конспекты и технологические карты уроков русского языка и литературы
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 8 класс)
Здесь размещены материалы разработанных мною уроков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- Предмет: русский язык
- Класс: 8
- Тип урока: урок «открытия» нового знания
- Тема: Неопределённо – личные предложения
- Цель: создать условия для развития языковедческой компетенции через:
- формирование понятий о неопределённо - личных предложениях и умений находить их по значению и структурным особенностям;
- отработку навыков использования данных предложений в речи;
- формирования умений систематизировать материал для создания презентации;
- развитие творческого мышления;
- воспитание любви к родному языку; привитие интереса к познанию.
УУД личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, самоопределение.
- регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
- коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.
- Планируемые результаты:
- личностные: понимают значимость изучаемого материала, овладевают способами самооценки
- метапредметные: обнаруживают и формулируют учебную проблему по данной теме, определяют цель учебной деятельности
- предметные: дают характеристику неопределённо – личным предложениям
- Основные понятия: неопределённо – личные предложения
- Межпредметные связи: литература, информатика
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивирование к учебной деятельности Цель: -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки - Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше Ведь ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца Прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья Прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней Сделалась жизнь? (Вл. Солоухин) Воспользовавшись стихотворением В.Солоухина я хотела бы поприветствовать всех присутствующих и предложить доброжелательное общение. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. | Приветствует обучающихся. Создаёт положительную мотивацию. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу. |
2. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель: -актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; -актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; -зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия 1)Зрительный самодиктант . -На слайде записано четверостишье. Прочитайте его, определите основную мысль, назовите встретившиеся орфограммы и пунктограммы. - Люблю дымок спалённой жнивы, В дыму ночующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берёз. (М.Ю. Лермонтов) Слайд 2. - Определите вид этого предложения: односоставное или двусоставное. Докажите. - Конкретизируйте, какое это односоставное предложение (определённо – личное). - Закройте глаза. Я прочту стихотворение, а вы образно представьте себе то, о чём в нём говорится. - Прочитайте ещё раз четверостишие и напишите его по памяти. - Проверьте себя. Кто не сделал ни одной ошибки? 2) Фронтальный опрос. – Какие предложения называются односоставными? - Как их отличить от двусоставных? – Какие предложения называются определенно-личными? - Какими формами глагола выражается сказуемое в определенно-личных предложениях?
- Сегодня у нас необычный урок – урок – презентация, я вам приготовила свою презентацию и буду учить вас делать презентацию на материале урока русского языка. У вас есть листы, на которых условно нарисованы «слайды» – прямоугольники. В ходе урока их нужно заполнить. - Прочтём предложение на экране и определим его тип по строению, наличию главных членов. Какое оно? | Организует фронтальный опрос, зрительный самодиктант, помогающие учащимся провести самодиагностику знаний Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Организует работу по характеристике предложения | Выполняют задание, проверяющее теоретическую базу знаний по теме «Односоставные предложения», пишут зрительный самодиктант, осуществляют самопроверку и оценивание выполненной работы. Находят и исправляют ошибки, формулируют правильные утверждения Читают предложение и определяют его тип по строению, наличию главных членов |
3. | Выявление места и причины затруднения Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения неопределённо – личных предложений; -сформулировать тему урока; -обозначить логическую необходимость изучения этой темы - Таким образом, у нас возникает затруднение в том, что для продолжения диалога нам необходимы знания. Какие? – Какие предложения называют неопределённо – личными? Какие значения имеют неопределённо – личные предложения? | Подводит обучающихся к проблеме путём постановки проблемного вопроса | Формулируют проблему по данной теме. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) Цель: -организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия - Сегодня мы с вами проводим исследование. Объектом нашего исследования является тема: «Неопределённо – личные предложения». Знание данной темы пригодится вам при сдаче ОГЭ в 9 классе в ходе выполнения задания по нахождению грамматических основ предложения. - Запишите тему - «Неопределённо – личные предложения» Обсуждение плана выхода из затруднения: 1. Выясним, какие предложения называются неопределённо – личными. 2. Раскроем особенности неопределённо – личных предложений. 3. Определим значения неопределённо – личных предложений. | Озвучивает тему урока. Подводит обучающихся к постановке целей урока. Организует обсуждение. Организует обсуждение плана дальнейшей работы. | Ученики формулируют цели. Обсуждают план. Настраиваются на дальнейшую работу. |
