Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему
Методические рекомендации по теме: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._rekom._baeva.docx | 51.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по теме «: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина» 11 класс
Технологическая карта урока.
Предмет: русский язык
Учитель: Баева м.Б..
Класс: 11
Тип урока: урок развития речи.
Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и представлен в виде технологической карты.
Тема урока: «Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина»
Цели урока:
Образовательная:
подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на основе содержательного анализа текста (формулирование основной проблемы текста и комментария к ней; определение позиции автора; изложение собственного мнения по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов),
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Основные понятия | Этапы работы над сочинением-рассуждением, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. |
Ресурсы | Текст для организации работы по написанию сочинения; рабочий лист (черновик), художественная литература. |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа. |
Приложение 1.
Подготовка к сочинению – рассуждению в формате ЕГЭ. Содержательный анализ текста Ф.Д.Кривина «Потерянный день»
ЗАДАНИЕ.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без поры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ТЕКСТ.
(1)Для Календаря наступила осень... (2)Вообще-то осень у него — всю жизнь, потому что круглый год с него опадают листки, но когда листков остаётся так мало, как сейчас, то это уже настоящая осень.
(3)Календарь шлёпал по лужам, глядя в них — много ли на небе туч.
(4)У него уже не хватало сил поднять голову. (5)Вот тут-то ему и повстречалась тёплая компания. (6)Тридцать Первое Ноября, Восьмой День Недели и Двадцать Пятый Час Суток сидели вне времени и пространства и говорили об осенних делах.
(7)— Эге, папаша, неважно ты выглядишь! — крикнули они Календарю. (8)— Смотри, доконает тебя эта осень.
(9)— Доконает, — вздохнул Календарь.
(10)—Да ты присаживайся, чего стоишь?
(11)— Надо идти, — сказал Календарь, — нет времени.
(12)— Это у тебя-то нет времени? — рассмеялся Восьмой День Недели. (13)— А что же нам тогда говорить? (14)На нашу долю и вообще времени не досталось.
(15)— Да, — проворчал Двадцать Пятый Час, — ночей не спишь, всё стараешься попасть в ногу с временем — никак не удаётся. (16)Дождёшься двадцати четырёх часов, только попробуешь приткнуться — глядь — уже час ночи.
(17)— Или первое декабря, — вставило Тридцать Первое Ноября.
(18)— Сразу после тридцатого.
(19)— А я уж как извёлся с этими воскресеньями и понедельниками! (20)Так держатся друг за дружку, как будто их кто-то связал.
(21)— Восьмой День Недели с укором посмотрел на Календарь.
(22)— А всё ты, папаша, виноват. (23)Нет у тебя порядка.
(24)— Как это нет порядка? — обиделся Календарь. (25)— Я за порядком сам слежу, у меня каждый день на учёте.
(26)— А толку-то от этих дней! — воскликнуло Тридцать Первое Ноября. (27)— Каждый из них отбирает у тебя день жизни.
(28)— Отбирает, это правда...
(29)— Слышь, папаша, ты бы плюнул на них, а? (З0)Взял бы лучше нас — мы бы у тебя ни минутки не тронули.
(31)— Вас? — с сомнением посмотрел на них Календарь.
(32)— Ну конечно, нас! — сказал Восьмой День Недели.
(33)— У нас бы время никуда не двигалось, на месте стояло. (34)Ни четвергов, ни пятниц, ни суббот — живи, ни о чём не думай.
(35)— И всё время ночь, — подхватил Двадцать Пятый Час.
(36)— Спи себе, знай, похрапывай!
(37)— Это бы ничего, — улыбнулся Календарь. (38)— И все листки целы?
(39)— Все до одного! (40)Если время стоит — куда им деваться?
(41)Календарь сел, аккуратно подобрав листки.
(42)— Я бы тогда в библиотеку поступил, — мечтательно произнёс он. (43)— Там с книгами хорошо обращаются. (44)Взял, почитал, на место поставил... (45)Вот жизнь!
(46)— Выдана книга тридцать первого ноября...
(47)— В восьмой день недели...
(48)— В двадцать пять ноль-ноль...
(49)— Вернуть книгу тридцать первого ноября...
(50)— В восьмой день недели...
(51)— В двадцать пять ноль-ноль...
(52)— Постойте, постойте, — забеспокоился Календарь. (53)— Это как же? (54)Одну книгу читать целый год?
(55)— А что — разве много? (56)Если время стоит — чего там его экономить?
(57)Это сказало Тридцать Первое Ноября. (58)А Восьмой День Недели добавил:
(59)— Да и читать-то никто не будет. (60)Время стоит — значит, всё стоит, разве не понимаешь?
(61)— Всё стоит? (62)И жизнь, и всё остальное?
