«Привитие интереса к русскому языку путем использования на уроках интерактивных технологий».
опыты и эксперименты на тему

Паршина Татьяна Анатольевна

Творческий отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл privitie_interesa_k_russkomu_yazyku.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет учителя русского языка Паршиной Т.А.

на тему: «Привитие интереса к русскому языку путем использования на уроках интерактивных технологий».  

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Вопросы воспитания интереса к предмету всегда занимали педагогов, актуальны они и сегодня. «Ученье, лишенное всякого интереса… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», - писал К.Д. Ушинский. Как сделать каждый урок грамматики радостным и интересным? Как активизировать деятельность учеников? Как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? А для этого необходимы два условия: творческий подход к делу со стороны учителя русского языка и интерес к изучаемому предмету учащихся.

Кроме того, 21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

        Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

        При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения.

        Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

        В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы.

         В своей педагогической практике я использую следующие интерактивные технологии.

            Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

            Какие виды заданий я использую на уроках русского языка?

    Устная работа

  1.   Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков в 5 классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений учеников.
  2.   Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
  3.   Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
  4.   Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она полезна при проверке сложного домашнего задания.
  5.   На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры. Например: ко(л, лл)екц..я, (не)брежно, выр..щенный.

Письменные работы

  1.      «Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами (на отдельной карточке). Сверху подписывают: «Составлял…». Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание, внизу подписывают: «Выполнял…». Учитель заранее говорит, сколько должно быть слов или словосочетаний.
  2.     Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый ученик выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

  1.     После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос ( устно) и два практических вопроса

            ( письменно ). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку                                                    прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.

  1.     Ребята часто получают на дом задания творческого характера ( написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку ). Как правило, кроме учителей, их редко кто читает, хотя работы часто получаются интересными. Чтобы с творческой работой познакомились и другие учащиеся, можно дать «грамматическое задание для соседа». Например, дома ребята составляют рассказ с использованием несклоняемых существительных, а в классе, обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа по парте и обозначают род несклоняемых существительных, то есть выполняют грамматическое задание. Затем наиболее интересные, на взгляд ребят, работы зачитываются вслух, а уже потом проверяются учителем.
  2.     В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант ( по следам сделанных в тетради ошибок ). Необходимо заметить, что работать в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

           С 5 класса можно начинать работу в группах. Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). Также в 5 – 6 классах можно проводить игры-соревнования, основанные на групповой деятельности. Вот некоторые из них.

    1. «Кто больше?..» ( «Кто быстрее?.. ). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения.

    2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

    3. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.

    4. Аукцион вопросов по теме ( каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду ). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.

            Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

           К старшим классам игровая деятельность будет замещаться ролевыми, деловыми играми, уроками-конференциями, уроками-практикумами. Разделив ребят на группы, в зависимости от учебной ситуации, можно предложить ребятам выступить в роли редакторов, корректоров, оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и другие. Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.

            Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Но главное – не злоупотреблять групповой работой, необходимо дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой.

                При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более эффективной. Организую эту игру чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Практикую игру и в начале урока в качестве орфографической разминки. Эта игра хороша тем, что требует применения многих правил.

             На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами, например:

     подстричься -                                          овчинный –

     пятачок -                                                  расписка –

     пчелка -                                                    жильё –

     косьба -                                                     досуха –

     объяснить -                                              беседовал –

                                                                       умываешься –

             Затем читаю слово, а учащиеся, подумав, записывают его на доске напротив слова на такое же орфографическое правило, обосновывая свой ответ, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения (выделение морфем обязательно). Некоторые слова требуют записи напротив нескольких слов, данных в столбике на доске. Возьмем, к примеру, слово старьё. Ученик будет прав, если запишет его не только напротив слова жильё (правописание разделительных ъ и ь), но и в паре со словами пятачок, овчинный, косьба, объяснить, жильё (правописание проверяемых безударных гласных в корне слова). Слово колет ученик должен записать напротив слова умываешься (правописание безударных личных окончаний глаголов). А как поступить со словом предостеречь? В нем встретились орфографические правила на правописание неизменяемых приставок (пред-, о-), непроверяемой безударной гласной в корне слова, ь на конце глагола в неопределенной форме после ч. Учащиеся соотносят слово предостеречь со словами в столбике. Получаются следующие пары:

подстричься, предостеречь – (правописание неизменяемых приставок, ь на конце глагола в неопределенной форме после ч);

объяснить, предостеречь – (правописание неизменяемых приставок);

беседовал, предостеречь – (правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова).

