Открытый урок на тему «Сочинение-рассуждение формата ОГЭ 9.3 по тексту Б. Васильева (фрагмент рассказа «Экспонат №…»)»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Открытый урок с участием родителей, на котором происходит обучение написанию экзаменационного сочинения 9.3. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_9.3word.docx37.23 КБ
Файл otkrytyy_urok._sochinenie_9.3.pptx155.99 КБ

Предварительный просмотр:

(1)– Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
   (3)– Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.
   (4)– Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
   (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
   (8)Анна Федотовна уточнила: (9)– Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.
   (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.
   (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

   (13)– Это же всё ненастоящее!
   (14)– Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. (15)– Откройте верхний ящик комода.(16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.
   (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:
   (19)– Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.
   (21)– Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.
   (22)– Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.
   (23)– Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем.
  (24)– А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. (25)– Музей не возьмёт копии.
  (26)– Не возьмёт, и вы не берите. (27)– Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. (28)– И пожалуйста, верните мне все документы.
   (29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
   (31)– Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
  (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.
  (34)– Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. (35)– Только пикни у нас.
   (36)– Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
  (37)– Молчи лучше! – оборвала его девочка. (38)– А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
  (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:
   (41)– Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
   (43)Делегация молча удалилась.
   (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...
  (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
   (47)– Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
   (48)– Нету, – тихо сказала Таня. (50)– И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
   (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 

Открытый урок на тему «Сочинение-рассуждение формата ОГЭ 9.3 по тексту Б.Васильева (фрагмент рассказа «Экспонат №…»)»

  1. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшний наш урок необычный, не только потому, что он открытый, но и по своему содержанию. Это урок-беседа, в конце которого каждый из вас обязательно выскажется по теме, заявленной на уроке. В беседе будут принимать участие многие люди: ученики, родители, я, учитель, а также известный писатель Б.Л. Васильев.

Для того чтобы определить тему беседы, обратимся к высказываниям великих людей. (Слайд № 1)

Как вы думаете, о каком качестве человека пойдет сегодня речь?

-О человечности.

Согласны ли вы с великими в определении человечности?

(Слайд №2) Что такое человечность, подберите синонимы.

-Милосердие, любовь к людям, доброжелательность, гуманность.

На слайде вы видите пары слов: человечный – человеческий; гуманный –гуманитарный.

Как называются такие слова? (паронимы). Дайте толкование этим словам, составьте с ними словосочетания.

-Выполняют задание, отвечают.

Подберите антонимы к слову «человечность»

-злоба, нетерпение, неуважение к другим, ненависть, мизантропия и т.д.

О необходимости человечности, уважения друг к другу создано множество произведений. Одно из них – рассказ Б.Л.Васильева «Экспонат №…».  На партах вы видите фрагмент из этого рассказа, предлагаю ознакомиться с ним.

-чтение про себя.

Какова тема фрагмента?

-человечность, неуважение к чувствам других людей, цинизм, а ведущая тема этого рассказа- война.

Основная мысль?

На сегодняшнем уроке вы создадите свое высказывание на основе данного текста, сочинение формата ОГЭ. Это сочинение типа 9.3, связанное с объяснением значения того или иного слова. Посмотрите, какие требования предъявляются к сочинениям этого типа.

(Слайд 4).

Ребята, давайте вспомним композицию всех экзаменационных сочинений (слайд 5).

  1. Итак, приступим к выполнению задания.

Для написания 1-го абзаца используйте следующие речевые клише. (слайд 6.). Также приветствуется использование в 1-ом абзаце сочинения 9.3 афоризмов, пословиц, поговорок. Вы можете обратиться к тем афоризмам, что вы видели на слайде.

-Пишут 1-й абзац.

Для написания основной части используем следующие речевые клише (слайд 7.)

-Написание основной части.

Итоговый абзац помогут создать следующие речевые клише….

-Пишут последний абзац.

А теперь предлагаю группам прочитать получившийся текст.

-Зачитывают тексты сочинений.

В завершение сегодняшнего урока хотелось бы вспомнить еще одного мудреца, древнегреческого философа Диогена. При свете яркого дневного солнца он ходил с зажженным фонарём. Его спросили: «Зачем ты ходишь  среди ясного дня с фонарем?», на что он отвечал: «Ищу человека». «Разве здесь мало народу?» -не унимались прохожие. «Народу много, а людей мало!» - изрёк мудрец.

Желаю вам, чтобы вашей жизни встречались только люди!

До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н евозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. Иоганн В. Гёте. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. Саади. Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Альберт Швейцер .

Слайд 2

Сочинение 15.3, связанное с объяснением значения того или иного слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Слайд 3

Человечный – человеческий Гуманный - гуманитарный ПАРОНИМЫ

Слайд 4

Рассказ Б. Васильева осуждает бесчеловечный формализм молодого поколения , не способных сострадать людям, переживших войну. Для Анны Федотовны письма – единственная память о погибшем на войне сыне, для юных пионеров – забытый экспонат для школьного музея. Б. Васильев «Экспонат №…»

Слайд 5

15.3 Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Слайд 6

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ 1. Вступление (1-й абзац). 2. Основная часть (2-й, 3-й абзацы) А. Первый аргумент (из прочитанного текста). Б. Второй аргумент (из жизненного опыта: случай из собственной жизни, случай из жизни других людей, история из жизни знаменитого человека, читательский или зрительский опыт, обращение к историческим фактам). 3. Итоговый вывод (4-й абзац).

Слайд 7

Что же такое …? Это, на мой взгляд,…. Поговорки, пословицы, афоризмы о данном слове Попробую доказать свою точку зрения, опираясь на текст (фамилия, имя автора) и собственный жизненный опыт . Речевые клише для 1-го абзаца:

Слайд 8

Н евозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком. Иоганн В. Гёте. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. Саади. Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность. Альберт Швейцер .

Слайд 9

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ 2-Й АБЗАЦ 3-Й АБЗАЦ В тексте (фамилия инициалы автора) рассказывается… Об этом говорится в предложении №… Размышляя над вопросом, что же такое …. не могу не вспомнить (сказку, фильм, случай из жизни, биографию знаменитого человека и т.д.).

Слайд 10

Речевые клише для 4-го абзаца (итоговый вывод) Подводя итог сказанному выше, сделаю следующий вывод….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация мастер - класса по теме "сочинение - рассуждение в формате ГИА"

Эта презентация поможет разобраться ученикам и родителям, чего от них требуется при написаниисочинения в формате ГИА. Можно использовать как показ мастер - класса на родительском собрании : предложить...

Конспект урока по теме "Сочинение-рассуждение "За что я люблю осень?"

Цель урока: подготовка учащихся к сочинению-рассуждению «За что я люблю осень?»Задачи урока:образовательные: систематизировать знания учащихся о структуре текста –...

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Разработка урока на тему: «Сочинение-рассуждение с заданиями ЕГЭ»

Цели:1. Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту в связи с ...

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»...

Материалы к уроку по теме "Сочинение-рассуждение по теме "Что такое патриотизм?"

Материалы включают в сеюя конспект урока и презентацию по теме "Сочинение-рассуждение по теме "Что такое патриотизм?"....

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе: «Эффективная система работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ(ЕГЭ)».

Цель: Развитие способности использовать навыки чтения и письма в работе над текстом при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждения в выпускных классах.Задача: Формирование специальных читател...