(63)— Стоит, папаша, стоит! (64)И тебе — прямая дорога на пенсию. (65)Наработал своё, довольно!
(66)— А как же библиотека?
(67)— На кой она тебе? (68)Плюнь, не думай!
(69)Календарь встал, расправил свои листки.
(70)— Ну, вот что, нечего мне тут с вами время терять. (71)Поговорили и хватит!
(72)— А осень, папаша? (73)Она же не пощадит! — напомнил Двадцать Пятый Час.
(74)— Ну и ладно!
(75)— Ох, смотри, доведут тебя твои дни!
(76)— Вы мои дни не судите, — рассердился Календарь.
(77)— Не вам их судить! (78)Они у меня все при деле. (79)А вы что? (80)Так, в стороне?
(81)3начит, вы вроде и не существуете.
(82)Календарь оторвал от себя листок.
(83)— Вот, потерял с вами целый день. (84)Возьмите себе — на память о потерянном времени.
(85)И он зашагал по лужам. (86)Но теперь уже в них не глядел. (87)Календарь смотрел высоко и далеко — туда, где кончается его жизнь и начинается жизнь других календарей, которые сейчас выходят из печати.
(Ф. Кривин *)
* Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г.) — русский советский писатель, поэт, прозаик.
Феликс Кривим — автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии.
1. Прочитайте текст .Составьте назывной план текста, выявляющий его смысловые вехи.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составьте вопросный план на основе назывного плана. Отвечая на поставленные вопросы, вы легче напишете комментарий и выделите проблему и главную мысль текста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Проанализируйте внимательно полученные записи. Выберите два тезиса: один для формулирования проблемы текста, другой — для формулирования позиции автора.
Проблема______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Позиция автора______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сформулируйте проблему текста. Попробуйте написать две-три формулировки проблемы,. Выберите лучшую формулировку для включения её в своё сочинение.
При формулировании проблемы можете воспользоваться следующими начальными частями фраз. Закончив данные предложения, выразите проблему текста.
В предложенном для анализа тексте Ф. Д. Кривина поставлена чрезвычайно важная проблема (к а к ая?)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________
В анализируемом тексте советским писателем Ф. Д. Кривиным поставлена весьма важная проблема (какая?)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________
Проблема ……….., поставленная писателем Ф. Д. Кривиным, является чрезвычайно актуальной, поскольку ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В центре внимания предложенного для анализа текста Ф. Д. Кривина находится проблема (к а к а я?) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что есть время? Время ─ это жизнь. Как часто мы волнуемся о том, что тратим время впустую, ведь тратить время ─ значит тратить жизнь.
Над этими вопросами размышляет советский писатель Ф. Д. Кривин ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Подумайте, можно ли считать поставленную Ф.Д.Кривиным проблему актуальной? В чём заключается её актуальность? Напишите об актуальности поставленной автором проблемы в одном или двух предложениях. Данный тезис можно считать переходным к комментирующей части — К2 — вашего сочинения.
В случае необходимости можете воспользоваться приведёнными ниже описательными оборотами речи, которые вводят в сочинение данный тезис:
Актуальность затронутой автором проблемы заключается в том, что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Безусловно, данная проблема актуальна, ибо _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проблема, поставленная Ф.Д. Кривиным, чрезвычайно злободневна, поскольку связана ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Обратитесь вновь к назывному плану. Вам необходимо прокомментировать текст в аспекте сформулированной проблемы. Отберите предложения, которые войдут в комментарий
Создавая комментарий, используйте описательные структуры, такие, например, как:
Автор обращает наше внимание на то, что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Он стремится выявить причины _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.Д.Кривин убеждён, что _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кроме того, автор упоминает и о _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Сформулируйте позицию автора
Вы можете воспользоваться типичными оборотами речи, которые используются при введении данного тезиса в текст сочинения:
Позиция автора заключается в следующем: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Известный поэт считает (полагает, утверждает, высказывает точку зрения)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Позиция автора по затронутым вопросам ясна: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Автор убеждает читателя в том, что заставляет задуматься над тем, что ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Напишите «переход» к аргументирующей части сочинения.
Можете использовать следующие конструкции «перехода»:
Я согласен (согласна) с позицией автора, поскольку_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне близка точка зрения автора, утверждающего, что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Думаю, что Ф.Д.Кривин прав, полагая, что_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Размышляя над позицией автора, мне хотелось _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имейте в виду! В тезисе «перехода» вам следует не просто согласиться или не согласиться с автором. Вам следует ещё раз подтвердить точку зрения, которую вы собираетесь аргументировать. Поэтому обойтись без тавтологий здесь очень не просто, повторы в данном случае неизбежны. Чтобы избежать нежелательных повторов, противоречий, тавтологий, следует произвести необходимые синонимические замены. Если вы согласны с автором, значит, необходимо ещё раз по-новому выразить его позицию. Если вы хотите возразить автору, необходимо тактично утвердить свою позицию, отделив её от позиции автора, и всем последующим текстом обосновать эту позицию.
