Программа элективного курса «ЕГЭ. Русский язык. Путь к успеху»
элективный курс по русскому языку (10 класс) по теме

Шамченко Зинаида Викторовна

Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов ,чтобы при существующем  режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

элективного курса

                             «ЕГЭ. Русский язык. Путь к успеху»

(Программа  подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку).

Автор программы:

Шамченко З.В

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №  14»

                                                     г. Норильск

                                                             2012

Автор                                                              Шамченко З.В.

Регион                                                                   Красноярский край

Город/район                                                         Норильск

Образовательное учреждение                            МБОУ «СОШ №14»

Название курса                                                    «ЕГЭ. Русский язык. Путь к успеху.»

                                  (Подготовка учащихся 10-11классов к итоговой                                                         аттестации   по русскому  языку.)

Вид образовательной деятельности                   учебно-методическая

Вид программы                                                    предметная

Предмет                                                                русский язык

Категория обучаемых                                         учащиеся 10-11 класса

Время, затрачиваемое на обучение             68 академических часов

                                             1.Введение.

    Новая  форма проведения выпускного  экзаменов в 11классе –  Единый государственный экзамен (ЕГЭ), который существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме.
    Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: выполнить 38 заданий по всем основным разделам школьного курса. На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать при выполнении задания С- написании сочинения –рецензии .В связи с этим актуальным является развитие речеведческих способностей учащихся.  
   Успешность сдачи экзамена во многом зависит от уровня подготовленности учащихся. ЕГЭ требует обобщения знаний по предмету, умения организовать работу по  подготовке.
    Из опыта известно, что недостаточно знать экзаменационный материал, недостаточно просто грамотно писать – необходимо научиться сдавать экзамен.

     Элективный курс предлагается ученикам 10-11 классов ,чтобы при существующем  режиме – 1 час в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку.


    Цели программы:

  1. обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
  2. упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых;

     Задачи :

  1. создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
  2. познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
  3. отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
  4. использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;

Предполагаются следующие формы обучения:

  1. установочные лекции по теории основных разделов базового курса «Русский язык»;
  2. практические занятия;
  3. самостоятельная работа с КИМами;

   Для установления обратной связи определены следующие формы работы:

  1. практические занятия;
  2. решение заданий КИМов;
  3. написание сочинения-рецензии с использованием моделей ;
  4. зачет по курсу;

Результаты обучения:

Сформировать:

  1. лингвистическую компетенцию, т.е. владение знаниями о языке и умениями применять эти знания к анализу языкового материала;
  2. языковую компетенцию - владение орфоэпическими, лексическими,         морфологическими, синтаксическими, орфографическими, пунктуационными нормами русского литературного языка;
  3. коммуникативную компетенцию: владение речеведческими знаниями и умениями интерпретировать и анализировать текст, создавать собственное письменное высказывание

Необходимые базовые знания и умения:

знать/понимать

  1. функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
  2. понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
  3. компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
  4. основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам.

уметь

  1. проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
  2. разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
  3. проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
  4. оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Оценка деятельности учащегося

    Соответствует критериям оценивания выполнения заданий части «А», «В» и критериям оценивания  заданий с развернутым ответом, разработанным Министерством образования РФ. Обоснованием такого соответствия является подведение комплекса умений и навыков к уровню требований в выпускной аттестационной работе.

Контроль за результатами обучения:

  1. учитываются знания ученика о языке как системе
  2. владение нормами литературного языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими, орфографическими, пунктуационными)
  3. владение коммуникативными умениями связанными с восприятием и анализом текста
  4. владение речеведческими знаниями и умениями.

                                      2.  Учебный план.
   Цели обучения:

  1. обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
  2. упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.

     Задачи обучеия:

  1. создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
  2. познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
  3. отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
  4. использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;

Категория слушателей: учащиеся 10-11классов.

Срок обучения: 68 академических часов.

Режим занятий:2 часа в неделю.

№ п\п

Раздел программы

Кол – во часов

Лек-

ции

Прак-тика

Формы контроля

     1

Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика.

