Практикум по созданию технологических карт уроков русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Представляю две технологические карты уроков. Урок литературы в 7 классе и урок русского языка (развития речи) в 6 классе. В технологических картах представлены виды деятельности учителя и учеников. Описаны универсальные учебные действия учеников, формируемые на каждом этапе урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_b._godunovu.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум по составлению технологических карт
уроков литературы и русского языка.
Березкина Тамара Алексеевна учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г. Томска
Методическая разработка урока литературы в 7классе
Технологическая карта урока
7 класс
УМК В. Я. Коровиной
Образы летописца и самозванца в драме Пушкина А. С. «Борис Годунов».
Изучение нового материала.
Цель: знакомство с трагедией «Борис Годунов», формирование интереса к истории страны и её отражению в произведениях Пушкина А.С.
Задачи:
- повторить понятия драма и трагедия через работу со словарём литературоведческих терминов;
- познакомиться с пушкинской интерпретацией истории Лжедмитрия из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина;
- учиться понимать авторское отношение к изображаемым историческим событиям и героям;
Технологии и методы: РКМЧП, стратегии: «спросите автора»; «цитаты действующих лиц»; проблемно-поисковый метод; работа в парах.
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Результаты |
Организационный момент | |||
Вызов Актуализация | Предлагает рассмотреть список имён на доске:
и объяснить, что может объединять данные имена. | Анализируют данный список и предлагают обобщить по признакам: 1 – реальные исторические личности; 2 – персонажи литературных произведений; 3 – герои произведений А. С. Пушкина; | Познавательные УУД – знание теории литературы, истории, жанров литературы; регулятивные – умение самостоятельно определять цели. |
Предлагает объяснить, какое имя лишнее в этом списке и почему. | Анализируют имена персонажей и выдвигают версии: 1 – Емельян Пугачёв, так как литературное произведение о нём написано в прозе; 2 – все кроме Е. Пугачёва законные правители государства; 3 – Борис Годунов – произведение создано для постановки на сцене (и другие версии). Делают вывод об огромном интересе А. С. Пушкина к истории страны, определяют тему и цель урока. | ||
Осмысление | Демонстрирует книгу Н. М. Карамзина «История государства Российского»; подчёркивает интерес Пушкина к теме самозванства на Руси. | Подготовленный ученик сообщает историю Лжедмитрия по версии Карамзина Н. М., на основе которой создана драма А. С. Пушкина «Борис Годунов». | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. |
Предлагает определить жанр указанных произведений, вместе с учащимися оформляет запись на доске. | Делают запись: Пётр I - поэма; Князь Олег (Вещий) – баллада; Емельян Пугачёв – роман; Борис Годунов – драма. | ||
Организует индивидуальную работу с раздаточным материалом (раздаёт карточки для индивидуальной работы. (Приложение 1). Предлагает выделить ключевые слова в определениях термина «драма», «конфликт». В определении «драмы» ключевым является «конфликт». В определении «конфликта» ключевыми являются, в числе прочих, «столкновение взглядов, принципов», «конфликт внешний», «конфликт внутренний». | Заполняют таблицу, соотносят литературоведческий термин и его определение. Работая в парах, выделяют ключевые слова в определениях термина «драма» (литература и театр, конфликтность сюжета). Выделяют ключевые слова в определении конфликта («столкновение», «внешний конфликт», «внутренний конфликт»). | ||
Создаёт условия для творческой работы, для чтения по ролям, помогает уточнить характеристику героев, для точной передачи интонаций при чтении. Использует стратегию «Спросите автора» | Читают реплики Пимена и Григория, определяют авторское отношение. Дают оценку чтения одноклассниками отрывков. | Познавательные – (роль Григория в истории страны, развитие его замысла), смысловое чтение, коммуникативные – оценивание ответов одноклассников. Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. | |