5. | Реализация построенного проекта Цель: - создать алгоритм определения неопределённо – личных предложений Характеристика предложений - Важно ли в этих предложениях знать, кто готовится к зиме, кто откроет спортзал? (Нет) Выводы: В данных предложениях главное – действие. -О том, какое значение имеют данные предложения мы узнаем, прочитав п.182 в «Теории». Проверка. Делаем вместе выводы: - Нам нужно записать в какой форме употребляется глагол – сказуемое в неопределённо – личных предложениях. Обсуждение. (На экране – полный алгоритм определения неопределённо – личных предложений) Минутка релаксации. | Подводит к проблеме. Организует работу по характеристике предложений. Организует самостоятельную работу с учебником. Организует работу по созданию алгоритма определения неопределённо – личных предложений и его обсуждение | Дают характеристику предложений. Делают вывод. Самостоятельно работают с учебником (Теория). Делают выводы. Создают алгоритм определения неопределённо – личных предложений. Вступают в диалог с учителем, одноклассниками. |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: -проговорить новый способ действия во внешней речи; -установить состоятельность этого способа Беседа о грамматических особенностях неопределённо-личных, обобщённо - личных предложений | Организует обобщающую беседу по вопросам. Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, устанавливает осознанность восприятия темы. | Вступают в диалог. Отвечают на вопросы, анализируют ответы одноклассников |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; - проверить свое умение применять изученный способ; - развивать умение самостоятельной проверки по эталону - А теперь я предлагаю вам на своём следующем записать 3 неопределённо - личных предложения, которые вы придумаете сами. Работа с предложениями. 1)На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (н-л) 2) Люблю грозу в начале мая! (о-л) 3)Что наряжают зимой? (н-л) 4) Ой, не трогайте меня – обожгу и без огня. (о-л) 5) Отбавишь – станет больше, прибавишь – станет меньше. (о-л) 6) Весной одевается, осенью раздевается. (н-л) | Организует индивидуальную самостоятельную работу обучающихся, работу по вариантам | Самостоятельно составляют предложения, распределяют предложения на 2 группы, проверяют, корректируют, исправляют ошибки, дополняют. |
8. | Включение в систему знаний и повторение. Цель: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности Игра «Кто быстрее» и правильнее найдёт неопределённо – личное предложение? (Учитель медленно читает предложение, а учащиеся поднимают руку, если это неопределённо – личное, не поднимают, если это определённо - личное предложение).
-На выбор выполните одно из трёх творческих заданий. Упр.209,210,211----- проверка. | Проверяет, как учащиеся научились различать определённо – личные и неопределённо – личные предложения Организует творческую работу обучающихся по новой теме | В ходе игры учатся различать неопрелённо – личные и определённо – личные предложения. Выполняют творческие задания разного уровня сложности |
9. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Цель:- оценить результаты собственной деятельности - сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание -Итак, подведём итоги нашей работы. 3.Интересно – Домашнее задание. Создать свою электронную презентацию по теме урока. Выставление оценок. | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке Постановка вопросов для рефлексии. | Называют основные позиции нового материала ( в ходе характеристики предложения. Анализируют, как усвоили материал, каким был урок (указывают на положительные, отрицательные моменты). Взаимодействуют с учителем. Взаимодействуют друг с другом. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синтаксическая пятиминутка Расставьте и объясните знаки препинания. Лента реки видне..щаяся вдали причудливо изгибалась и убегала за горизонт.
Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов, имеющих свойства: Вид – несовершенный Переходность – переходные и непереходные Спряжение - I и II Возвратные и невозвратные
От чего зависит выбор гласной в суффиксе причастий? Суффикс причастия зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано: 1-е спряжение – УЩ-/-ЮЩ-, 2-е спряжение – АЩ-/-ЯЩ- .
Чтобы правильно написать гласную в суффиксах, нужно:
Звонить (2 спр) - звонят- звон Я щий Боиться (2 спр) - боятся– бо Я щийся, Работать (1спр) -р аботают – работа Ю щий Петь (1спр) – поют - по Ю щий
Самостоятельная работа 1. От данных глаголов образуйте сначала форму 3-го л. мн.ч., а затем дейст. прич. настоящего времени Образец: плакать-плачут-плачущий Говорить- Скакать- Плескаться- Бежать- Колебать- Читать -
2. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы причастий Сверка..щий на со..нце снег Весело щебеч..щими птицами Шепч..щие на ветру деревья Вер..щий людям Зна..щий правду Люб..щий спорт Стел..щийся дым
Образуйте от глаголов, данных в скобках, действительные причастия настоящего времени: (таять) снег, (рыть) канаву, (маячить) огни, (скакать) на лошади, (сеять) пшеницу, (бороться) за справедливость, (строить) замок, (стрелять) метко, (мучиться) от боли, (верить) в добро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...
Конспект и технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Тематические группы"
Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...
Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. О...
Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Смысл технологической карты - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому, чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...
Проектирование технологических карт уроков русского языка и литературы
Проектирование технологических карт уроков русского языка и литературы...
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Обобщение изученного по теме «Имя существительное». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений. ...
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение».
Конспект, презентация, технологическая карта урока русского языка в 9 классе на тему «Сложносочиненное предложение». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений....
- Мне нравится (1)