Русский язык - путь к знаниям
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Данный урок проведён в рамках предметной недели по русскому языку и литературе с целью формирования познавательного интереса учащихся к русскому языку; развития речи, памяти и мышления; воспитания любви к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_put_k_znaniyam.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК – ПУТЬ К ЗНАНИЯМ
Цель: формировать познавательный интерес учащихся к русскому языку; развивать речь, память и мышление; воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: плакат с высказыванием о русском языке, выставка книг, ТСО – компьютер.
Методы и приемы: беседа, рассказ, инсценировки, игровая ситуация.
I. Вводная часть.
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Неделя русского языка и литературы продолжается..
Учитель. Сегодня наш с вами разговор – о важности русского языка.
– А как думаете вы, так ли важен русский язык? (Ответы учащихся.)
Ученица. Стихотворение «Родной язык».
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
Учитель. Но многие ребята в школе не любят уроки русского языка. Русский язык – это словари, правила, ошибки...
Учитель. Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке.
Послушайте, пожалуйста.
«Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасен Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сначала жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже им необходимо было разойтись в разные стороны, они, чтоб оставить о себе навсегда память, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигала неба.
В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу имя Вавилон, что значит «смешение». Это-то событие и называется «вавилонским столпотворением».
Так произошли разные народы, говорящие на разных языках».
(Из «Священной истории Ветхого Завета».)
Учитель. Нам посчастливилось: мы говорим на русском языке. Наш язык удивительно гибкий, точный, богатый и звучный.
Для любой самой сложной мысли, для любого самого тонкого чувства можно подобрать подходящие и выразительные слова.
Недаром говорится: «Народ русский могуч и велик, велик и его язык». Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе. В нем есть строки…
Чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»
Ученица. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! ... Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
III. Игра «Многозначное слово “играет”».
Учитель. А чтобы убедиться в том, что русский язык очень богатый, поиграем в игру «Многозначное слово “играет”». Я буду читать стихотворение А. Шибаева «Кто играет?» и пропускать слово «играет». Вместо него я буду поднимать руку вверх, а вы хором произносите это слово.
И солнце играет
(Лучами на речке),
И кошка играет
(Клубком на крылечке),
И Женя играет
(Есть кукла у Жени),
И мама играет
(В театре на сцене),
И папа играет
(На медной трубе),
И дедушка
(С внуком играет в избе)...
А бабушка внуку
Пеленки стирает.
Бабушка в стирку,
Наверно, играет?
Учитель. Что же можно сказать о слове играет? (Ответы учащихся: это многозначное слово.)
Учитель. А чтобы еще лучше вы могли убедиться, что русский язык – путь к знаниям, давайте посмотрим сценку «На необитаемом острове».
IV. Сценка «На необитаемом острове».
Двоечники.
– Неужели мы на необитаемом острове?
– Можно ничего не делать!
– Не учить какие-то орфограммы правильного написания.
– Не склонять слова!
– Клево!
– Скучно только, что веселых перемен нет!
Поют на мелодию песни «Вместе весело шагать».
Вместе весело скакать в переменку (3 раза)
И кого-то вдруг лягнуть под коленку (3 раза).
А в столовой все ребята жуют здорово:
Раз – котлета,
Два – пюре,
И все прожевано.
Выпьют чаю и бегут скорей по этажам,
Но совсем-совсем не хочется в школу нам.
– Ой, что-то есть захотелось...
– Да, сейчас хотя бы пирожок.
– Так, обед откладывается. Солнце припекает.
– Давайте построим шалаш!
– А ты умеешь?
– Может, лодку построим?
– Ты что, здесь физику надо знать.
– Ура! Придумала! Давайте напишем письмо!
– Точно, давайте писать.
Все вместе пишут письмо на большом листе ватмана. Затем демонстрируют письмо зрителям:
«Мы, ученики школы, папали на ниабитаемый остров и просим помащи. Нас нильзя аставить на острове».
– По-моему, здесь нужна запятая. (Ставит запятую после слова «нельзя».)
– Теперь точно спасут. (Раздается гром, все двоечники встают на колени, протягивая руки к небу).
– Господи, спаси нас!
– Помогите нам выбраться отсюда!
– Я буду хорошо учиться!
– Я выучу все падежи!
– А я – орфограмму правописания безударных гласных!
– Мы все будем делать правильно – только спаси!
Грамотей. Вот что бывает, если не учить русский язык! Предлагаем вашему вниманию еще одну сценку – «На уроке».
V. Сценка «На уроке».
Учитель. Расскажи, Петров, о сложном предложении.