9. Ищем аргументы. Подумайте, какие примеры из литературно-художественных текстов вы могли бы привести, чтобы подтвердить мысль о том, что Время уходит безвозвратно; то течёт оно слишком быстро, то ползёт невероятно медленно. Все мы, наверное, жалеем об ушедших днях, говорим о том, что времени катастрофически не хватает, и не знаем, как правильно им распорядиться.
Схема:
Тезис (что мы доказываем?)
Аргументация (какие примеры можем привести?)
Вывод (общий итог)
Можно привести следующие примеры из литературных произведений, в которых___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я приведу примеры из художественной литературы, подтверждающие___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведём примеры, из которых следует, что ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература и жизнь богаты примерами, иллюстрирующими___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Думается, что великие произведения мировой литературы подтверждают________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Напишите небольшое заключение. Оно должно состоять из одного или двух предложений — не более
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Напишите собственное сочинение, опираясь на план и учитывая критерии оценки сочинения.
В тексте Феликса Кривина, русского писателя, поэта и прозаика, поставлена очень актуальная и важная для людей всех возрастов проблема потерянного времени.
Автор создает удивительный вымышленный мир , в котором одушевляет часы, дни недели и сам календарь, что приковывает внимание читателя к тексту. Последний , "шлепающий по лужам" , является главным героем. Он вступает в беседу с несуществующим 25-ым часом, 8-ым днем недели и другими. Они пытаются убедить его прекратить свой "бег" по жизни, остаться с ними и ни о чем больше не переживать. Безмятежная жизнь поначалу завораживает календарь (предложения37-44), но он отказывается от их предложения(предложения 77-84). Безусловно, внимательный читатель сразу же поймет, что главный герой олицетворяет нас, людей, а вот все остальное- это какие-то заботы и дела."Значит, вы вроде и не существуете"- справедливо восклицает календарь. Кто " живет ни о чем не думая", тот не существует в реальности.
Автор приходит к мысли, что время, потраченное на дела, не может считаться потерянным. Последним же оно является , если истрачено на существование вне хода времени: жизни, основанной на отсутствии какой-либо деятельности.
Я согласен с точкой зрения писателя. Действительно, потерянным может считаться только то время, которое потрачено на безмятежное блаженство, не обремененное никакой деятельностью. Для подтверждения своей правоты приведу несколько примеров.
Например, в произведении Ивана Александровича Гончарова «Обломов» главный герой отдалился от какой бы то ни было деятельности и существует лишь в своем маленьком мире, границей которого является входная дверь в его жилище. Он существует как бы вне хода времени. Итог такой жизни печален: человек «чахнет» , ,не реализует свой потенциал, а социум теряет того , кто мог бы быть ему полезен.
Другим пример может служить Андрей Болконский - один из главных героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Болконский был участником военных кампаний, занимался разработкой новых реформ вместе со Сперанским. Постепенно он утратил интерес к этому, но потраченное время на эту деятельность нельзя считать потерянным, потому что ее результатом стало духовное развитие героя. Иными словами, эти унесенные жизнью листики календаря были прожиты не бесцельно.
В заключении хотелось бы отметить, что автор был прав. Человек должен стараться прожить свою жизнь с наименьшим количеством потерянного времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему «Роль синонимов в художественном тексте»
Цели урока:повторить композицию сочинения-рассуждения и понятие о синонимах;рассмотреть особенности построения сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;пробудить чувства бережного отношения...
Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)
Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...
Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»
Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный) УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...
Конспект урока на тему "Экологические проблемы нашего региона" (подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ) 11 класс.
Данный урок был разработан на основе материала, предоставленного участниками Международного проекта "Зелёный флаг. Чистые озёра" . Благодарю коллег и группу учащихся ГБОУ СОШ №621 Колпинского района з...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе на тему "Подготовка к сочинению-рассуждению по текстам художественного стиля"
Представленная методическая разработка поможет учителям 10-11 классов при подготовке учащихся к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля, в котором значительно труднее, как известно, опре...
Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ
Конспект урока "Работа с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ"...
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе: «Эффективная система работы с текстом при подготовке к сочинению-рассуждению в формате ОГЭ(ЕГЭ)».
Цель: Развитие способности использовать навыки чтения и письма в работе над текстом при подготовке к экзаменационному сочинению-рассуждения в выпускных классах.Задача: Формирование специальных читател...