            Эту игру можно провести по-другому. В словах на доске пропущены буквы. На учительском столе лежат карточки, на которых написаны слова тоже с пропусками букв. Вызванный ученик берет карточку, размышляет, куда записать слово, вставляет и объясняет пропущенные буквы. Приведу пример.

                                                   

С л о в а  н а  д о с к е:

Груз..ик -                        пр..града –

бе..порядок -                  мяч..к –

стари..ый -                      ч..рный –

ни..кий -                          дыш..щий –

пред..стория -                 выкач..нная (из подвала бочка) –

парч..вая -                       жгуч..-

ц..гейка –                         выт..рать –

К а р т о ч к а  с о  с л о в а м и

            Вя..кий, были..ый, с..грать, ситц..вый, ц..стерна, ж..лтый, камен..ик, свеж.., ра..бежаться, соб..ру, овраж..к, бор..щийся, расстрел..нный, пр..вокзальный.

            Выполненная работа выглядит так (работа приведена без условных обозначений):

грузчик – каменщик

беспорядок – разбежаться

старинный – былинный

низкий – вязкий

предыстория – сыграть

парчовая – ситцевый

цигейка – цистерна

преграда – привокзальный

мячик – овражек

черный – желтый

дышащий – борющийся

выкаченная – расстрелянный

жгуч – свеж

вытирать – соберу

            Иногда эту игру провожу в форме соревнования между двумя командами или рядами, сама же наблюдаю за ходом игры, веду учет ошибок. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.

            Эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.

            Игру «Определи пару» предлагаю детям и при изучении лексики и фразеологии. На доске записываю фразеологические обороты, затем читаю другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные.

П р и м е р ы  н а  д о с к е:

    тертый калач -                           отдать богу душу –

    ни рыба ни мясо -                     кот наплакал –

    дать нагоняй -                           с пустыми руками –

Фразеологизмы, читаемые учителем:

            Несолоно хлебавши, приказать долго жить, с гулькин нос, ни богу свечка ни черту кочерга, стреляный воробей, во все лопатки, намылить шею.

             В целях активизации мышления учащихся учитель может предложить фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на доске (в нашем случае – во все лопатки). В таком случае пары не будет.

Полученные пары фразеологизмов:

    тертый калач – стреляный воробей

    ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга

    дать нагоняй – намылить шею

    отдать богу душу – приказать долго жить

    кот наплакал – с гулькин нос

    с пустыми руками – несолоно хлебавши

   

            В другой раз перед учащимися ставится цель записать пары антонимов. Такая работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова или фразеологизмы, недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их активный словарь.

            Игру «Определи пару» провожу как в письменной, так и в устной форме.

            Эта игра способствует повышению интереса учащихся к изучению русского языка.

Игра «Фонетический турнир»

        Фонетический турнир проводится в 5-ом классе после изучения раздела «Фонетика. Графика». Класс можно разделить на две команды. По условиям игры за правильный ответ на вопрос в течение одной минуты команде зачисляется определенное количество очков. Если одна команда не отвечает на вопрос, предоставляется возможность отличиться другой команде. Победителем окажется команда, набравшая большее количество очков.

        После жеребьевки, в которой определяется, какая команда игроков будет отвечать первой, следует конкурс-разминка для обеих команд. Участники должны назвать звук или букву ( каждой команде дается по шесть карточек – по числу игроков ). За правильный ответ полагается до шести баллов, то есть каждый участник игры для своей команды может заработать одно очко.

        Представитель команды, получивший по жребию право первой отвечать на вопрос, подходит к столу и вытягивает номер вопроса. Учитель берет соответствующую карточку, читает задание и открывает на доске записанную заранее и пронумерованную практическую часть к нему (предложение, слово, звукосочетание и так далее). В некоторых случаях учащимся предлагаются карточки-таблицы (например, с записью букв, пропорций).

Вопросы и задания

  1. Отгадайте загадку: Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.

Сколько раз встречается звук [ш] и какими буквами он обозначается? (До 4 очков).