      6

      2

       4

к\р

      2

Морфемика и словообразование.

      5

      2

       3

к\тест

      3

Лексика и фразеология.

      5

      2

       3

к\тест

     4

Морфология.

     11

      4

       7

к\тест

     5

Орфография.

     11

      4

       7

Теоретико – практические задания по карточкам

     6.

Синтаксис и пунктуация.

      7

      2

       5

к\тест

     7.

Текст

      5

      2

       3

к\тест

     8

Культура речи.

      4

      1

       3

к\р, ее анализ

    9

Анализ текста и создание сочинения - рассуждения

     12

      4

       8

с\р,

создание сочинения - рассуждения

   10

Итоговый контрольный тест

      2

       2

 

Итого

     68

     23

      45


                                     

                                  3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


    Цели обучения:

  1. обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
  2. упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.

     Задачи обучения:

  1. создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
  2. познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
  3. отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
  4. использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;

Категория слушателей: учащиеся 10-11классов.

Срок обучения:               68 академических часов.

Режим занятий:              2 часа в неделю.

№ п\п

Раздел программы

К-во часов

лекции

практика

Формы контроля

1

Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика.

6

1

1.1

Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки.

1

2

1.2

Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.

1

3

4

5

6

1.3

1.4

1.5

1.6

Практикум по разделу “Фонетика”: проверочный опросник, работа с текстами, задания по фонетике и орфоэпии в структуре ЕГЭ по русскому языку.

4

КИМы

7

1.7

Контрольная работа по разделу. 

1

к\р

2

Раздел 2. Морфемика и словообразование.

5

8

2.1

Значимые части слова, их особенности. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке.

1

9

2.2

Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.

1

10

11

2.3

2.4

Тренировочные задания и упражнения по разделу “Морфемика и словообразование”.

2

12

2.5

 Контрольный тест по разделу.

1

к\тест

3

Раздел 3.  Лексика и фразеология.

5

13

14

3.1

3.2

Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Слова старославянского происхождения в лексике современного русского языка

1

1

КИМы

15

3.3

Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная  лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально-окрашенные слова.

1

16

3.4

Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов.

1

17

3.5

Контрольный тест по теме “Лексика”

1

к\тест

4

Раздел 4. Морфология.

     11

      4

       7

18

4.1

20. Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция.

1

19

4.2

21 Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.

0,5

0,5

20

4.3

22. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.

0,5

0,5

21

4.4

23. Разряды местоимений, склонение местоимений.

1

22

4.5

 Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола.

1

КИМы

23

4.6

 Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий

0,5

0,5

24

25

4.7

4.8

Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица. 

1

1

26

27

4.9

4.10

 Тренировочные задания по разделу “Морфология”

2

28

4.11

 Контрольный тест по разделу

1

к\тест

5

Раздел 5. Орфография.

     11

      4

       7

29

5.1

Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях.

1

30

5.2

О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова.

0,5

0,5

31

5.3

Правописание приставок.

0,5

0,5

32

5.4

Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь.

0,5

0,5

33

5.5

Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.

0,5

0,5

34

35

5.6

5.7

Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи.

1

1

36

5.8

Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний

0,5

0,5

37

5.9

Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.

0,5

0,5

КИМы

38

5.10

Правописание служебных частей речи.

0,5

0,5

39

5.11

Контрольная работа по разделу

1

к\работа

6

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. 

      7

      2

       5

40

41

6.1

6.2

 Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.

1

1

42

6.3

Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений.

0.5

1

43

44

6.4

6.5

Обособление обстоятельств. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.

0.5

1

КИМы

45

46

6.6

6.7

Тест (по разделу “Синтаксис и пунктуация”).

2

К\тест

7

Раздел 7. Текст. 

      5

      2

       3

47

7.1

Стили речи и типы речи.

1

0.5

48

49

7.2

7.3

 Способы и средства связи предложений в тексте: лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства.

1

0.5

50

51

7.4

7.5

Тренировочные задания по данному разделу. Контрольный тест.

2

8

Раздел 8. Культура речи. 

      4

      1

       3

52

8.1

 Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.

0.5

0.5

КИМы

53

8.2

 Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.