Использует стратегию «цитаты действующих лиц». Помогает заполнить таблицу «Образ летописца и образ самозванца» репликами персонажей, важными для понимания их характеров и авторского отношения к данным героям. Помогает выяснить лексическое значение слова «лукаво». | Во время чтения заполняют таблицу репликами Пимена и Григория. ( Приложение 2). Выясняют лексическое значение слова «лукаво», «лукавить, Делают вывод о характере Пимена: смиренный, мудрый, трудолюбивый и вывод о его ценностях: призывает Григория быть правдивым летописцем. Выписывают в таблицу реплики в которых Григорий начинает примерять на себя мысль о самозванстве. | Познавательные УУД. Смысловое чтение: ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст. Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, в таблицу. | |
Задаёт вопрос «Почему автор для рождения преступного замысла выбрал такое «неподходящее» место – келью монастыря? Какой приём использует автор? (Контраста) | Решают проблемную ситуацию, почему автор выбрал для рождения преступного замысла такое место, как келья монастыря. | Познавательные УУД – идейное содержание драмы «Борис Годунов». Регулятивные УУД. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | |
Предлагает определить природу конфликта драмы: внешний или внутренний, и решить, что с чем борется в данной сцене. | Участвуют в беседе. | ||
Рефлексия | Предлагает обдумать проблемный вопрос о том, какие общие черты связывают волхва в «Песни о вещем Олеге» и Пимена в драме «Борис Годунов». | Высказывают идею о сходстве идей о высоком предназначении поэта, летописца, волхва. | Познавательные – систематизировать, обобщать, сопоставлять материал разных литературных произведений. Регулятивные УУД. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
Разъяснение дом. Задания. | Предлагает сформулировать выводы обсуждения и записать их в тетради (базовый уровень); Составить словарик драмы «Борис Годунов» | Дома записывают выводы в тетради под таблицей. По желанию оформляют таблицу- словарик драмы «Борис Годунов». |
Приложение 1.
Соотнеси литературоведческий термин и его определение. Запиши ответ.
А. Драма
Б. Трагедия
В. Композиция
Г. Экспозиция
Д. Кульминация
Е. Художественная деталь
И. Конфликт
- Вступительная, исходная часть сюжета, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших началу действия; знакомит с персонажами, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.
- Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий.
- Острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов, столкновение может быть внешним и внутренним.
- Род литературный, принадлежащий одновременно театру и литературе, его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия, членение на сценические эпизоды, отсутствие повествовательного начала.
- Один из приёмов конкретизации, выразительная подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
- Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения, вершина конфликта.
- Произведение, изображающее напряжённую борьбу страстей или идей, общественную или личную катастрофу, обычно заканчивающееся гибелью героя.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е | И |
Приложение 2. (запись в тетради)
Образ летописца Пимена | Образ Григория |
Всё то, чему свидетель в жизни будешь…» |
Счастлив!
Каких был лет царевич убиенный? |
Технологическая карта урока развития речи
6 класс
УМК Шмелёва А. Д.
Подробное изложение текста с соединением разных типов речи
Урок развития речи
Цель: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование понятия об особенностях функциональных типов речи.
Задачи:
- учиться составлять связные тексты разных типов,
- учиться отбирать лексические средства с учётом функционального типа речи.
Технологии: технология продуктивного чтения; приёмы: «развиваем внимание к слову», «мысленный экран», «диалог с текстом»; метод: проблемно-поисковый.