  1. Сколько раз в этой загадке встречается звук [п] и каими буквами он   обозначается? (До 4 очков).
  2. Объясните, почему А.С. Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» рифмует: Белолица, черноброва, нраву кроткого такого? (1 очко).
  3. Почему звук [ц] можно назвать одиноким? (1 очко).
  4. Составьте алфавитный список фамилий: Крючков, Кузнецов, Кузнецова, Кузьмин, Корчагин, Капустина. (1 очко).
  5. Блиц-опрос. (До 5 очков).

Сколько букв в алфавите?

Сколько гласных звуков?

Сколько согласных букв?

Какие две буквы в русском алфавите называют немыми?

Можно ли поставить знак равенства между словами азбука и алфавит?

Что изучает раздел науки о языке «Фонетика»?

Что изучает раздел науки о языке «Графика»?

Чему нас учит орфоэпия?

Каких звуков больше, гласных или согласных, мы употребляем в речи?

  1. Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков. (1 очко.)
  2. Чем отличается звонкий согласный от парного ему глухого? (1 очко.)
  3. Приведите примеры слов, в которых буквами б, в, г, д, ж, з обозначаются глухие согласные звуки. Как называется этот процесс? (1 очко.)
  4. Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков? (1 очко.)
  5. Какие слова нельзя разбить для переноса? (До 3 очков.)
  6. Что общего в сочетаниях: чн, чк, нч, нщ, рщ, щн, ст, нт? (1 очко.) 
  7. Сколько, когда и какие звуки могут обозначать буквы е, ё, ю, я? Привести примеры. (До 5 очков.)
  8. Можно ли однозначно сказать, о чем идет речь? Как это прояснить на письме? Полки – полки; парить – парить; орган – орган.
  9. Прочитайте слова, потом произносите звуки в обратном порядке, чтобы получить из звуков одного слова другое. (До 9 очков.)

Лён – цифра (ноль);

Лей – название дерева (ель);

Лоб – название настила (пол);

Люк – большой мешок (куль);

Ток – домашнее животное (кот);

Шёл – неправда (ложь);

Шей – просьба (ешь);

Куб – связка, охапка чего-либо (пук);

Лёд – материал для крыши (толь).

  1. Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? (1 очко.)
  2. В каких словах по 100 согласных? (До 4 очков.)
  3. Сколько букв о в данном предложении? А сколько звуков [о]? Объясните, куда они подевались? (1 очко.) Звонят во все колокола.
  4. Игорь написал на доске прописью: Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. Допустил ли он в вычислении ошибку? (1 очко.)
  5. «Информация к размышлению». Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника (запись на доске): «Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский».

- Как вы думаете, он сможет стать артистом?

- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.

Евстигнеев берет ручку и пишет:

- Никада!

Почему так ответил Евстигнеев?

        Все вместе приходим к следующему выводу. Едва ли пятиклассник,   допускающий   так много ошибок, может стать актером: во-первых, он невнимателен и не знает, как правильно пишутся собственные имена его любимых артистов и героев популярных фильмов; во-вторых, он плохо учится, значит, у него нет силы воли, а ведь труд актера требует высокой культуры и больших усилий. Поэтому Е. Евстигнеев и написал ответ нарочно с ошибкой.

        В результате участники турнира приходят к выводу: в разговорной речи произношение слов нечеткое, торопливое, поэтому они сливаются и получаются «ослышки»; чтобы тебя правильно услышали и поняли, старайся произносить слова отчетливо, правильно использовать ударение, паузы, скорость речи.

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Фразеологизмы» (второй урок).

        Цели урока: углубить и расширить знания о фразеологизмах русского языка; развивать речевые умения и навыки, обогащать речь учащихся; прививать любовь к родному языку.

        Оборудование: «Школьный фразеологический словарь русского языка», карточки с заданиями, рисунки детей.

Ход урока

        1. Организационный момент.

        Рано утром

            Мама-квочка

            В класс отправила

            Сыночка.

            Говорила:

            - Не дерись,

            Не дразнись,

            Не петушись.

            Поспеши –

            Уже пора.

            Ну, ни пуха

            Ни пера!

           Через час

            Еле живой

            Петушок

            Идет домой

            Ковыляет еле-еле

            Он со школьного двора,

            А на нем и в самом деле

            Нет ни пуха, ни пера.

