Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._rekom._baeva.docx51.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по теме «: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина» 11 класс

Технологическая карта урока.

Предмет: русский язык

Учитель: Баева м.Б..

Класс:  11

Тип урока: урок развития речи.

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты.

Тема урока: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»

Цели урока:

Образовательная:

подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на основе содержательного анализа текста (формулирование основной проблемы текста и комментария к ней; определение позиции автора; изложение собственного мнения по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов),

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Этапы работы над сочинением-рассуждением, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Ресурсы

Текст для  организации работы по написанию сочинения;  рабочий лист (черновик), художественная литература.

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный.

Цель:  проверка готовности обучающихся к уроку.

(1 минута)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

 Готовятся к работе на уроке.

Коммуникативные планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: осуществление самоконтроля

  1. Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

(2 мин.) 

Обращается к обучающимся:

У прошлого есть запах, вкус и цвет,

Стремление учить, влиять и значить,

И только одного, к несчастью, нет –

Возможности себя переиначить.

                     Игорь Миронович Губерман

Согласны вы с этим ?

Действительно, у каждого из нас есть прошлое, настоящее и будущее, и все три времени взаимосвязаны. Поэтому, строя грядущее, человек должен задумываться над своими поступками, отношением к людям, профессии, к миру, окружающему его. Нельзя тратить время на пустые разговоры, на лежание на диване, на безумное добывание денег, на бездействие, а главное — нельзя изменять самому себе.

Отвечают на вопросы

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

 положительное отношение к школе и учебной деятельности

II. Определение цели и  задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока  

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений; сформулировать тему урока;

обозначить логическую необходимость изучения этой темы.

(2 мин.) 

- Как бы вы определили тему нашего урока?

- Правильно, тема нашего урока « Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ».

– Какова будет цель урока?

Помогает учащимся сформулировать цель урока.

– Таким образом, мы готовимся к главному экзамену – ЕГЭ.
– Определите задачи, которые стоят перед нами.

Ставит учебные задачи, вопросы, моделирует ситуации, в ходе решения которых учащиеся приходят к осознанию «нехватки» определенных знаний и умений.

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. 

Называют тему урока

Цель – произвести содержательный анализ текста.

Определяют задачи урока.

Задачи:

формулировать основную проблему текста и комментировать ее;

определять позицию автора и отражать ее в сочинении;

излагать собственное мнение по проблеме

с привлечением нескольких (2) аргументов.

Складывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия и содержанию материала, намеченного для усвоения.

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение 

III. Актуализация знаний. 

Цели: повторить основные понятия,

необходимые при написании сочинения

5 мин.

  Формулирует  задание. На слайде в два столбика записаны термины и их значения. Найдите соответствие

Тема

-разъяснение проблемы, ее интерпретация.

Проблема

-авторская позиция, отношение автора к той или иной проблеме

Комментарий к проблеме

-предметное содержание текста, то, о чём говорится в нём

Точка зрения автора

- ответ на поставленную проблему, главная мысль, выражающая авторскую позицию

Идея текста

-вопрос, задача, которые требуют разрешения

Тезис

-логический довод, доказывающий истинность или ложность тезиса

Аргумент

-последовательность предложений, объединенных общей темой и идеей, и характеризующихся смысловой завершенностью

-высказанная мысль, положение. В сочинении – это каждая из композиционных частей работы, самостоятельно сформулированная автором

Выполняют задание, повторяют основные термины,  которые нужно знать для подготовки  к написанию сочинения.

Тема

-предметное содержание текста, то, о чём говорится в нём

Проблема

-вопрос, задача, которые требуют разрешения

Комментарий к проблеме

-разъяснение проблемы, ее интерпретация.

Точка зрения автора

-авторская позиция, отношен
е автора к той или иной проблеме

Идея текста

- ответ на поставленную проблему, главная мысль, выражающая авторскую позицию

Тезис

-высказанная мысль, положение. В сочинении – это каждая из композиционных частей работы, самостоятельно сформулированная автором

Аргумент

-логический довод, доказывающий истинность или ложность тезиса

Познавательные извлекать необходимую информацию, структурировать знания,

Регулятивные осуществлять обработку и использование  необходимой  информации.

IV. Работа по теме урока

30 мин. 