0.5

0.5

54

55

8.3

8.4

Контрольная работа по разделу и ее анализ. 

2

К\работа

9

Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения.  

     12

      4

       8

56

9.1

 Тема и главная мысль текста.

1

57

9.2

Учебно-тренировочные задания.

1

58

9.3

Лексические и морфологические средства художественной выразительности.

1

1

59

60

9.4

9.5

Специальные художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз.

1

1

61

9.6

Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи.

1

62

9.7

Учебно-тренировочные задания. Самостоятельная работа.

1

63

64

9.8

9.9

 Создание сочинения-рассуждения.

2

сочинение-рассуждение

65

66

9.10

9.11

Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рассуждения.

2

67

68

 Итоговый контрольный тест

2

к\тест

Итого

     68

     23

      45

                         4. Содержание программы (68 часов)

Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика.

1.1 Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности      ЕГЭ.

1.2 Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко- буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. Стяжение.

1.3 Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Список частотных слов, вызывающих орфоэпические трудности. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.

1.4 Практикум по разделу “Фонетика”:

1.5 Проверочный опросник, работа с текстами;

1.6 Задания по фонетике и орфоэпии в структуре ЕГЭ по русскому    языку;  

1.7   Контрольная работа по разделу. Задания из  КИМов.

Раздел 2. Морфемика и словообразование.

2.1. Значимые части слова, их особенности. Части речи и формы слова.

2.2  Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов.

2.3  Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.

2.4 Тренировочные задания и упражнения по разделу “Морфемика и словообразование”.

2.5  Контрольный тест по разделу. Задания из  КИМов.

Раздел 3. Лексика и фразеология.

3.1 Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова.

3.2 Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Градация. Антитеза. Слова старославянского происхождения в лексике современного русского языка.

3.3 Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная  лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально- окрашенные слова.

3.4 Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы. Поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в  строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

3.5 Контрольный тест по теме “Лексика”. Задания из КИМов.

Раздел 4. Морфология.

4.1 Классификация частей речи в русском языке, их опознавательные признаки.  Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция.

4.2 Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.

4.3Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.

4.4 Разряды местоимений, склонение местоимений.

4.5 Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола.

4.6 Причастие, его признаки. Правописание причастий.

4.7  Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий.

4.8 Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.

4.9 4.10 Тренировочные задания по разделу “Морфология”

4.11  Контрольный тест по разделу. Задания из КИМов.

Раздел 5. Орфография.

5.1  Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.

5.2 О-E после шипящих и - Ц- в различных частях слова.

5.3 Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь.

5.4 Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.

5.5 5.6 Буквы – Н - и –НН- в словах различных частей речи.

5.7 5.8 Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.

5.9 Написание – НЕ - с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.

5.10 Правописание служебных частей речи.

5.11 Контрольная работа по разделу “Орфография”: теоретико - практические задания по карточкам. Задания из КИМов.

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. 

6.1 Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование, управление. Примыкание.

6.2 Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых. Типы простых  предложений. Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.

6.3 Вводные конструкции. Обращение Уточняющие члены предложения. Обособление определений и приложений.

6.4 Обособление обстоятельств.

6.5 Виды сложных предложений .Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложное с разными видами связи.

6.6 Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

6.7 Тест (по разделу “Синтаксис и пунктуация”). Задания из КИМов.

Раздел 7. Текст. 

7.1.Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структурное и грамматическое единство. В тексте зафиксирован  способ оформления мысли, её предметно-смысловая, коммуникативная и структурно-языковая цельность.

Строение текста. Способы и средства связи между частями текста, грамматическими формами. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех частей: наличие грамматической связи между частями, смысловая цельность, относительная законченность. Цепная: повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путём семантических соответствий или ассоциаций. Параллельная: одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми

7.2 Типы речи. Стили речи. Повествование. Описание. Рассуждение.

Каждый тип речи имеет свои композиционные особенности

Повествование-рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета. Выразительная и изобразительная сила повествования - наглядное представление действия, движения людей и явлений в действии и пространстве. Особая роль принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Для всех повествовательных текстов общим является: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – коней события (развязка).