        2. Слово учителя:

        - Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с фразеологическими оборотами и побываем вместе с вами в одной необычной стране - Фразеологии. А пропуском в эту страну будут ваши правильные ответы на вопросы:

1) Давайте вспомним, как зовут жителей этой страны? (Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов.)

2) Назовите отличительные признаки фразеологизмов. (Неизменная структура; собственное единое лексическое значение; единая синтаксическая роль в предложении; переносное, образное значение.)

3) Что общего имеют фразеологизмы со словами? (Как и слово, фразеологизмы бывают однозначными и многозначными; могут иметь синонимы, антонимы, омонимы; являются членами предложения). Дайте его определение. (Фразеологизмы – устойчивые по своему составу, структуре сочетания слов с образным, переносным смыслом; лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом; в предложении является одним членом.)

4) В каких стилях речи используются фразеологизмы. (Фразеологизмы используются во всех стилях речи).

5) Назовите «адрес» словаря, в котором собраны фразеологизмы. («Школьный фразеологический словарь русского языка»).

        - С вопросами вы справились, ответили на них хорошо. Но нам предстоит еще выполнить ряд заданий, где нас ждут неожиданные радостные открытия.

  1. Закрепление изученного.

а) Орфоэпическая минутка.

Обратите внимание на ударение:

Гроша ломаного не стоит.

Семи пядей во лбу.

Львиная доля.

Смотреть сквозь пальцы.

Обвести вокруг пальца.

- Значение всех фразеологизмов вам понятно? Давайте обратимся к словарю.

                б) Работа со словарем (у каждого ученика на парте лежит «Школьный фразеологический словарь русского языка»).

                в) Выполнение упражнений.

1. Как называется явление, представленное в следующем предложении? (Синонимия).

Стали искать проводника, а

его и след простыл;

его поминай как звали;

он сквозь землю провалился.

  Запишите любой вариант предложения, объясните постановку запятой.

2. Как называются слова с противоположными значениями? Антонимы встречается и среди фразеологизмов. Подберите антонимичную пару:

кот наплакал;                   хоть иголки собирай;

слова не вытянешь;         куры не клюют;

хоть глаз выколи;             рта не закрывают;

по чайной ложке;             на ночь глядя;

чуть свет;                          не покладая рук;

повесить нос;                    воспрянуть духом;

сидеть, сложа руки;          как кошка с собакой;

душа в душу;                     единым духом.

(Все слова даны на карточках, написаны в два столбика).

3. Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака.

Приводить в ярость – действовать на нервы – доводить до белого каления – выводить из равновесия. (Примеры записаны на доске).

4. Добавьте «нужное» слово во фразеологизм (устно все, один на доске дописывает слова, объясняет):

Глеб у доски повесил …

Краснеет до корней …

Он в этот час, как говорится, готов сквозь …

О чем же думал он вчера, когда баклуши … с утра?

5. Героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение.

     На ухо наступил …;

     покупать … в мешке;

     смотрит как … на новые ворота;

     биться как … об лед.

6. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос. Как говорят …

     о кротком, безобидном человеке;

     о чувстве большой неловкости, стыда;

     о человеке, который пришел не вовремя, некстати;

     о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении.

(Рядом в столбике записаны выражения: готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, мухи не обидит, в подметки не годится. Учащиеся должны выбрать подходящие по смыслу фразеологизмы).

- Многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова. Я просила дома вас поработать и поделиться своей находкой.

4. Выступление учащихся.

(Например, фразеологизмы: остаться у разбитого корыта, спору нет, глаз не сводит, белены объелась -  стали известны благодаря таланту А.С. Пушкина. Фразеологизмы: а воз и ныне там, Бог послал кусочек сыру, так поди же попляши, а ларчик просто открывался – И.А. Крылову.)

- Наше путешествие продолжается.  Мы останавливаемся на проспекте Крылатых выражений. Сейчас вы познакомитесь с историей возникновения некоторых крылатых выражений. С устойчивыми образными выражениями мы часто встречаемся в повседневной жизни. «Найти общий язык», «голова на плечах», «души не чает», «время истекло», «длинный язык», «водой не разольёшь»… Каждое из этих словосочетаний мы употребляем в тех случаях, когда выражаем своё отношение - одобрительное, пренебрежительное или ироническое к данному факту. Для того чтобы знать, когда и где лучше употреблять фразеологизм, необходимо хорошо знать его значение и образ, который лежит в основе этого выражения.