1) Подготовка к восприятию исходного текста. Просмотр видеосюжета

2) чтение  текста 

Цель: познакомиться с текстом

3) анализ текста 

Цели: сделать анализ текста, выявить тему, проблему, найти авторскую позицию в  тексте

Сегодня мы будем работать с текстом Феликса Давидовича Кривина (род. в 1928 г.) — русского советского писателя, поэта, прозаика

 -Отрывки из какой сказки вы увидели?

-Как вы понимаете  слова Пети Зубова «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»  ?

Сегодня на уроке мы, проанализировав содержание текста,  должны определить, какие проблемы в нём подняты; выявить авторскую позицию; подумать, согласны ли вы с автором, решить, какие аргументы, подтверждающие справедливость точки зрения автора или опровергающие её, можете привести. Результатом должно стать сочинение, написанное в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению задания части 2 единого государственного экзамена.

Предлагает познакомиться с текстом

Внимательно прочитайте текст.

Дает задания. Задает наводящие вопросы:

О чем говорится в тексте? Сформулируйте  тему.  Определите лексическое значение слов потерянный , время по толковому словарю.

Текст разделен на абзацы, смысловые части. Подумайте, о чем говорится в каждой смысловой части? Запишите основные положения в виде назывного плана.

Контролирует выполнение работы.

Прочитайте назывной план текста. Устно раскройте содержание каждого пункта плана

Контролирует выполнение работы.

Переделайте назывной план в вопросный.

Устно ответьте на вопросы своими словами.

Контролирует выполнение работы.

Отвечают на вопросы

«Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца

Внимательно читают текст.

Отвечают на вопросы. Выполняют задания

 Формулируют тему (Потерянное время)

Читают толкование предложенных слов.

Из прич. по знач. глаг.: потерять

Отрезок, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет.

Составляют назывной план

1.Календарь осенью

2. Встреча

3. Календарь грустит

4.Не досталось времени

5.Нет порядка в Календаре

6.Предложение Календарю

7. Мечта Календаря

8. Беспокойство Календаря о времени

9. Календарь рассердился

10 Календарь потерял целый день

11.Календарь гордо шагает

1.Как ведет себя Календарь осенью?

2. С кем встретился Календарь?

3. Почему Календарь грустит?

4.Почему героям не досталось времени?

5.Почему нет порядка в Календаре?

6.Какое предложение получил  Календарь?

7. Какова мечта Календаря?

8. Почему беспокоился Календарь о времени?

9. Почему Календарь рассердился?

10 По какой причине Календарь потерял целый день?

11.Почему Календарь гордо шагает?

Дают  ответы на поставленные вопросы

Регулятивные осуществлять обработку и использование  необходимой  информации

Познавательные уметь выделять тему,  проблему текста

анализ, структурирование информации

Коммуникативные: аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации; учитывать  разные мнений

3). Формулирование проблемы и позиции автора текста. 

Цель: обучение определению проблемы. 

Словарная работа 

Цель: снять усталость и напряжение

1.Проблема  

2.Комментарий к проблеме 

3.Позиция автора 

4.Аргументация 

- Ещё раз обратитесь к вопросному плану и подумайте, какой из вопросов отражает проблему текста? Сформулируйте к ней авторскую позицию, при этом помня, какими речевыми клише можно оформить эту часть работы. (дифференцированная работа)

Обратимся к толковому словарю.

Как вы понимаете значение слов «потерянный», «время»?

Делит класс на 4 группы

Раздает шаблон речевых формул – клише, при помощи которых можно  оформить начало сочинения.

В предложенном для анализа тексте Ф. Д. Кривина  поставлена чрезвычайно важная проблема (к а к ая?) __________________

В анализируемом тексте советским писателем Ф. Д. Кривиным поставлена весьма важная проблема (какая?) ______

Проблема ……….., поставленная писателем Ф. Д. Кривиным, является чрезвычайно актуальной, поскольку ______________

В центре внимания предложенного для анализа текста Ф. Д. Кривина находится проблема (к а к а я?) _________________

Что есть время? Время ─ это жизнь. Как часто мы волнуемся о том, что тратим время впустую, ведь тратить время ─ значит тратить жизнь.

Над этими вопросами размышляет советский писатель Ф. Д. Кривин .