Описание-изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Композиция описания. Морфологические особенности: используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида, прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности- формы настоящего времени: синонимы – определения, несогласованные определения; неполные, назывные предложения.

 Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой. Построение текста-рассуждения. Основные требования к его построению. Жанровые формы рассуждения: письма, статьи, рецензии, доклад.

7.3 Функциональные стили речи.

  Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Особенности научного стиля речи: в лексике, в составе слова, в морфологии, в синтаксисе. Основной тип речи.

   Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Лексические, синтаксические, морфологические особенности публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля. Отличие портретного очерка от портретной характеристики. Основной тип речи.

   Основные признаки официально-делового стиля речи. Отличие от других стилей речи. Что общего у официально-делового стиля и научного стиля. Жанры официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи. Сфера употребления. Общие признаки.

7.4 7 .5 Тренировочные задания по данному разделу. Контрольный тест .КИМы

Раздел 8. Культура речи. 

8.1 Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.

8.2 Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью.

8.3 8.4 Контрольная работа по разделу и ее анализ.

Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рецензии.

9.1Тема и главная мысль текста. Опознавательные признаки рецензии и эссе.

9.2 Учебно-тренировочные задания.

9.3 Содержание и структура сочинения-рецензии. Лексические,  морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.

9.4 9.5 Специальные художественно-изобразительные средства ( тропы):эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз.

9.6 9.7 Учебно-тренировочные задания. Варианты  вступительной и заключительной части сочинения-рецензии

Понимание  содержания исходного текста. Языковой анализ исходного текста. Изложение собственного мнения.

9.8 9.9 Создание сочинения-рецензии. Редактирование и совершенствование сочинения-рецензии.

9.11 9.12 Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рецензии. Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи.

 Грамотность. Соблюдение орфографических норм. Соблюдение пунктуационных, языковых, речевых норм.

                        5. Методические рекомендации.

    Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку включает в себя обучение выполнению заданий трех уровней сложности: базового, повышенного, высокого. Обучение проводится по методике программированного обучения, основанной на вовлечении в учебный процесс зрительной, слуховой и моторной памяти.

  Экзаменационная работа по содержанию и структуре является матрицей изучаемого курса (задания располагаются по возрастающей степени трудности) Программа предполагает  последовательность изложения материала, направлена на отработку орфографических и пунктуационных навыков, предусмотренных школьной программой по русскому языку. Учащиеся приобретают прочные практические навыки письма за счет предельной наглядности, сжатости, цикличной повторяемости материала, который от занятия к занятию подается во все более сложных вариантах. Теоретический материал представлен в таблицах, которые в процессе занятий прорабатываются самими учащимися. Вопрос использования таблиц, схем, опорных конспектов, алгоритмов в процессе обучения связывается с общей задачей управления мыслительной деятельности учащихся и не только способствует целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями, но позволяет

обеспечить ученику прочные знания и умения.

Для  достижения результативности по всем разделам рекомендуется

составить опорный конспект.

 По разделу фонетика:

1.Согласные всегда твёрдые-мягкие, глухие-звонкие.

2. Явление уподобления по твердости- мягкости, глухости-звонкости рядом стоящих согласных. Эта методика предполагает принцип «отбрасывания, в результате чего остаётся меньше вариантов, среди которых необходимо выбрать один. Этот принцип сводит до минимума варианты выбора.

# Задание А1: В каком слове все согласные звуки твёрдые?

1) живёт   2) жила    3) щука   4)час

Из опорного конспекта известно: [й ], [ч ], [щ ] – всегда мягкие, значит, отбрасываем слова: щука, жила, в слове живёт  [в”]

Ответ: жила

По разделу морфемика и словообразование рекомендуется в опорном конспекте   отразить следующие знания:

  1. Различие понятий : не имеет окончания и нулевое окончание.
  2. Какие части речи неизменяемые
  3. Какие части речи имеют два суффикса.
  4. Чередование согласных б//бл, в//вл, п//пл…

Задание А13 Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

Из опорного конспекта известно:

деепричастия являются неизменяемой частью речи, а значит, не

имеют окончания- отбрасываем деепричастие;

в слове домашний -нет приставки, значит отбрасывает это слово;

причастие на -АН(Н)ЫЙ имеют два суффикса, следовательно, и это слово отбрасываем.