Все фразеологизмы первоначально возникли для обозначения конкретных событий, явлений, фактов. Постепенно в силу различных причин начали употребляться переносно для обозначения других, но в чём-то сходных с первоначальным значением. Это придаёт фразеологизмам особую образность и выразительность. В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на четыре группы:

Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа.

Образные выражения, отражающие народные обычаи, поверья.

Устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел.

Крылатые слова.

Фразеологические обороты, входящие в каждую группу, имеют интересную, увлекательную историю происхождения.

Выступление учащихся.

Кричать во всю Ивановскую.

    Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки - оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

    Юрьев день. Вот тебе и Юрьев день.

    Выражение «Юрьев день» обозначает короткий период полного освобождения от всяких обязательств.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» говорят, когда хотят  сказать о неожиданной неприятности. Выражение это восходит к XVI веку и связано с отменой прав крепостных крестьян переходить от одного помещика к другому в осенний праздник святого Юрия.

    Казанская сирота.

    В 1552 году войско Ивана Грозного взяло столицу татарского Казанского ханства - город Казань. Чтобы удержать в покорности её население, русские власти старались привлечь на свою сторону татарскую знать, князей и мирз. Многие князья охотно шли навстречу к новой власти, стремясь сохранить свое положение и богатство. Они принимали христианскую веру, получали от царя подарки и отправлялись в Москву, чтобы быть в числе царской свиты.

    Таких людей народ стал насмешливо называть казанскими сиротами: при дворе они прибеднялись, стараясь получить как можно больше наград и жалований.

    - Ребята, подобных выражений очень много. Если они вас заинтересовали, вы можете работу продолжить и собрать материал для исследовательской работы. А также поинтересуйтесь, понаблюдайте и запишите фразеологизмы, употребляемые жителями нашего села.

     - Наше путешествие продолжается. На улице Творчество нам предстоит еще одно испытание – конкурсы, для выполнения которых вам необходимо образовать команды и посоревноваться. Давайте разделимся на три группы по принципу – в первую войдут те, кто ассоциирует себя с Луной, во вторую – те, кто ассоциирует себя с Солнцем, в третью – те, кто считает, что похож на звезду. Что ж, ни пуха ни пера!

5. Выполнение творческих коллективных заданий:

а) конкурс живописцев.

    Учитель показывает командам по очереди заранее сделанные ребятами рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо назвать фразеологизм.

     Вылететь в трубу. Стоять на часах. С камнем на шее. Сидеть под замком. Заблудиться в трех соснах. Ахиллесова пята. Попасть пальцем в небо. По колено в воде.

б) конкурс «Путаница».

     В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить: Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

в) Конкурс «Кто больше?»

     Учитель называет слово, команда должна назвать как можно больше фразеологизмов, в которых есть названное слово: нос, рука, голова, глаз, палец.

6. Домашнее задание: 1) сочинить сказку или рассказ, содержащий любой названный на уроке фразеологизм или 2) написать историю, используя несколько фразеологизмов.

7. Рефлексия и подведение итогов урока.

Вопросы классу:

- Какие знания вы приобрели в ходе изучения темы “Фразеологизмы”?

- Чему научились?

- Какие задания сегодня на уроке вызвали наибольший интерес или затруднения?

- Что особенно сегодня понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие интереса к иностранному языку через участие учащихся в играх, конкурсах и олимпиадах

Пробудить интерес у ребенка к изучению иностранного языка, сделать процесс посильным и радостным - нелёгкая задача для каждого учителя иностранного языка. Чтобы этого добиться, недостаточно самому хор...

Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»

В работе представлен теоретический материал  и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....

Таблицы к урокам русского языка с использованием интерактивной доски

Данный материал можно использовать при работе с интерактивной доской по  указанным темам....

Интерактивная презентация к уроку русского языка с использованием макросов по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

презентация подготовлена к уроку русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку

Проектирование урока русского языка с использованием предметно-ориентированных технологий обучения русскому языку...