Запишите вводную часть сочинения. Не забудьте указать имя автора. Прочитайте. Выберем лучший вариант.

Раздает шаблоны.

1. Запишите комментарий проблемы, соединив ваши предложения с  оборотами речи из шаблона.

Автор обращает наше внимание на то, что_________

Он стремится выявить причины _______

Ф.Д.Кривин убеждён, что _____________

Кроме того, автор упоминает и о ________

2. Сформулируйте позицию автора. Используйте  обороты речи из шаблона.

Позиция  автора заключается в  следующем: ___________

Известный поэт считает (полагает, утверждает, высказывает точку зрения)____________________        

Позиция автора по затронутым вопросам ясна: ______________________

Автор убеждает читателя в том, что заставляет задуматься над тем, что______

3. Оформите «переход» от первой части сочинения - описания исходного текста - ко второй, аргументирующей, части сочинения. Используйте  речевые структуры  из шаблона.

Я  согласен (согласна) с позицией автора, поскольку___________________________

Мне близка точка зрения автора, утверждающего, что______________

Думаю, что Ф.Д.Кривин  прав, полагая, что_____________________________

Размышляя над позицией автора, мне хотелось _____________________

Докажите правоту своей точки зрения на поставленную проблему аргументами из литературных произведений или из собственного жизненного опыта. (Дифференцированная работа)

Сделайте вывод – 1-2 предложения. Еще  раз подчеркните вашу мысль.

Можно привести следующие примеры из литературных произведений, в которых_____________________________

Я приведу примеры из художественной литературы, подтверждающие______________________

Приведём примеры, из которых следует, что _________________________________

Литература и жизнь богаты примерами, иллюстрирующими____________________

Думается, что великие произведения мировой литературы подтверждают_____

(Взято: ЕГЭ. Русский язык. Типовые тестовые задания. Подготовка к выполнению части 2 / О.М. Мамай)

Формулируют проблему текста.

Проблема потерянного времени

Проблема рационального использования времени.

Проблема переосмысления прожитой жизни

поте́рянный прил.1. Из прич. по знач. глаг.: потерять

Время - отрезок, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет. // Период, часы, отведенные для каких-л. занятий.

Каждая группа получает шаблон речевых формул – клише. Заполняет его. Выбирает наиболее подходящие формулы.

формулируют проблему

Выполняют задание. Читают записанные предложения. Выбирают наилучший вариант.

Выполняют задание. Читают записанные предложения. Выбирают наилучший вариант.

Выполняют задание. Читают записанные предложения. Выбирают наилучший вариант.

Выполняют задание устно.

Схема:

Тезис (что мы доказываем?)

Аргументация (какие примеры можем привести?)

Вывод (общий итог)

Формулируйте позицию чётко и прямо!!!

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение выражать мысли

V Рефлексия

Цели: самооценка результатов деятельности своей, осознание учащимися своей учебной деятельности

2 мин. 

Задаёт вопросы:  Справились ли мы с поставленными задачами? Что для вас было самым трудным на уроке? Удовлетворены ли вы своей работой в группе?  

Предлагает составить кластер.

        Проблема-комментарий-позиция автора-собственное мнение.

Просит учащихся продолжить фразу «Сегодня я научился…»  

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу в группе.

Составление кластера (Сочинение (круг) и термины , которые необходимо знать для успешного написания части 2 ЕГЭ)

Продолжают фразу. «Сегодня я научился…»  

  Регулятивные: оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VI Подведение итогов урока учителем 

Цели: подведение итогов и оценка деятельности учащихся

2 мин.

  Подводит  итог  работы.

Чтобы успешно написать сочинение вам будет нужно еще раз тщательно проверить соответствие написанного всем критериям оценивания.

Выставление оценок за урок

 

VII. Домашнее задание (по выбору учащегося)

(1 мин)

 Предлагает:

-  написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту Ф.Д. Кривина, но на другую проблему, не рассмотренную в классе, или

- написать сочинение на рассмотренную тему в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе.

Ученики выбирают домашнее задание, записывают

Коммуникативные создание  сочинения-рассуждения по данному тексту

Приложение 1.

Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина «Потерянный день»

ЗАДАНИЕ.

Напишите  сочинение по  прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа,  написанная  без  поры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ТЕКСТ. 