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Результат | |
Организационный момент. | ||||
Предчтение Актуализация | Создаёт проблемную ситуацию, организует работу с терминами, записанными на доске :
Просит предположить, какие части речи будут преобладать в данных типах речи. Предлагает сформулировать и записать тему урока и учебные задачи (на какие вопросы вы будете искать ответы). Организует работу обучающихся с третьей частью учебника, с инструкцией написания подробного изложения. | Изучают запись на доске, отвечают, что перед ними типы речи, в которых могут преобладать такие части речи: в повествовании преобладают глаголы, в описании – прилагательные, в рассуждении – дети затрудняютс я ответить. Формулируют тему: Типы речи в тексте и их особенности. Читают в 3 части учебника инструкции написания подробного изложения, формулирование определений терминов: описание, рассуждение и повествование. | Познавательные – правила написания подробного изложения. Регулятивные – составления плана работы; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы. | |
Чтение (Соотнесение частей текста и структурных элементов; анализ лексических средств выразительности текста рассказа и особенности строения предложений). | Организует чтение текста Э. Шима «Кто за кем охотится?» Создаёт проблемную ситуацию: предлагает расположить термины: описание, рассуждение и повествование – в том порядке, в каком они представлены в тексте Э. Шима. | Читают текст и определяют его структуру, решают проблемную ситуацию, как расположить три части текста. | Познавательные УУД. Выделять явление из общего ряда других явлений. Объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. | |
Контролирует работу по составлению плана, вносит коррективы. Приложение 1. | Соотносят части текста и структурные элементы – разные типы речи. | Познавательные: строят рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям. Коммуникативные: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль ( владение механизмом эквивалентных замен). | ||
Помогает выделить эпитеты, сравнения в первой части ( бронзовое, слюдяные, громадные, выпуклые, будто очки); подчёркивает роль глаголов во второй части (сорвалась, скользнула, сцапала). Указывает на особую форму существительных отглагольных (взлёт, щелчок), и роль повторов во второй части (опять, снова, опять). Показывает особенность построения третьей части рассказа: вопросно-ответная форма (Она ведь за кем охотится? За комарами. А комары за кем охотятся?) | Выписывают в соответствующие колонки таблицы средства выразительности и примеры синтаксических конструкций рассказа Э. Шима. Наблюдают за особенностями синтаксических конструкций в третьей части рассказа Э. Шима. | Коммуникативные – оценка художественного своеобразия частей рассказа, оценка роли средств выразительности, применение в собственном письменном высказывании тропов и стилистических фигур. | ||
После чтения | Создаёт условия для творческой работы в классе по написанию изложения. | Подробно излагают текст рассказа. | Коммуникативные УУД. Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты и использованием необходимых речевых средств. | |
Разъяснение домашнего задания | Из произведения художественной литературы подобрать отрывок с сочетанием функциональных типов речи. | Познавательные УУД. Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. |
Приложение 1.
Послушайте текст Э. Шима. Соотнесите термины и части текста.
А. РАССУЖДЕНИЕ | 3 | |
Б. ОПИСАНИЕ | 1 | |
В. ПОВЕСТВОВАНИЕ | 2 | |
Повела глазищами: - Не прогонишь? Я тебе пригожусь. | ОПИСАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОВЕСТВОВАНИЯ | |
Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Какой-то щелчок послышался. И упало мне на руку блестящее комариное крылышко. Это она комара на лету сцапала. Едва присела на удочку, как снова взлёт. Опять щелчок надо мной. Опять комариные крылышки сыплются. | ПОВЕСТВОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ | |
- Я же говорила, что пригожусь! ( По Э. Шиму) | РАССУЖДЕНИЕ |
Ответ:
Часть текста | Тип речи | Лексические средства |
1 | Описание стрекозы с элементами повествования. | Слюдяные , бронзовое, огромные выпуклые, будто очки… |
2 | Повествование об охоте на комаров с элементами рассуждения. | Сорвалась, скользнула, послышался, сцапала, присела, снова, опять, взлёт, щелчок… |
3 | Рассуждение о хитрости и сообразительности стрекозы. | Сообразительная, хитрая, выбрала местечко поближе… Ну и сообразительная! Она ведь за кем охотится? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Технологическая карта урока русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Смысл технологической карты - в осознании алгоритма работы учителя и учеников на определенных этапах урока, поэтому, чем проще, понятней и практичней будет такая карта - тем больше в ней с...
Технологическая карта урока истории в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Разработка содержит материалы для проверки домашнего задания и самостоятельной работы на уроке...
Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы
Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...
Технологическая карта урока русского языка 10 кл в соответствии ФГОС СОО
Тема урока "Изобразительно - выразительные средства языка". Исходя из требований ФГОС, подобраны задания, сформулированы задачи...
Технологическая карта урока «Нации и народности Ставрополья» в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока «Нации и народности Ставрополья» в соответствии с требованиями ФГОС...
- Мне нравится (1)