Петров. Ну вот, значит, сложное предложение, это, значит, так сказать, предложение, которое, так сказать, значит, состоит из двух или нескольких, значит, простых, сливающихся, значит, в одно целое по смыслу и в произношении. Сложные предложения бывают, ну как это?
Ага, вспомнил, сложносочиненными и сложноподчиненными. Сложносочиненными называются, значит, предложения, которые, вот это, ну, состоят из самостоятельных простых предложений, соединенных сочинительными союзами, а сложноподчиненные – это, значит, понимаете, ну вот, такие, в которых простые предложения соединяются, ну, как их, ну, подчинительными союзами.
Во время ответа учитель что-то посчитывал и оценивает ответ на «2».
Грамотей. Как вы думаете, почему Петров получил «2», ведь он ответил все как будто бы правильно?
Ученик. Петров получил «2» за культуру речи. Он из 80 слов употребил нужных 50 и «сорняков» – 30.
VI. Сценка «Рецепт».
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
– В каком классе учишься, молодой человек?
– В седьмом «Бы».
– «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
– Жутко дружно, жутко весело...
– Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?
– Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
– Порядок... В пух и прах хвалит... Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
Врач дает ученику рецепт – учебник по грамматике русского языка.
Учитель. Послушайте стихотворение «Выучи русский язык!» узбекского поэта Сабира Абдулла в переводе В. Липко.
ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК!
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих ленинских книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
VII. Игра с буквами и словами.
Учитель. А сейчас – игра с буквами и словами.
Надо отгадать 9 слов, в которых нет никаких гласных, кроме «О».
1. Беспорядочный шум. (Гомон.)
2. Продукт, из которого изготовляют масло. (Молоко.)
3. Хищная птица. (Сокол.)
4. Столярный инструмент. (Долото.)
5. Лиственное дерево. (Тополь.)
6. Драгоценный металл. (Золото.)
7. Съедобный герой русской народной сказки. (Колобок.)
8. Водоем. (Болото.)
9. Крупный населенный пункт. (Город.)
Учитель. Вот видите, ребята, как помогает русский язык. Надеюсь, вы поняли, как важен русский язык? Русский язык – путь ко всем знаниям. На русском языке можно общаться с людьми разных национальностей. Насколько ценен наш язык? Ответ можно найти в проникновенных словах Н. В. Гоголя: “…сам необыкновенный наш язык есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…,имея возможность в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому другому языку, и опускаться до простоты…язык, который сам по себе уже поэт”.
Писатель назвал такие свойства языка, как
– звучность
– способность к обогащению
– наличие высоких слов и метких выражений
– возможность сочетать возвышенные и разговорно-бытовые слова “ в одной и той же речи”
2. – Л.Н. Толстой, известный русский писатель, боролся за чистоту языка. Продолжите мысль Льва Николаевича: “Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: (Как?) неточно, приблизительно, неверно”.
А сейчас давайте вспомним высказывания о русском языке. (Ученики выходят к доске и читают высказывания о русском языке.)
1. «Друг мой!
Кто бы ты ни был,
Где бы ты ни был,
Русский язык изучай!»
2. «Великий и могучий русский язык не нуждается в том, чтобы кто бы то ни был должен был изучать его из-под палки».
(В. И. Ленин.)
3. «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».
(М. Горький.)
4. Да будь я хоть негром преклонных годов,
И то без унынья и лени
Я русский бы выучил только за то,
Что им разговаривал Ленин.
(В. Маяковский.)
5. «Язык – история народа».
(А. И. Куприн.)
6. «Величайшее богатство народа – его язык»
(М. А. Шолохов.)
7. Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч...
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.
(А. Яшин.)
Учитель. Дорогие ребята! Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами, учитесь правильно ставить ударение в словах.
Много раз наблюдая за людьми, мы отмечаем: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим устно и письменно. И это происходит благодаря русскому языку.
Учитель. Какой же вывод можно сделать из нашей беседы?
Ученики (хором). Русский язык – путь к знаниям.
Выучи русский язык!
Приложение к уроку
Материалы конкурсов, содержащиеся в Приложении, будут полезны учителю, если возникает необходимость разнообразить деятельность учащихся на занятии.
Конкурс «Найди вторую половину»
Учитель произносит первую часть пословицы. Дети находят ее продолжение среди записанных на доске. Участвуют по одному человеку от каждой команды.
На языке медок, ... ... и тебя пожалеют.
Всяк человек ... ... велики.
У страха глаза ... ... по делу познается.
Ты пожалей, ... ... а на уме ледок.
Викторина
1. Назовите хотя бы два слова, начинающиеся с четырех согласных. (Встреча, взгляд.)
2. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит.)
3. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя.)
4. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)
5. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)
6. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный.)
7. Откуда пошло выражение «начать с красной строки»? (В старину первую букву нового абзаца в книгах писали красной краской.)
