредственность восприятия мира, умение удивляться не позволят человеку утратить связь с действительностью, превратить все вокруг в сухую, безжизненную схему. Внимательный, любознательный человек, говорит нам автор, должен видеть жизнь во всей ее полноте. Именно такому человеку приходит на помощь случай и мир готов открыть все свои тайны.»
Итак, ваши аргументы должны быть убедительными, то есть сильными, с которыми все соглашаются. Конечно, убедительность аргумента – понятие относительное, поскольку зависит от ситуации, эмоционального состояния, возраста, пола адресата и др. факторов. В то же время можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.
К сильным аргументам, обычно относят:
При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:
- ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;
- пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
- факты, события;
- примеры из личной жизни и жизни окружающих;
- примеры из художественной литературы.
Естественные доказательства
Естественные доказательства – это показание свидетелей документы, данные экспертизы и т.п. Ярким примером такой аргументации является довод «к очевидному». Использование этого довода предполагает ситуацию, в которой есть очевидец (очевидцы) какого-либо события, факта. Например:
– Делали в этом доме капитальный ремонт? – Нет. Я живу в нем с момента постройки и знаю, что его не ремонтировали.
– Всем ли понравился новый фильм? – Нет, не всем. Я сам его еще не видел, но слышал от многих, кто его смотрел, что он им не понравился.
В обычном виде этот довод едва ли может быть использован в сочинении, однако в качестве «очевидца» можно привлечь самого убеждаемого (т.е. эксперта, который будет проверять сочинение), адресуясь к его памяти. В этом случае мы апеллируем к опыту, который одинаков у большинства и потому очевиден: каждый испытывал боль, каждому знакомо чувство обиды, большинству знакомо состояние вдохновения и т.п.
Например:
Тезис: Общение с книгой важно в детстве, в период формирования личности.
Аргумент: В детстве содержание книги воспринимается особенно ярко и часто вызывает сильные эмоции. Думаю, это подтвердит каждый, кто путешествовал по стране чудес вместе с Алисой, или помогал Робинзону осваивать необитаемый остров, или боролся с темными силами вместе с Гарри Поттером.
Обычно рассуждение начинается с вопроса о содержании уточняемого понятия. Затем дается неверное определение, отражающее первоначальные, неточные представления о предмете. Затем это определение (определения) заменяется правильным, которое и завершает рассуждение. Следует ограничиться только теми дефинициями, которые имеют хотя бы некоторые признаки, совпадающие с правильной. Каждое отличие правильной дефиниции от неправильной следует разобрать.
Например: Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может быть, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова отражает многообразие человеческого бытия.
Обратите внимание! Подобное рассуждение может стать эффектным вступлением к вашему сочинению. В этом случае вы уточняете ключевое понятие текста, так или иначе связанное с проблемой, затронутой автором.
Дедуктивное рассуждение предполагает ход мысли от общего к частному, от общих суждений к частным (сначала приводится тезис, а потом он поясняется аргументами).
Например: Нам нужно лучше обучать русскому языку. Во-первых, у нас снижается грамотность школьников. Во-вторых, у нас мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых. В-третьих, у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие.
Индуктивное рассуждение – это логическое умозаключение от частных, единичных фактов к общему заключению, выводу, от отдельных фактов к обобщению. Рассмотрим состояние русского языка. У нас снижается уровень грамотности школьников; мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых; у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие. Таким образом, нам необходимо лучше обучать русскому языку.
Простейшая форма рассуждения (как дедуктивного, так и индуктивного) – это сложноподчиненное предложение, которое состоит из двух суждений, связанных причинно-следственной связью (Читать книги полезно, потому что чтение расширяет наш кругозор – Так как чтение расширяет наш кругозор, читать книги полезно).
Например: Каждый патриот испытывает чувство любви к своей стране. Любая страна – это множество больших и малых городов, сел, деревень, хуторов, населенных людьми. А значит, любовь к своему дому, к улице, где живут наши соседи и друзья, к родному городу – это и есть то чувство, с которого начинается патриотизм – любовь к своему Отечеству.
Ссылки на авторитет
Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» – сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Сила таких аргументов состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.
«Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…; Гениальный русский ученый Д.И, Менделеев однажды сказал, что…; Еще Петр I говорил, что…; Любой историк скажет вам, что…; Большинство врачей считает, что…; Как установлено японскими учеными…
Внимание! Типичная ошибка! Поскольку точного текста цитаты у вас не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания. Так вы не поставите в затруднительное положение эксперта, который не может проверить точность приведенной фразы, и сможете избежать обвинения в искажении цитаты.
Следует отметь, что «третья сторона» может быть не только нашим союзником, но и нашим противником. В этом случае мы ссылаемся на распространенное заблуждение, точку зрения, которая не совпадает с нашей, и опровергаем эту позицию.
Например:
В наше время часто можно встретить людей, которые утверждают, что человек должен думать только о своем благополучии. Впрочем, эта точка зрения не нова: можно вспомнить философию «полезного эгоизма» Петра Петровича Лужина, героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, история нашей страны убедительно доказывает ущербность такой жизненной позиции: сегодня многие заботятся только о личном преуспевании, и в результате мы живем в государстве, где царит эгоистический произвол, процветают коррупция и бюрократизм.
В заключительной части подводится итог всему сказанному, делается обобщение; может быть также развернута мысль, выраженная во вступительной части.
Необходимо также помнить, что все части вашего сочинения взаимосвязаны. Таким образом, если ученик неверно определит проблему текста, то он поставит под угрозу всю работу. Необходимо перечитать текст, проверить, насколько логика вашего сочинения соотносится с рассуждениями автора. И, конечно же, постараться исправить допущенные ошибки
1 См. Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983. С. 441.
2 Стернин И.А. Практическая риторика. – М.: «Академия», 2003. – С.152-153.
3 Дефиниция – краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления; толкование слова.
4 См. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов н /Д: Изд-во РГУ, 1994. С. 45-46.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....
Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему"
Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему" поможет при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ....
Элективный курс по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Данная работа вкючает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса, учебно-тематический план и тематическое планирование...
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...
Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).
.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....
Как писать сочинение 9.3 по русскому языку?
Как писать сочинение 9.3 по русскому языку?...