Остаётся слово до –вер- чив- ый.

По разделу пунктуация сложность представляет конструкция с различными видами связи.

Задание А 27 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2)и (3)так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.

1) 1, 2, 4                  2)1, 2, 3, 4                 3)1, 3              4) 2, 4

Из опорного конспекта известно:

При столкновении двух союзов между ними ставится запятая. Если далее не следует «ТО». В данном случае «ТО» стоит, значит, запятая на цифре «3» не ставится. Смотрим на варианты ответа, где отсутствует цифра «3».После принципа отбрасывания остаётся выбор между двумя ответами: «1» и «4». Что же отличает эти ответы ? Цифра «1». Мы определяем, что на цифре «1» ставится запятая, потому что это коней придаточного времени.

Ответ: 

  Содержание учебного материала осваивается путем использования в словарных блоках и ассоциативных связей, историко-этимологического  экскурса и сравнения, что позволяет понять закономерности русского правописания. К каждому учащемуся осуществляется индивидуальный подход, т.е. в соответствии с уровнем начальной подготовки, определяемой при собеседовании, подбирается и программа его обучения.

   Формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся – одна из основных задач при подготовке к выполнению  частей»А» и»В»

Программа предусматривает  в качестве основных направлений работы следующие:

  1. подготовка языкового материала;
  2. приемы обучения,
  3. организация учебной деятельности.

Содержание работы.

  1. Обучение разбору слова по составу (морфемный анализ).
  2. Обучение словообразовательному разбору.
  3. Обучение морфологическому разбору.
  4. Обучение собственно орфографии.
  5. Обучение синтаксическому разбору.
  6. Обучение собственно пунктуации.
  7. Завершение обучения грамотной письменной речи – обучение стилистике

    Такая логика построения учебного материала необходима, т.к. без умения свободно разбираться в слове, словообразовании, построении словосочетаний и предложений нельзя достичь письменной речевой грамотности, сформированной всерьез и надолго.

     Если задания с выбором ответа посильны для большинства учащихся, то задания открытого типа с кратким ответом ориентированы на проверку лингвистической компетенции учащихся, предполагающей усвоение основных лингвистических понятий и грамматических категорий. По сути, эти задания представляют собой разные варианты анализа текста: смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковый. Задание третьего типа проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетенции,  необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов).

    Сочинение-рассуждение дает возможность проверить разные стороны речевого развития учащихся:

  1. умение и навыки чтения (понимание содержания исходного текста и позиции автора);
  2. умение анализировать языковое своеобразие текста, определять, какими средствами языка автор достигает выразительности речи;
  3. зрелость суждений при интерпретации текста, способность обосновать собственную позицию и конкретно выразить ее, если она не совпадает с авторской;
  4. умение создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в определенном жанре (типа эссе или рецензии); ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли; пользоваться словарным богатством, разнообразием грамматических форм и выразительных средств родного языка.

  Становится очевидной значимость этого задания в структуре ЕГЭ. Третья часть экзаменационной работы не только проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют аргументировать свою точку зрения, но и помогает составить представление об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о его общей культуре. «Ничто так полно не характеризует человека, как его речь «Заговори, чтобы я тебя увидел», - сказал Сократ.

                    Методические рекомендации к С 1 .

    Последовательность материала обусловлена формированием знаний, необходимых для способности выпускника самостоятельно уточнять тему, определять основную мысль и подчинять ей высказывание, выстраивать композицию текста, выбирать нужные умения, необходимых для написания каждой части сочинения. Схема прозрачна, ясна,  а главное, доступна;  обеспечивается  надёжность и уверенность в реальной ситуации - на экзамене.  В программу включены прогрессивные научные знания; предполагается нравственное ориентирование выпускника при определении проблемы текста и выражении собственной позиции.

