Урок развития речи по русскому языку в 8 классе: «Эффективная система работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ(ЕГЭ)».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Цель: Развитие способности использовать навыки чтения и письма в работе над текстом при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждения в выпускных классах.
Задача: Формирование специальных читательских умений, которые необходимы для полноценной работы с текстом:
1)поиск и извлечение информации;
2)интерпретация и преобразование;
3)оценка и критическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приложение к уроку маршрутный лист | 17.32 КБ |
приложение к уроку текст | 14.81 КБ |
приложение к уроку справка | 169.59 КБ |
урок развития речи 8 класс | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА (8 «А» класс)
Ф.И._____________________________________________дата____________________________
Тема урока:_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
“Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться”.
Вас.Алекс.Сухомлинский.
Цель урока 1)_____________________________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________________________
«Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело», - говорил русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский.
1.Приём «Маркировка».
Почему я должен прочесть этот текст?
Читаем, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы.
Далее нужно пересказать по маркированному.
2.Приём"Чтение с остановками".
Управление процессом осмысления текста во время чтения.
3.Приём «Плюс-минус».
Поиск нужной информации. Отмечаем на полях.
Вопросы к тексту:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Работа с приложение.
Приложение №1(историческая справка). Самостоятельно читаем, выделяя главную информацию, чтобы уметь быстро пересказать (приём маркировки).
1. Помогла ли мне новая информация?
_______________________________________________________________________________________
2. Знал(а) ли я, что_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Проблемный вопрос________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарная работа: 1) объяснить значение словосочетания «непробудным сном».
_______________________________________________________________________________________
2)Подобрать синоним к слову «разбередила» (предл29) _______________________________________________________________________________________
«Письмо с пробелами»
Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Передо мной фрагмент повести В. Астафьева «Последний поклон», в котором автор размышляет над вопросом _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Но звучание этой проблемы в тексте В. Астафьева удивляет нас новизной и сокровенностью высказанных мыслей.
Писатель повествует о мальчике, который ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
любовь к родине – вот гамма чувств и эмоций, пережитых мальчиком.
Эту же музыку из детства рассказчик слышит___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…». Таким образом, в повествовании вырисовывается авторская позиция____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Невозможно не согласиться с автором текста. Есть много музыкальных произведений, песен, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, призывают их совершать поступки, идти к своей заветной цели. Например___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст ещё раз заставил задуматься о великой силе искусства, о роли музыки, которая сопровождает нас в жизни.
Синтаксическая зоркость.
1. укажите № предложения из 2 абзаца с однородными членами и обобщающим словом при них.___________________________________________________________________________________
2.укажите № предложения из 3 абзаца, осложнённого обособленными определениями, выраженными ПО____________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
ЭТАПЫ УРОКА | МОИ УСПЕХИ | ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Предварительный просмотр:
(1) На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2) Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3) На ней играл Вася-поляк. (4) О чём же рассказывала мне музыка? (5) О чём-то очень большом. (6) На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7) Тревожно и горько мне. (8) Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!
(9) Вася, не переставая играть, говорил: «(10) Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11) Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12) Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13) Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14) Написал на границе, прощаясь с родиной. (15) Он посылал ей последний привет. (16) Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».
(17) «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18) «3а что, мальчик?» (19) «3а то, что я не сирота». (20) Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21) В эти минуты не было для меня зла. (22) Мир был добр и одинок так же, как я. (23) Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24) А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла, — это и была моя родина.
(25) ...Прошло много лет. (26) И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27) Кругом пахло гарью, пылью. (28) И вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29) Эта музыка разбередила воспоминания. (30) Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31) Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32) Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33) Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34) Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.
(По В. Астафьеву)
Информация о тексте
Проблемы | Позиция автора |
Проблема роли искусства в жизни человека (на что способно истинное произведение искусства?) | Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию. |
Что такое чувство родины? | Чувство родины всегда с человеком, оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы её защитить. |
Предварительный просмотр:
Приложение №1.
Историческая справка.
Полное наименование полонеза Огинского, именно так, как назвал его сам композитор в сборнике своих музыкальных произведений, изданном во Флоренции в 1831 году, таково: Полонез № 13 ля минор "Прощание с Родиной".