8. Кто составил первую русскую грамматику? (М. В. Ломоносов в 1755 году.)
Конкурс «Творческое задание»
Задание командам: восстановить предложенный текст.
Змиа
Вплыа снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеои и сптя. Блкеи сдтия в дплхуа и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Злые влкои бгтеаю по лсеу.
Змйио
На дврое хлднооо. Снге пкрлоы змлею. Мрзоо рзрсвлаиоа стклеа змслвтмаыоаыи зрмуоаи. Врбьоои пргтыаю по зснжннмаееы држкмооа. Глднооо им змйио.
Конкурс «Отгадай слово»
1. Корень – в слове снежинка.
Приставка – в слове подъехал.
Суффикс – в слове лесник.
Окончание – в слове стол. (Подснежник.)
2. Корень – в слове молодой.
Суффикс – в слове косцы.
Окончание – в слове травы. (Молодцы.)
Дополнительные вопросы к заданиям конкурса «Отгадай слово».
– В какой части слова безударная гласная?
– Что надо сделать, чтобы правильно ее написать?
Конкурс «Скажи одним словом»
∙ Во весь дух. (Быстро.)
∙ Рукой подать. (Близко.)
∙ Сломя голову. (Быстро.)
∙ Прикусить язык. (Замолчать.)
Конкурс «Эрудитов»
1. В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (Творог.)
2. Какое животное ходит во фраке? (Рак – фрак.)
3. Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти? (Катер – скатерть.)
4. Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол? (Убрать букву в: ствол – стол.)
5. В каком цветочке разместилась целая страна? (Настурция.)
6. Какая река течет от буквы А до буквы Я? («От буквы А до буквы Я течет река Аму-Дарья». С. Маршак.)
7. Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? (Средняя часть – линейка.)
8. Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблуков? (Лук – каблук.)
9. Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? (Слева.)
10. Какое очень опасное устройство вмонтировано во все иллюминаторы кораблей и самолетов? (Мина – иллюминатор.)
11. Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в состав железа? (Желе – железо.)
12. Кто всегда живет во дворце? (Вор – дворец.)
13. Какой президент живет в избушке? (Президент США Буш – избуш-ка.)
14. Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать? (Буквы К и Р: карета – ракета.)
15. С какой рыболовной снастью всегда ходит оленевод? (С неводом – оленевод.)
16. В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит? (В гимназии.)
17. Как зовут каждую из трех очень упрямых девочек, одна из которых никогда не выходит из комнаты, другая – из квартиры, а третья – с веранды? (Ната – комната, Ира – квартира, Вера – веранда.)
18. Какая часть тела человека находится в воротнике одежды? (Рот, а не шея – воротник.)
19. Какое водопроводное устройство спрятано внутри каждой подушки? (Душ – подушка.)
20. Какое огромное животное, растянувшись, занимает больше половины Китая? (Кит – Китай.)
21. Какое крупное рогатое животное целиком помещается внутри червяка? (Як – червяк.)
22. Из каких цветов пчелы вместо нектара ром попивают? (Из ромашек.)
23. В каком южном фрукте помещается человек? (В персике – персик.)
24. Какие две буквы могут мгновенно превратить бегущего лыжника в камень? (Буквы Б и У – булыжник.)
25. Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека? (Вол и осы – волосы.)
26. Как одной крошкой накормить досыта всю семью? (Добавить к ней букву «о» и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам.)
27. Что занимает ровно половину любого острова? (Ров – остров.)
28. Какая буква, попав в икру, делает ее пожароопасной? (Буква с: икра – искра.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «ЕГЭ. Русский язык. Путь к успеху»
Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов ,чтобы при существующем режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разр...
контрольный диктант для 11 класса по русскому языку "Путь к озеру"
Диктант для 11 класса. Может использоваться в качестве входного контроля....
Создание мотивации к учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (на примере исторических чередований оро/ра, ере/ре, оло/ла, оло/ле)
Статья посвящена вопросам создания мотивации учебной деятельности на уроках русского языка путем обращения к исторической грамматике (историческим чередованиям). В статье рассматриваются возможные фор...
АНГЛИЦИЗМЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Русский язык, один из самых богатых и древних языков, не остается неизменным и застывшим. Он пополняется различными новыми словами и выражениями. Благодаря заимствованным словам происходит развитие яз...
Урок развития речи в 7 классе "Язык - путь к знаниям"
Урок способствует углублению знаний учащихся о главных, принципиальных законах хорошей, культурной речи...
Радиопередача «Язык – путь к знаниям»
Цель урока: углубить знания учащихся о главных, принципиальных законах хорошей, культурной речи...