      Программа применима для подготовки не только к сочинению-рецензии, но и к изложению с элементами сочинения, так как курс предполагает формирование умений и навыков создания речевого произведения  с опорой на исходный текст. В основу содержания программы  включены теоретические обобщения разделов: «Изобразительные средства языка». «Стили и типы речи»,  «Текст и его строение». Речевой опыт, который учащиеся получают в ходе лингвосмыслового анализа текста, является основой при создании собственных речевых произведений; ученик производит самостоятельный перенос в новую ситуацию усвоенных ранее знаний.  

    Содержание учебного материала осваивается путём подведения учащихся под эмпирические обобщения: от конкретного к абстрактному. Такой способ развёртывания содержания учебного материала обосновывается особенностью речеведческих знаний: они имеют не теоретическую, а практическую значимость, усваиваются не на теоретическом уровне, а в процессе выполнения практических заданий в виде знаний о способах деятельности.

    Обучение прямой композиции сочинения обеспечивает чёткость определения результата подготовки  каждой части собственного произведения; выдерживается полное соответствие     критериям оценок сочинения, разработанным Министерством образования РФ:

программа предусматривает возможность на любом этапе обучения установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов, и  в  случае возникновения причин, препятствующих усвоению материала, скорректировать работу как учителя, так и ученика

    Процесс изучения содержания программного материала распределён с учётом его достаточности для качественного изучения содержащихся в программе знаний и с целью получения запланированных результатов, а также устранения возможных при прохождении программы сбоев:

речеведческие знания, умения учащихся, отбор дидактического материала, методически обоснованная последовательность изучения программы,  практические и теоретические обобщения, базирующиеся на программном материале, предусмотренном КТП, исключают перегруженность повтором учебной информации, позволяют сосредоточить работу ученика на практической деятельности,  обеспечивая  формирование коммуникативной компетенции и умения воспринимать, создавать и совершенствовать текст.

  Функциональные стили речи, рассматриваемые блоком, представлены в сравнительной таблице, что обеспечивает наглядность, иллюстрацию принципиальных морфологических и синтаксических особенностей каждого стиля.

   Оценка речевого оформления текста требует умений отмечать  языковые средства, позволявшие автору точно и выразительно передать свои мысли. В связи с этим данный курс предусматривает обучение учащихся выделению наиболее ярких языковых средств с  указанием их идейно-художественной роли.

  Самым сложным моментом в композиции сочинения представляет трудности начало сочинения. Учащимся предлагается 5 вариантов вступления в зависимости от  темы и проблематики текста. Не меньшую трудность представляет и часть, требующая выразить своё отношение к позиции автора. Необходимо ориентировать выпускника  на аргументы с опорой прежде всего на читательский опыт.

   Цели и результаты обучения: развитие речевой деятельности на основе текстов

Как начать сочинения? Их цель - снять лексические трудности в определении основной мысли автора, проблематики текста.

Задания на выдвижение аргументов автора: цель предотвратить типичную ошибку выпускника: подмена интерпретации текста пересказом содержания.

Задания на выявления ярких языковых средств:  умение находить средства, усиливающие авторскую мысль: определять идейно-художественную  роль каждого средства.

Задания на формирование собственного отношения к позиции автора: аргументировать своё мнение читательским опытом; умело и уместно приводить изречения философов, писателей, иллюстрировать примерами не только  произведений русской литературы, но и живописи, музыки.

        Задания на отработку концовки сочинения: выражать нравственную позицию, положительные эмоции, доброжелательность.

Задания, ориентированные на отработку всех компонентов сочинения на основе текстов   разных стилей и типов речи,  направлены на формирование и  совершенствование умений точно и последовательно излагать свои мысли, использовать разнообразные грамматические формы и лексическое богатство русского языка. Монологическое высказывание способствует овладению выпускником нормами современного русского литературного языка, в том числе орфографическими и пунктуационными.

Данные знания и умения представляют практическую значимость. Выпускник вооружён теоретическими и практическими знаниями построения монологического высказывания, текстов разных стилей. Этот опыт обеспечит  прежде всего психологическую подготовку к новой социальной среде, творческой обработке рефератов и курсовых, требующих последующей защиты.

    Речеведческий разбор текста

Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста.

Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его. Выделите микротемы, составьте план.

Укажите средства связи между частями текста.

Определите тип речи, стиль и жанр. Укажите используемые

стилистические средства.

Назовите особенности построения текста (его композиции).

Проанализируйте фрагмент художественного текста:

определите идейно-образное содержание,

выявите признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля,

укажите изобразительные средства, определите их назначение

сформулируйте авторскую позицию и выразите своё отношение к ней

Напишите сочинение-рецензию по прочитанному тексту.

Оценка деятельности учащегося

соответствует системе оценивания по базовому курсу «Русский язык». , разработанной Министерством образования РФ. Обоснованием такого соответствия является подведение комплекса умений и навыков к уровню требований в выпускной аттестационной работе.

Контроль за результатами обучения:

  1. учитываются знания ученика о языке как системе;
  2. владение нормами литературного языка(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими, орфографическими, пунктуационными);
  3. владение коммуникативными умениями связанными с восприятием и анализом текста;
  4. владение речеведческими знаниями и умениями.

Контрольное задание:

Работа с КИМами.

                  6. Список использованной литературы:

Учебно-методическая литература:

  1. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А. Методика преподавания русского языка в школе. – М., 2000.
  2. Власенков А.И., Рыбченков Л.М.  Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2000.
  3. Городилова А.Г. Практикум по развитию речи. – С-П., 1999.
  4. Орфоэпический словарь. – М., 1988.
  5. Современный словарь иностранных слов. - С-П., 1994.
  6. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.

    Дидактический материал к программе курса:

  1. Вакурова О.Ф., Львова С.И. Готовимся к Единому государственному экзамену. Русский язык. – М., 2006.
  2. Вялкова Г.М., Сивокозова Т.Ф. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.- Волгоград, 2004.
  3. Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. Русский язык. ЕГЭ. Сборник тренировочных текстов. – М., 2006.
  4. Капинос В.И. Единый государственный экзамен. Русский язык. – М., 2003.
  5. Капинос В.И. Единый государственный экзамен. Русский язык. – М., 2005.
  6. Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. - М., 2003.
  7. Мамона Т.Н. Русский язык. Единый государственный экзамен. Практикум. – М., 2006.
  8. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ – 2006 Русский язык.  

Учебно-методическая литература:

  1. Городилова А.Г. Практикум по развитию речи. – С.-П., 1999;
  2. Современный словарь иностранных слов. - С-П., 1994;
  3. Орфоэпический словарь. – М., 1988;
  4. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.

    Дидактический материал к программе курса:

  1. Вялкова Г.М., Сивокозова Т.Ф.Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.- Волгоград, 2004;
  2. Капинос В.И. Единый государственный экзамен. Русский язык. – М., 2003;
  3. Капинос В.И., Пучкова Л.И. –Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. - М., 2003;
  4. Капинос В.И. Единый государственный экзамен. Русский язык. – М., 2005;
  5. Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. Русский язык. ЕГЭ. Сборник тренировочных текстов. – М., 2006;
  6. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2007, Русский язык. – М., 2007;
  7. Мамона Т.Н. Русский язык. Единый государственный экзамен. Практикум. – М., 2007;
  8. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ-2006 Русский язык. Тренировочные задания. – М., 2006;
  9. Вакурова О.Ф., Львова С,И, Готовимся к Единому государственному экзамену .Русский язык. –М., 2006
  10. Тренировочные задания. – М., 2007;
  11. Экзаменационные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2007. Русский язык. – М., 2007.

                   Экспертная оценка программы

Требование к программе

Условие выполнения

1 Актуальность содержания

Вузы России принимают вступительные зкзамены по русскому языку по результатам ЕГЭ. Успешность сдачи экзамена во многом  зависит от уровня подготовленности учащихся. Программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку включает в себя обучение выполнению заданий трех уровней сложности, готовящих слушателей к ЕГЭ по русскому языку. На аттестацию с высоким баллом выпускник может претендовать только при выполнении задания  С- написании сочинения-рецензии. В связи с этим развитие речеведческой деятельности  ученика представляется актуальным.