Самое знаменитое и наиболее популярное в мире произведение польской классической музыки - это полонез "Прощание с Родиной", более известный как "Полонез Огинского"
Австрия, Пруссия и Российская империя с 1772 года начали делить Речь Посполитую между собой, и этот процесс, получивший в литературе название "разделы Польши", представлял собой обычную военную оккупацию, когда три великие державы, заранее договорившись, просто одновременно вводили войска на понравившиеся территории, а Речь Посполитая в то время не обладала достаточными силами, чтобы оказывать эффективное сопротивление сразу троим мощнейшим противникам.
1793 году на территории нынешних Польши и Западной Белоруссии, начинается восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко .
Михал Клеофас Огинский принял участие в восстании Костюшко, и на все свои личные деньги снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек.
Огинский не только командовал боевым отрядом, но и написал для повстанцев несколько патриотических песен и маршей. Он отказался от княжеского титула, и стал называть себя просто гражданином. Девизом повстанческого отряда Михала Клеофаса Огинского были слова "Свобода. Стойкость. Независимость".
В октябре 1794 года восстание Костюшко было подавлено.Сам генерал Костюшко был тяжело ранен и взят в плен российскими войсками, а Михалу Клеофасу Огинскому, после разгрома его отряда, удалось бежать - по чужим документам, под видом лакея, он пробрался на австрийскую территорию, а оттуда - в Италию, и поселился в Венеции.
Именно там, в Венеции, Михал Клеофас Огинский написал полонез "Прощание с Родиной" .
И вот что особенно важно - написанный Михалом Клеофасом Огинским полонез "Прощание с Родиной" стал той музыкой, которая примирила победителей с побеждёнными.
Предварительный просмотр:
Урок развития речи по русскому языку
в 8 «А» классе
Тема: «Эффективная система работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ(ЕГЭ)».
Учитель первой квалификационной категории Скрипникова Татьяна Владимировна.
Цель: Развитие способности использовать навыки чтения и письма в работе над текстом при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждения в выпускных классах.
Задача: Формирование специальных читательских умений, которые необходимы для полноценной работы с текстом:
1)поиск и извлечение информации;
2)интерпретация и преобразование;
3)оценка и критическое мышление.
Оборудование:
1) Текст В.Астафьева (фрагмент повести «Последний поклон») КИМ ЕГЭ-2023;
2)презентация к уроку (12слайдов);
3) Приложение № 1(историческая справка)
4)маршрутный лист учащегося;
5)приложение №2 (приём работы с текстом «письмо с пробелами»).
Читать-это ещё ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое –вот в чём главное дело.
Константин Дмитриевич Ушинский.
1. Орг. момент. Доброе утро! Располагаемся удобно за партами, чтобы наш урок был интересным и полезным! Рада приветствовать гостей на нашем уроке! Для вашего удобства на столах имеются экземпляры приложений к уроку. В добрый путь по волнам знаний!
2.Итак, обратите внимание на первый слайд презентации (эпиграф к уроку читает ученик).
Учитель: Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке русского языка?
Ответ: урок развития речи: работа с текстом.
Учитель: 1) Попробуйте сформулировать тему урока (слайд1).
2)Исходя из темы урока, попробуйте определить цели и задачи (слайд2).
3)Какие приёмы работы с текстом вам уже знакомы? (слайд4)
1.Приём «Маркировка» или «Выделение существенных признаков».
Почему я должен прочесть этот текст?
Читаем, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Позволяет научиться отвлекаться от второстепенной информации, выделяя главное.
2."Чтение с остановками".
Управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".
3.Приём «Плюс-минус».
Ориентация в тексте, поиск нужной информации, формирование выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.
4. Приём «Письмо с пробелами».
Формирование читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста, т.е. составляем рассказ или сочинение.
Учитель обращает внимание ребят на распечатки, которые лежат на партах.
Заполняем Маршрутную карту по ходу работы с текстом, старайтесь успеть записать ответы. В конце урока я соберу их и выставлю оценки за урок. Обратите внимание на последнюю страницу, где есть таблица самооценки. Заполняем Ф.И. класс.
Работа с текстом.
Приём "Чтение с остановками", не забываем выделять нужное, т.е. маркировка текста.
1 абзац (чтение вслух).
Учитель: Какое чувство испытывает рассказчик?