(1)Для Календаря наступила осень... (2)Вообще-то осень у него — всю жизнь, потому что круглый год с него опадают листки, но когда листков остаётся так мало, как сейчас, то это уже настоящая осень.

(3)Календарь шлёпал по лужам, глядя в них — много ли на небе туч.

(4)У него уже не хватало сил поднять голову. (5)Вот тут-то ему и повстречалась тёплая компания. (6)Тридцать Первое Ноября, Восьмой День Недели и Двадцать Пятый Час Суток сидели вне времени и пространства и говорили об осенних делах.

(7)— Эге, папаша, неважно ты выглядишь! — крикнули они Календарю. (8)— Смотри, доконает тебя эта осень.

(9)— Доконает, — вздохнул Календарь.

(10)—Да ты присаживайся, чего стоишь?

(11)— Надо идти, — сказал Календарь, — нет времени.

(12)— Это у тебя-то нет времени? — рассмеялся Восьмой День Недели. (13)— А что же нам тогда говорить? (14)На нашу долю и вообще времени не досталось.

(15)— Да, — проворчал Двадцать Пятый Час, — ночей не спишь, всё стараешься попасть в ногу с временем — никак не удаётся. (16)Дождёшься двадцати четырёх часов, только попробуешь приткнуться — глядь — уже час ночи.

(17)— Или первое декабря, — вставило Тридцать Первое Ноября.

(18)— Сразу после тридцатого.

(19)— А я уж как извёлся с этими воскресеньями и понедельниками! (20)Так держатся друг за дружку, как будто их кто-то связал.

(21)— Восьмой День Недели с укором посмотрел на Календарь.

(22)— А всё ты, папаша, виноват. (23)Нет у тебя порядка.

(24)— Как это нет порядка? — обиделся Календарь. (25)— Я за порядком сам слежу, у меня каждый день на учёте.

(26)— А толку-то от этих дней! — воскликнуло Тридцать Первое Ноября. (27)— Каждый из них отбирает у тебя день жизни.

(28)— Отбирает, это правда...

(29)— Слышь, папаша, ты бы плюнул на них, а? (З0)Взял бы лучше нас — мы бы у тебя ни минутки не тронули.

(31)— Вас? — с сомнением посмотрел на них Календарь.

(32)— Ну конечно, нас! — сказал Восьмой День Недели.

(33)— У нас бы время никуда не двигалось, на месте стояло. (34)Ни четвергов, ни пятниц, ни суббот — живи, ни о чём не думай.

(35)— И всё время ночь, — подхватил Двадцать Пятый Час.

(36)— Спи себе, знай, похрапывай!

(37)— Это бы ничего, — улыбнулся Календарь. (38)— И все листки целы?

(39)— Все до одного! (40)Если время стоит — куда им деваться?

(41)Календарь сел, аккуратно подобрав листки.

(42)— Я бы тогда в библиотеку поступил, — мечтательно произнёс он. (43)— Там с книгами хорошо обращаются. (44)Взял, почитал, на место поставил... (45)Вот жизнь!

(46)— Выдана книга тридцать первого ноября...

(47)— В восьмой день недели...

(48)— В двадцать пять ноль-ноль...

(49)— Вернуть книгу тридцать первого ноября...

(50)— В восьмой день недели...

(51)— В двадцать пять ноль-ноль...

(52)— Постойте, постойте, — забеспокоился Календарь. (53)— Это как же? (54)Одну книгу читать целый год?

(55)— А что — разве много? (56)Если время стоит — чего там его экономить?

(57)Это сказало Тридцать Первое Ноября. (58)А Восьмой День Недели добавил:

(59)— Да и читать-то никто не будет. (60)Время стоит — значит, всё стоит, разве не понимаешь?

(61)— Всё стоит? (62)И жизнь, и всё остальное?

(63)— Стоит, папаша, стоит! (64)И тебе — прямая дорога на пенсию. (65)Наработал своё, довольно!

(66)— А как же библиотека?

(67)— На кой она тебе? (68)Плюнь, не думай!

(69)Календарь встал, расправил свои листки.

(70)— Ну, вот что, нечего мне тут с вами время терять. (71)Поговорили и хватит!