2. Мотивирующий потенциал

    программы обучения

Содержание программы способствует ликвидации пробелов в знаниях по орфографии и пунктуации, включает умения и  навыки построения высказываний в разных видах речевой деятельности, которые могут быть востребованы  и использованы в ситуациях общения. Навыки  аргументированного изложения позиции автора и собственного мнения послужат хорошим подспорьем  в  построении монологического высказывания для публичного выступления.

3.Полнота содержания

 учебного материала, включённого

 в программу

Программа содержит все знания, необходимые для овладения основными разделами базового курса «Русский язык».Тщательно подобран дидактический материал ,теоретический материал представлен в таблицах, содержание  отличается предельной сжатостью и цикличностью, задания части С- позволяют самостоятельно уточнять тему, определять основную мысль и подчинять ей высказывание, выстраивать композицию текста, выбирать нужный для данного случая стиль  и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность, соблюдать нормы литературного языка, в том числе и орфографические и пунктуационные.

4.Прогрессивность, научность

содержания обучения

В программу включены прогрессивные научные знания; использование ИКТ при выполнении заданий КИМов; предполагается нравственное ориентирование выпускника при определении проблемы текста и выражении собственной позиции.

5.Инвариантность  содержания

 обучения

Программа применима не только для подготовки к  итоговой аттестации в формате ЕГЭ, но и к написанию  сочинения, так как курс предполагает формирование умений и навыков создания текста с опорой на исходный текст и овладение орфографическими и пунктуационными навыками.

6.Обобщенность знаний,

   включённых в программу

В основу содержания программы  включены теоретические обобщения разделов базового курса «Русский язык»

7. Практическая направленность

   содержания и процесса

   обучения по программе

Сформированность базовых компетенций по русскому языку позволяет применить полученные знания в практической деятельности; ученик производит самостоятельный перенос в новую ситуацию усвоенные ранее знания.

8.Связность или систематичность                       содержания учебного материала

 в программе

Последовательность материала обусловлена формированием  знаний и умений, необходимых для усвоения основных лингвистических понятий и грамматических категорий, создания собственного речевого высказывания на предложенную тему .Эта схема обеспечивается  надёжность и уверенность в реальной ситуации - на экзамене.

9. Соответствие  способа развёртывания содержания учебного материала

 поставленным в программе

 целям обучения

Содержание учебного материала осваивается путём использования программированного обучения, которое имеет в своей основе строгую регламентацию действий ученика, сведение процесса усвоения знаний и способов действия к отдельным элементам и предписаниям. Использование опорных конспектов, алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.

10.Контролируемость

программы

      Программа контролирует:

знания ученика о языке как системе;

владение нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими грамматическими, стилистическими, орфографическими, пунктуационными);

владение коммуникативными умениями, связанными с восприятием и анализом текста;

владение речеведческими знаниями и умениями; выдерживается полное соответствие     критериям оценок, разработанным Министерством образования РФ:

11. Чувствительность программы к  

     сбоям

Программа предусматривает возможность на любом этапе обучения установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов, и  в  случае возникновения причин, препятствующих усвоению материала, скорректировать работу как учителя, так и ученика


 12.Реалистичность программы с точки

зрения времени, которое отведено на

 реализацию

Процесс изучения содержания программного материала распределён с учётом его достаточности для  качественного изучения содержащихся в программе знаний и с целью получения запланированных результатов:

успешной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

13. Эффективность программы с точки

 зрения времени, отведенного

 на её реализацию



     Методически обоснованная последовательность изучения программы, отбор дидактического материала, практические и теоретические обобщения, базирующиеся на программном материале, предусмотренном КТП, исключают перегруженность повтором учебной информации, позволяют сосредоточить работу ученика на практической деятельности, обеспечивая формирование коммуникативной компетенции и умения воспринимать, создавать и совершенствовать текст.

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Программа элективного курса по русскому языку. 6-7 класс. "Тайны и сокровища русского языка"

Курс связан со многими разделами русского языка (лексикой, морфологией, морфемикой, фразеологией, орфографией), но предполагается новый для детей подход к изучаемым на уроках темам:  обращение к ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Рабочая программа  спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...