Ответ: Чувство жалости к себе и к тем, кто спит «непробудным сном».
Словарная работа: объяснить значение словосочетания «непробудным сном» (кто уже никогда не проснётся, т.е. мёртвые) Метонимия.
Итак, в музыке чувствуется гнев на кого-то, она «жаловалась».
2абзац (чтение вслух).
Выделяем пр13. Что узнаём об авторе музыки? (Поляк, прощание с Родиной, любовь к родной земле).
Приложение №1(историческая справка). Самостоятельно читаем, выделяя главную информацию, чтобы уметь быстро пересказать. Приём маркировки).
Ученик пересказывает (слайд 5-6).
Учитель выделяет важные для урока факты из жизни композитора:
1. 1772г. «Раздел Польши» великими державами: Австрия, Пруссия и Россиийская империя.
2.1793г. Народное восстание под руководством генерала Тадеуша Костюшко и Михала Клеофоса Огинского, который отказался от княжеского титула и на свои личные деньги снарядил вооружённый отряд численностью в 2500 человек.
Девиз отряда М.К.Огинского: «Свобода. Стойкость. Независимость».
3.1794г.Восстание подавлено. М.К.Огинский бежал в Венецию, где и был написан полонез «Прощание с Родиной».1. https://youtu.be/y9bUe-D79BE)
Звучит полонез №13 ля минор «Прощание с Родиной».(слайд7)
Учитель: Какие чувства вы испытали при звучании этого бессмертного произведения? (слайд 6)
3 абзац (чтение вслух).
Учитель:1) Какую информацию узнаём из предложения 17-18? Возраст рассказчика на момент воспоминаний? Мальчик.
2) Какое предложение 3 абзаца передаёт чувства его, т.е. мальчика, испытанные после услышанной музыки? «Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине» (пр23). На полях ставим + (Приём «плюс-минус»).
4 абзац(последний).
Учитель: Предложение 25 даёт новую информацию. Какую? С тех пор прошло много лет, и мальчик вырос. Перед нами взрослый мужчина. Какой принцип передачи информации использует автор? (т.е. средство выразительности –антитеза). Предложение 26- военное время, конец войны, польский городок. Принцип антитезы звучит и в последующих предложениях. Назовите в каких? 32-33. Музыка, услышанная в детстве, уже не вызывала жалость, «хватала за горло», но «не выжимала слёз». К чему она призывала?). На полях ставим + (Приём «плюс-минус»).
Учитель: Какую проблему выдвигает автор в данном тексте?
Ответ: 1) Что такое родина? (слайд 8)
2)Роль музыки в жизни человека.
3) Влияние искусства на человека.
Учитель: Хорошо! Это и будет главной проблемой нашего сочинения. Какие аргументы из текста нам пригодятся? Где мы поставили + (пр 23,33,34. )
Какова позиция автора данного текста? Его сокровенные мысли? Человек музыкой не только наслаждается. Музыка (искусство) человека заставляет думать, чувствовать, призывает к действию. При этом любовь к родине всегда с человеком, где бы он не был! Это же чувство заставляет защищать Родину! (слайд 9)
1.Задание: Заполнить письмо с пробелами;
2.Задание: Синтаксическая зоркость (маршрутный лист).
3. Оценить свою работу.
Учитель собирает Маршрутные листы.
План сочинения – рассуждения (слайд 10).
Оценка урока (слайд11).
3. Домашнее задание упр 103(конспект),104(пример).
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: «Лексика и фразеология. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему».
Урок предназначен для эффективной подготовки учащихся к ОГЭ. Технология: творческая Мастерская (технология, основанная на создании учебной ситуации). Методы: решение творческих задач, работа...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»
Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...
Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ
Конспект урока "Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ"...
разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)
Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Все профессии хороши» (подготовка к сочинению-рассуждению)
Урок русского языка в 5 классе по теме: «Все профессии хороши» (подготовка к сочинению-рассуждению)...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Моя будущая профессия» (подготовка к сочинению-рассуждению)
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Моя будущая профессия» (подготовка к сочинению-рассуждению)...
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с элементами смыслового чтения " Учимся понимать текст"
Урок развития речи по русскому языку в 5 классе с элементами смыслового чтения " Учимся понимать текст" Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знанийЦель урока...
- Мне нравится (1)