(72)— А осень, папаша? (73)Она же не пощадит! — напомнил Двадцать Пятый Час.

(74)— Ну и ладно!

(75)— Ох, смотри, доведут тебя твои дни!

(76)— Вы мои дни не судите, — рассердился Календарь.

(77)— Не вам их судить! (78)Они у меня все при деле. (79)А вы что? (80)Так, в стороне?

(81)3начит, вы вроде и не существуете.

(82)Календарь оторвал от себя листок.

(83)— Вот, потерял с вами целый день. (84)Возьмите себе — на память о потерянном времени.

(85)И он зашагал по лужам. (86)Но теперь уже в них не глядел. (87)Календарь смотрел высоко и далеко — туда, где кончается его жизнь и начинается жизнь других календарей, которые сейчас выходят из печати.

(Ф. Кривин *)

* Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г.) — русский советский писатель, поэт, прозаик.

Феликс Кривим — автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии.

1. Прочитайте текст .Составьте назывной план текста, выявляющий его смысловые вехи.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте вопросный план на основе назывного плана. Отвечая на поставленные вопросы, вы легче напишете комментарий и выделите проблему и главную мысль текста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Проанализируйте внимательно полученные записи. Выберите два тезиса: один для формулирования проблемы текста, другой — для формулирования позиции автора.

Проблема______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Позиция автора______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сформулируйте проблему текста. Попробуйте написать две-три формулировки проблемы,. Выберите лучшую формулировку для включения её в своё сочинение.

При формулировании проблемы можете воспользоваться следующими начальными частями фраз. Закончив данные предложения, выразите проблему текста.

В предложенном для анализа тексте Ф. Д. Кривина  поставлена чрезвычайно важная проблема (к а к ая?)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________

В анализируемом тексте советским писателем Ф. Д. Кривиным поставлена весьма важная проблема (какая?)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________        

Проблема ……….., поставленная писателем Ф. Д. Кривиным, является чрезвычайно актуальной, поскольку ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В центре внимания предложенного для анализа текста Ф. Д. Кривина находится проблема (к а к а я?) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что есть время? Время ─ это жизнь. Как часто мы волнуемся о том, что тратим время впустую, ведь тратить время ─ значит тратить жизнь.

Над этими вопросами размышляет советский писатель Ф. Д. Кривин ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Подумайте, можно ли считать поставленную Ф.Д.Кривиным проблему актуальной? В чём заключается её актуальность? Напишите об актуальности поставленной автором проблемы в одном или двух предложениях. Данный тезис можно считать переходным к комментирующей части — К2 — вашего сочинения.

В случае необходимости можете воспользоваться приведёнными ниже описательными оборотами речи, которые вводят в сочинение данный тезис:

Актуальность затронутой автором проблемы заключается в том, что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Безусловно, данная проблема актуальна, ибо _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проблема, поставленная Ф.Д. Кривиным, чрезвычайно злободневна, поскольку связана         ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Обратитесь вновь к назывному плану. Вам необходимо прокомментировать текст в аспекте сформулированной проблемы. Отберите предложения, которые войдут в комментарий

Создавая комментарий, используйте описательные структуры, такие, например, как:

Автор обращает наше внимание на то, что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Он стремится выявить причины _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.Д.Кривин убеждён, что _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кроме того, автор упоминает и о _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Сформулируйте позицию автора

Вы можете воспользоваться типичными оборотами речи, которые используются при введении данного тезиса в текст сочинения:

Позиция  автора заключается в  следующем: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Известный поэт считает (полагает, утверждает, высказывает точку зрения)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Позиция автора по затронутым вопросам ясна: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Автор убеждает читателя в том, что заставляет задуматься над тем, что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Напишите «переход» к аргументирующей части сочинения.

Можете использовать следующие конструкции «перехода»:

Я  согласен (согласна) с позицией автора, поскольку_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне близка точка зрения автора, утверждающего, что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Думаю, что Ф.Д.Кривин  прав, полагая, что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Размышляя над позицией автора, мне хотелось _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имейте в виду! В тезисе «перехода» вам следует не просто согласиться или не согласиться с автором. Вам следует ещё раз подтвердить точку зрения, которую вы собираетесь аргументировать. Поэтому обойтись без тавтологий здесь очень не просто, повторы в данном случае неизбежны. Чтобы избежать нежелательных повторов, противоречий, тавтологий, следует произвести необходимые синонимические замены. Если вы согласны с автором, значит, необходимо ещё раз по-новому выразить его позицию. Если вы хотите возразить автору, необходимо тактично утвердить свою позицию, отделив её от позиции автора, и всем последующим текстом обосновать эту позицию.

