Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Данная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 6 класса составлена для средней (полной) школы (базовый уровень) 6 класс. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и других
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
ОСП «Школа№2» МБОУ «Большеберезниковская СОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Составитель программы:
Зевайкина Н.М.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
2021г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 6 КЛАССЕ
Личностные результаты:
Личностные, метапредметные , предметные результаты.
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1)понимание русского языка как основной из основных национально- культурных ценностей русского народа ; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования ;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания , стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-владение различными видами монолога и диалога;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических , лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения ;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2)применение приобретенных знаний , умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения , совместного выполнения какой- либо задачи , участия в спорах, обсуждениях; овладение национально- культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения учащимися данной программы по русскому (родному) языку являются:
1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа , как государственного языка РФ и языка межнационального общения;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основных научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Общие сведения о языке. Речь. Речевая деятельность
Русский язык — один из развитых языков мира. Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Речевая ситуация и её компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой этикет.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика и орфоэпия. Порядок фонетического разбора слова. Морфемика. Виды морфем. Порядок морфемного разбора слова. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор слов. Синтаксис. Словосочетание и предложение. Грамматическая основа предложения. Простое и сложное предложения. Синтаксический разбор предложения. Диалоги разного характера: этикетный диалог (приветствие, благодарность, извинение, комплимент, поздравление, прощание, пожелание, одобрение и др.); диалог-сообщение (передача информации); диалог — обмен мнениями; диалог-расспрос; диалог-убеждение; диалог-просьба; диалог — выяснение отношений (конфликт, спор, упрёк). Орфография. Правила употребления ъ и ь, правила правописания приставок, гласных и согласных в корнях слов, орорфограммы в окончаниях слов. Орфографический разбор слов. Пунктуация.
Текст
Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста. Тема и основная мысль текста. Главная и второстепенная информация. Заглавие текста. Ключевые слова. Средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Функциональные разновидности языка. Особенности официально-делового стиля речи. Основные жанры официально-делового стиля. Составление заявления и доверенности. Создание сочинения по данному началу и концу. Со-чинение- рассказ. Информационная переработка текста в форму плана. Развитие устной научной речи.
Лексикология и фразеология. Культура речи
Повторение лексикологических понятий, изученных в 5 классе: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение). Сферы употребления русской лексики. Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (профессиональные, диалектные, жаргонные слова). Стилистическая роль профессионализмов, диалектизмов и жаргонизмов, использование их в художественной литературе. Стилистическая окраска слова.
Словообразование. Орфография. Культура речи
Способы образования слов: морфологические (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, способ сложения) и неморфологический — переход одной части речи в другую. Производящая и производная основы. Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Понятие об этимологии. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. Правописание
гласных в корнях с чередованием: -кас- — -кос-; -гар- — -гор-; -зар- — -зор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Род сложносокращённых слов. Сочинение — описание помещения. Сочинение — описание интерьера по картине. Развитие устной научной речи
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Существительное как знаменательная часть речи. Развитие представления о грамматическом значении имени существительного. Разносклоняемые имена существительные. Несклоняемые имена существительные. Определение рода несклоняемых нарицательных имён существительных. Определение рода сложносокращённых слов. Определение рода несклоняемых географических названий. Имена существительные общего рода.
Морфологический разбор имени существительного. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Слитное и раздельное написание не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Сочинение — письмо другу. Устное публичное выступление о происхождении имён. Сочинение по личным впечатлениям. Развитие устной научной речи.
Имя прилагательное
Степени сравнения имён прилагательных. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Способы образования имён прилагательных. Переход притяжательных прилагательных в качественные. Морфологический разбор имени прилагательного. Разделительный ь в притяжательных прилагательных. Слитное и раздельное написания не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Сочинение — описание природы по личным наблюдениям. Выборочное изложение. Сочинение — описание природы по картине. Развитие устной научной речи.
Имя числительное
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени числительного. Простые и составные числительные. Способы выражения приблизительного количества. Порядковые числительные. Склонение порядковых числительных. Образование сложных порядковых числительных. Количественные числительные. Разряды
количественных числительных по значению. Особенности склонения числительных тысяча, полтора, полтораста. Правила склонения дробных числительных. Собирательные числительные. Склонение числительного оба/обе. Морфологический разбор имени числительного. Словообразовательный потенциал имени числительного. Употребление ь на конце и в середине числительных. Безударные гласные в падежных окончаниях порядковых числительных. Устное публичное выступление о произведениях народных промыслов. Устное публичное выступление на тему «Берегите природу». Развитие устной научной речи.
Местоимение
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства местоимения. Различение местоимений, указывающих на предмет, на признак, на количество. Разряды местоимений. Личные местоимения. Особенности склонения личных местоимений. Употребление местоимений ты и вы в речи. Возвратное местоимение себя. Склонение местоимения себя. Вопросительные и относительные местоимения. Склонение вопросительных местоимений кто, что, чей, сколько. Норма постановки ударения при склонении местоимения сколько. Различение вопросительных и относительных местоимений, местоимения что и союза что. Образование и склонение неопределённых местоимений. Образование и склонение отрицательных местоимений. Притяжательные местоимения. Употребление притяжательных местоимений. Склонение притяжательных местоимений. Различение притяжательных и личных местоимений в косвенных падежах. Указательные местоимения. Употребление предлогов о и об при склонении указательных местоимений. Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Использование местоимений вы, ваш для вежливого обращения к одному лицу. Употребление относительных местоимений в качестве средства связи простых предложений в составе сложных.
Глагол
Развитие представления о грамматическом значении глагола. Разноспрягаемые глаголы. Особенности спряжения разноспрягаемых глаголов. Переходные и непереходные глаголы. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение глагола. Особенности образования и изменения форм повелительного наклонения. Различение глаголов 2-го лица множественного числа в изъявительном и повелительном наклонениях. Безличные глаголы. Употребление безличных глаголов в речи. Морфологический разбор глагола. Способы образования глаголов. Применение знаний о глаголе в практике правописания. Закрепление правил, изученных в 5 классе: безударные гласные в личных окончаниях глаголов, буква ь в глаголах на -тся и -ться, гласные в корнях с чередованием, не с глаголами. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами. Употребление ь на конце глаголов повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам. Подробное изложение повествовательного текста. Сочинение — рассказ на основе услышанного. Развитие устной научной речи.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Систематизация изученного по лексикологии, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации. Сочинение на лингвистическую тему
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...