9. Ищем аргументы. Подумайте, какие примеры из литературно-художественных текстов вы могли бы привести, чтобы подтвердить мысль о том, что Время уходит безвозвратно; то течёт оно слишком быстро, то ползёт невероятно медленно. Все мы, наверное, жалеем об ушедших днях, говорим о том, что времени катастрофически не хватает, и не знаем, как правильно им распорядиться.

Схема:

Тезис (что мы доказываем?)

Аргументация (какие примеры можем привести?)

Вывод (общий итог)

Можно привести следующие примеры из литературных произведений, в которых___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я приведу примеры из художественной литературы, подтверждающие___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приведём примеры, из которых следует, что ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Литература и жизнь богаты примерами, иллюстрирующими___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Думается, что великие произведения мировой литературы подтверждают________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Напишите небольшое заключение. Оно должно состоять из одного или двух предложений — не более

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Напишите собственное сочинение, опираясь на план и учитывая критерии оценки сочинения.

         В тексте Феликса Кривина, русского писателя, поэта и прозаика, поставлена очень актуальная и важная для людей всех возрастов проблема потерянного времени.
        Автор создает удивительный вымышленный мир , в котором одушевляет часы, дни недели и сам календарь, что приковывает внимание читателя к тексту. Последний , "шлепающий по лужам" , является главным героем. Он вступает в беседу с несуществующим 25-ым часом, 8-ым днем недели и другими. Они пытаются убедить его прекратить свой "бег" по жизни, остаться с ними и ни о чем больше не переживать. Безмятежная жизнь поначалу завораживает календарь (предложения37-44), но он отказывается от их предложения(предложения 77-84). Безусловно, внимательный читатель сразу же поймет, что главный герой олицетворяет нас, людей, а вот все остальное- это какие-то заботы и дела."Значит, вы вроде и не существуете"- справедливо восклицает календарь. Кто " живет ни о чем не думая", тот не существует в реальности.
         Автор приходит к мысли, что время, потраченное на дела, не может считаться потерянным. Последним же оно является , если истрачено на существование вне хода времени: жизни, основанной на отсутствии какой-либо деятельности.
        Я согласен с точкой зрения писателя. Действительно, потерянным может считаться только то время, которое потрачено на безмятежное блаженство, не обремененное никакой деятельностью.      Для подтверждения своей правоты приведу несколько примеров.
         Например, в произведении Ивана Александровича  Гончарова «Обломов» главный герой отдалился от какой бы то ни было деятельности и существует лишь в своем маленьком мире, границей которого является входная дверь в его жилище. Он существует как бы вне хода времени. Итог такой жизни печален: человек «чахнет» , ,не реализует свой потенциал, а социум теряет того , кто мог бы быть ему полезен.
            Другим пример может служить Андрей Болконский - один из главных героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Болконский был участником военных кампаний, занимался разработкой новых реформ вместе со Сперанским. Постепенно он утратил интерес к этому, но потраченное время на эту деятельность нельзя считать потерянным, потому что ее результатом стало духовное развитие героя. Иными словами, эти унесенные жизнью листики календаря были прожиты не бесцельно.
В заключении хотелось бы отметить, что автор был прав. Человек должен стараться прожить свою жизнь с наименьшим количеством потерянного времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»

Цели урока:повторить  композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...

Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)

Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...

Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»

Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный)  УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...

Конспект урока на тему "Экологические проблемы нашего региона" (подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ) 11 класс.

Данный урок был разработан на основе материала, предоставленного участниками Международного проекта "Зелёный флаг. Чистые озёра" . Благодарю коллег и группу учащихся ГБОУ СОШ №621 Колпинского района з...

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"

Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...

Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ

Конспект урока "Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ"...

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе: «Эффективная система работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ(ЕГЭ)».

Цель: Развитие способности использовать навыки чтения и письма в работе над текстом при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждения в выпускных классах.Задача: Формирование специальных читател...